Цели
Направления
Ограничение рыночной власти
В случае искусственного монополизма главное направление регулирования ̶ противодействие формированию таких монополий либо ликвидация уже действующих. Для этого государство может применять санкции, заключающиеся в:
· предупредительных мерах (запрете слияния крупных компаний);
· штрафах за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытки сговоров с конкурентом);
· прямой демонополизации, т.е. принудительном разделении монополии на несколько независимых компаний.
Необходимо отметить, что административно-правовые методы являются наиболее важной и активной составляющей в механизме антимонопольного регулирования. В них выражаются особенности полномочий и характер деятельности антимонопольных органов. По своим юридическим свойствам административно-правовые методы антимонопольного регулирования делят на:
· методы нормативного воздействия (внешне выражаются путем издания (принятия) нормативных правовых актов и нормативных публичных договоров, действующих в отношении неопределенного круга лиц);
· методы индивидуального воздействия (внешне выражаются через совершения различных административно-правовых действий в отношении конкретных субъектов и издания (принятия) индивидуальных правовых актов (предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям)).
Устоявшимся является сепарация методов по характеру воздействия на убеждение и принуждение. Убеждение в сфере антимонопольного регулирования направлено на предупреждение нарушений и в основном реализуется через механизмы адвокатирования конкуренции.
Административное принуждение в сфере антимонопольного регулирования проводится в рамках особых охранительных административно-правовых отношений. Применение мер административного принуждения в деятельности антимонопольных органов не выходит за пределы защиты обязательных правил поведения. Такую деятельность рекомендуется называть антимонопольным принуждением.
Основаниями применения антимонопольного принуждения являются:
· во-первых, совершение административного правонарушения;
· во-вторых, совершение иного действия (бездействия), нарушающего антимонопольные требования, но не являющегося административным правонарушением согласно КоАП РФ;
· в-третьих, наступление особых условий, предусмотренных административно-правовой нормой, при которых меры антимонопольного принуждения применяются в отсутствие правонарушения в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий для конкурентной среды в экономической сфере.
Исследование антимонопольного законодательства позволяет подчеркнуть в структуре антимонопольного принуждения следующие схожие виды административно-правовых мер:
· административно-предупредительные меры;
· административно-восстановительные меры;
· меры административной ответственности.
К иным административно-правовым методам относится прежде всего метод административного наблюдения. Применение данного метода предопределяет специфическую деятельность антимонопольных органов по регулярному наблюдению за деятельностью хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и местного самоуправления с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности. Соответственно, результатом применения метода административного наблюдения будет являться выявление нарушений антимонопольного законодательства.
В целом, система мер антимонопольного регулирования представлена в таблице 2:
Система антимонопольного регулирования
Законодательные меры |
Экономические меры | ||
Ограничение контроля над рынком | Контроль за слияниями | Косвенное регулирование | Прямое регулирование |
Запрет соглашений о ценах | Контроль за соглашениями об использовании продукции | Налогообложение продукции | Установление "потолков цен" |
Запрет соглашений о разделе рынков | Запреты на установление розничных цен | Налогообложение сверхприбылей | Установление предела нормы прибыли |
Определение набора предоставляемых услуг | Запреты соглашений о предоставлении исключительных прав |
Таким образом, необходимо указать, что антимонопольная политика направлена на создание условий добросовестной конкуренции и предотвращение монополизации рынка. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, по причине создания условий роста конкурентоспособности отечественных производителей и экономики в целом. Спорность практического осуществления антимонопольной политики обусловлена тем обстоятельством, что она применяет, главным образом, экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. По этой причине эффективность антимонопольной политики определяют, прежде всего, развитостью национальных рынков и объективностью государственной экономической политики.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.