СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии факультета протокол от 31 августа 2015 г. № 1
доцент, к.и.н. | (подпись) | М.Л. Мусорина (И.О. Фамилия) |
Бирск 2015
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ ВХОДЯЩИХ В УМК
1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА.. 3
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... 3
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 10
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 11
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 12
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.. 13
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.. 18
10. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ... 48
11. РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ... 56
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. 57
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла– Б3. Б.2 Профессиональный цикл.
Дисциплина опирается на следующие дисциплины: «Теория управления», «Государственное регулирование экономики».
Дисциплина является основой для изучения дисциплин: «Государственные и муниципальные финансы», «Государственная и муниципальная служба».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Целью и задачами курса «Основы государственного и муниципального управления» являются:
– обогащение студентов (слушателей) глубокими знаниями об основных категориях, принципах и положениях системы государственного и муниципального управления, о достигнутом уровне ее современного состояния;
– развитие у студентов (слушателей) правового мышления: обучение их четкому ориентированию в действующем законодательстве и умению правильно толковать и применять нормы при решении конкретных задач, вытекающих из практики управленческих отношений;
– ознакомление студентов (слушателей) с формами, методами и другими элементами управления;
– получение студентами (слушателями) необходимого объема знаний по управленческой деятельности органов государственного и муниципального управления;
– изучение студентами (слушателями) факторов и источников рациональности и эффективности государственного и муниципального управления;
– обучение студентов (слушателей) способам обеспечения законности и дисциплины в государственном и муниципальном управлении;
– формирование у студентов (слушателей) практических навыков в области анализа и оценки управленческих ситуаций, подготовки, принятия и использования управленческих решений.
Объем дисциплины и виды учебной работы
заочная форма обучения
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
3 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | 108 | - |
Аудиторная работа: | 40 | 40 |
Лекции (Л) | 16 | - |
Практические занятия(ПЗ) | 16 | 16 |
Лабораторная работа(ЛБ) | 16 | 16 |
КСР | 4 | 4 |
Самостоятельная работа: | 20 | 20 |
Подготовка и сдача зачета | ||
Вид итогового контроля: экзамен | ||
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
4 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | 180 | 180 |
Аудиторная работа: | 38 | 38 |
Лекции (Л) | 36 | 36 |
Практические занятия(ПЗ) | - | - |
Лабораторная работа(ЛБ) | 36 | 36 |
КСР | 4 | 4 |
Самостоятельная работа: | 50 | 50 |
Подготовка и сдача зачета | ||
Вид итогового контроля: экзамен |
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации(ПК-5);
Компоненты компетенции | Формы и средства формирования |
Знает способы разработки методических и справочных материалов по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации | Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий |
Умеет разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации | Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Владеет комплексными навыками разработки методических и справочных материалов по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации | Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Обучение студентов по данной учебной дисциплине предполагает следующие формы занятий:
– аудиторные групповые занятия под руководством преподавателя;
– обязательная самостоятельная работа студента по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время;
– индивидуальная самостоятельная работа студента под руководством преподавателя;
– индивидуальные консультации.
Тематический план
№ | Тема | Лекции | Семин. занят. | Сам. раб. |
1 | Основы государственного и муниципального управления как наука и учебная дисциплина | 2 | 4 | 8 |
2 | Государственное управление как профессиональная деятельность | 4 | 6 | 8 |
3 | Цели, функции и методы государственного управления | 2 | 4 | 8 |
4 | Основы государственного и муниципального управления: мировой и отечественный опыт | 2 | 6 | 6 |
5 | Государство как субъект управления. Органы государственного управления | 4 | 6 | 8 |
6 | Система органов государственного управления в РФ и РБ | 2 | 4 | 8 |
7 | Общество как объект государственного управления. Государственное управление различными сферами общественной жизни | 2 | 6 | 8 |
8 | Развитие системы государственного управления в России. Административная реформа | 4 | 6 | 8 |
9 | Сущность, принципы и основы местного самоуправления в Российской Федерации | 2 | 4 | 8 |
10 | Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Башкортостан | 2 | 4 | 6 |
11 | Финансовые и экономические основы местного самоуправления Управление муниципальной экономикой | 2 | 6 | 8 |
12 | Организационно-территориальные основы местного самоуправления | 2 | 4 | 8 |
13 | Местное самоуправление и муниципальная служба в Республике Башкортостан | 2 | 6 | 8 |
14 | Сущность и содержание муниципальной реформы в Российской Федерации | 2 | 4 | 8 |
ИТОГО: | 34 | 70 | 108 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
а) нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс]: (ред. от 05.02.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс».
2. Конституция Республики Башкортостан: от 24.12.1993 г. №ВС-22/15 [Электронный ресурс]: (ред. от 04.03.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс». Республика Башкортостан.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [Электронный ресурс]: (ред. от 05.02.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]: (ред. от 12.03.2014 г.) // СПС «Консультант плюс».
