Слова со стечением согласных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Крик, грива, гриб, криво, Гриша, зрители, пристань, привет, природа, приманка, привыкать, примерить, трикотаж.

ре

ОБРАЗЕЦ: о-р – ех, р – еч-ка, вр – емя

С ударением на слоге.

Речь, репа, орех, рейка, речка, ребус, редкий, резать, резвый, борец, огурец, сирень, варенье, оперенье, деревня, черешня.

Слова со стечением согласных.

Крем, время, грелка, гречка, кресло, стремя, крепкий, гре­бень, пресный.

Рё

ОБРАЗЕЦ: Се-р – ё -жа

Орёл, берёт, ларёк, зверёк, вперёд, поперёк, рёва, Ерёма, Се рёжа, Бурёнка, берёза, верёвка, серёжки, черёмуха.

191

 

 

рю

ОБРАЗЕЦ: гово-р – ю, ве-р – ю , бр - юки

1. С ударением на слоге.

Варю, горю, дарю, порю, сорю, горюю, борюсь, урюк, говорю, букварю, словарю, снегирю, пескарю, фонарю, календарю, рюмка.

Без ударения на слоге.

Верю, жарю, поверю, не верю, спорю, Борю, Варю, токарю, пекарю, пахарю, слесарю, бирюза, рюкзак.

Слова со стечением согласных.

Крюк, трюк, брюки, трюмо, крючок, Андрюша.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.







 


Упражнение. Произносить (читать) предложения.

образец: Рита делает зарядку. У реки куд- ря—вые берёзы. Бор—я смотрит календаръ.

У Бори фонарик. Варя режет редиску. У Ларисы отец — токарь. Ваня потерял букварь. Эта дверь скрипит. Римма ва­рит варенье. Мама принесёт грецкие орехи. У Риты варежки дырявые. За рядом ряд идёт отряд. На берегу реки пристань. На реке ныряют и загорают ребята. Во дворе ребята играют в прятки. Мы Борису подарим снегиря в клетке. В мае цве­тёт сирень и черёмуха. Рядом с деревней рисовые поля. На грядке растёт репа, редька и редиска. У дяди Гриши в рюк­заке глухарь и рябчики. У Серёжи в ведре много грибов. Андрюше примерили брюки. Над дверью горит фонарь.

192

 

 

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Боря нарезал арбуз на


сидит на заборе.

У реки корявое

Ребята во дворе порвали

Упражнение. Составить предложения по картинкам.





 


Упражнение. Произносить (читать) тексты.













Загадка

Наши поросятки выросли на грядке. К солнышку бочком, хвостики крючком.

ЭТИ ПОРОСЯТКИ играют с нами в прятки. (Огурцы)


193

 


 

Посмотрите на Иринку:                           Рак

Ест Иринка мандаринку.             Про меня говорят,

Съест Иринка мандаринку —     Будто пячусь я назад.

Бросит корочки в корзинку.        Не назад, а вперёд —

(А. Стародубова)           Только задом наперёд.

(В. Орлов) Упражнение. Выучить наизусть.



Небылицы

Как у нашего Мирона      Сел баран на пароход

На носу сидит ворона.     И поехал в огород.

А на дереве ерши             В огороде-то на грядке

Строят гнезда из лапши.  Вырастают шоколадки.

(К. Чуковский) Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Кормушка для птиц

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.

Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь он у будут сыты.

Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЁРДОГО  И МЯГКОГО ЗВУКОВ Р—Р Упражнение. Произносить (читать) слоги.

