Анализ ассортимента и структуры продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (но- менклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой ‒ наиболее эффектив- ное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

−определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

−оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску про- дукции;

−изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению но- вых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

−оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте про- дукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического вы- пуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчиты- вается в выполнение плана по ассортименту).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре ‒ значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические по- казатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной про- дукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с раз- мером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факто- ров, кроме структуры продукции:

 

ВПусл1 = S(Vф. общ × Удi пл × Цi пл);                                       (1.2)

 

ВПусл2 = S(Vф. общ × Удi ф × Цi пл);                                       (1.3)

 

DВПстр = ВПусл2 – ВП усл1.                                           (1.4)

 

где Vф. общ – общий фактический объем производства продукции в условно‒натуральном выраже- нии, туб;

Удi  плУдi  ф соответственно плановый и фактический удельный вес i‒го вида продукции, %; Цi пл – средняя плановая цена реализации i‒го вида продукции, тыс. руб.


Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимост- ном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Для этого сначала необ- ходимо определить, как изменится средний уровень цены (DЦстр) за счет структуры:

 


 

∆Цстр


= ∑ (Удiф ‒ Удiпл ) ∙ Цiпл .                                          (1.5) 100


 

Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства про- дукции в условно‒натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:

 

∆ВПстр= Vф. общ ∙ ∆Цстр.                                             (1.6)

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки.

Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит ком- плексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предпри- ятия.

 





Дата: 2019-02-02, просмотров: 194.