Нормальная установка при произнесении звука
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка рез­ко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.

2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.

3) Зубы сближены либо сомкнуты.

4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощуща­ется тёплый поток воздуха.

5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений.

Упражнение. Произнесение звука, имитирующие звук  Т.

Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы

(но не в верхние зубы!). Зубы открыты на расстоянии ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты.

Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик

языка резко отскакивает от альвеол, а края языка

отходят от верхних коренных зубов. Слышится глу-


хой твёрдый звук, имитирующий звук т. То медлен­но, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Во избежание ошибки голос не включать. На ла­дони руки ощущается тёплая струя воздуха, выходя­щая толчком.

Примечание. Кончик языка упирается не в альве­олы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончи­ка языка хорошо проверяется с помощью двух зер­кал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немно­го округлённых губах и сближенных зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альве­олам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык приса­сывался к нёбу, полезно упражнение «цоканье» (см. раздел «Постановка звука р»).

Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребенка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубо­ко вздохнув, сильным выдыхательным толчком про­износить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол.


115

 

Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кон­чиком языка отходят и его края, вместо звука ч слы­шится звук, имитирующий звук т; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальца­ми края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т.


2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но
самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования
пальцев. Зубы в упражнении сближены, губы выдви­нуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения

СЛОГОВ СО ЗВУКОМ Ч.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ч В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ
Упражнение
. Произносить (читать) слоги.

ОБРАЗЕЦ: А Ч, О Ч, УЧ, Ы Ч, ЯЧ, ЁЧ, Ю Ч, И- Ч, ЕЧ.


ач—оч—уч юч—ич—еч оч—ум—юч ыч—еч—ач ич—уч—ёч

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.


ыч—яч—еч ач—еч—яч уч—ёч—ич ечюч—оч ич—яч—уч


ОБРАЗЕЦ: МЯ Ч, КО Ч -КА, ПРИВЫ – Ч – КА

ач

Врач, грач, плач, богач, калач, трубач, качка, прачка, удачно, задачник.

оч

Дочь, ночь, бочка, дочка, кочка, ночка, почка, прочный, квочка, молочный, замочки.

116

 

 











Уч, ыч

Луч, могуч, везуч, кучка, Жучка, ручка, внучка, лучше, при­вычка, кавычка.

Яч, юч

Мяч, горяч, ключ, колюч, горюч, линюч, брючки, колючки,

Ич, еч

Дичь, кличка, яичко, водичка, кирпич, коричневый, меч, лечь, печь, речь, беречь, печка, речка, гречка, овечка, колечко, уздечка, навечно.

Без ударения на слоге.

ОБРАЗЕЦ: БЫ – Ч-КИ, Я – Ч -МЕНЬ, НО-ВИ – Ч-КИ

Ач, уч

Бачки, значки, кабачки, башмачки, начни, облачко, жучки, пучки, паучки, каблучки, мучной, ручной, обруч.

Ыч, ич, яч

Бычки, дички, новички, Иванович, Петрович, Николаевич, Сергеевич, ячмень.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.


 





 


117

 

 

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

образец: Затопили печку. Потеряли ключ. У де- вочки калач.

Ванечка на речке. Верочка ловит бабочку. В огороде бочка. В саду тачка без ручки. Девочка уронила мяч. Мяч плывёт по речке. Снесла курочка яичко. Ниночка — опрятная девоч­ка. В окошечко залетела бабочка. Белочка прыг на ёлочку. Ела Таня булочку, запивала молочком. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч. Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз. Испугалась Олечка и сидит тихонечко. Куда ни глянешь — одуванчики, как маленькие лампочки. Минова­ло лето, солнце из-за туч с ласковым приветом не бросает луч. Сосны-невелички, а на соснах птички. У Зины в коробоч­ке жучки, паучки и разные букашечки. Лесная земляничка ро­сточком невеличка.







Загадка

Рыльца — пятачками, хвостики — крючками. (Поросята)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.



 плавает уточка.



На кочке сидит

У Ванечки коричневая

118

 

пришел к больной девочке.


Упражнение. Составить предложения по картинкам.


Упражнение. Произносить (читать) тексты.







Загадка

Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, Ниточка в реке.

(Удочка) Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Облачковое молочко

Было жарко. Трава и цветы пожелтели.

Хотите молочка? — спросил их лягушонок.

