грош—рос
пошла—росла камыш—кумыс
Яшка—ясный клюшка—люстра
пешки—песни мешки—мести
Еш — ес, игл — ис, иж — ис
мишка—миска стриж—рис вишня—виснет стишки—тиски
шля — сля, шме — сме, што — сто, шпа — спа
шляпа—слякоть шторы—сторож
шмель—смел шпалы—спали
74
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша — трусишка, страшно ему. Поспешишь — людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются на
солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Да здравствует мыло пушистое и полотенце пушистое! Рыбаки в шалаше пробудилися. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
в сумке |
У Миши на голове
На
труба, в подвале
75
|
У Маши у солдата
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Потешки
Я сама братишке Лёше Тряпкой вытерла калоши. Чтоб не наследила кошка, Сшила кошке я сапожки.
Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу
хвостик И верхом поеду в гости.
(А. Барто)
Шутка
Весёлая старушка Весь день сегодня шьёт. За кругленькой катушкой Следит пушистый кот. Устала шить старушка И села у ворот, А с кругленькой катушкой Играть пустился кот.
(Е. Стюарт)
Тише, тише, тише, тише, Шелестят на крыше мыши, Под мышиным серым флагом Маршируют шаг за шагом. Впереди идут старшины, Запевают гимн мышиный: «Тише, тише, тише, тише.
Шаг ровней держите, мыши! Люди сыты, кошки сыты, Для мышей столы накрыты. Затихает шорох шинный, Наступает шаг мышиный. Ночью пусть пируют мыши. Тише, тише, тише, тише!»
(И. Токмакова)
Серый плутишка
Был у Миши котишка — серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые.
Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.
76
Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.
Бабушкины руки
Это чья рубашка — Это чей сарафан
Синие горошинки? Белыми ромашками?
Бабушка старалась, Бабушка старалась,
Шила для Алёшеньки! Шила для Наташеньки!
(Г. Браиловская) Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.
Лиса и кувшин
(Сказка)
Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин голову и вылакала молоко. Но вот беда — никак голову из кувшина не вытащит. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кувшин топить. Но кувшин утонул вместе с лисой.
Игрушечный петушок
Были в лесу медвежата. Нашли они на лесной опушке игрушечного петушка. Петушок смешной, яркими красками покрашен. На голове гребешок. Петушок к доске прибит, а доска на колесиках.
Понравился петушок медвежатам, и они хорошо с ним играли. Потом увидели лису и решили пошутить над лисой. Поставили петушка на бугорке, а сами спрятались. Стоит петушок, а красный гребешок на солнышке поблёскивает.
Увидела лиса петушка. Обрадовалась. «Вот, — думает, — съем я петушка».
Подошла лиса тихонько и бросилась на петушка. И тут только поняла, что петушок-то игрушечный.
Весело смеялись над лисой медвежата.
(По Г. Куприянову)
77
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж-3 Упражнение. Произносить (читать) слоги.
жа—за | жо—зо жу—зу | жи—зы |
же—зе | за—жа зо—жо | зу—жу |
зы—жи | зе—же | |
ажна—азна | ожда—озда | ужно—узно |
ижма—изма | ежли—езли | азна—ажна |
озда—ожда | узна—ужна | изма—ижма |
езли—ежли |
Упражнение. Произносить (читать) слова.
Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить.
Жа — за
жал—зал жара—заря баржа—база
пожар—базар жалей—залей держать—дерзать
лужайка—зайка жакет—закат
лежать—лизать лёжа—берёза
сажать—сказать
бежать—вязать
Жо - зо
Жора—Зоя стожок —возок должок—дозор
лужок—узор флажок—глазок прыжок—разок
Жу—зу
жук—зуб грожу—грозу вижу—снизу
вяжу—везу брожу—грызу хожу—ползу
гляжу—внизу
78
Жи — зы, жи— зи
ножи—тазы жидкий—зыбкий жир—пузырь ежи—возы
кожи—козы рыжий—сизый ёжики—языки рыжики—музыка
похаживать—показывать наживать—называть снежинка—корзинка лежи—вези
Другие сочетания
важный—разный каждый—гораздо монтажник—проказник дружный—грузный таёжный—слёзный
тревожный—грозный дождик—гвоздик можно—поздно дорожный—паровозный пирожное—морозное
обождать—опоздать денежный—полезный подожди-ка—гвоздика книжный—капризный нежный—резвый
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Залежи руды у нас большие. Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Женя
79
помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, чтобы она не убежала. Он кричит на весь базар, будто сделался пожар. Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пшеница с рожью загорели тоже. Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пи застучал тяжёлый молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлть стебелёк.
