Профессор кафедры гуманитарных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

и социально-экономических дисциплин доктор экономических наук

майор внутренней службы

Дерен Иванна Ивановна

 

 

 Дата защиты:

 

 Оценка:

 

 

 

 

(подпись научного руководителя)

       

 

Владимир, 2018



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Характеристика монополии.....................................................................5

1.1. Понятие монополии..........................................................................................5

1.2. Классификация типов монополизма...............................................................7

1.3. Сущность и значение антимонопольной политики.....................................9

Глава 2. Антимонопольное регулирование в России в настоящее время........13

2.1. Цели, задачи и методы антимонопольной политики в России..................13

2.2. Антимонопольное законодательство РФ. Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и их деятельность........................................................................................................................16

2.3. Антимонопольная политика России в отношении естественных и искусственных монополий.............................................................................................20

Заключение.............................................................................................................24

Библиографический список..................................................................................26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Всем нам хорошо знакомо такое слово как монополия. Оно часто бывает на слуху. В экономической науке изучение такого явления как монополия имеет большое значение. Но что же такое монополия, антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства? На эти вопросы необходимо дать ответ в ходе написания курсовой работы.

Одни ученые-экономисты считают, что в условиях рыночной экономической системы монополия оказывает исключительно разрушительное воздействие на развитие экономики. Другие же считают, что при разумном, грамотном использовании монополии государство может эффективно развивать собственную экономику, но в этом случае государство обязано осуществлять жесткий контроль за тем, чтобы монополисты излишне не злоупотребляли своим исключительным положением. Вопрос о том, какая из данных точек зрения является истинной и наиболее продуктивной, остается открытым в настоящее время.

Антимонопольная политика является необходимой мерой, применяемой государством для защиты добросовестной конкуренции, эффективного распределения ресурсов, а также для решения других проблем помимо экономических.

Итак, актуальность данной курсовой работы состоит в том, что государство должно поддерживать конкуренцию в условиях рыночной экономической системы, а это является трудноосуществимым без четкой и ясной антимонопольной политики, которая должна включать в себя меры, необходимые для развития и успешного функционирования экономики.

Таким образом, целью настоящей работы является изучение антимонопольной политики в России. В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты антимонопольной политики; проанализировать антимонопольную политику в современной России.

Объектом исследования работы является антимонопольная политика, предметом исследования ее проблемы и перспективы развития в России на современном этапе.

При написании работы использовались следующие методы: анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный метод, обобщения, описания и другие методы научного познания.

Информационной базой работы послужили учебные экономические пособия, современная научная литература в области государственного регулирования экономики и антимонопольной политики.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОНОПОЛИИ

Понятие монополии

Общеизвестно, что есть два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика по отношению к естественным монополиям и антимонопольная политика по отношению к искусственным монополиям. Для того чтобы понять вопросы, связанные с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в Российской Федерации, нужно в общих чертах понимать сущность самой монополии. Существует большое количество определений монополии, поскольку это понятие охватывает множество аспектов. Как правило, применяется троякое определение монополии, а именно монополию рассматривают как: рыночную структуру или рыночную ситуацию, когда есть только один продавец товара (если отсутствует заменитель данного товара) и много покупателей; факт исключительных прав каких-либо субъектов на что-либо (на производство или продажу товаров, на те или другие действия и т.д.); непосредственно крупное предприятие (фирму) или объединение предприятий (фирм), контролирующих большую часть производства и продажи каких-либо товаров и контролирующих в этой связи ситуации в определенных сферах деятельности.

Итак, можно выделить следующие признаки монополии:

·  На рынке монополий есть один продавец и многие покупатели;

·  Произведенные продукты уникальны (т.е. не заменяют);

·  Из-за препятствий для новых компаний практически невозможно выйти на рынок.

· Есть много причин для этих препятствий, в том числе: крупные предприятия и экономия за счет масштаба, индивидуальные лицензии на осуществление, выданные государством, монопольное использование определенных ресурсов, связанных с производством редких товаров (таких как аэрокосмическая промышленность); Естественная монополия, условия самой продукции и характер хороших вещей, недобросовестная конкуренция, то есть влияние нечестных методов, связанных с конкурентами на клиентов, с помощью больших бюджетов и размера всей компании;

· Сложности в получении полных данных обо всём рынке.

Стоит отметить, что конкурентный рынок считается эффективной системой в современной экономике. Однако многие рынки работают на конкурсной основе, что невозможно или неэффективно, и для них естественным является высокий уровень монополии. Когда влияние масштаба настолько велико, что компания может поставлять товары на весь рынок, это естественные монополии, а стоимость ниже, чем стоимость конкурирующих компаний. Монопольные организации на этих рынках приводят к техническим характеристикам. Примечательной особенностью этой формы естественной монополии является наличие сетевых структур (трубопроводов, линий электропередач, водных систем, железнодорожных линий), что является нормальным для отраслей, реализующих услуги связи. Зачастую они имеют высокую фиксированную стоимость и обеспечивают возможность экономии за счет масштаба, т. Е. По мере увеличения объема производства стоимость единицы продукции (на единицу продукции) снижается. Это объясняет эффективность концентрирования производства продукции у одного производителя. Кроме того, конкуренция в этом случае невозможна из-за особенно высокой стоимости невозврата. Следует отметить, что монопольный статус является желательным для любого предпринимателя или предприятия, поскольку он сначала позволяет избежать конкурентных рисков. Во-вторых, он должен занимать привилегированное положение на рынке и сосредоточиться на определенных полномочиях. Наконец, монополист имеет возможность влиять на других участников рынка и навязывать свои условия с точки зрения силы.

Таким образом, нельзя однозначно утверждать, что монополия ̶ это негативное явление рынка, поскольку имеет значение, во-первых, в какой отрасли эта монополия существует, во-вторых, что влечет за собой существование монополии в данной отрасли. Совсем другая ситуация возникает, когда речь идет о нечестной конкуренции и когда фирмой-монополистом является предприятие, не имеющее законодательного разрешения на такую деятельность.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 270.