Опасности носят потенциальный, т. е. скрытый характер. Под идентификацией (понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение нормального функционирования технических систем и качества жизни.
В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и др. параметры, необходимые для решения конкретной задачи.
Объектом анализа опасностей является система “человек-машина- окружающая среда (ЧМС)”, в которой в единый комплекс объединены технические объекты, люди и окружающая среда, взаимодействующие друг с другом (рис.3.1.4.1).
Анализ опасностей позволяет определить источники опасностей, потенциальные аварии и катастрофы, последовательности развития событий, вероятности аварий, величину риска, величину последствий, пути предотвращения аварий и смягчения последствий.
Рис. 3.1.4.1. Процедура анализа опасности (по [БЖД Белов])
Методы обнаружения опасностей можно сгруппировать различным образом. Одна из классификаций (по [Малкин…]) следующая:
♦ инженерные — путем специальных расчетов, отражающих природу происхождения опасностей;
♦ экспертные — учет мнений специалистов созданной для решения конкретной задачи экспертной группы
♦ социологические методы, опирающиеся на исследования мнений населения (социальной группы), выявляемых путем опросов;
♦ регистрационные — методы, базирующиеся на информации о результатах подсчета конкретных событий, затрат каких- либо ресурсов, количестве жертв;
♦ органолептические — методы, основанные на информации, получаемой органами чувств человека (зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом и др.).
Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Они характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные события — последствия. Формы нежелательного последствия различны — травмы, материальный ущерб, урон окружающей среде и др. «Опасность — причина — нежелательные последствия» — это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальное нежелательное последствие.
При оценке опасности технических систем часто рассматривают показатели их безопасности, которые могут быть сгруппированы следующим образом:
♦ эргономические показатели — определяют систему взаимодействия «человек — машина» и характеризуют комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств (изучает инженерная психология и эргономика);
♦ гигиенические показатели — их используют при определении соответствия системы условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с технической системой;
♦ физиологические и психофизиологические показатели — их используют при определении соответствия системы физиологическим свойствам человека и особенностям функционирования его органов чувств;
♦ экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации, производстве, потреблении и транспортировании продукции;
♦ показатели безопасности — это обобщенное представление о характеристиках, определяющих способность системы при ее эксплуатации обусловливать безопасность обслуживающего персонала и населения..
Количественное выражение показателей производится в соответствии с установленными методами их измерений и расчетов с помощью имеющихся контрольно-измерительных приборов и специальных технических средств.
Методы определения потенциальных опасностей, также пользуясь предложениями российских ученых можно разделить на:
1. Инженерные методы с использованием статистики, когда производится расчет частот, проводится вероятностный анализ безопасности и построение деревьев опасности.
2. Модельные методы: основаны на построении моделей воздействия опасных и вредных факторов на отдельного человека, на профессиональные и социальные группы населения.
3. Экспертные методы: включают определение вероятностей различных событий на основе опроса опытных специалистов- экспертов.
Для отражения различных аспектов опасности эти методы применяются в комплексе (рис.3.1.4.2).
Анализ опасностей описывает опасности качественно и количественно и заканчивается планированием предупредительных мероприятий. Он базируется на знании алгебры логики и событий, теории вероятностей, статистическом анализе, требует инженерных знаний и системного подхода.
Анализ опасностей начинают с предварительного исследования, позволяющего идентифицировать источники опасности. Затем проводят детальный качественный анализ.
Рис. 3.1.4.2. Схема оценки опасности промышленного объекта (по [БЖД Белов])
Выбор качественного метода анализа опасностей зависит от цели анализа, назначения объекта и его сложности. Качественные методы анализа опасностей включают:
- предварительный анализ опасностей;
- анализ последствий отказов;
- анализ опасностей с помощью “дерева причин”;
- анализ опасностей с помощью “дерева последствий”;
- анализ опасностей методом потенциальных отклонений;
- анализ ошибок персонала;
- причинно-следственный анализ.
В [Ветошкин] приведено описание основных методов анализа опасности технических систем, которые применимы и к МНГК.
Предварительный анализ опасностей , заключающийся в выявлении источника опасностей, определении системы или событий, которые могут вызывать опасные состояния, характеристике опасностей в соответствии с вызываемыми ими последствиями.
Предварительный анализ опасностей осуществляют в следующем порядке:
- изучают технические характеристики объекта, системы, процесса, используемые энергетические источники, рабочие среды, материалы и устанавливают их повреждающие свойства;
- устанавливают нормативно-техническую документацию, действие которой распространяется на данный технический объект, систему, процесс;
- проверяют существующую техническую документацию на ее соответствие нормам и правилам безопасности;
- составляют перечень опасностей, в котором указывают идентифицированные источники опасностей, повреждающие факторы, потенциальные аварии, выявленные недостатки.
В целом предварительный анализ опасности представляет собой первую попытку выявить оборудование технической системы и отдельные события, которые могут привести к возникновению опасностей. Этот анализ выполняется на начальном этапе разработки системы. Детальный анализ возможных событий обычно проводится с помощью дерева отказов, после того как система полностью определена.
Анализ последствий отказов - качественный метод идентификации опасностей, основанный на системном подходе и имеющий характер прогноза. Метод является анализом индуктивного типа, с помощью которого систематически, на основе последовательного рассмотрения элементов, анализируются все возможные виды отказов или аварийные ситуации и выявляются их результирующие воздействия на систему. Отдельные аварийные ситуации и виды отказов элементов позволяют определить их воздействие на другие близлежащие элементы и систему в целом. Метод осуществляют в следующем порядке:
- техническую систему подразделяют на компоненты;
- для каждого компонента выявляют возможные отказы;
- изучают потенциальные аварии, которые могут вызвать отказы на исследуемом объекте;
- отказы ранжируют по опасностям и разрабатывают предупредительные меры.
