Вошёл в тёмный лес медведь — хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб.
Вскочил заяц с лёжки — помчал в гущину. Наскочил на сойку, из-под кустов выпугнул. Сорока на глаза попалась — та крик подняла на весь лес.
Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журавлей на болоте вспугнули.
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока и сойка кричат, лоси кусты ломают, болотные птицы шумят. И позади кто-то топочет! Не уйти ли лучше?
Рявкнул медведь и дал стрекача.
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, белка ему шишкой в лоб угодила!
Так сам себя медведь напугал.
(По Н. Сладкову)
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р
Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р. 1) Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
2) Губы открыты.
3) Зубы разомкнуты.
4) На ладони, поднесённой ко рту, ощущается
сильная струя воздуха.
5) Звук р звонкий.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение для выработки напора воздуха. Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.
Упражнения для языка. 1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.
Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.
2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать язы
ком так, чтобы он всей своей массой вначале
присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы
вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.
Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.
Примечание. Могут быть следующие неточности:
а) язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с
нижней челюстью;
б) губы и зубы из-за слабости мышц углов рта
раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна.
3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув
«уздечку». Расстояние между зубами полтора-два
пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока
не набежит слюна. Повторить упражнение.
Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р В ТВЁРДЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР
Произнесение звукосочетания тр («трыканье»). Это упражнение можно прорабатывать с помощью пальцев, если без них эффект не достигается (в большинстве случаев именно так).
Порядок упражнения. Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами любой руки плотно прижать к нёбу боковые края языка. Срединная часть языка и
175
«уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса.
Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдёт в тр. Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр.
Примечание. 1) Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается.
2) Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, по
этому язык не «набухает» и не «трыкает».
3) Недостаточно сильная струя выдыхаемого воз
духа.
4) Вместо звукосочетания тр слышится тл; это оз
начает, что произвольно работает сам язык (рабо
тать, т.е. вибрировать, язык должен под напором
сильной струи воздуха), язык же должен плотно при
легать к нёбу и быть неподвижным.
5) Следует воздержаться от постановки звука
р по подражанию. При правильном произноше-
нии звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким нёбом (велярный звук р). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения неправильного произношения. Исходя из этого, следует ограничиться проведением артикуляционной гимнастики. Конечно, возможность постановки в раннем возрасте не исключается, но это требует очень много времени.
В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже звуков ш—ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это совершенно излишне. Причиной отсутствия звука р является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», вследствии чего язык не в состоянии подняться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплекса подготовительных упражнений, приведённых в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость её подрезки отпадает.
Упражнение. Раскатистое произнесение звукосочетания тр. После закрепления произнесения короткого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр—вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.
Упражнение. Произносить (читать) слоги.
При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр (др). Звук р, отделенный от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук т (д) является опорой для удержания языка у нёба.
ОБРАЗЕЦ
тр —ы.
произнесения прямых слогов: тр —а,тр —о , тр —у,
тра—тро тро—тры
тра—тру тру—тры
тры—тра тру—тро
тро—тру тры—тро
176
ОБРАЗЕЦ произнесения обратных слогов:
а—тр—, о—тр—,у—тр—, я—тр—, ё—тр—, ю—тр—, е—тр—.
ы—тр—, и—тр—,
атр—отр—утр отр—ытр—утр ятр—ётр—ютр итр—етр—ятр ётр—етр—ятр
ытр—атр—отр атр—утр—ытр ютр—ётр—ятр етр—итр—ютр итр—ютр—етр
Если в прямых и обратных слогах слышится мягкое произношение (например, вместо слога тра слышится слог тря), это означает, что кончик языка смыкается с верхними зубами. Для предотвращения этого необходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.
Примечание. Допускается первоначальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчезает. При мягком р (рь) кончик языка упирается в верхние передние зубы и более напряжён. При твёрдом р кончик языка поднят к альвеолам.
Упражнение. Произносить (читать) слова со звукосочетаниями тр и др. 1. С прямыми слогами тр: а) с ударением на слоге: образец: тр—an , те-тр—адъ.
Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, тройка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры.
б) Без ударения на слоге:
образец: тр—а-ва, xu - mp—ость, о-тр—у-би.
Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Трофим, хитрость, тростник, труба, трусы, Трунов, отруби, гетры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать.
177
в) Со стечением согласных в слоге:
ОБРАЗЕЦ: завтр – а, стр – уна
Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, быстро, струя, струна, стружка, острый, пёстрый, центры, костры, министры.
2. С обратными слогами тр:
ОБРАЗЕЦ: те-атр –
Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр.
3. С прямыми слогами др: а) с ударением на слоге:
ОБРАЗЕЦ: др – ан-ка, ква-др – ат.
Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дро-нов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга.
