В сфере науки, делопроизводства и законотворчества, в средствах массовой информации и в политике язык используется по-разному. За каждой из перечисленных сфер общественной жизни закреплен свой подтип русского литературного языка, имеющий ряд отличительных черт на всех языковых уровнях - лексическом, морфологическом, синтаксическом и текстовом. Эти черты образуют речевую системность, в которой каждый элемент связан с другими. Такой подтип литературного языка называется функциональным стилем.
Официально-деловой стиль закреплен за сферой социально-правовых отношений, реализующихся в законотворчестве, в экономике, в управленческой и дипломатической деятельности.
К периферии делового стиля относят информативную рекламу, патентный стиль и обиходно-деловую речь (заявления, объяснительные записки, расписки и т.п.). Организационно-распорядительная документация (ОРД) - вид деловой письменности, наиболее полно представляющий ее специфику. Вместе с различными видами законодательной речи (лицензия, правила, устав, указ и т.п.) ОРД представляет собой центр деловой письменности, ядро официально-делового стиля.
Документ - это текст, управляющий действиями людей и обладающий юридической значимостью. Отсюда повышенное требование точности, не допускающей инотолкования, предъявляемое к тексту документов.
К синтаксическим признакам официально-делового стиля относятся:
1. Из синтаксических конструкций, имеющих окраску официально-делового стиля, словосочетания, включающие сложные отыменные предлоги: в части, по линии, на предмет, во избежание,а также сочетание с предлогом по и предложным падежом, выражающее временное значение: по возвращении, по достижении.
2. Необходимостью детализации изложения и оговорок объясняется осложнение простых предложений многочисленными обособленными оборотами, однородными членами, часто выстраивающимися в длинную цепь пунктов. Это влечет за собой увеличение размеров предложения (в том числе простого) до нескольких сотен словоупотреблений.
3. Сравнительно низок процент сложноподчиненных предложений, особенно с придаточными причины; количество средств выражения логичности и последовательности изложения в деловой речи в три раза меньше, чем в научной. Характерно, однако, широкое употребление условных конструкций, поскольку во многих текстах (кодексах, уставах, инструкциях) требуется оговаривать условия правонарушений и правопорядка.
4. Во многих жанрах официально-деловых текстов широко представлены инфинитивные конструкции со значением долженствования, например: Указанные решения должны быть объявлены для всеобщего сведения.
5. Для синтаксиса официально-делового стиля характерно «нанизывание родительного падежа», т.е. употребление сложных словосочетаний с несколькими зависимыми компонентами в форме родительного падежа без предлога.
6. Для официально-делового стиля, как и для научного, характерен также объективный порядок слов, причем нередко рема предшествующего предложения становится темой последующего, чем достигается логическая спаянность высказываний в связном тексте.
ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ В ТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ.
Таблица – документ, в котором постоянная информация размещается в заголовках граф и боковика (заголовки строк), а переменная (в цифровом или словесном выражении) – на пересечении соответствующих граф и строк. Текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, позволяет строго классифицировать и кодировать информацию и легко суммировать аналогичные данные. В табличной форме оформляются штатное расписание, план, график отпусков и другие документы.
При подготовке таблиц с использованием технических средств выравнивание текста производится по необходимости, с переносом слов. Допускается уменьшать размер левого поля до 20 мм (когда текст не вмещается), межстрочный интервал – до 11 пт.
В республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, при подготовке таблиц допускается уменьшать размер шрифта текста таблиц до 13 пт.
Текст служебной справки может оформляться в виде таблицы, делиться на пункты, подпункты, иметь пояснения и ссылки.
Период времени, к которому относятся приводимые в справке сведения, включается в заголовок к тексту либо помещается перед текстом.
Например:
По состоянию на 11.05.2008
или
За период с 01.01.2007 по 31.12.2008
Таблицы используются для лучшей наглядности и сравнения показателей.
Таблицы нумеруют. Нумерация таблиц производится аналогично нумерации математических формул. Если таблица в тексте одна, то она должна быть обозначена: "Таблица 1". Точка как знак препинания при оформлении таблиц не ставится. Исключением является случай с написанием сокращенных слов. Заголовок таблицы должен быть кратким, четким. Головки таблицы рекомендуется отделять от остальной части жирной чертой. Заголовки граф и строк пишутся с прописной буквы, подзаголовки, если они не имеют самостоятельного значения, со строчной. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками.
