ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина «Экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Антимонопольная политика в России.
Выполнил:
Студент 2 курса 1 группы
очной формы обучения
факультета права и управления
по направлению подготовки:
40.03.01 «Юриспруденция»
Антонов Иван Вячеславович.
Научный руководитель:
Профессор кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин доктор экономических наук
майор внутренней службы
Дерен Иванна Ивановна
Дата защиты: | |||
Оценка: |
| ||
| |||
(подпись научного руководителя) | |||
Владимир, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика монополии.....................................................................5
1.1. Понятие монополии..........................................................................................5
1.2. Классификация типов монополизма...............................................................7
1.3. Сущность и значение антимонопольной политики.....................................9
Глава 2. Антимонопольное регулирование в России в настоящее время........13
2.1. Цели, задачи и методы антимонопольной политики в России..................13
2.2. Антимонопольное законодательство РФ. Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и их деятельность........................................................................................................................16
2.3. Антимонопольная политика России в отношении естественных и искусственных монополий.............................................................................................20
Заключение.............................................................................................................24
Библиографический список..................................................................................26
ВВЕДЕНИЕ
Всем нам хорошо знакомо такое слово как монополия. Оно часто бывает на слуху. В экономической науке изучение такого явления как монополия имеет большое значение. Но что же такое монополия, антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства? На эти вопросы необходимо дать ответ в ходе написания курсовой работы.
Одни ученые-экономисты считают, что в условиях рыночной экономической системы монополия оказывает исключительно разрушительное воздействие на развитие экономики. Другие же считают, что при разумном, грамотном использовании монополии государство может эффективно развивать собственную экономику, но в этом случае государство обязано осуществлять жесткий контроль за тем, чтобы монополисты излишне не злоупотребляли своим исключительным положением. Вопрос о том, какая из данных точек зрения является истинной и наиболее продуктивной, остается открытым в настоящее время.
Антимонопольная политика является необходимой мерой, применяемой государством для защиты добросовестной конкуренции, эффективного распределения ресурсов, а также для решения других проблем помимо экономических.
Итак, актуальность данной курсовой работы состоит в том, что государство должно поддерживать конкуренцию в условиях рыночной экономической системы, а это является трудноосуществимым без четкой и ясной антимонопольной политики, которая должна включать в себя меры, необходимые для развития и успешного функционирования экономики.
Таким образом, целью настоящей работы является изучение антимонопольной политики в России. В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты антимонопольной политики; проанализировать антимонопольную политику в современной России.
Объектом исследования работы является антимонопольная политика, предметом исследования ее проблемы и перспективы развития в России на современном этапе.
При написании работы использовались следующие методы: анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный метод, обобщения, описания и другие методы научного познания.
Информационной базой работы послужили учебные экономические пособия, современная научная литература в области государственного регулирования экономики и антимонопольной политики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Понятие монополии
Общеизвестно, что есть два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика по отношению к естественным монополиям и антимонопольная политика по отношению к искусственным монополиям. Для того чтобы понять вопросы, связанные с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в Российской Федерации, нужно в общих чертах понимать сущность самой монополии. Существует большое количество определений монополии, поскольку это понятие охватывает множество аспектов. Как правило, применяется троякое определение монополии, а именно монополию рассматривают как: рыночную структуру или рыночную ситуацию, когда есть только один продавец товара (если отсутствует заменитель данного товара) и много покупателей; факт исключительных прав каких-либо субъектов на что-либо (на производство или продажу товаров, на те или другие действия и т.д.); непосредственно крупное предприятие (фирму) или объединение предприятий (фирм), контролирующих большую часть производства и продажи каких-либо товаров и контролирующих в этой связи ситуации в определенных сферах деятельности.
Итак, можно выделить следующие признаки монополии:
· На рынке монополий есть один продавец и многие покупатели;
· Произведенные продукты уникальны (т.е. не заменяют);
· Из-за препятствий для новых компаний практически невозможно выйти на рынок.
