Технология формирования знаний о предметах ближайшего окружения у детей с ОПФР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основная цель социально-реабилитационной работы — обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушение, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Исходя из этого, по результатам диагностики составляется и реализуется индивидуальная программа социальной реабилитации.

Реабилитационная программа включает, как правило, следующие мероприятия:

• медицинские (оздоровление, профилактика);

• специальные (образовательные, психологические, психотерапев-тические), направленные на развитие общей или точной моторики, языка и речи ребёнка, его умственных способностей;

• социальные (развитие навыков самообслуживания, общения, социально-бытовой ориентировки).

В этом отношении следует отметить, что в числе навыков саомообслуживания, социально-бытовой ориентировки и общения у детей с ОПФР формируются:

— умения и навыки самостоятельного приема пищи (использование ложки, чашки, вилки, культура поведения за столом);

— культурно-гигиенические умения и навыки (умывание, чистка зубов, пользование туалетом, соблюдение опрятности);

— умения и навыки бытового самообслуживания (раздевание и одевание одежды, снятие и одевание обуви, складывание одежды и т.д.);

— умения и навыки самоорганизации (понимание и соблюдение режима дня, распорядка в действиях);

— умения и навыки использовать способы коммуникации (приветствие знакомых, задавание вопросов, называние различных предметов, прощание, ответы на вопросы — словами, предложениями, звуками, знакомство с людьми и т.д.).

В задачи мероприятий, направленных на социальное развитие детей с ОПФР, входят:

ü умственное развитие детей;

ü формирование навыков правильного поведения;

ü трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;

ü физвоспитание;

ü социально-бытовая адаптированность;

ü социальная адаптация, приобретение навыков внимательного отношения к окружающим;

ü знания о правилах поведения в общественных местах;

ü получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства.

Для дошкольников, обучающихся в ЦКРОиР программа социальной реабилитации имеет свою специфику, включающую учет возраста ребенка, особенностей его здоровья и развития, опыта прошлой жизни, ведущего вида деятельности (игра). Сотрудники ЦКРОиР предпринимают действия, направленные на обеспечение интересов ребенка-дошкольника, выступая, тем самым, как средство достижения ребенком результатов в решении названных выше задач.

Вторая важная цель реабилитации – предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались. Проведение социально- реабилитационной работы, помогающей членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие их к особенностям ребенка, нацелено на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.

Третья цель социально-реабилитационной работы – реабилити-ровать семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка. Социальный работник должен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.

Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов и детей с ОПФР должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций, В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов и детей с ОПФР должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объём, сроки проведения и контроля.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 392.