Повесть Булгакова «Собачье сердце» вызвала град нападок со стороны критики. Резкое неодобрение произведения со стороны властей и литераторов привело даже к расторжению договора о постановке повести и ее публикации. Рукопись вместе с дневниками Булгакова была изъята. И лишь сравнительно недавно это произведение было опубликовано и стало доступно для широкого круга читателей.
Необычное построение произведения — от общего к частному — необычайно ярко передает идею произведения. В центре его — невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.
Бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.
Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Повествование в «Собачьем сердце» построено в тесной связи с действительностью 20-х годов и социальной проблематикой. Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную.
В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь: и в 30-ые — 50-ые он годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь герой пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, Шариков оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.
Герой гордится своим низким происхождением, гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.
Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.
Смысл названия произведения можно толковать двояко. Первый вариант лежит на поверхности — повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским: он пересадил человеческое сердце в тело собаки.
Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер — это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер — воспитанник пролетариата — группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями.
Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена.
2. Идея ценности человеческих отношений в литературе XVIII века (на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
Что заставляет нас обращаться к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», написанной два столетия назад? Чем привлекает современного читателя, искушенного более серьезной литературой, книга с таким наивным сюжетом, архаичным языком? Только ли банальным утверждением, что «и крестьянки любить умеют»?
Нас привлекают в повести прежде всего изображение общечеловеческих чувств и страстей: любви и коварства, верности и измены. Нас трогает судьба бедной Лизы, ее несчастной матери, и если мы не проливаем слезы над повестью, то лишь потому, что наш век отучил нас от подобного проявления чувств.
Н. М. Карамзин, писатель-сентименталист, считал главными общечеловеческими ценностями сокровища человеческой души: доброту, простодушие, умение любить.
Лиза и Эраст принадлежат разным сословиям, и нравственные ценности для них разные. Счастье семьи, в которой выросла Лиза, заключалось не в богатстве, не в знатности рода, а в трудолюбии, трогательной заботе членов семьи друг о друге, любви родителей и дочери. Они убеждены, что «лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Оставшись без отца, Лиза помогала матери, и «чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, – чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери».
Идиллически спокойная жизнь семьи была разрушена встречей Лизы с молодым богатым дворянином Эрастом, человеком «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Простодушная старушка искренне полюбила нового знакомого Лизы. Она и подумать не могла, что их дружба закончится бедой – слишком верила в благоразумие дочери и благородство молодого дворянина. Верила Эрасту и Лиза. «Ах, Эраст! – говорила она. – Всегда ли ты будешь любить меня?» – «Всегда, милая Лиза, всегда!» – отвечал он. И Лиза не требовала клятв, не сомневалась в искренности своего любимого. Природа наделила девушку самым богатым даром – умением любить. «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» – думает она, и слова эти буду подтверждены жизнью и смертью бедной Лизы.
Эраст полюбил молодую крестьянку, мечтал быть всегда с нею рядом. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, – думал он, – не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» Наверное, он сам верил в это, но всегда ли человек является хозяином своему слову? Для Эраста главная ценность – деньги. Ради денег он играет в карты, ради денег собирается жениться без любви на богатой невесте, – ради денег он отказывается от своей любви. Неграмотная крестьянка, Лиза оказалась благороднее, выше, лучше образованного дворянина Эраста.
Лиза не смогла вынести предательства Эраста, утопилась в пруду. Рассказчик оплакивает поруганную честь, загубленную жизнь Лизы, не ставя ей в вину ни излишнюю доверчивость, ни даже смертный грех самоубийства. Он приходит к Симонову монастырю, чтобы снова и снова вспомнить о плачевной судьбе девушки, прожившей свою короткую жизнь так, как подсказала ей любовь, не рассуждая, не рассчитывая, любя и прощая, как велело ей сердце.
В чем же истинная, глубинная причина гибели бедной Лизы? Прежде всего, в социальном, сословном неравенстве. У дворян и крестьян разные представления об общечеловеческих ценностях: для Эраста любовь – забава, предмет сентиментальных мечтаний, для Лизы – смысл жизни. Автор заставляет нас и сегодня задуматься над несовершенством общества, в котором нравственные ценности подменяются материальными. Жить по законам сердца, считает Карамзин, – значит, жить в согласии с нравственным законом.
А кто знает сердце свое? Повесть заставляет задуматься о том, как чудесен Божий мир, как важно беречь самое дорогое наше сокровище – жизнь. Велик и прекрасен мир человеческих чувств, в нем хранятся великие богатства, но в нем же таятся опасности. Умеешь ли ты любить? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?
3. Выразительное чтение наизусть стихотворения поэта XIX-XX веков (по выбору обучающегося из программы 9-го класса).
Билет № 18
Дата: 2019-02-02, просмотров: 892.