· Есть много причин для этих препятствий, в том числе: крупные предприятия и экономия за счет масштаба, индивидуальные лицензии на осуществление, выданные государством, монопольное использование определенных ресурсов, связанных с производством редких товаров (таких как аэрокосмическая промышленность); Естественная монополия, условия самой продукции и характер хороших вещей, недобросовестная конкуренция, то есть влияние нечестных методов, связанных с конкурентами на клиентов, с помощью больших бюджетов и размера всей компании;
· Сложности в получении полных данных обо всём рынке.
Стоит отметить, что конкурентный рынок считается эффективной системой в современной экономике. Однако многие рынки работают на конкурсной основе, что невозможно или неэффективно, и для них естественным является высокий уровень монополии. Когда влияние масштаба настолько велико, что компания может поставлять товары на весь рынок, это естественные монополии, а стоимость ниже, чем стоимость конкурирующих компаний. Монопольные организации на этих рынках приводят к техническим характеристикам. Примечательной особенностью этой формы естественной монополии является наличие сетевых структур (трубопроводов, линий электропередач, водных систем, железнодорожных линий), что является нормальным для отраслей, реализующих услуги связи. Зачастую они имеют высокую фиксированную стоимость и обеспечивают возможность экономии за счет масштаба, т. Е. По мере увеличения объема производства стоимость единицы продукции (на единицу продукции) снижается. Это объясняет эффективность концентрирования производства продукции у одного производителя. Кроме того, конкуренция в этом случае невозможна из-за особенно высокой стоимости невозврата. Следует отметить, что монопольный статус является желательным для любого предпринимателя или предприятия, поскольку он сначала позволяет избежать конкурентных рисков. Во-вторых, он должен занимать привилегированное положение на рынке и сосредоточиться на определенных полномочиях. Наконец, монополист имеет возможность влиять на других участников рынка и навязывать свои условия с точки зрения силы.
Таким образом, нельзя однозначно утверждать, что монополия ̶ это негативное явление рынка, поскольку имеет значение, во-первых, в какой отрасли эта монополия существует, во-вторых, что влечет за собой существование монополии в данной отрасли. Совсем другая ситуация возникает, когда речь идет о нечестной конкуренции и когда фирмой-монополистом является предприятие, не имеющее законодательного разрешения на такую деятельность.
Законодательные меры
Экономические меры
Таким образом, необходимо указать, что антимонопольная политика направлена на создание условий добросовестной конкуренции и предотвращение монополизации рынка. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, по причине создания условий роста конкурентоспособности отечественных производителей и экономики в целом. Спорность практического осуществления антимонопольной политики обусловлена тем обстоятельством, что она применяет, главным образом, экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. По этой причине эффективность антимонопольной политики определяют, прежде всего, развитостью национальных рынков и объективностью государственной экономической политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания курсовой работы достигалась ее цель, а именно дать общую характеристику монополии и антимонопольной политике, а также изучить антимонопольное регулирование в России в настоящее время.
Монополия это:
· рыночная структура или рыночная ситуация, когда есть только один продавец товара (если отсутствует заменитель данного товара) и много покупателей;
· факт исключительных прав каких-либо субъектов на что-либо (на производство или продажу товаров, на те или другие действия и т.д.);
· непосредственно крупное предприятие (фирму) или объединение предприятий (фирм), контролирующих большую часть производства и продажи каких-либо товаров и контролирующих в этой связи ситуации в определенных сферах деятельности.
Антимонопольная политика ̶ деятельность государственных органов исполнительной власти, направленная на защиту добросовестной конкуренции и ограничение монопольной власти.
В настоящее время в Российской Федерации антимонопольная политика реализуется двумя органами государственной власти ̶ Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Федеральной службой по тарифам (ФТС).
Государство устанавливает ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий с целью недопущения необоснованного завышения цен на продукцию (услуги) естественных монополий.
Главным направлением антимонопольной политики России в случае с искусственными монополиями является противодействие созданию монополий подобного вида, а в некоторых случаях и ликвидацию существующих проявлений подобных монополий.
