По [Прав по НГ обор…. и ФЗ «О пром безоп….»] авария - разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ.
По [Прав класс ПБУ…] авария - нештатное событие (происшествие), возникновение которого не ожидается во время обычного функционирования платформы, и которое может вызвать существенные повреждения конструкции, если оно не учтено при проектировании.
По [ФЗ «О пром безоп….»] и иным нормативно-правовым актам РФ, а также правилам ведения работ на опасном производственном объекте, инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса.
По [Прав класс ПБУ…] аварийная ситуация - эксплуатационная ситуация, во время которой может реализоваться авария.
Анализ этих определений выявил , что:
— в [Прав класс ПБУ..] пожар и взрыв отнесены к аварийным ситуациям, хотя в соответствии с определениями этого документа, они могут считаться авариями;
— в [Прав по НГ оборуд…] взрыв отнесен к аварийным ситуациям, хотя в самом документе приведено определение, однозначно трактующее взрыв как аварию;
— термин «аварийная ситуация» в [Прав по НГ оборуд…] не расшифрован, хотя активно используется, в том числе применительно как к взрыву, так и к пожару, опрокидыванию, фонтанированию и др.
Для обеспечения однозначности терминологии под аварией будем понимать результат реализации опасности , а для аварийной ситуации будем использовать определение [Правила класс ПБУ…] - эксплуатационная ситуация, во время которой может реализоваться авария .
Проблема поиска мер обеспечения безопасности основывается на следующих положениях.
Первичным негативным последствием воздействия опасного фактора на технический объект является аварийная ситуация, которая может привести к аварии.
2. В ходе реализации аварии возникают негативные последствия, которые следует оценить по назначенным критериям на допустимость.
3. Определив последствия воздействия, как неприемлемые, необходимо принять меры по приведению их в требуемые пределы.
Соответственно, технические и организационные меры по обеспечению безопасности объекта проектирования принимаются в рамках трех основных направлений:
1. Предупреждение возникновения аварий на объекте;
Локализация недопущение распространения и эскалации аварий;
Ограничение (минимизация) негативных последствий аварий.
Задачей проектанта (см. рис. 3.1.3.5) является создание необходимого и достаточного комплекса мер по этим трем направлениям с учетом того круга опасностей, которые угрожают будущему объекту морской нефтегазодобычи.
Рис. 3.1.3.5. Принятие мер по обеспечению безопасности
Рациональным при определении мер будет использование подхода «от простого к сложному», т.е. рассмотрение каждой аварии по отдельности. Далее полученные варианты мер обеспечения безопасности по каждой аварии собираются в единый комплекс обеспечения безопасности. При этом необходимо проанализировать их взаимовлияние, а также рассмотреть альтернативные варианты, поскольку каждая отдельная задача может быть решена не одним, а несколькими способами. Графически такой подход показан на рис. 3.1.3.6.
Рис. 3.1.3.6. Схема поиска мер по обеспечению безопасности
3.1.4. Современные международные базы данных по инцидентам и авариям на морском шельфе
На данный момент в российской практике на государственном уровне не ведется накопления и систематизации статистических данных по инцидентам на шельфовых сооружениях (в отличие от зарубежных государств, например, США, Великобритании, Норвегии и прочих).
Одной из наиболее представительной и полной является Международная база данных по авариям на объектах морской нефтегазодобычи (Worldwide Offshore Accident Databank (WOAD)), которая ведется с 1970 года норвежским классификационным обществом DNV (Det Norske Veritas). В ней используется следующая классификация аварий на МНГС, приведенная в табл. 3.1.3.1.
Таблица 3.1.3.1
Дата: 2019-02-02, просмотров: 264.