Загадки
Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег) Он всегда с гвоздями дружен,
На работе ЛЮДЯМ Нужен. (Молоток)
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
рожки. |
и у |
лежат в |
лакал молоко языком.
У |
80
У |
Женя затрубил в рожок. |
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Снежинки
Бумажный снег в корзинке Листья, как кораблики,
Олег давно припас. В воздухе кружат,
Летят, летят снежинки, Яблоки, как зяблики,
Над сценою кружась. Озябли и дрожат.
Загадка
Стоит под берёзою Кто в первом живёт,
Домик с окошком. Тот жужжит под берёзой,
Другой — на берёзе, А кто во втором —
И тоже с окошком. Тот кружит над берёзой.
(Улей и скворечник)
Зимние забавы
Давно уже зима стала хозяйкой. Запорошила землю, замела дома и дороги. Кругом лежат снега. На окнах снежные узоры. Заковала льдом озёра и реки злая зима.. Рада бы, но не может заморозить всё живое. Даже дети не очень боятся зимы. Бегают во дворе - им даже жарко. В морозные дни дети дома.
Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя - и к маме. Мама наказала теплей одеться. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У Жени лыжи, у Лизы и Зои санки. Лиза и Зоя
81
занялись снежной бабой. А Женя проложил лыжню. Потом стали делать снежную горку. Снег возили на санках. От тяжёлой работы детям жарко. Прибежали помогать другие ребята. Горку сделали, и первым съехал Женя.
За земляникой
Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.
Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.
Кто хозяин?
У Жоры и Захара жила собака. Её звали Жук.
Жора и Захар подобрали Жука с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.
Кто хозяин Жука? Жора и Захар каждый день говорили об этом.
Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора, закричал и залез на дерево. А Захар не убежал: он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок.
Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.
(По В. Осеевой)
ЗВУКИ Ш, Ж, С, 3
Упражнение. Произносить (читать) слова.
шар—жар—базар—гусар
шаль—жаль—зал—сало
мешать—лежать—лизать—лиса
82
шапка—жалко—зайка—сайка
ушанка—ужасно—вязанка—санки решать—бежать—вязать—писать ноша—нажать—роза—роса
мешок—рожок—мазок—песок порошок—пирожок—кузовок—голосок пушок—лужок—возок—кусок
шутки—жуткий—мазут—сутки
ношу—хожу—везу—несу
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. Наташа и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелёные ландыши. Как хороши и свежи душистые розы! За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Спой мне песенку-смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по снегу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа сковала сушу. Шура и Женя взяли санки и лыжи. Лариса и Жора решали, Маша и Роза писали. Куст шуршит, а зайка дрожит. Над лужайкой носились шмели и стрекозы. Миша положил на сани вязанку дров. В лесу на земле лежат шишки.
Загадка
Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
83
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
кустах, |
в траве,
|
на сене. На дубе
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Сенокос, сенокос! Луг остался без волос! Он пострижен косами, Он побрызган росами. Как причёска эта Хороша для лета!
(И. Токмакова)
Дождик
Дождик
Вылился на луг.
Стало много
Луж вокруг.
Засучив скорей штанишки
В лужу
Прыгнули мальчишки.
Порезвиться захотели
Закружились,
Загалдели...
Я смотрю:
На них рубашки
Стали
Словно промокашки.
(И. Винокуров)
Шишки-мышки
Жили-были на сосне
Две серьёзных шишки.
Жили-были под сосной
84
Две весёлых мышки. И кричали мышки:
— Эй! спускайтесь, шишки!
Вы же знаете о нас
Только понаслышке.
Удивились шишки:
— Глупенькие мышки!
Чем же плохо нам висеть
Здесь, на нашей вышке!