Таблица ограничительными линиями слева и справа, как правило, не закрывается. Размещение таблицы рекомендуется выполнять по одному из вариантов: непосредственно под текстом, где она упоминается впервые, на следующей странице (не далее) или в приложении к документу.
Допускается перенос таблицы с большим числом строк на другую страницу. При этом графы должны быть выделены отдельной строкой и пронумерованы. Над последующей частью в этом случае пишут слова "Продолжение таблицы...", "Окончание таблицы..." и повторяют только строки с номерами граф. Нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, при этом не проводят.
Не допускается вводить в таблицу графу "номер по порядку". В случае необходимости нумеровать строки, их порядковые номера ставятся перед заголовками строк, в боковике, а после цифры, обозначающей номер строки, ставится точка.
Числовые значения показателей, приводимые в графах, проставляются на уровне последней строки наименования показателей. Словесная характеристика показателей, в отличие от цифровой, должна начинаться на уровне первой строки наименования показателя. При отсутствии данных в соответствующих графах обязательно проставляется прочерк.
Повторяющиеся слова в заголовках строк, если таблица не разделена горизонтальными линиями, могут заменяться кавычками. Повторяющиеся цифры и обозначения в графах таблицы кавычками не заменяются.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ.
Организационные документы реализуют нормы административного и гражданского права, являются правовой основой деятельности учреждения и строго обязательны для исполнения.
Эти документы проходят обязательно процедуру утверждения:
1) непосредственно руководителем (с проставлением грифа утверждения);
2) распорядительным документом (постановлением, решением, приказом или расп
3) заседанием коллегиального органа
Устав (положение) – разновидность учредительного документа юридического лица либо нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.
Текст устава разбивается структурно на примерные разделы: 1) общие положения (определяют задачи и цели создаваемой организации); 2)организационное единство (структурные подразделения, их взаимосвязи);
3) регламент деятельности (формы управления, права, обязанности должностных лиц); 4) финансово-материальная база(определение размеров основных и оборотных средств, источники, порядок распоряжения средствами и ценностями); 5) отчетная и ревизионная деятельность; порядок ликвидации и ответственность по делам организации.
Структура текста положения: 1)общие положения; 2).цели и задачи; 3)функции; 4)права и обязанности; 5)руководство; 6)взаимоотношения с другими подразделениями.
Положения бывают индивидуальными и типовыми.
Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений. Все инструкции можно разделить на две основные группы:
1)инструкции, регламентирующие порядок выполнения какого-либо процесса, в осуществлении которого принимают участие исполнители (должностные лица; подразделения);
2) должностные инструкции, указывающие функции, права, обязанности, ответственность должностных лиц.
Штатное расписание–документ, разрабатываемый согласно Уставу организации и закрепляющий должностной и численный состав предприятия.
Указывается перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладов, надбавках и месячном фонде заработной платы.
Структура и штатная численность–это документ, который закрепляет наименования всех структурных подразделений, должностей и количество штатных единиц каждой должности организации. Утверждается, руководителем.
Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.
Регламент работы коллегиального или совещательного органа определяет:
1)статус коллегиального или совещательного органа; 2) порядок планирования работы; 3) порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании; 4) внесение материалов на рассмотрение; 5) порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании; 6) ведение протокола заседания; 7) оформление решений коллегиального или совещательного органа; 8) порядок доведения решений до исполнителей; 9) материально-техническое обеспечение заседаний.
20. РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ.
В распорядительных документах реквизит «Отметка о наличии приложения» не оформляется; указание о наличии приложения дается в тексте документа: «согласно приложению», «приложение», «приложение 1», «... представить перечень документов по прилагаемой форме» и др.
При подписании распорядительных и исходящих документов подписывается первый экземпляр документа.
На приложениях, утверждаемых распорядительным документом или протоколом, гриф приложения не оформляется. В этом случае в правом верхнем углу первого листа утверждаемого документа проставляется гриф утверждения.
Документы-приложения оформляются с указанием всех необходимых реквизитов документа («Название вида документа», «Заголовок к тексту», «Подпись» и др.).
Проекты распорядительных документов допускается визировать на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра документа. При согласовании писем и других исходящих документов визы оформляются на копиях, остающихся в деле.
В распорядительных документах организаций, действующих на принципах единоначалия, текст излагается от первого лица единственного числа: «ПРИКАЗЫВАЮ», «ПРЕДЛАГАЮ» и др.
В распорядительных документах коллегиальных органов текст излагается от третьего лица единственного числа: «ПОСТАНОВЛЯЕТ», «РЕШИЛ» и др.