Хотим, — сказали цветочки и травка. — Но нам нужно не простое, а облачковое молочко. Взял лягушонок ведёрко и пошёл за молочком.

119

 

— Я дам тебе молочка,— сказала корова.

— Не нужно мне твоего молочка, — ответил лягушонок и
ушёл.

На полянке он увидел козочку. Козочка сказала:

— Хочешь, я дам тебе молочка?

— Нет, — квакнул лягушонок и пошёл дальше.
Он увидел облачко и попросил у него молочка.
Облачко дало молочка.

Вернулся лягушонок и говорит:

— А я облачковое молочко принёс!
Улыбнулась мама.

— Какое же это молочко? Это просто водичка. Кто её пить
будет?

— Как кто? Цветочки и травка.

И лягушонок напоил их облачковым молочком.

(По Г. Цыферову) ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ч В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги. ОБРАЗЕЦ: ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЁ, ЧЕ.

ча—чо—чу        чи—чё—чу

чо—чу—ча        чё—чи—чу

чу—чи—че        ча—чё—чи

чи—чо—чу        чо—чу—чё

Упражнение. Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: ЧАЙ, КРИ – ЧУ, ПЕ – ЧЕН-КА

ча

Чай, чан, чайник, чайка, чашка, кочан, причал, кричал, ка­чал, бахча, начал, мочалка, каланча.

120

 






Чо, че

Бачок, бычок, пучок, значок, крючок, плечо, кулачок, каблучок, бочонок, зайчонок, волчонок, галчонок, учёба, чёрный, бечевка, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, прочёл, пчёлка, копчёный.

чу

Чуб, чудо, хочу, кричу, уплачу, драчун, каучук, кольчуга, дочурка, молчу, кричу.

чи

Чин, чижик, учил, врачи, грачи, мячи, калачи, горячи, рычи, ричи, личинка, овчинка, волчица, горчица.

че

Чей, ручей, мячей, грачей, горячей, зачем, качели, леченье, еченье, вечерний, черви.

Без ударения на слоге.

О Б Р А 3 Е Ц : ку – ча, колю - чий

Ча, чу

Дача, куча, удача, добыча, задача, передача, чудак, чулок, чугун, чулан, чурбан, мальчуган, плачу, кончу, жемчуг.

чи

Зайчик, мальчик, пальчик, мячики, калачики, могучий, го-рючий, пахучий, гремучий, колючий, дремучий, выучил, вы-лечил, лётчик, кончик, пончик, волчий, заячий, огурчик,

голубчик.

121

 

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.


 





 


Упражнение. Произносить (читать) предложения.

ОБРАЗЕЦ:  Маль – чик-с-паль - чик. Из чу – лана вылез. На чемодане чехол.

Ученики учили уроки. Нину лечили врачи. У девочек мячи. У мальчугана черепаха. На дворе мычал бычок. У причала кричали чайки. Нынче утром шумной стаей прилетели к нам грачи. Мальчики у печи жуют калачи. Ёжик очень колючий. Грачи таскают личинки и червей. Черныш рычал на мальчи­ка. На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу. Мальчики качались на качелях. Он кричал что есть мочи. Воробей чи­рикал: чик-чирик! В траве замолчал кузнечик. Ученик прочёл рассказ по учебнику.







Загадка

Чёрный, проворный, кричит: «Крак!», червякам враг.

(Грач) Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) тексты.



Мама наливает чай из


На полу черепки от


 


122

 

 

Упражнение. Составить предложения по картинкам.




 


 


Упражнение. Произносить (читать) тексты.











Кто чей?

— Чей ты, чей, лесной ручей?

— Ничей.

— Но откуда ж ты, ручей?

— Из ключей.

— Ну, а чьи же те ключи?

— Ничьи.

— Чья берёзка у ручья?

— Ничья.

Про бычка

Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

И, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

— В рот не суй, что

попадётся!

123

 

Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,

про такого пишут тут: он хороший мальчик.


(В. Маяковский)




Чижик

Поймал мальчик чижа. Посадил чижа в клетку. Мальчик кормит и поит чижика. Только не поёт чижик. Почему он не поёт, мальчик не знает.

— Чижик хочет на волю, — сказала мама мальчику. От­крыл мальчик клетку. Вылетел чижик. Сел на дерево чижик и запел.

Веселые чижи


Жили в квартире

Сорок четыре,

Сорок четыре весёлых чижа:

Чиж-судомойка,

Чиж-поломойка,

Чиж-огородник,

Чиж-водовоз.