Лучше мы вас пригласим:
Залезайте, повисим!
Мыши
Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли придумать.
Вот одна мышка и сказала:
— Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому
гибнем, что не знаем, когда он идёт. Надо коту на шею звонок привязать, чтобы он звенел. Тогда всякий раз, как он
будет от нас близко, нам слышно станет, и мы убежим.
— Это бы хорошо, — сказала старая мышь, — да надо
кому-нибудь звонок надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навяжи звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.
(Л. Толстой)
В гостях у Дедушки Мороза
(Сказка)
Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой Дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.
— Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Поможешь мне. Приготовь мне постель, да перину хорошенько взбей.
85
Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним — зелёная травка.
— Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной периной
держишь? — спросила Маша.
— Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку.
Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина
растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.
Тут Маша и проснулась.
Зимняя тишина
Зима не всегда злая с её морозами и снежными метелями Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда падает снежок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся снежинки в воздухе. Ложатся на землю, на крыши домов... Тишина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят снежинки. Подставишь ладошку — серебристые снежинки сразу тают.
Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.
Осеннее утро
Жёлтый клён глядится в озеро, Просыпаясь на заре. За ночь землю подморозило, Весь орешник в серебре.
Запоздалый рыжик ёжится, Веткой сломанной прижат, На его озябшей кожице Капли светлые дрожат.
(О. Высотская)
86
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.
Тяжёлая ноша
Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется.
«Обманул меня медведь, — думает лиса, — насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут — отсыпала зерно».
Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда».
Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила мешок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь — проторгуешься!...»
(По И.Ракитину)
Про бабусю и лису
(Сказка)
Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось лисе поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла.
Шла она, шла. Глядит — опять на дороге лиса лежит. Бабуся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не приснится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на пушистом лисьем меху!»
Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся — ни лисы, ни гуся!
Как ёжик шубу менял
В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.
Ёжик спрашивает зайца:
87
— Ты где шубу сменял?
— Вот там, у старого дрозда.
— А мне нельзя сменять свою шубу?
— Я не знаю, сходи попроси.
Пошёл ёжик к дрозду и говорит:
— Я тоже хочу в белой шубе ходить.
— Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю.
Снимай свои иголки.
Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.
И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы — бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.
Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы — и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.
— Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!
С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она, не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь — сам не рад будешь!
(А. Суконцев)
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ
Нормальная установка при произнесении звука.
1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука щ, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на нёбо. Мышцы языка напряжены.
2. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены.
3. Зубы сомкнуты либо сближены.
4. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка
в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесён
ной ко рту, ощущается теплая длительная струя воз-
духа, выходящая с некоторым напряжением.
5. Звук щ глухой, мягкий.
К постановке звука щ можно приступать лишь после постановки звука ш. Вначале необходимо опробовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по подражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упражнений. В случае плохого произношения звука щ необходимо добиться его постановки. Звук щ произносится так же, как звук ш, только более уд-линенно и напряженно вследствие сильного давления на нёбо.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение. Открыть рот. Присосать весь язык к небу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка полнят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ребенок выполняет с помощью логопеда,
который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части.
Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук ш. Будет слышаться звук щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счет давления пальцем.
Необходимо добиться долгого звучания. Для большей убедительности при произнесении звука логопед произносит звук щ вместе с ребенком.
Примечание. Какие могут быть ошибки при постановке звука щ?
1. При выдыхании (когда произносится звук ш)
кончик языка отходит от альвеол. Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо
звука щ слышится звук ш или просто глухой свист.
При правильном выполнении упражнения кончик
языка служит как бы щитком, не пропускающим частично воздух. Воздух прорывается через более уз
кую щель, чем при произнесении звука ш.
2. Язык не должен ускользать из-под пальца.
Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик языка ускользает из-под пальца и продвигается в глубь
рта (за альвеолы), то звук щ не слышен, либо слышен неясно.
Упражнение без помощи логопеда. Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок.
Упражнение в произнесении звука без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допускается произнесение слогов и слов с подкладыванием пальца.
89
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Щ В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.
ОБРАЗЕЦ: Щ—А, Щ—У, Щ—Ё, Щ—И, Щ—Е.
