Антимонопольная политика России в отношении естественных и искусственных монополий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Традиционно рынки в топливо-энергетическом комплексе монополизированы. По этой причине у их субъектов может возникать желание диктовать цены на свои продукты потребителю. Данная тенденция не обошла и Россию. По этой причине государство устанавливает ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Так, согласно ст. 6 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", государство осуществляет ценовое регулирование путем установления предельных цен (тарифов) и их предельного уровня. Тариф должен быть установлен таким образом, чтобы учитывать необходимые расходы на производство продукции (услуг) данными субъектами, учитывая издержки производства (реализации), налоги и прочие платежи, стоимость основных производственных фондов, потребности в капиталовложениях для воспроизводства, амортизационные отчисления, прогнозируемые прибыли, удаленность разных групп покупателей от мест производства продукции (услуг) и прочие факторы.

Тарифы утверждаются уполномоченными госорганами. До 2004 г. разработкой и установлением тарифов занималось несколько госорганов, в частности Федеральная энергетическая комиссия занималась тарифами на продукты ТЭК. В середине 2004 г. в связи с изменениями структуры федеральных органов исполнительной власти была создана Федеральная служба по тарифам РФ (ФСТ России), которая согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» должна была решать вопросы по тарифообразованию на продукцию (услуги) всех субъектов естественных монополий, а также на другие продукты, имеющие для государства стратегическое или социальное значение. В остальном корректировка деятельности субъектов естественных монополий была передана Федеральной антимонопольной службе РФ.

Согласно установленной компетенции у ФСТ России есть две цели. Первая состоит в обеспечении сбалансированности и длительной стабильности регулируемого рынка (что выступает одним из важнейших условий экономического роста России). Вторая цель заключается в обеспечении обоснованности и ясности процедур утверждения тарифов. Для осуществления первой цели важнейшей задачей стало утверждение тарифов на более или менее долгосрочные перспективы. В сентябре 2004 г. ФСТ России впервые установила предельный тариф на тепловую энергию и электричество на два года. В соответствии с принятыми в конце 2005 г. изменениями в Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" размеры тарифов не могут пересматриваться чаще, чем один раз в год.[8]

 Разработку тарифов в данной отрасли осуществляют на базе нормативно-правовых актов. В каждой сфере, где функционируют субъекты естественных монополий, сформирован собственный блок законов и прочих нормативно-правовых актов. При этом законодательство постоянно изменяется, и оно отражает поиск государством более эффективных инструментов по управлению данными отраслями, создание условий для развития конкуренции.

Закон о естественных монополиях принимался в те времена, когда монополисты по сути не имели конкурентов. На сегодняшний день в большинстве регионов у монополистов стали появляться конкуренты, рынок меняет сой прежний облик, возникает необходимость по развитию локальных рынков ТЭК. Посему, в данный момент приближается серьезная перестройка принципов и методов государственного регулирования отраслей в сфере естественных монополий.

Что же касается искусственных монополий, главным направлением антимонопольной политики России в данном случае является противодействие созданию монополий подобного вида, а в некоторых случаях и ликвидацию существующих подобных монополий.

Не лишним будет заметить тот факт, что на данный момент наблюдается снижение нарушения антимонопольного законодательства органами власти в регионах РФ. Об этом свидетельствует статистика ФАС за 2013-2017 год, представленная на диаграмме.[9]

 

Итак, в настоящий момент полномочия государства в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти: Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам.

Подводя итог, можно сказать, что Российская Федерация пристально следит за развитием добросовестной конкуренции на всей своей территории, вводя определенные ограничения для естественных монополий и не позволяя возникать искусственным.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе написания курсовой работы достигалась ее цель, а именно дать общую характеристику монополии и антимонопольной политике, а также изучить антимонопольное регулирование в России в настоящее время.

Монополия это:

· рыночная структура или рыночная ситуация, когда есть только один продавец товара (если отсутствует заменитель данного товара) и много покупателей;

· факт исключительных прав каких-либо субъектов на что-либо (на производство или продажу товаров, на те или другие действия и т.д.);

· непосредственно крупное предприятие (фирму) или объединение предприятий (фирм), контролирующих большую часть производства и продажи каких-либо товаров и контролирующих в этой связи ситуации в определенных сферах деятельности.

Антимонопольная политика ̶ деятельность государственных органов исполнительной власти, направленная на защиту добросовестной конкуренции и ограничение монопольной власти.