 

ра—ря ро—ре ру-рю ры—ри
ря—ра рё—ро рю-ру ри—ры
ра—ря—ре ро—рё—ри   ру—рю—ре
ре—ря—ра ре—ры—ри   ро—ре—ри

194

 

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Ра — ря


рад—ряд рады—рядом Нюра—Варя Жора—Боря кора—корявый


парад—наряд гора—горячий парадный—нарядный дыра—дырявый играть—нырять





Ро — рё


роза—берёза рожки—серёжки воронка—верёвка морозы—берёзы


робкий—рёбрышко коровка—Бурёнка народ—вперёд порог—ларёк


 


руки—брюки рубка—рюмка сахару—пахарю


беру—варю берусь—борюсь рукав—рюкзак


круг—крюк фрукты- урюк стручок—крючок









Ры — ри


горы—гористый куры—курица пары—парить пожары—пожарить рыбки—грибки


рысь—рис корыто--Рита р ы ч ать—кр и ч ать шары—шарики комары—комарики





Р —рь


жар—жарь удар—ударь сыр—пузырь


хор—хорь горка—горько зорко—зорька


дверной—дверь букварный- букварь январский—январь


195

 

 

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.


Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Брат чистит пряжку на ремне. Мама будет проверять мою тетрадь. Нюра и Варя рады, они сидят рядом. Всё у школь­ников в порядке — перья, ручки и тетрадки. В страхе спря­тались вороны. Говорят, мой брат — герой. Красавица черёмуха над речкой расцвела. Серёжа взял свою тетрадь, озёра начал повторять. Хорошо играть нам в прятки на лугу среди травы. Пряник мятный, ароматный, удивительно прият­ный. Осторожные берёзы прячут листья от мороза.

Загадки

Сто один брат, все в один ряд

Вместе связаны стоят. (Плетень)

Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо) 196

 

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.



Рита наливает воду в



У тебя такие руки, что сбежали даже

Упражнение. Составить предложения по картинкам.






 


 


Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Как большой сидит Андрюшка На ковре перед крыльцом. У него в руках игрушка — Погремушка с бубенцом.

(А. Бар то)

197

 

 

















К морю

Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе. Первый пингвин ляжет на живот и вниз, за ним — второй, третий... Внизу отряхнутся, выстроятся в цепочку и снова в путь.

Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загал­дят: высоко, страшно!

Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!

Первый пингвин растопырит крылышки и вниз головой. II прыгают с кручи по очереди. Вынырнут из воды, наберут воз­духа — опять под воду, Нырнут, поймают рачка, опять вверх глотнуть воздуха. В воде они тоже цепочкой плавают, кувыр­каются, играют.

(Г. Снегирёв Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Детство

Вот моя деревня,                   И друзья-мальчишки,

Вот мой дом родной;            Стоя надо мной,

Вот качусь я в санках           Весело хохочут

По горе крутой;                     Над моей бедой.

Вот свернулись санки,          Всё лицо и руки

И я на бок — хлоп!               Залепил мне снег...

Кубарем качусь я                  Мне в сугробе горе,

Под гору в су фоб.                А ребятам смех.

(И. Суриков) Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Два Мороза

(Сказка)

Встретились два Мороза, два родных брата. Говорит один другому: — Давай, брат Мороз — Синий нос, народ морозить.

198

 

 

Отвечает другой:

— Отчего не поморозить? Бежим, братец Мороз — Красный
нос, на проезжую дорогу — авось и встретим кого.

Бегут Морозы, подпрыгивая. Слышат они, кто-то едет. С ко­локольчиками купец в город едет, а с бубенчиком бедный крестьянин — за дровами.

Мороз — Красный нос за дровосеком побежал.

— Я, — говорит, — его живо заморожу. Полушубок на нём
старый да рваный, рукавицы дырявые. А ты за купцом беги —
мне с ним не сладить.

— Будь по-твоему, — говорит старший брат, Мороз — Си­
ний нос.

К вечеру встречаются братья. Старший брат, Мороз — Си­ний нос, рукавицу об рукавицу похлопывает, а Мороз — Красный нос кряхтит.

— Ну, что? — спрашивает он старшего брата, — заморозил
купца?

— Заморозил, — говорит старший брат.
Удивился Мороз — Красный нос.

— Как это тебе удалось?