В целом, Россия добилась немалых успехов в создании и применении антимонопольного законодательства, но на нынешнем этапе развития российской экономики говорить о прекращении эволюции антимонопольного законодательства рано.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 17.08.1995 "О естественных монополиях" № 147-ФЗ
3. Федеральный закон от 26.07.2006 "О защите конкуренции" N 135-ФЗ .
4. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" № 41-ФЗ .
5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" .
6. Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (Утвержден Указом Президента РФ от "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" от 21.12.2017 года № 618).
7. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» .
Научная, учебная литература, периодическая печать и интернет-источники
8. Князева, И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб. пособие. // М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – 306 с.
9. А.Ю.Латышев. Противоречия развития современных монополий: теория и российская практика // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 9 (338). Экономика. Вып. 44. С. 78–88 .
10. Николаева Д. ФАС улучшает статистику // Газета "Коммерсантъ" №138 от 06.08.2018, стр. 2 .
11. Л.Фролова. Монополии: примеры в мире и в России // портал ФБ.ру 2015: http://fb.ru/article/194243/monopolii-primeryi-v-mire-i-v-rossii .
12. Ходов, Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. // М.: Экономистъ, 2012. – 620 с.
13. Федеральная антимонопольная служба России // Электронный ресурс https://fas.gov.ru/pages/about/overview/obshhee.html .
14. Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
15. Справочно-правовая система "Гарант".
[1] Л.Фролова. Монополии: примеры в мире и в России // портал ФБ.ру 2015: http://fb.ru/article/194243/monopolii-primeryi-v-mire-i-v-rossii
[2] А.Ю.Латышев. Противоречия развития современных монополий: теория и российская практика // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 9 (338). Экономика. Вып. 44. С. 78–88
[3] Князева, И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб. пособие // М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – 306 с.
[4] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О защите конкуренции". С изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., 17 июля, 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 8 мая, 29 ноября 2010 г., 1 марта, 27 июня, 1, 11, 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 28 июля, 30 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля 2014 г., 29 июня, 13 июля, 5 октября 2015 г., 3 июля 2016 г., 19 февраля, 23 апреля, 4 июня, 29 июля, 28 ноября 2018 г. // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12148517/#ixzz5Ypl6uRDG
[5] Федеральная антимонопольнаяслужба России // Электронный ресурс https://fas.gov.ru/pages/about/overview/obshhee.html
[6] Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.02.2007 г. N 83; от 28.11.2006 г. N 724; от 28.03.2008 г. N 217; от 27.10.2008 г. N 786; от 07.11.2008 г. N 814; от 29.12.2008 г. N 1052; от 29.12.2008 г. N 1063; от 15.09.2009 г. N 744; от 20.02.2010 г. N 67; от 10.06.2010 г. N 423; от 15.06.2010 г. N 438; от 24.03.2011 г. N 210; от 25.04.2011 г. N 318; от 21.10.2011 г. N 853; от 25.06.2012 г. N 631; от 18.09.2012 г. N 944; от 20.12.2012 г. N 1345; от 26.08.2013 г. N 728; от 26.08.2013 г. N 739; от 02.11.2013 г. N 988; от 26.08.2014 г. N 857;от 25.12.2014 г. N 1489; от 02.03.2015 г. N 187; от 04.09.2015 г. N 941; от 24.10.2015 г. N 1139; от 02.12.2015 г. N 1305; от 25.12.2015 г. N 1429; от 01.07.2016 г. N 616; от 14.09.2016 г. N 920; от 17.10.2016 г. N 1052; от 24.01.2018 г. N 59; от 17.02.2018 г. N 168).
[7] Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (Утвержден Указом Президента РФ от "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" от 21.12.2017 года № 618)
[8] Ходов, Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. // М.: Экономистъ, 2012. – 620 с
[9] Николаева Д. ФАС улучшает статистику // Газета "Коммерсантъ" №138 от 06.08.2018, стр. 2
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина «Экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Антимонопольная политика в России.
Выполнил:
Студент 2 курса 1 группы
очной формы обучения
факультета права и управления
по направлению подготовки:
40.03.01 «Юриспруденция»
Антонов Иван Вячеславович.
Научный руководитель:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 287.