Чиж за кухарку,

Чиж за хозяйку,


Чиж на посылках,

Чиж-трубочист.

Печку топили,

Кашу варили,

Сорок четыре весёлых чижа:

Чиж с поварёшкой,

Чиж с кочерёжкой,

Чиж с коромыслом,

Чиж с решетом.

Маршак, Д. Хармс)


Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.




Волчонок

Жили мать-волчиха и волчонок.. Ушла волчиха на охоту. А волчонка поймал человек.

Понёс человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол.

Надоело волчонку лежать в мешке, и он вылез. А навстре­чу кот. Волчонок назад побежал. А мешок, как тряпочка лежит.

124

 

Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчон­ка в коробку. Там его не тронет кот. Ушёл человек, а дверь закрыл неплотно.

Вылез тихонечко волчонок. Подошёл и открыл дверь. Побе­гал волчонок по дороге, а там его уже волчиха ждёт. Обра­зовался волчонок и помчался с ней в лес.

(По Е. Чарушину)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА Ч В ПРЯМЫХ

И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

образец: В печке чугунный котёл. Котёночек пъёт молочко.

Олечку вылечил врач. Леночка играет с мячом. Девочка вы-

учила урок. Мальчики бегут на речку. У мальчика коричневые

башмачки. Жучка зарычала в будочке. Телёнок пьёт водичку.

Грач нашёл червячка. Мальчик купил в булочной калач и

печенье. Дети ловят жучков, бабочек и кузнечиков.

Упражнение. Произносить (читать) текст.

Бычок в клевере

Идёт по клеверу бычок.

Его бочок, как кабачок,

Как барабан,

Его живот.

Он клевер целый день жуёт.

И вдруг

Несётся во весь дух

К бычку рассерженный

пастух.

Бочком из клевера бычок, Бочком бычок — И наутёк!

(Я. Райнис)

125

 

Почка

Зимой на дереве нет ни листочка. А приглядеться — на веточке почки. Ничем не примечательны почки. Чуть видны. Очень внимательно надо глядеть, чтобы их увидеть. Весной почку не узнать. Любая ветка до кончика усеяна крупными почками. Самое чудесное, когда почка раскрывается. Как буд­то была на замочке. Глядь — уже лопнула и выпустила ли­сточки.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Новый голосок

Три яичка лежали в гнезде чайки. Одно яичко шевелилось, словно хотело выскочить из гнезда. Это яичко стало хрустеть, и на одном кончике появилась дырочка. В дырочку, как в форточку, выглянул птичий нос. Незнакомый мир ворвался в яичко, где был птенчик. И чайчонок оробел. Но солнечные лучи были ласковы, а ветер чуть качал травку. Чайчонок упёрся, и яичко распалось. Очень напугался чайчонок и за­кричал: «Мама!»

Так в мире одной чайкой стало больше. Зазвучал новый голосок. Был он робок и тих. Но он звучал, и мать-чайка его слышала. Чайчонок встал и шагнул. Крылья матери-чайки на­крыли его, как руки.

(По Н. Сладкову)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-С Упражнение. Произносить (читать) слоги.

 

ча—са чу—су чо—со чи—сы че—се
ча—ся чу—сю чо—сё чи—си се—че
са—ча су—чу со—чо сы—чи  
ся—ча сю—чу тё—чо си—чи  
ач—ась оч—ось уч—усь яч—ясь  
юч—юсь ич—ись еч—есь ясь—яч  
юсь—юч ись—ич есь—еч    

126

 

Упражнение. Произносить (читать) слова.


чайка—сайка чашка—Сашка овчарня—псарня




Ча—са, ча—ся

качал—писал           причал—присядь

стучал—кусал кричал—плясал


 


бачок—басок пучок—кусок





Чо — со, чё — сё (со)

курчонок—гусёнок чёрный—сорный


печёнка—сосёнка копчёный—поросёнок


чу—су


вылечу—вынесу


хочу—несу точу—косу


чудак—судак лачуга—посуда


 


перчик—персик личинка—осинка точил—косил










Чи — си, че — се

обучил—укусил волчица—лисица очень—осень


чей—посей качели—сели кочерга—серьга




Ач — ас, оч — ось (ос)


плач—квас качка—каска


собачка—колбаска ночка—Моська


кочки—доски ночка—носки






Дата: 2019-02-02, просмотров: 308.