звука.
1) Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.
2) Губы открыты.
3) Зубы разомкнуты.
4) Воздух выдыхается умеренной струёй; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый
поток воздуха.
5) Звук л звонкий.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения для губ и челюстей. Открыть широко рот. как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.
Упражнение для языка. 1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языки касаются так, чтобы образовалась «чашечка».
Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.
2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по
нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.
Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.
3) Как в упражнении «болтушка», сделать язык
«чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на
расстояние полутора пальцев. Не меняя положения
языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится
между зубами и придаёт языку удобное положение.
Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.
Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука л.
4) Произнесение длительного звука л.
Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеоламтак как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.
148
Примечание. Нужно избегать следующего: язык шится звук н; это происходит потому, что края язы-
движется (а должен быть неподвижен), и поэтому ка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам,
звук получается прерывистым, неясно звучащим; не дают воздуху свободного выдоха.
струя воздуха проходит в нос, и вместо звука л слы-
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Л В ПРЯМЫХ СЛОГАХ
В этих упражнениях звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, произносится гласный звук.
Упражнение. Произносить (читать) слоги. ОБРАЗЕЦ: Л— А, Л — О, Л — У, Л — Ы.
ла—ло—лу—лы лы—лу—ло—ла
ло—лу—ла—лы ла—лы—лу—ло
лу—ла—лы—ло лы—ла—ло—лу
Упражнение. Произносить (читать) слова.
Слова с ударением на слоге.
ОБРАЗЕЦ: зо-л – а, л – од-ка, бу-л – ыж-ник
ла
Лаз, лак, лапа, юла, зола вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш.
ло
Лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото. калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.
лу
Лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица.
лы
Лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник.
Без ударения на слоге.
ОБРАЗЕЦ: Бе-л – а, го-л – ос, го-л – уб-цы.
ла
Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.
лу
Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать.
лы
Вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 465.