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11. 1994 г. №51-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. от 05.05.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс]: (ред. от 02.04.2014 г.) // СПС «Консультант плюс».
7. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ; по состоянию на 21 апреля 2014г. // СПС «Консультант плюс». Версия Проф.
8. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. №184-ФЗ: по состоянию на 21 апр. 2014 г. // СПС «Консультант плюс». Версия Проф.
9. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 г. №58-ФЗ: по состоянию на 21 апр. 2014 г. // СПС «Консультант плюс». Версия Проф.
10.Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. №79-ФЗ: по состоянию на 21 апр. 2014 г. // СПС «Консультант плюс». Версия Проф.
11. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» [Электронный ресурс]: (ред. от 21.07.2014 г.) // СПС «Консультант плюс».
12. Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]: (ред. от 25.06.2012 г.) // СПС «Консультант плюс».
13. Закон Республики Башкортостан от 19.04.2011 г. №215-з «О президенте Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]: (ред. от 28.06.2012 г.) // СПС «Консультант плюс». Республика Башкортостан.
14. Закон Республики Башкортостан от 30.12.2002 г. №448-з «О Государственном собрании – Курултае Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]: (ред. от 28.06.2012 г.) // СПС «Консультант плюс». Республика Башкортостан.
б) основная
1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров / И. А. Василенко .— 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2013 .— 495с.
2. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров / Ю. В. Гимазова ; Государственный университет управления; под ред. Н. А. Омельченко .— Москва : Юрайт, 2014 .— 453 с. — (Бакалавр. Базовый курс) .— Библиогр.: с. 444 .
3. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник [Электронный ресурс] / М.: Юнити-Дана, 2012. – 689 с. (Университетская библиотека онлайн)
в) дополнительная
1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: монография. – 2-е изд., доп. - М.: Изд-во РАГС, 2008.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. – 4-е изд. – М.: Омега, 2009.
3. Барциц И.Н., Егоров В.К. Энциклопедия государственного управления в России (серия: Государственнное управление) в 2-х томах, – М.: Издательство РАГС, 2008
4. Государственное и муниципальное управление : краткий курс лекций / Н.С. Гегедюш [и др.] .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2012 .— 238 с.
5. Егоров В.К., Барциц И.Н. Государственнная служба: Энциклопедический словарь (серия: Государственнное управление), – М.: Издательство РАГС, 2008.
6. История государственного управления России. Учебник для вузов. Под общей редакцией Р.Г. Пихои. – М.: Издательство РАГС, 2009.
7. Источники служебного права: Учебник-(«Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ»)Барциц И.Н., Бошно С.В. М.: Издательство РАГС, 2007.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России; учебник. М.: Проспект, 2009.
9. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран.- М.: Юриспруденция, 2007.
10. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009.-326 с.
11. Попов Л.Л. Административное право России; учебник. М.: Проспект, 2011.
12. Халиков М.И. Государственное и муниципальное управление в Республике Башкортостан учебник. – Уфа, 2006.
13. Харитонова, Ю.С. Управление в гражданском праве: проблемы теории и практики. М.: Норма, 2011.
14. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики – М.: Гардарика, 2009.- 342 с.
в) список интернет-сайтов, рекомендуемых для использования в учебном процессе по курсу
1. Президент России http://president.kremlin.ru 2. Совет Федерации http://www.council.gov.ru/
3. Информационный канал Совета Федерации http://www.akdi.ru/sf/ 4. Государственная Дума http://www.duma.gov.ru
5. Информационный канал Государственной Думы http://www.akdi.ra/gd/inf_k.htm 6. Конституционный суд России http://ksrf.ru/
7. Информационный канал Конституционного суда России http://www.akdi.ru/ks
8. Верховный Суд России http://www.supcourt.ru
9. Высший Арбитражный Суд России http://www.arbitr.ru/pract/index.htm 10. Информационный канал Высшего Арбитражного суда России
11. http: //www. akdi. ru/vas/akdi .htm
12. Правительство РФ http://www.government.gov.ru
13. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 14. http://www.ombudsman.gov.ru/
15. Генпрокуратура РФ www.genproc.gov.ru
16. Сервер органов государственной власти РФ http://www.gov.ru/ 17. ФЦП «Электронная Россия» http://e-rus.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Перечень обучающих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа. Гарант: законодательство с комментариями. Электрон. Дан. – М.: 2009.
Кодекс: все законодательство, судебная практика, нормы, правила, стандарты России. Электрон-ресурс. – М.: 2009.