 

— А я, — говорит Мороз — Синий нос, — забрался к нему
в шубу, шапку и сапоги и пробрал его. Ну, а ты справился
с крестьянином?

— Не я с ним, а он со мной справился! — говорит Мороз —
Красный нос. — Морозил  его по дороге, так он за санями
бежит. Разве на бегу его заморозишь? Ну, думаю, доберёмся
до места — тут я тебя прохвачу.

А как добрались до места, он стал дерево рубить, махать топором. От работы ему всё жарче и жарче, всё с себя снял, рукавицы даже бросил! Забрался я в дырявую шубу, в шапку, в рукавицы и давай их морозить.

А он кончил дрова рубить и давай меня поленом выкола­чивать. Здорово моим бокам досталось.

Старший брат и говорит:

— Молод ты, брат. Поживёшь и узнаешь, что топор лучше
шубы греет.

199

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р-Л

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

 

ра—ла ро—ло ру-лу ры—лы
ря—ля рё—лё рю—лю ри—ли
ре—ле ла—ра ло—ро лу-ру
лы—ры ля—ря лё—рё лю—рю
ли—ри ле—ре    
ар—ал ор—ол ур-ул ыр—ыл
яр—ял ёр—ёл юр—юл ир—ил
ыл—ыр ал—ар ол—ор ул-ур
ил—ир ял—яр ёл—ёр юл—юр

Упражнение. Произносить (читать) слова с прямыми слогами.


рад-лад рак—лак рама—лама рамка—лавка
















Ра—ла

Кира—Мила Юра-Юля Мара—мала Ира—била


краса—глаза игра—игла враг—флаг грач—плач




Ро—ло


рот—флот рожь—ложь рос—колос роза—лоза


Пров—плов трон—слон крот—плот крошка—плошка

200

 





Ру—лу


ручка—лучше рубка—голубка шуруп—тулуп


рука—Лука ручей—лучей прорубь—голубь


 


рыбка—улыбка топоры—столы комары—малы







Ры—лы

серый—белый горы—скалы бурый—алый


игры- иглы добрый—тёплый укрыть—уплыть метры—метлы


 


моря—поля моряк—поляк горят—болят

рёва —Лёва Серёжа—лёжа ларёк—кулёк берёт—полёт






Ря — ля

Боря—Поля Варя—Валя варят—валят

Рё—лё

верёвка—пелёнка пузырёк—мотылёк вперёд—самолёт варёный—солёный

Рю—лю


крякать—слякоть тряпка—лямка пряжка—фляжка

рёв—клёв


 


варю—велю горю—колю горючий—колючий


трюк—люк крюк—клюв брюква—клюква







Ри — ли


рис—лис Марина—малина перина—Полина турист—футболист берись—хвались


варить—валить дарить—удалить горит—болит сорить—солить говорить—повалить





Ре—ле


речь—лечь рейка—лейка речка—колечко


море—поле перец—палец серенький—беленький


201

Упражнение. Произносить (читать) слова с обратными слогами.




Ар —ал


дар—дал жар—жал вар—вал


стар—спал пожар—стал жарко—пожал


парта—палка картон—балкон комар—поймал






Ор —ол, ур —ул


бор—вол хор—кол укор—укол


горка—холка корка—колко норка—полка


топор—пол упорный—полный горчица—волчица бурка—булка


 


ковёр—повёл боксёр—вошёл

бирка—вилка жир—жил








Ер — ел

призёр—пришёл костёр—котёл

Ир — ил, ер — ел

мир—мил пир—пил

Рь — ль


шахтер—новосел тёрка—тёлка

сер—сел, бел мерка—белка


 


жарь—жаль зорька—полька ударь—удаль гирька—килька угорь—уголь горько—только

перья—колья


пузырь—бутыль бурьян—тюльпан богатырь—костыль


Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками рил.