В настоящее время в Российской Федерации антимонопольная политика реализуется двумя органами государственной власти ̶ Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Федеральной службой по тарифам (ФТС).

Государство устанавливает ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий с целью недопущения необоснованного завышения цен на продукцию (услуги) естественных монополий.

Главным направлением антимонопольной политики России в случае с искусственными монополиями является противодействие созданию монополий подобного вида, а в некоторых случаях и ликвидацию существующих проявлений подобных монополий.

В целом, Россия добилась немалых успехов в создании и применении антимонопольного законодательства, но на нынешнем этапе развития российской экономики говорить о прекращении эволюции антимонопольного законодательства рано.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 17.08.1995 "О естественных монополиях" № 147-ФЗ

3. Федеральный закон от 26.07.2006 "О защите конкуренции" N 135-ФЗ .

4. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" № 41-ФЗ .

5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" .

6. Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (Утвержден Указом Президента РФ от "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" от 21.12.2017 года № 618).

7. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» .

 

Научная, учебная литература, периодическая печать и интернет-источники

8. Князева, И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб. пособие. // М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – 306 с.

9. А.Ю.Латышев. Противоречия развития современных монополий: теория и российская практика // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 9 (338). Экономика. Вып. 44. С. 78–88 .

10. Николаева Д. ФАС улучшает статистику // Газета "Коммерсантъ" №138 от 06.08.2018, стр. 2 .

11. Л.Фролова. Монополии: примеры в мире и в России // портал ФБ.ру 2015: http://fb.ru/article/194243/monopolii-primeryi-v-mire-i-v-rossii .

12. Ходов, Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. // М.: Экономистъ, 2012. – 620 с.

13. Федеральная антимонопольная служба России // Электронный ресурс https://fas.gov.ru/pages/about/overview/obshhee.html .

14. Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".

15. Справочно-правовая система "Гарант".


[1]      Л.Фролова. Монополии: примеры в мире и в России // портал ФБ.ру 2015: http://fb.ru/article/194243/monopolii-primeryi-v-mire-i-v-rossii

[2]      А.Ю.Латышев. Противоречия развития современных монополий: теория и российская практика // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 9 (338). Экономика. Вып. 44. С. 78–88

[3]      Князева, И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб. пособие // М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – 306 с.

[4]      Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О защите конкуренции". С изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., 17 июля, 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 8 мая, 29 ноября 2010 г., 1 марта, 27 июня, 1, 11, 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 28 июля, 30 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля 2014 г., 29 июня, 13 июля, 5 октября 2015 г., 3 июля 2016 г., 19 февраля, 23 апреля, 4 июня, 29 июля, 28 ноября 2018 г. // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12148517/#ixzz5Ypl6uRDG

[5]      Федеральная антимонопольнаяслужба России // Электронный ресурс https://fas.gov.ru/pages/about/overview/obshhee.html

[6]         Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.02.2007 г. N 83; от 28.11.2006 г. N 724; от 28.03.2008 г. N 217; от 27.10.2008 г. N 786; от 07.11.2008 г. N 814; от 29.12.2008 г. N 1052; от 29.12.2008 г. N 1063; от 15.09.2009 г. N 744; от 20.02.2010 г. N 67; от 10.06.2010 г. N 423; от 15.06.2010 г. N 438; от 24.03.2011 г. N 210; от 25.04.2011 г. N 318; от 21.10.2011 г. N 853; от 25.06.2012 г. N 631; от 18.09.2012 г. N 944; от 20.12.2012 г. N 1345; от 26.08.2013 г. N 728; от 26.08.2013 г. N 739; от 02.11.2013 г. N 988; от 26.08.2014 г. N 857;от 25.12.2014 г. N 1489; от 02.03.2015 г. N 187; от 04.09.2015 г. N 941; от 24.10.2015 г. N 1139; от 02.12.2015 г. N 1305; от 25.12.2015 г. N 1429; от 01.07.2016 г. N 616; от 14.09.2016 г. N 920; от 17.10.2016 г. N 1052; от 24.01.2018 г. N 59; от 17.02.2018 г. N 168).

 

[7]      Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (Утвержден Указом Президента РФ от "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" от 21.12.2017 года № 618)

[8]      Ходов, Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. // М.: Экономистъ, 2012. – 620 с

[9]      Николаева Д. ФАС улучшает статистику // Газета "Коммерсантъ" №138 от 06.08.2018, стр. 2


Дата: 2018-12-28, просмотров: 376.