. В организациях могут издаваться следующие виды распорядительных документов: приказ, распоряжение, указание, постановление, решение.
93. Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией.
Приказы издаются также в случаях, когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подведомственных организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий.
94. Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации (коллегиального органа управления) для решения оперативных вопросов основной деятельности.
Не допускается издание распоряжений в случаях, когда необходимо документально оформить управленческое решение по основным принципиальным задачам, стоящим перед организацией. В этих случаях должны издаваться постановления, решения, приказы.
95. Указание – правовой акт, издаваемый руководителем организации по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения правовых актов.
Не допускается использовать указание в качестве утверждающего документа.
96. Постановление – правовой акт, принимаемый коллегиально органами государственной власти и управления.
97. Решение – правовой акт, принимаемый коллегиально исполнительными и распорядительными органами, а также коллегиальными органами, имеющими совещательные функции.
98. Приказы и распоряжения, издаваемые в организациях, подразделяются на три вида: по основной деятельности; по личному составу; по административно-хозяйственным вопросам; постановления и решения – на два: по основной деятельности и по личному составу.
Не допускается объединение в одном распорядительном документе вопросов основной деятельности и по личному составу.
99. Текст распорядительного документа, как правило, состоит из констатирующей и распорядительной частей.
В констатирующей части излагаются цели, задачи, причины, факты, послужившие основанием для издания распорядительного документа.
При издании распорядительного документа на основании (во исполнение) нормативного правового акта Республики Беларусь или распорядительного документа вышестоящей организации констатирующая часть должна содержать ссылку на этот документ с указанием его наименования, даты, регистрационного индекса и заголовка.
Констатирующая часть в распорядительном документе может отсутствовать, если распорядительная часть не нуждается в обосновании.
В приказах и распоряжениях по личному составу основание издания документа указывается в конце каждого пункта. Если основание для издания нескольких пунктов документа является единым, оно указывается в конце текста.
Распорядительная часть приказа начинается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», распоряжения, указания – «ОБЯЗЫВАЮ» или «ПРЕДЛАГАЮ», постановления – «ПОСТАНОВЛЯЕТ», «ПОСТАНОВИЛИ», решения – «РЕШИЛ», «РЕШИЛА», «РЕШИЛИ».
Распорядительное слово печатается прописными буквами от границы левого поля, без кавычек и пробелов. Слово «ПРЕДЛАГАЮ» используется в случае, если исполнителя нельзя обязать выполнять действия, не входящие в его обязанности в соответствии с занимаемой должностью.
При оформлении распоряжений распорядительное слово может отсутствовать. В этом случае в конце констатирующей части ставится двоеточие, а исполнитель (должностное лицо или структурное подразделение) указывается в дательном падеже.
В приказах и распоряжениях по личному составу распорядительная часть начинается словом, точно обозначающим предписываемое действие («ПРИНЯТЬ», «ПЕРЕВЕСТИ», «УВОЛИТЬ» и др.). Распорядительное слово «ПРИКАЗЫВАЮ» может использоваться в текстах сложных по структуре приказов по личному составу.
Пункты распорядительной части сложных по содержанию приказов и распоряжений по личному составу располагаются в следующей последовательности: прием на работу, перевод (перемещение), увольнение и т.д.
Распорядительная часть распорядительного документа заканчивается указанием должностного лица, ответственного за контроль исполнения всего документа или его отдельных пунктов. Отсутствие указания об ответственном за контроль лице означает, что контроль за исполнением документа будет осуществлять руководитель, от имени которого он издан. Не допускается использование формулировки «Контроль за исполнением приказа оставляю за собой».
Если распорядительный документ отменяет ранее изданный документ или его отдельные положения, в последнем пункте дается ссылка на отменяемый документ (пункты документа) с указанием его даты, регистрационного индекса и заголовка. При этом применяется устойчивый оборот: «Признать утратившим силу приказ ... от ... № ....».
В распорядительный документ не следует включать пункт: «Приказ довести до сведения ...». Перечень должностных лиц или структурных подразделений, подлежащих ознакомлению с распорядительным документом, указывается в листе ознакомления, прилагаемом к проекту документа, либо оформляется на оборотной стороне последнего листа документа.
При необходимости ознакомления с содержанием документа всех работников организации пункт «Приказ довести до сведения всех работников» обязателен.
100. Проекты распорядительных документов подлежат согласованию с исполнителями и заинтересованными должностными лицами. В обязательном порядке распорядительные документы согласовываются с юридической службой организации. Согласованный проект документа представляется на подпись руководителю, от имени которого он издается.
