Вопрос качества ‒ это вопрос экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Качество характеризуется надежностью, долговечностью, безопасностью, наличием или отсут- ствием рекламации.
В условиях рынка обеспечение конкурентоспособности, получение наиболее выгодных контрактов возможны для тех предприятий, у которых уровень качества соответствует требова- ниям внутреннего и внешнего рынков. Повышение качества продукции, работ, услуг ‒ одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень каче- ства способствует повышению спроса и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Поэтому оценка качества является важнейшей составля- ющей экономического анализа.
Основными задачами анализа качества являются:
− оценка качества выпускаемой продукции;
− выявление причин снижения качества;
− установление влияния изменения качества на объем выпуска.
В условиях рынка оценка качества строится на показателях, отражающих конкурентоспо- собность продукции на внутреннем и внешнем рынках. Качество ‒ это величина непостоянная. Она зависит:
− от уровня применяемой техники и технологии;
− от уровня квалификации;
− от дисциплины.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. К обобщающим показателям, характеризующим качество продукции, относят:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; б) удельный вес продукции высшей категории качества; в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции; е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышлен- ные страны.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения.
Частные (индивидуальные) показатели качества характеризуют технические и потреби- тельские свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность):
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели ‒ штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес бракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от поку- пателей, потери от брака и др.
Например, в пищевой промышленности качество характеризуют жирность, наличие по- сторонних примесей, содержание сухих веществ; в машиностроении ‒ надежность, безотказ- ность, долговечность, производительность.
Первая задача анализа ‒ изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Вторая задача анализа ‒ определение влияния качества продукции на стоимостные пока- затели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ТП), выручку от реализации продук- ции ( В) и прибыль ( П). Расчет производится следующим образом:
∆ТП=(Ц1 − Ц0)×К1, (1.7)
∆В=(Ц1 − Ц0)×VРП1, (1.8)
∆П=[(Ц1 − Ц0)×VРП1]‒[(С1 − С0)×VРП1], (1.9)
где Ц0 и Ц1 ‒ соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0 и C1 ‒ соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; K1 ‒ количество произведенной продукции повышенного качества;
VРП1 ‒ объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового со- става, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзве- шенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам опреде- лить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реали- зации.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.