Первый этап связан с характеристикой риска. На начальном этапе проводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов. На завершающей фазе оценки риска устанавливается степень опасности (вредности).
Второй этап - определение приемлемости риска. Риск сопоставляется с рядом социально-экономических факторов:
- выгоды от выбранного решения;
- потери, обусловленные использованием этого решения;
- наличие и возможности регулирующих мер с целью уменьшения негативного влияния на среду и здоровье человека.
Процесс сравнения опирается на метод “затраты - выгоды”
В сопоставлении “нерисковых” факторов с “рисковыми” проявляется суть процесса управления риском.
Возможны три варианта принимаемых решений:
- риск приемлем полностью;
- риск приемлем частично;
- риск неприемлем полностью.
В настоящее время уровень пренебрежимого предела риска обычно устанавливают как 1 % от максимально допустимого.
В двух последних случаях необходимо установить пропорции контроля, что входит в задачу третьего этапа процедуры управления риском.
Третий этап - определение пропорции контроля - заключается в выборе одной из “типовых” мер, способствующей уменьшению (в первом и во втором случае) или устранению (в третьем случае) риска.
Четвертый этап - принятие регулирующего решения - определение нормативных актов (законов, постановление, инструкций) и их положений, соответствующих реализации той “типовой” меры, которая была установлена на предшествующей стадии. Данный элемент, завершая процесс управления риском, одновременно увязывает все его стадии, а также стадии оценки риска в единый процесс принятия решений, в единую концепцию риска.
Механизм управления риском (УР) при создании сложной морской техники (МТ), возникающим в условиях объективного существования риска и связанных с ним потерь, позволяет наилучшим способом учитывать риск при принятии и реализации решений. Процесс УР можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий их наступления. Система УР состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления). Объектом управления является риск в процессе реализации объекта МТ. Субъектом управления является группа людей, которая посредством приемов и способов управления осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления с применением специальных технологий, в том числе и интеллектуальных, являющихся частью информационных технологий, который включает еще и информатические технологии, в соответствии с разделением информационного процесса на интеллектуальный и информатический.
Основная задача таких технологий в УР - нахождение варианта действий, обеспечивающих оптимальное для данного проекта сочетание риска и дохода. Главными задачами этих систем являются: обнаружение областей повышенного риска; оценка степени риска; анализ приемлемости данного уровня риска; разработка в случае необходимости мер по предупреждению или снижению риска; в случае, когда рисковое событие произошло, принятие мер к максимально возможному возмещению причиненного ущерба.
Интеллектуальная система УР должна обладать следующими свойствами, присущими интеллектуальным системам:
· наличие баз знаний, отражающих опыт специалистов и групп, в решении задач в выделенных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогативой интеллекта человека (например, такие плохо формализуемые задачи, как принятие решений и проектирование);
· наличие моделей мышления на основе баз знаний: правил и логических выводов; распознавания и классификации ситуаций; обобщения и понимания и т. п.;
· способность формировать четкие решения на основе нестрогих, неполных или недоопределённых данных;
· способность к накоплению информации, опыта и к развитию.
Проблема использования интеллектуальных систем в УР, представляя собой комплексную многоэтапную процедуру, распадается на ряд подразделов, одним из которых является разработка, корректировка и внедрение соответствующих процедур проектирования объекта. При этом, одной из целей интеллектуальных систем в УР при проектировании МТ является предложение эффективного и практически полезного выбора вариантов контроля риска, укрупнёно включающего в себя три этапа: фокусирование на областях риска, нуждающихся в управлении; идентификация потенциальных контрольных мер риска; группировка контрольных мер риска в практически регулируемые варианты. В процессе реализации этого процесса создается процедура выбора варианта контроля риска, приемлемого и для традиционно учитываемых аварийных ситуаций, и для аварийных ситуаций, вызываемых новыми технологиями или новыми методами. Для этого интеллектуальная система должна производить классификацию результатов качественной и количественной оценки риска таким образом, чтобы дальнейшие проектные действия были направлены на нуждающиеся в контроле риска части МТ.
Основные аспекты, которые должны быть отражены в интеллектуальной системе, следующие:
1. В первую очередь рассматриваются аварии с неприемлемым уровнем риска;
2. При составлении дерева отказов и событий, прежде всего, идентифицируются риски, вносящие наибольший вклад в результат;
3. Выбор варианта контроля риска, прежде всего, связан с конкретными мерами по его управлению.
Еще одной целью интеллектуальной системы УР является построение подробную причинную цепочку: "причинные факторы - повреждения - обстоятельства — авария – последствия". В то же время меры контроля должны быть нацелены:
- на снижение частоты нарушений через качественное проектирование, использование современных технологий, организационную политику, «тренировку»;
- на смягчение эффекта нарушений для предотвращения аварий;
- на смягчение обстоятельств, при которых могут произойти нарушения;
- на снижение уровня последствий аварий.
В процессе выбора варианта контроля риска в интеллектуальной системе УР соответствующие меры группируются в ограниченное множество практически регулируемых вариантов. Для объединения индивидуальных мер в группы синергетика рекомендуется два возможных подхода:
- "общий подход", обеспечивающий контроль риска с помощью оценки вероятности начала аварии, используемый в процессе проектирования при анализе функционирования объекта и эффективный для предотвращения последовательности нескольких различных аварий;
- "дифференцированный подход", обеспечивающий контроль эскалации аварий вместе с возможностью влияния на дальнейшие стадии развития других аварий, косвенно связанных с первичными аварий.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 335.