Этим методом можно оценить опасный потенциал любого технического объекта. По результатам анализов отказов могут быть собраны данные о частоте отказов, необходимые для количественной оценки уровня опасности рассматриваемого объекта.
Анализ опасностей с помощью “дерева причин ” потенциальной аварии позволяет выявить комбинации отказов (неполадок) оборудования, ошибок персонала и внешних (техногенных, природных) воздействий, приводящих к основному событию (аварийной ситуации). Метод выполняют в следующем порядке:
- выбирают потенциальное событие-аварию или отказ, который может привести к аварии;
- выявляют все факторы, которые могут привести к заданной аварии, включая все потенциальные инциденты;
- по результатам этого анализа строят ориентированный граф- “дерево”, вершина (корень) которого занумерована потенциальной аварией.
Проведение анализа возможно только после детального изучения рабочих функций всех компонентов рассматриваемой технической системы. На работу системы оказывает влияние человеческий фактор, например, возможность совершения оператором ошибки. Поэтому желательно все потенциальные инциденты - "отказы операторов" вводить в содержание дерева отказов. Дерево отражает статический характер событий. Построением нескольких деревьев можно отразить их динамику, т. е. развитие событий во времени. Для определения последовательности событий при аварии, включающей сложные взаимодействия между техническими системами обеспечения безопасности, используется дерево событий.
Анализ опасностей с помощью “дерева последствий” потенциальной аварии отличается от предыдущего метода тем, что в этом случае задается потенциальное аварийное событие - инициатор, и исследуют всю группу событий - последствий, к которым оно может привести. Анализ причин последствий начинается с выбора критического события. Критические события выбирают таким образом, чтобы они служили удобными отправными точками для анализа, причем большинство аварийных ситуаций развивается за критическим событием в виде цепи отдельных событий. Процедура построения диаграммы-дерева последствий состоит из выбора первого инициирующего события, за которым следуют другие события, определенные на данном этапе работы.
При анализе “причин - последствий” используются комбинированные методы “дерева отказов” (выявить причины) и “дерева событий” (показать последствия), причем все явления рассматриваются в естественной последовательности их появления.
Анализ опасностей методом потенциальных отклонений (включает процедуру искусственного создания отклонений с помощью ключевых слов. Для этого разбивают технологический процесс или техническую систему на составные части и, создавая с помощью ключевых слов отклонения, систематично изучают их потенциальные причины и те последствия, к которым они могут привести на практике.
Анализ ошибок персонала является одним из важнейших элементов методологии оценки опасностей с учетом человеческого фактора, позволяющий охарактеризовать как ошибки, инициирующие или усугубляющие аварийную ситуацию, так и способность персонала совершить корректирующие действия по управлению аварией.
Метод включает следующие этапы:
- выбор системы и вида работы;
- определение цели;
- идентификацию вида потенциальной ошибки;
- идентификацию последствий;
- идентификацию возможности исправления ошибки;
- идентификацию причины ошибки;
- выбор метода предотвращения ошибки;
- оценку вероятности ошибки;
- оценку вероятности исправления ошибки;
- расчет риска;
- выбор путей снижения риска.
Причинно-следственный анализ выявляет причины происшедшей аварии или катастрофы и является составной частью общего анализа опасностей. Он завершается прогнозом новых аварий и составлением плана мероприятий по их предупреждению. Метод включает следующие этапы:
- сбор информации о точном и объективном описании аварии;
- составление перечня реальных событий, предшествовавших аварии;
- построение ориентированного графа - “дерева причин”, начиная с последней стадии развития событий, т. е. с самой аварии;
- выявляют логические связи “дерева причин”;
- формулирование предупредительных мер с целью исключения повторения аварии данного типа или для избежания аналогичных аварий.
3.2. Оценка безопасности на основе теории риска
3.2.1. Понятие риска, его характеристики, черты, классификация видов риска
Современная концепция создания, внедрения и эксплуатации объекта морской техники предполагает использование не только определения "опасность", но и термина "риск", когда в условиях возрастания числа потенциально опасных объектов и связанного с этим увеличения аварий и катастроф встал вопрос выбора стратегии обеспечения безопасности объектов техногенной сферы.
Детерминистский подход к обеспечению безопасности в техногенной сфере основывался на разработанных нормах, правилах, стандартах, т.е. на требованиях, сформулированных в нормативных документах.
Концепция риска должна ранжировать потенциально опасные объекты и помогать понять, где мы перестраховываемся в их защите, а где принимаемых мер недостаточно. Концепция предполагает, что средства должны тратиться в первую очередь на предотвращение наиболее опасных объектов и событий, т.е. искать оптимальные пути обеспечения безопасности.
Идеология концепции риска исходит из следующих предпосылок [Ковалевич…].
1. Не существует абсолютной безопасности (объекта, процесса, явления и др.). Всегда имеется, несмотря на все принятые меры и затраченные средства, отличная от нуля вероятность возниконовения некоторого чрезвычайного события, способного привести к негативным последствиям.
2. Человеческий организм (как и природная среда) имеет порог чувствительности к определенным видам воздействия (радиации, химическим реагентам различного вида в продуктах, воде, воздухе, почве и т.п.), т.е. существует граница воздействий, за которой следует предпринимать защитные меры и тратить на это средства.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 328.