ща—щу—щё ща—щи—ще щу—щи—ще щё—щи—ще ща—щу—щи ща—щё—ще
Упражнение. Произносить (читать) слоги.
Если слова произносятся с подкладыванием под язык пальца, то на слогах без звука щ палец вынимается. После закрепления произношения слова произносятся без подкладывания пальца.
С ударением на слоге.
ОБРАЗЕЦ: щ – у-ка, пи-щ – ать, та-щ – и.
ща
Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, дощатый, возвращать, восхищать.
щу
Ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, щука, щупать.
щё
Ещё, щёки, щётка, щёлкать, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый.
щи, ще
Щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, щель, щепка, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение.
Без ударения на слоге.
ОБРАЗЕЦ: ве-щ – и, пло-щ – адь.
Ща, щу
Гуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, блещут,
плещут, на ощупь.
щи
Вещи, ящик, овощи, клещи, общий, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий.
Упражнение. Произносить (читать) обратные слоги.
ОБРАЗЕЦ: а—щ—, о—щ—, у—щ—, ы—щ—, я—щ—,
ю—щ—, и—щ—, е—щ—.
ащ—ощ—ущ—ыщ ящ—ющ—ищ—ещ ащ—ящ—ащ
ощ—ещ—ощ
Упражнение. Произносить (читать) слова.
ыщ—ущ—ощ—ащ ещ—ищ—ющ—ящ ущ—ющ—ущ ыщ—ищ—ыщ
ОБРАЗЕЦ: ве — щь —, това-ри — щ —.
Лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) слова.
ОБРАЗЕЦ: Вова поймал лещ – а. Щ - и варят из овощ – ей. Миша надел пла – щ – . Волк хи – щ – ный зверь.
91
Дети ищут грибы. Петя надел плащ. Щенку дали хрящ. На помощь Ване пришёл товарищ. Луна освещает рощу. В озере лещи. Угощай товарища. В роще щеглы. Во дворе пищит щенок. Волки рыщут, пищу ищут. В роще аист крыльями полощет. У меня пропал челнок, утащил его щенок. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище!
Загадка
Серый, зубастый, по полям рыщет, телят, ягнят ищет.
(Волк)
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
пищит, просит пищи.
В дождь
нужная вещь.
— хищная рыба.
92
Упражнение. Составить предложение по картинкам.
Упражнение. Произносить (читать) текст.
Под одним плащом
Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошел его товарищ Митя. У него плащ.
— Давай накинем плащ и пойдем вместе, — сказал Митя.
Товарищи вышли. Они быстро шли по дощатому тротуару.
Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблагодарил за помощь.
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты
Храбрые щенята
Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо. Видят щенки жёлтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Испугались щенки.
— Давай лаять, — говорит один щенок.
— Давай, — согласился другой щенок.
Залаяли щенки. А круг поднимается ещё выше.
— Испугался! — радуется первый щенок.
— Убегает! — говорит другой щенок.
Весело лают щенки.
(По М. Петрову)
93
Щеглята
Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево поглядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпусти Витю. Ещё летать не умели, по веткам удирали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок щиплет Вите руку. Посадил Витя дрожащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — С Упражнение. Произносить (читать) слоги.
ща—ся щу—су щё—сё щи—си
ся—ща сю—щу сё—щё си—щи
ащ—ась ощ(ощь)—ось ящ—ясь
ющ—юсь ищ—ись ещ(ещь)—есь
ась—ащ ось—ощ(ощь) ясь—ящ
юсь—ющ ись—ищ есь—ещ(ещь)
Упражнение. Произносить (читать) слова.
С прямыми слогами.
Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка. ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено. семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.
С обратными слогами.
Лещ, вещь, овощ, плащ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, навесь, авось, злюсь, карась, брысь, брось, колосья.
3. Слова со звуками щ, с.
Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носише, освещать, сгущенный, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся.
94
Упражнение. Составить предложения по картинкам.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пруду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают летом и осенью.
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Щенок такой тщедушный был! Его я щами всё кормил, От злющей стужи защищал, Щенок от радости пищал, Ещё бы! Он счастливым рос. Теперь мой щен не щен, а пёс — Настоящий!