Ларь, литр, роль, руль, брал, прял, грел, рояль, орёл, апрель, лавры, лагерь, люстра, слесарь, рельсы, грелка, прялка, тарел­ка, кресло, зритель, рослый, горло, кролик, рыхлый, зеркало, брали, ныряли, и фал и, боролись, прыгали, смотрели, маляр, столяр, рулет, рулон, рассол, ларёк, крыло, стрела, рублю,

202

 

 

Лариса, вертолёт, напролёт, рыболов, мармелад, карусель, аква­рель, уронили, просили, выручали, закрыли, леопард, лекарст­во, лесоруб, глухарь, словарь, календарь, журнал, бурливый, говорливый, крикливый, верблюд, превратили, Волгоград, Пе­тербург, иллюстрация, спортзал.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения с дифференциацией прямых и об­ратных слогов.

Брат надел халат. Мара и Мила пололи огород. Он — от­важный верхолаз, в небе он не первый раз. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Я спешу на урок в первый класс. Сегодня за парту сажусь в первый раз! Мыло серо, да моет бело. Стебель рос и вырос в колос. Заскрипело в ручке старое перо. Сверкают на морозе у саней полозья. Сохнет светлая роса, звонки птичьи голоса. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Испугали друг друга олень и лось. Бегут врозь олень и лось. Рано-рано два барана засту­чали в ворота: тра-та-та и тра-та-та. У Веры ручка лучше,

203

 

 

чем у меня. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Приле­тели голуби, сели возле проруби. Не заметил я, как вдруг из кошёлки выпал лук. Зайка летом серый, а зимой белый. Куда ни глянь — везде скалы и горы. «Вот вам золотая рыбка», — дед сказал с улыбкой.






Скороговорки

Лара у Вали играет на рояле.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Загадка

Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус слад­кий.

(Арбуз)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­
жения.                                        jfT >%.

скачет шустрый

У Ларисы

Среди белых

Упражнение. Составить предложения по картинкам


204

 

Упражнение. Произносить (читать) тексты.



Потешки

Ворон на трубе гудел на зелёной липке, А соловушка запел, заиграл на скрипке.

Загадки


На ветвях, украшенных

снежной бахромой, Яблоки румяные выросли

зимой. Яблоки по яблоне весело

снуют. Гусениц мороженых яблоки

клюют.

(Снегири)

По полю бродит, зерно

молотит, Жнёт, косит — хлеба не

просит.

(Комбайн)


Он родился в день

дождливый

Под берёзкой молодой, Круглый, гладенький,

красивый, С ножкой тонкой и прямой.

(Подберёзовик)

И не плот, и не лёд Вдоль по речке плывёт. Льдины с ним поборются И, как сахар, колются.

(Ледокол)


 






Мороз-воевода

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?

(Н. Некрасов)

205

 

 

Смотрите!                                      По травинке

Река у меня на окне.                     Улитки,

Там синие рыбы                           Шажок за шажком

Плывут в глубине.                       Продвигаясь вперёд...

Там красные рыбы,                      Но речка моя

Раскинув хвосты,                         Никуда не течёт.

Мохнатой травы                           Она бы плескалась,

Раздвигают кусты                         Она бы текла,

И смотрят,                                    Но держат её

Как, словно по нитке,                   Берега из стекла.

ПОЛЗУТ                                                                                                       (В. Белов)

Упражнение, Выучить наизусть.

Берёзка

Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками

в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками.

(А. Прокофьев)

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

От автора ......................................................................................................... 3

Постановка звуков ш, ж..................................................................................... 9

Постановка звуков с, з …………………………………………………………33

Дифференциация звуков ш — ж — с — з ............................................................. 73

Постановка звука щ................................................................................ .  80

Постановка звука ц ......................................................................................... 101

Постановка звука ч............................................................................................. 115

Постановка звука л.............................................................................................. 148

Постановка звука р ......................................................................................... 175

Содержание.................................................................................................. 207

 

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 544.