Антимонопольная политика выступает целевой деятельностью органов государственного управления, противодействующей неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленной на формирование и поддержание честной конкуренции. Антимонопольное регулирование в состоянии гарантировать соблюдение установленных на рынке "правил игры", защиту прав потребителей и производителей, осуществляется через комплекс экономических, административных и законодательных мероприятий. Цели и направления по антимонопольному регулированию в равной степени совпадают во всех государствах мира и заключаются в:
· обеспечении и сохранении конкуренции;
· контроле над господствующими субъектами-монополистами;
· контроле за процессом скапливания капитала (слияние, поглощение и т.д.);
· защите интересов потребителей;
· защите и поддержании малого и среднего бизнеса.
Меры антимонопольного регулирования исходя их сложившейся на рынке ситуации делят на чрезвычайные или повседневные, запретительные или ограничительные, поощрительные и прочие.
Главные меры антимонопольного регулирования заключаются в:
Рис.2. Индекс Герфинделя
· Дифференцированном подходе, когда оставляют только то, что выгодно, т.е. естественные монополии;
· Жестком контроле за процессами слияния методами административного контроля цены и качества;
· Сочетании антимонопольной политики правовых норм и организационных механизмов через комитеты приватизации и антимонопольные комиссии;
· Демонополизации и либерализации цен;
· Развитии и укреплении рыночной структуры, противостоящей монополиям: снижении таможенных пошлин, поддержке малых предприятий, упрощении лицензирования;
· Разгосударствлении – денационализации, приватизации, снижении бюджетных дотаций, отмене льгот;
· Принятии специальных законов об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. [3]
Главная цель антимонопольной политики, как правило, борьба не с монополией как таковой, а с попыткой монополизации и злоупотреблениями положением монополии, т.е. с незаконными действиями, которые приводят к неразумному поведению на рынках и ослаблению конкуренции, что, в свою очередь, может привести к негативным изменениям.
Антимонопольное регулирование в разных странах имеет свои отличия, что связывают с особенностями в развитии и функционировании национальных экономик. Например, в странах Европейского Союза и США целям и задачам антимонопольной политики отводят едва не самое центральное место. Как подчеркнул известный американский исследователь Роберт Борк: «определение целей и задач антимонопольного регулирования дело первостепенной важности, поскольку все остальное следует из ответа, который мы дадим на данный вопрос».
Антимонопольное регулирование осуществляют почти во всех странах, основываясь или на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), или на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские государства), или на соответствующих нормативно-правовых актах, утвержденных крупными международными интеграционными соглашениями.
Итак, главный инструмент антимонопольного регулирования ̶ антимонопольное законодательство. Оно является одной из форм прямого вмешательства страны в рыночные отношения. Впервые принятое в конце XX в. в Канаде и США данное законодательство установило правила, относящиеся как к организации капитала, так и к содержанию заключаемых договоров. Антимонопольная политика в развитых странах является гибкой системой непрерывно действующих, гибко перестраиваемых мер и санкций, которые носят запретительный, ограничительный и поощрительный характер. Законодательством предусматривается, что ни одна компания не может контролировать более 40-50% объемов производимой продукции. Поэтому внедрены ограничения масштабов производства, сбыта и технологического развития. Причины принятия законов, которые регулируют предпринимательскую деятельность и способствуют развитию конкуренции, заключаются в:
а) необходимости защиты компаний от незаконных действий друг друга (недобросовестная конкуренция) и предотвращении их проявлений;
б) потребности в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;
в) необходимости защиты интересов общества от некоторых компаний.
Таким образом, можно сделать вывод, что политика антимонопольного регулирования разных стран строится на законодательстве о конкуренции и антимонопольном законодательстве, содействующих развитию рыночных структур в рамках государств и ограничению монопольной власти.
Подводя итог можно сказать, что монополия является неоднозначным явлением, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные стороны, и может значительное влияние на развитие экономики в целом, либо отдельных сферах производства и предпринимательства.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 274.