(А. Барто)
Рыбалка
Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и карась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семён ещё удит.
95
В мороз береги щёки и нос
Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще. В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был сильный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Сеня не тер. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Вася увидел, что щека у товарища побелела.
— Три щёку, Сеня!
— У меня руки не двигаются, замёрзли, — говорит Сеня.
Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покраснела.
Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.
Целый день поёт щегол А Маша не боится
В клетке на окошке, Ни кошки, ни щегла.
Третий год ему пошёл, Щеглу дала напиться,
А он боится кошки. А кошку прогнала.
(А. Барто) Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.
Щегол Фома
Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. Понравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал bhyn Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому защищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы любили слушать щебет щегла.
Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились другие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фома сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам.
Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкралась к клетке. Фома привык к Ваське. Потому не обращал внимания на кошку. Но другие щеглы всполошились. И кошка не успела схватить Фому.
96
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ - Ш
Упражнение. Произносить (читать) слоги.
ща—ша ша—ща ащ—аш аш—ащ
щу—шу шу—щу ющ—юш юш—ющ
щи—ши ши—щи ещ—еш еш—ещ
ше—ще ще—ше
Упражнение. Произносить (читать) слова.
Ща—ша
гуща—туша чаща—чаша роща—пороша
пищать—лишать трещать—решать щавель—шалфей
помещать—помешать обещать—мешать навещать—вешать укрощать—украшать
Щё —шё
щёлк—шёлк щётка—шёрстка
щёки—шёпот лущёный—тушёный
мощёный—гашёный
пищу—пишу прощу—прошу
Щу—шу
угощу—укушу помещу—спешу
ЩИ — ШИ
щука—шубка
пищи—пиши трещи—реши
защита—зашита лещи—ерши
плащи—наши вещи—ваши
97
Ще — ше
щепка—шейка щебет—шелест |
ищет—пишет пуще—тише |
вращение—решение
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша — пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать. На площади шумит народ. Мы рвали щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва, и щебечут птицы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь. ищешь — не найдёшь, не разыщешь — так пойдешь. Под кувшинками в тиши ходят важные лещи.
98
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
У |
Мне нужны |
Вышел |
шуба толстая.
из рощи на шоссе. |
, поспеши их отдать.
не любит, чтобы её чесали по шерстке. |
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
В роще
Миша и Паша — хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Щенок бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался и запищал. Мише и Паше было смешно.
Ледоход
Шура и Маша пошли на реку. Они смотрели ледоход. Трещал лёд. Стоял страшный шум. Мощная сила ломала льдины. Почему-то маленький щенок побежал к реке. Шура кинулся
99
и оттащил щенка. Щенок пищал, но Шура его не слушал. Шура и Маша потащили щенка домой.
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.
Воробей
Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.
Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил едва прораставшие крылышки.
Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел на ветке...
Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой пташки.
(По И. С. Тургеневу)
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц
Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков сит.
Нормальная установка при произнесении звука ц. 1. Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с небом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи.
2) Губы растянуты в улыбке.
3) Зубы при произнесении звука сомкнуты или
сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.
4) Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко
рту, ощущается холодный поток воздуха.
5) Звук ц твёрдый, глухой.
Звук ц образуется при слиянии звуков тис.
При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.
Однако хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует постановку звука ц по подражанию.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха Просунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межгубный твёрдый звук т.
Упражнения для языка. 1) Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (При произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль ладонью руки.
Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука ц.
Примечание. При произнесении звука, имитирующего звук т, кончик языка упирается в верхние пе-
101
редние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается.
2) Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.
Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика
языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук ц.
Примечание. В момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слышится короткий звук с.
3) Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краёв языка.
Примечание. Иногда вместо звука ц слышится глухой слог цэ (или иногда ца), если per широко открыт.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ
Упражнение. Произносить (читать) слоги.
ОБРАЗЕЦ: А — Ц, О — Ц, У — Ц, Ы — Ц, Я — Ц, Е — Ц, И — Ц,
Е—Ц.
ац—оц—уц—ыц яц—ёц—иц—ец ац—яц—оц—ёц ёц—оц—яц—ац
Упражнение. Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге.
