Анализ качества произведенной продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос качества ‒ это вопрос экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Качество характеризуется надежностью, долговечностью, безопасностью, наличием или отсут- ствием рекламации.

В условиях рынка обеспечение конкурентоспособности, получение наиболее выгодных контрактов возможны для тех предприятий, у которых уровень качества соответствует требова- ниям внутреннего и внешнего рынков. Повышение качества продукции, работ, услуг ‒ одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень каче- ства способствует повышению спроса и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Поэтому оценка качества является важнейшей составля- ющей экономического анализа.

Основными задачами анализа качества являются:

− оценка качества выпускаемой продукции;

− выявление причин снижения качества;

− установление влияния изменения качества на объем выпуска.

В условиях рынка оценка качества строится на показателях, отражающих конкурентоспо- собность продукции на внутреннем и внешнем рынках. Качество ‒ это величина непостоянная. Она зависит:

− от уровня применяемой техники и технологии;

− от уровня квалификации;

− от дисциплины.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. К обобщающим показателям, характеризующим качество продукции, относят:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; б) удельный вес продукции высшей категории качества; в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции; е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;


з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышлен- ные страны.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения.

Частные (индивидуальные) показатели качества характеризуют технические и потреби- тельские свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность):

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели ‒ штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес бракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от поку- пателей, потери от брака и др.

Например, в пищевой промышленности качество характеризуют жирность, наличие по- сторонних примесей, содержание сухих веществ; в машиностроении ‒ надежность, безотказ- ность, долговечность, производительность.

Первая задача анализа ‒ изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Вторая задача анализа ‒ определение влияния качества продукции на стоимостные пока- затели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ТП), выручку от реализации продук- ции ( В) и прибыль ( П). Расчет производится следующим образом:

 

∆ТП=(Ц1 − Ц0)×К1,                                                     (1.7)

∆В=(Ц1 − Ц0)×VРП1,                                                  (1.8)

∆П=[(Ц1 − Ц0)×VРП1]‒[(С1 − С0)×VРП1],                               (1.9)

где Ц0 и Ц1 ‒ соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и C1 ‒ соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; K1 ‒ количество произведенной продукции повышенного качества;

VРП1 ‒ объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового со- става, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзве- шенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам опреде- лить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реали- зации.

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.