Консультант Плюс: справочные правовые системы. [Электрон-ресурс] – М.: 1997-2009. Референт: экспертные системы нового поколения. Электрон, ресурс. – М.: 1996-2009. West, a Thomson business [Electronic resource] : Elictronic data. [S. 1., 2009]. Mode of access :
http://west.thomson.com
LexisNexis for Law Schools, a division of Reed Elsevier Inc. [Electronic resource]: Elictronic data. [S. 1., 2009]. Mode of access : http://www.lexisnexis.com/lawschoolr
EBSCOhost (справочно-библиографическая система) http://search.ebscohost.com/
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Курс «Основы государственного и муниципального управления» является не только ключевым в рамках данной специальности, но и довольно сложным как для студентов, так и для начинающих преподавателей.
Во-первых, необходимо учитывать, что в рамках административной реформы идут перманентные и достаточно серьезные изменения, что требует от преподавателя постоянного контроля за изменениями в системе государственного управления.
Во-вторых, очень важно учитывать то, что данная дисциплина носит управленческий характер и требует анализа основных понятий и процессов через призму базовых управленческих (а не правовых, экономических или социально-политических) категорий. Следовательно, преподаватель должен быть достаточно подготовлен в области теории управления и современного менеджмента.
В-третьих, нужно корректировать не только объем, содержание, но и характер подачи информации в зависимости от формы и вида подготовки студентов. Если бюджетные группы, обучающиеся на базе высшего образования, достаточно хорошо представляют как практику, так и теорию государственного управления, то группы, обучающиеся на базе среднего образования, зачастую не готовы обсуждать даже общие категории науки. Следовательно, в первом случае на практических занятиях возможны дискуссии, работа в проектных группах и т.п.; во втором случае предпочтительны доклады студентов с последующим их обсуждением. То же самое касается и организации их самостоятельной работы: она может быть более сложной, направленной на решение прикладных задач, или связанной только с теоретическим освоением базовых категорий курса.
Содержание курса
Тема 1. Основы государственного и муниципального управления как наука и учебная дисциплина
Объект, предмет, методы и функции данного учебного курса. Государственное и муниципальное управление как сфера деятельности и как наука. Место и роль теории государственного и муниципального управления в системе политических, управленческих и правовых наук.
Основные исторические вехи, методология и научные школы государственного и муниципального управления.
Управление как социальный институт. Специфика и сущность управляющего воздействия со стороны государства. Определение государственного управления, муниципального управления. Государственное и муниципальное управление: общее и особенное. Объективная необходимость государственного и муниципального управления.
Зарождение теорий местного самоуправления в средневековой Европе. Теория «свободной общины». «Хозяйственная теория». Государственническая теория местного самоуправления
Российские теории местного самоуправления. Развитие теорий местного самоуправления в советской России. Теории местного самоуправления в пореформенной России.
Муниципальной экономикой
Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления. Муниципальная собственность. Объекты муниципальной собственности.
Экономическая политика органов муниципального управления. Механизмы осуществления экономической политики органами муниципального управления. Муниципальные экономические программы.
Порядок формирования муниципальной собственности, эффективность ее использования. Управление муниципальной собственностью: правовые основы и технологии. Муниципальные предприятия и организации. Приватизация объектов муниципальной собственности. Земельные ресурсы органов местного самоуправления, специфика их использования.
Местные финансы и местный бюджет. Порядок формирования и расходования бюджета муниципальными органами. Основные этапы бюджетного процесса: разработка проекта бюджета, утверждение бюджета, его исполнение, принятие отчета об исполнении бюджета.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Снижение престижа государственных органов в глазах рядовых граждан, причем масштабы отчуждения людей от государственного аппарата по некоторым оценкам даже превосходят соответствующий уровень недоверия, зафиксированный специалистами в последние годы существования СССР.
3. Административная реформа в Российской Федерации: понятие, особенности.
Термин «административная реформа» имеет несколько значений. В широком смысле слова под административной реформой понимается реорганизация системы государственного управления, иногда ведущая даже к смене государственного строя. Так, административные реформы Петра I привели не только к замене системы органов государственного управления, но и к формированию на базе сословно-монархического государства императорской России. В целом можно считать, что в Российской Федерации такого масштаба реформа была осуществлена в 90-е годы прошлого века и в ближайшем будущем речь может идти только о небольших, непринципиальных изменениях.
В узком смысле слова административная реформа – это реорганизация деятельности чиновничества, государственных органов для повышения эффективности их работы. Такая реформа нам еще только предстоит.
Наиболее острые проблемы развития исполнительной власти и в самых общих чертах меры по ее реформированию и логике их осуществления намечались в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию начиная с 1996 г. Однако понятие «административная реформа» употребляется лишь в Послании 2001 г. При этом в качестве основной поставлена задача: «...пересмотреть не только и не столько структуру и штаты, но главным образом - функции органов власти». И только в Послании Президента РФ 2002 г. говорится «...о необходимости административной реформы» и определяются основные направления модернизации исполнительной власти, охватываемые в настоящее время понятием «административная реформа».