ыц—уц—оц—ац ец—иц—ёц—яц ыц—иц—уц—ец ец—уц—иц—ыц
ОБРАЗЕЦ: МАТ-РА – Ц, БО-Е – Ц.
Ац, ёц, иц, яц
Паяц, матрац, клёцки, шприц.
ец
Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец.
102
Без ударения на слоге.
образец: коло-де—ц.
Заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беженец, колодец, мизинец.
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
образец: У Вовы ране—ц. Во дворе колоде—ц.
Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова — хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя — кузнец. Выбей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Морозец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там рубец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец суёт в рот палец.
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
У Нины |
в кастрюлю |
Клади
103
ОБГЛОДАЛ КОРУ. |
Упражнение. Произносить (читать) текст.
Братец
У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Может сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня — будет молодец.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ПРЯМЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.
образец: ца, цо, цы, це.
ца—цо—цы—це це—цы—цо—ца
цо—цы—це—ца цы—це—ца—цо
ца—це—цы—цо цо—це—цы—ца
Упражнение. Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге.
ОБРАЗЕЦ: ЛИ-ЦО, ЖИЛЬ-ЦЫ.
Ца, цо
Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый.
104
Цы, ци
Цып-цып, цыган, отцы, бойцы, жильцы, концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, цирк, цифра, циркуль, цинковый.
це
Цех, цель, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, зацепка.
Без ударения на слоге.
образец: зай-цы, мелъни-ца.
ца
Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, пшеница, рукавица, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница, конница, кузница, луковица, пуговица, царапина.
Цы, ци
Овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, цыганка, цыплёнок, цинга, цилиндр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция.
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
105
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
На цепи собака. На опушке заяц. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. На улице морозец, бери рукавицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Молочница цедила молоко. У восьмёрки два кольца без начала и конца.
Загадка
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Курица снесла
ковал кузнец.
Я потерял
с молоком. |
На крыльце
Продавец принёс
106
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Посылали молодицу На улицу по водицу. А водица далека, А бадейка велика. Ты, девица, не ходи, Молодица, посиди.
На границе
Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.
Цыплята
Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Дала курица им имена. Цыплёнка, который родился первым, курица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился третьим, она назвала Цып-Цып-Цып.
Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка — Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып.
Когда цыплята получили имена, они стали ссориться. Цыплёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Самым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя.
(По М. Петрову) 107
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц - С
Упражнение. Произносить (читать) слоги.
ца—са са—ца аца—аса аса—аца ац—ас яц—яс ос—оц ис—иц
цо—со со—цо ацо—асо асо—ацо оц—ос иц—ис ус—уц ес—ец
цу—су су—цу ацу—асу асу—ацу уц—ус ец—ес ыс-ыц
цы—сы сы—цы ацы—асы асы—ацы ыц—ыс ас—ац яс—яц
Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и с.
Спица, синица, лисица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песцы, скворцы, ресницы, сальце, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый.
Ца—са, цо — со, цу—су
овца—оса пыльца—полоса цапля—сабля
кольцо—колесо цокот—сокол
к лицу—лису
к кольцу—к колесу
Цы — сы
ЦЫП-ЦЫП—СЫПЬ-СЫПЬ
овцы—косы куцый—русый цыкать—сыпать
концы—носы ресницы—волосы умельцы—рельсы
Це—се
цель—кисель целый—серый
ценный—осенний цены—сено
цедить—сердить целина—седина
108
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Целый стакан. Сломанное деревцо. Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце и к нам в оконце. На акации сидела синица. Скворец принес гусеницу. Целый день сияло солнце. Сентябрь — осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвели сирень и акация. Целый месяц дети были в лагере.
Загадка
На сосне дворец, во дворце певец, а зовут его ... (скворец).
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Синица схватила
109
Бабушка вяжет
крадётся к зайцу.
Упражнение. Составить предложения по картинкам.
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Загадка
Привела я солнце На своё оконце, К потолку повесила Стало дома весело.
