Общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС) предназначена для автоматизации деятельности государственных органов по предоставлению информационных услуг другим государственным органам, организациям и гражданам.
Основной целью создания ОАИС является повышение эффективности и качества функционирования государственных органов.
Объектом автоматизации является деятельность государственных органов Республики Беларусь владельцев информационных ресурсов, имеющих государственное значение (ГИР) по предоставлению информации содержащейся в данных ГИР другим государственным органам, организациям и гражданам.
ОАИС реализует функции:
1. интеграции базовых информационных ресурсов, имеющих государственное значение (ГИР), и формирование объединенного информационного ресурса государственных органов Республики Беларусь (ОГИР);
2. реализации полномочного доступа к ОГИР, а также обеспечение его защищенности от несанкционированного доступа в соответствии с действующими в Республике Беларусь нормативными документами;
3. формирования реестра информационных услуг, предоставляемых государственными органами.
ОАИС представляет собой территориально распределенную, многоуровневую систему. Архитектура ОАИС включает следующие уровни:
1. ядро ОАИС – комплекс программно-технических средств, предназначенный для обеспечения информационного взаимодействия и доступа Пользователей ОАИС к ОГИР.;
2. адаптеры к содержащим ГИР ведомственным информационным системам (ИС);
3. пользовательские приложения и интерфейсы ОАИС, ведомственных и других ИС.
В состав информационного обеспечения ОАИС входят:
· Единая система классификации и кодирования информации (ЕСКК) ОАИС, в основу которой положены общегосударственные классификаторы Республики Беларусь (ОКРБ) и справочники республиканского значения, содержащиеся в базовых ГИР;
· электронные административные регламенты, описывающие порядок выполнения процедур (функций) при организации межведомственного информационного взаимодействия, и реквизитный состав передаваемой информации;
· формы документов, определяющие реквизитный состав данных, подлежащих предоставлению из базовых ГИР.
В качестве языка описания данных используется язык гипертекстовой разметки – Extensible Markup Language (XML).
53. СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
Для того чтобы электронный документооборот не ограничивался стенами одного ведомства, чтобы реализовать возможность обмена электронными документами между разными инстанциями, в Беларуси функционирует система межведомственного документооборота государственных органов (СМДО).
Более 200 белорусских ведомств работают сегодня в системе межведомственного документооборота государственных органов, удобно и оперативно обмениваясь электронными документами.
Проект СМДО осуществляется с целью:
1. улучшения информационного взаимодействия государственных органов РБ;
2. повышения эффективности использования разрозненных информационных ресурсов;
3. повышения оперативности принятия управленческих решений;
4. перехода от бумажного документооборота к электронному.
Реализация проекта решает следующие задачи:
a) обеспечение организации информационного взаимодействия республиканских органов государственного управления
b) объединение в единое целое рассредоточенную информацию с целью получения интегрированных данных о состоянии отраслей, регионов, населения и народного хозяйства в целом
c) организация посредством внутрисетевой почтовой службы оперативного обмена электронными документами с обеспечением конфиденциальности информации
d) обеспечение резервирования и архивирования информации с реализацией возможности доступа к электронным архивам.
Масштабная работа по налаживанию механизмов межведомственного информационного взаимодействия различных структур на пользу не только чиновникам, но и простым гражданам. Наши ближайшие соседи — Россия, Казахстан, Эстония — провели долгую и кропотливую работу по созданию инструментов электронного взаимодействия граждан и государства, зато результат налицо: зарегистрировать автомобиль или получить загранпаспорт можно без посещения соответствующих ведомств, направив лишь электронный запрос.
Во исполнение пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2013 года № 157 в срок до 1 января 2017 года государственные организации обязаны приобрести ВСЭД (ведомственная система электронного документооборота) и обеспечить их взаимодействие с СМДО.
СМДО – система межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь, предназначенная для автоматизации обмена электронными документами, подлинность и целостность которых подтверждаются с использованием сертификата открытого ключа, изданного РУЦ ГосСУОК (Государственная система управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь).
Этапы подключения к СМДО:
1. Установка ВСЭД, прошедшей сертификацию на взаимодействие с СМДО.
2. Организация отдельного канала VPN (НЦЭУ). Республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг» (государственное предприятие «НЦЭУ») было создано 19 марта 2012 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 года № 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь». Одна из основных задач предприятия - оказание электронных услуг. В частности, НЦЭУ оказывает услуги: общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС); электронного документооборота; системы межведомственного электронного документооборота (СМДО); республиканского удостоверяющего центра; защищенной электронной почты и ряд других.
3. Приобретение ключей ЭЦП (НЦЭУ).
4. Формирование заявки для получения настроечных реквизитов (НЦЭУ).
5. Настройка ВСЭД с использованием полученных реквизитов (Гос. предприятие «ЦИТ Белстата»).
6. Тестирование в среде СМДО (Государственное предприятие «ЦИТ Белстата»).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 397.