101. Дата в приказе, распоряжении, указании проставляется лицом, его подписавшим. Датой приказа, распоряжения, указания является дата подписания.
Датой постановления, решения является дата заседания коллегиального органа, принявшего решение. Дата в постановлениях, решениях печатается или проставляется от руки.
102. Распорядительный документ вступает в силу с момента его издания (принятия), если в нем не указан иной срок.
103. Протокол – документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях.
104. Протоколы по полноте освещения хода заседания делятся на протоколы полной формы, краткой формы и сокращенной формы.
105. Протокол составляется секретарем заседания (секретарем постоянно действующего коллегиального органа) на основании рукописных, стенографических, аудио- или других записей хода заседания, а также документов, подготовленных к заседанию (повестки дня, текстов и тезисов докладов, проектов решений и др.).
106. Заголовком к тексту протокола являются название конкретного вида заседания, наименование коллегиального органа (если орган не имеет своего бланка) и вопрос (тема) заседания, если он один.
107. Датой протокола является дата проведения заседания.
108. Текст протокола делится на вводную и основную части.
Во вводной части указываются инициалы и фамилии председателя, секретаря и присутствовавших членов коллегиального органа, наименования должностей, фамилии и инициалы приглашенных лиц, не являющихся членами коллегиального органа. Фамилии присутствовавших и приглашенных указываются в алфавитном порядке.
Если количество присутствовавших на заседании членов коллегиального органа более 15 человек, то список присутствовавших составляется отдельно и прилагается к протоколу с проставлением соответствующей отметки.
21. СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ. (сокращённый вариант)
Справочно-информационные документы содержат информацию о фактическом положении дел, служащую основанием для принятия решений, издания распорядительных документов (носят вспомогательный характер, не являются обязательными к исполнению). Информация, содержащаяся в них, может побуждать к действию, либо быть принята к сведению. К ним относятся: акты, протоколы, докладные и объяснительные записки, письма, справки, телеграммы, телефонограммы и факсы.
Виды справочно-информационных документов:
1) Акт - документ, составляемый комиссией (уполномоченными лицами или должностным лицом), подтверждающий установленные факты (акты проверок, инвентаризации, несчастных случаев, приема-передачи материальных ценностей и др.). (формат А4).
Реквизиты: наименование организации (подразделения); название вида документа; место составления; дату и регистрационный номер; заголовок к тексту; текст; подписи; при необходимости – гриф утверждения и согласующие визы.
Текст акта состоит из вводной (основание) и констатирующей (лица, составившие акт- должность, Ф.И.О., наименование сторонней организации (если есть)) частей.
Констатирующая часть - цели и задачи, краткое описание проделанной работы (ее сущность, характер, методы, сроки), фиксируются установленные факты.
2)Протокол - документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях.
По полноте освещения хода заседания они делятся на: 1) протоколы полной формы (+повестка дня+доклады), 2) протоколы краткой формы и 3) протоколы сокращенной формы.
Реквизиты: наименование вышестоящей организации; наименование организации (структурного подразделения); название вида документа – ПРОТОКОЛ; дата и регистрационный индекс; место издания; заголовок к тексту; текст; подписи.
Протокол составляется секретарем заседания.
Текст протокола делится на вводную (ФИО в алфавитном порядке) и основную части.
"СЛУШАЛИ - ВЫСТУПИЛИ - РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)" отдельно по каждому рассматриваемому вопросу.
3)Докладная записка - информационный документ, адресуемый вышестоящему руководителю в порядке прямого подчинения и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя.
Записки делятся на: инициативные (внесение предложений, изложение просьбы, фактов, явлений) и отчетные (о ходе, состоянии, завершении работ, выполнении поручений, планов, о результатах командировки, проверки и т.д.).
В зависимости от адресата докладные записки делятся на: внутренние (руководителю, формат А4 или А5) и внешние (руководителю вышестоящей организации и оформляются на общем бланке).
Состоит из вводной (вопроса, факты) и основной (выводы, предложения, просьбы) частей.
4)Объяснительная записка – документ, 1) поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, программы, отчета и т.д.), или 2) объясняющий причины нарушения трудовой дисциплины, невыполнения какого-либо поручения. Без его получения на работника нельзя накладывать дисциплинарные взыскания. Подписывает такую записку руководитель. (Реквизиты = внутренней докладной записке).