Наши друзья
(Лампа)
В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревцо погибает. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы, дятлы и другие птицы. Синицы, снегири и дятлы живут у нас и зимой. Для скворцов ребята делают домики. Прилетают сквор-
110
цы, несут яйца, выводят птенцов. На полях скворцы истребляют саранчу и других насекомых. Они спасают посевы. Берегите птиц.
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.
Лиса и цапля
(Сказка)
Позвала лисица цаплю в гости. Сварила кашицу и размазала на блюдце. Поставила блюдце перед цаплей и говорит:
— Ешь, цапля, вкусная кашица!
Стукала, стукала цапля по блюдцу носом. Так и не поела кашицы. А лисица языком кашицу лизала и наелась. Обиделась цапля на лисицу.
Зовёт цапля к себе лисицу. Сварила кашицу в кувшине и говорит:
— Ешь, лисица, вкусная кашица!
Рыльце у лисицы не лезло в кувшин. Поэтому не могла лисица добраться до кашицы. А у цапли нос длинный, и она целый кувшин кашицы съела.
Поняла лисица, что за хитрость цапля отплатила хитростью.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц-Т Упражнение. Произносить (читать) слоги.
ца—тя | цо—те | цу—тю | цы—ти | це—те |
тя—ца | те—цо | тю—цу | ти—цы | те—це |
ац—ать | оц—оть | уц—уть | яц—ять | ец—еть |
ать—ац | оть—оц | уть—уц | ять—яц | еть—ец |
Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и т.
Теплица, темница, таблица, столица, страница, сестрица, пятница, телятница, отцы, птенцы, танцы, центры, ситец, цокать, концерты, рецепты, проценты, цыплята, платьице, полотенце.
111
Упражнение. Произносить (читать) слова.
Цы (ци) — ти, це — те
цирк—тир
цыкать—тикать цыплята—тигрята медицина—Валентина
цепкий—терпкий ценный—тесный сцены—стены целлофан—телефон
борец—гореть боец—болеть жилец—жалеть
Ец —еть, яц —ять
глупец—глупеть кузнец—тускнеть молодец—молодеть
заяц—лаять месяц—десять паяц—паять
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поливает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы сушатся на улице. Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Нету месяца — темно, звёзды светятся в ок-
112
но. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, курицы-наседки, добрые соседки.
Загадки
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
(Морковь)
Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их?
(Трое)
В ярком платье модница — погулять охотница. От цветка к цветку порхает, утомится — отдыхает.
(Бабочка)
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Ната вытирается
Во дворе |
и
растут в теплице.
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Буква Ц
Букв немало мы узнали, Добрались до буквы ц.
Есть слова, где ц — в начале, Где—в средине, где в конце.
Цепь, цветок и цифра — тут Ц в начале все прочтут,
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
113
Цапля ходит по болоту, Ждут в гнезде её птенцы. Цирк откроется в субботу, Уж приехали борцы.
В цех явились на работу Молодые кузнецы.
В каждой строчке — буква ц, Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице.
И в цыплятах на крыльце Тоже есть две буквы ц.
(Л. Дьяконов)
Цыплята и утята
У курицы было десять цыплят, а у утки — пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору. Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать-курица показала, как можно купаться в пыли.
Одиннадцатый цыплёнок
Курица вывела десять цыплят и повела их гулять. А одно яйцо закатилось, и курица его не заметила. Одиннадцатый цыплёнок пробил скорлупу и вылез из яйца. Светило солнце, пели птицы. Но цыплёнку было грустно. Он был один и не знал, как его звать.
Цыплёнок пошёл во двор. Там он увидел котёнка. Но котёнок не знал, как зовут цыплёнка.
Пошёл цыпленок дальше и увидел щенков. Но и они не знали, как зовут цыплёнка. Стало темно. Цыплёнок забрался в уголок и уснул.
Проснулся цыплёнок рано. Он хотел пить и есть. Вдруг кто-то пискнул. Перед цыплёнком стоял незнакомец, такой же пушистый.
— Ты кто? — спросил незнакомец.
Цыплёнок не успел ответить. Во двор выбежала целая ватага похожих на незнакомца комочков.
«Мы — цыплята!» — кричали они. И цыплёнок узнал своё имя.
(По М. Петрову)
114
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч
Дата: 2019-02-02, просмотров: 933.