В условиях сформировавшегося рынка возможный объем продаж является основой разра- ботки производственной программы. Предприятия должны производить только те товары и в та- ком объеме, которые оно может реально реализовать. Успех или неуспех хозяйствующего субъ- екта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разра- ботки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в матери- альных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию, в ка- ком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосред- ственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.
Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей, улучшении ее качества, изыскании внутренних резервов роста объема выпуска и как результат увеличение прибыли предприятия.
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предпри- ятиях являются:
− оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;
− проверка сбалансированности и оптимальности бизнес‒планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
− выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;
− выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продук-
ции;
− разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повы- шения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.
Объектами данного направления анализа являются:
− объем производства и реализации продукции;
− ассортимент и структура продукции;
− качество продукции;
− ритмичность производства продукции.
В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты при- чины, тормозящие рост производства:
− недостатки в организации производства и труда;
− нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;
− брак продукции.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат биз- нес‒план предприятия, оперативные планы‒графики, 12-п «Отчет о производстве промышлен- ной продукции (работ, услуг)», 1-п (мясо) «Отчет о переработке скота и птицы, производстве, отгрузке и запасах мясной продукции», 1-п (молоко) «Отчет о производстве, отгрузке и запасах молочной продукции» и др.
Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Рост производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении ‒ один из обобща- ющих показателей экономической эффективности производства. Расширение производства про- исходит прежде всего за счет лучшего использования техники и материалов, роста производи- тельности труда.
Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индек- сов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с дан- ными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относи- тельное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базис- ных и цепных темпов роста и прироста
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе рас- чета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также откло- нение от плана.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обяза- тельств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия обора- чивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку това- ров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясня- ются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):
Пд.п.
= ОПпл‒ОПн ∙ 100. (1.1)
ОПпл
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий‒смежников, транспортных орга- низаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обяза- тельств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 240.