5)Письмо - обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемое в связи с особым способом передачи текста (пересылка по почте и другим каналам связи) (когда невозможно решить вопрос другими способами (личная беседа, телефонный разговор). Формата А4 и А5 (не более 5-7 строк).
Виды: письма-запросы, письма-ответы, письма сопроводительные, рекламационные, гарантийные, напоминания, извещения, приглашения и др.
Шрифт «точно» 14 пунктов. Название вида документа – письмо – не пишется. Для писем применяются, как правило, бланки с продольным расположением реквизитов на двух языках.
Служебные письма оформляются на специальном бланке для письма организации, имеют реквизиты – адресат, заголовок к тексту, текст, отметку о наличии предложений, подпись, отметку об исполнителе.
Реквизит "Адресат" оформляется с 4 положения табулятора (80 мм от левого поля). Письмо освещает один вопрос.
Текст письма состоит из вводной (причины, ссылки на факты, документы и т.д.) и основной (цели: просьба, предложение, сообщение, отказ... ) частей.
Излагается: от третьего лица единственного числа – "ОРГАНИЗАЦИЯ СООБЩАЕТ"; от третьего лица множественного числа – "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ И УЧЕНИКИ ШКОЛЫ ПРИГЛАШАЮТ"; от первого лица единственного числа – "ПРОШУ"; от первого лица множественного числа "ПРОСИМ".
В 2-х экземплярах (факс – в одном). 1-ый экземпляр – на бланке (отправляют адресату), 2-ой – на обычном листе бумаги – в дело.
6)Справка - информационный документ, содержащий описание и (или) подтверждение тех или иных фактов служебного или биографического характера (без мнения автора).
Делятся на: служебные (о штатной численности, о выполнении планов, заданий и др.) и личные (о месте работы и занимаемой должности, о периоде работы, о размере заработной плате и др).
В зависимости от адресата справки: внутренние (руководителю, А4 или А5) и внешние (руководителю вышестоящей организации, А4 или А5 с использованием углового штампа) .
7)Телеграмма (телетайпограмма, телекс) – вид документа, определяемый способом передачи информации по каналам телеграфной связи. В телеграмме, направляемой в несколько адресов, каждый адрес указывается индивидуально. Текст и адресат печатаются прописными буквами. Между словами в телеграмме делается пропуск в два удара. Текст печатается, начиная с абзаца через два интервала, далее красные строки и абзацы не допускаются. Без переноса слов. Текст - предельно сжат. Составляется в 2 экз. (1 - подписанный, отправляется, а 2 - подшивается в дело). Текст служебной телеграммы заверяется печатью.
8)Телефонограмма – обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста (передается по телефону, записывается получателем). В 20–30 слов (приглашения, напоминания и т.п., указания от имени должностного лица) (в 1 экземпляре).
9)Факс - документ удобен тем, что воспроизводит все особенности документа. Не обладает такой же юридической силой, как подлинник документа или его заверенная копия. Оформление факса и письма осуществляется аналогично.
При оформлении писем, справок и других справочно-информационных документов допускается использовать угловой штамп организации.
СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРИКАЗОВ ПО ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫПИСОК ИЗ НИХ.
Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией.
Приказы издаются также в случаях, когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подведомственных организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий. Приказы издаются только при необходимости. Изменения, дополнения, отмены приказов производятся только приказами.
Формуляр-образец приказа содержит следующие обязательные реквизиты:
· наименование организации, издающей документ;
· код организации-автора документа;
· название вида документа;
· дату и регистрационный номер;
· место издания;
· заголовок;
· текст;
· визы;
· подпись.
Отметки о наличии приложений как отдельного реквизита в приказах нет. В тексте приказа при упоминании сведений, зафиксированных в приложении, в скобках указывают: "Приложение 1", если их несколько, а если одно, то "См. Приложение", а на самом документе-приложении делается отметка в правом верхнем углу.
Выписка из приказа
Выписка – копия части документа. В выписке берется только та часть текста, которая нужна для работы. Констатирующая часть пишется полностью (если она есть).
Реквизиты выписки:
· наименование министерства или ведомства;
· название организации;
· название вида документа – ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА;
· дата, номер (индекс) те же, что у приказа;
· место составления;
· заголовок;
· часть текста;
· подпись (кроме личной росписи);
· заверительная надпись (отделяется от подписи 2-3 интервалами. Слова "Верно", наименование должности, дата пишутся от левого поля, расшифровка подписи после 48 печатного знака от левого поля).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 361.