б) Без ударения на слоге:
ОБРАЗЕЦ: др – у-гой, эска-др – а
Пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
178
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
образец: На тр—аве др—ова. Мы уезжаем завтр—а.
У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по центру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Уважайте труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с водой. У метро кинотеатр для детей.
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Пётр увидел
Трофим поит лошадь из |
осталась одна страница. |
в |
Упражнение, Произносить (читать) текст.
После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро чудесное. Иван Петрович ищет вёдра и зовёт сына Трофима. За ними идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тропинке
179
носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки — по ведру. Втроём они быстро полили капусту.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Р В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ
Упражнение. Произносить (читать) раскатистый звук р.
ОБРАЗЕЦ: а—р—, о—р—, у—р—, ы—р—,
я —р—, ё—р—, ю—р—, и—р—, е—р—,
ар—ор—ур—ыр ер—ир—юр—ер—яр ыр—ир—яр—ар ер—op—op—яр
Примечание. Выключение голоса не допускается. Если вместо звука р слышится звукосочетание тр (др), это означает, что мышцы языка ещё не разработаны комплексом предыдущих упражнений. При произнесении звука р требуется большее уси-
ыр—ур—ор—ар ар—яр—ор—ёр ер—ор—юр—ур ёр—ер—ир—юр
лие со стороны мышц языка, так как опорный звук т(д) уже отсутствует. Следовательно, необходимо более тщательно тренировать произношение слов предложений со звукосочетаниями тр и др.
Упражнение. Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге.
ОБРАЗЕЦ: хо – р – , а –р – -ка, фо – р – -точ-ка
ар
Вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук.
ор
Бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.
180
Ур, ыр
Бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка, абажур, сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырчатый.
Яр, ёр
Ярко, ярче, доярка, ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёрный.
Юр, ер
Юрта, юркий, верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пионер, офицер.
ир
Мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.
Без ударения на слоге.
образец: а—р—буз, ве-те—р—, о-гу—р—цы.
ар
Арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман, картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан.
УР
Пурга, огурцы, шнурки.
Ир, ер
Кирка, кирпич, веер, ветер, вечер, катер, мастер, зерно, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернила, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.
181
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
образец: Пёс Ба—р—бос и кошка My—р—ка. Его— р— у по—р—тного.
Фёдор метёт двор. Егор чистит ковёр. В корзине арбузы. На парте книги и тетради. Офицер в форме. На стене картина. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. На марке наш герб: двуглавый орел. У Германа мама доктор. Фёдор надевает куртку. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку. На ферме пожар. Егор идёт на дежурство. Захарка дергает за шнур. Фёдор натёр паркет. Мама даёт Егорке шар. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
На
трут морковь.
182
Чисти для борща |
Захар держит
Брат идёт к
Упражнение. Составить предложения по картинкам.
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
— Егор, Егор, укажи свой двор!
— А вот мой двор, голубой забор.
Утро
Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьет. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.
183
Радуга
В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошёл. Трава блестит, В небе радуга стоит.
(С. Маршак)
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Р В ПРЯМЫХ СЛОГАХ
Упражнение. Произнесение длительного звука р.
Это упражнение выполнимо, если язык достаточ- сто и длительно без выключения голоса. Если звук
но натренирован. Вначале будет слышаться короткий не получается раскатистым и длительным, необходи-
звук р-р-р, а затем после некоторой тренировки дли- мо дополнительно проработать упражнение на прои-
тельный звук р—. Звук р надо произносить раскати- несение звука р в обратных слогах.
Упражнение. Произносить (читать) слоги.
Образец: р—а, р—о, р—у, р—ы.
ра—ро—ру—ры ры—ру—ро—ра
ро—ры—ру—ра ру—ра—ро—ры
ра—ру—ро—ры ро—ра—ры—ру
ру—ры—ра—ро ры—ру—ра—ро
Упражнение. Произносить (читать) слова.
С ударением на слоге.
ОБРАЗЕЦ: р – ак, го-р – х, дво-р – ы, мака-р – о – -ны
ра
Рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, га раж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.
184
ро
Рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны, рожки, родина, робкий, ровный, рослый, розовый.
РУ
Беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, Маруся. орудие, русский, кукуруза.
ры
Рысь, рыба, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, дворы, топоры, комары, корыто, рыть.
Без ударения на слоге.
ОБРАЗЕЦ: р – а-кета, Ве-р - а
ра
Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, пара, мера, фара, работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расчёска, карандаш, пирамида.
РУ
Парус, рука, рукав, рубить, ручей, рубаха, ручной, ружьё, румяный, рубанок, рукавица.
ры
Горы, куры, норы, пары, дыры, пожары, актёры, шофёры, мундиры, базары, боксёры, шахтёры, пионеры, помидоры, самовары, рыбаки, перышко.
185
Дата: 2019-02-02, просмотров: 506.