План семинарского занятия:
1. Основные этапы реформирования системы государственного управления России. 2. Проблемы современного государственного управления. Виды проблем.
3. Административная реформа: понятие, содержание, этапы, направления и методы.
Самостоятельная работа студентов
1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Основные этапы реформирования системы государственного управления России. Зарубежный опыт проведения преобразований в системе государственного управления.
Эффективность государственного управления. Изменение эффективности государственного управления.
Проблемы современного государственного управления. Виды проблем. Административная реформа: понятие, содержание, этапы, направления и методы. Реформа
российского государства как важнейшее направление развития России. Реорганизация государственного аппарата.
Ресурсное обеспечение реформы.
2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала; проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям; подготовка к семинару; подготовка к зачету – всего 2 часа.
План семинарского занятия
1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления
2. Конституция РФ, федеральное законодательство о местном самоуправлении
3. Законодательство РБ о местном государственном управлении и местном самоуправлении
4. Устав муниципального образования
5. Роль и значение устава муниципального образования в обеспечении реального народовластия на местах.
Самостоятельная работа студентов
1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России и в РБ.
Устав муниципального образования. Процедура принятия и регистрации устава. Структура и основные положения устава. Роль и значение устава муниципального образования в обеспечении реального народовластия на местах.
2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала; проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям; подготовка к семинару; подготовка к зачету – всего 1 час.
План семинарского занятия
1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления 2. Муниципальная собственность
3. Экономическая политика органов муниципального управления
4. Управление муниципальной собственностью: правовые основы и технологии 5. Местное хозяйство в России и Республике Башкортостан
6. Местные финансы и местный бюджет
Самостоятельная работа студентов
1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Финансово-экономические основы местного самоуправления. Управление муниципальной экономикой. Управление социальным развитием муниципалитетов.
2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала; проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям; подготовка к семинару; подготовка к зачету – всего 2 часа.
План семинарского занятия
1. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Виды представительных органов местного самоуправления, их задачи и функции 3. Порядок формирования и статус главы муниципального образования
4. Система исполнительных органов местной власти на уровне сел, районов и городов 5. Характеристика муниципального образования
Самостоятельная работа студентов
1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Представительные органы местного самоуправления. Статус депутата в системе местного самоуправления. Исполнительные органы муниципального управления. Глава муниципального образования.
Организационная структура местных администраций. Ассоциации и союзы муниципальных образований.
Виды муниципальных образований в России. Соотношение административно-территориальных и муниципальных образований.
Статус и полномочия муниципальных образований. Проблема неравномерности развития муниципальных образований. Крупные города как особый субъект муниципального управления.
2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала; проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям; подготовка к семинару; подготовка к зачету – всего 2 часа.
План семинарского занятия
1. Становление и основные тенденции развития местного самоуправления в РФ и РБ на современном этапе
2. Направления реформы местного управления в РФ и РБ и средства их реализации
3. Особенности и условия принятия новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
4. Концепция и основные новеллы закона от 6 октября 2003 года
5. Реализация новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Республике Башкортостан и других субъектах РФ
Самостоятельная работа студентов
1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Реформа муниципального управления на современном этапе: направления и перспективы. Муниципальная реформа в свете новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала; проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям;
подготовка к семинару; подготовка к зачету – всего 2 часа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Программа и тематический план ориентируют студентов на всестороннее и системное изучение основных положений государственного и муниципального управления как профессиональной деятельности.
Основным условием усвоения знаний по курсу «Система государственного и муниципального управления» является систематическая и целенаправленная самостоятельная работа с рекомендованной литературой. Кроме того, значительную роль в углубленном
понимании отдельных вопросов государственного и муниципального управления играют выполнение курсовой работы и прохождение практик.
Многие лекции преподавателей БАКБП носят авторский характер, поэтому на лекциях студенты должны работать с особым вниманием, стремясь вести возможно более подробный конспект. Если студент не успевает записать какой-то фрагмент, необходимо оставить место для дальнейшей его доработки во время самостоятельной работы, если какое-то положение лекции им не понятно, следует обязательно задать преподавателю вопрос.
Желательно, чтобы определения, тезисы и другие важные положения были ярко выделены. Конспект надо вести так, что бы им удобно было пользоваться при ответах на семинарах.
Большое место в успешном овладении предметом отводится семинарским занятиям. Семинар – это средство коллективного творческого раздумья, школа творческого
мышления, пропагандистского мастерства, ораторского искусства, столь необходимых будущему руководителю в его практической деятельности.
Семинарское занятие требует от студента глубокого самостоятельного изучения рекомендованных источников и литературы по темам занятия.
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
- внимательное изучение плана семинарского занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя;
- изучение программы курса «Система государственного и муниципального управления» с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме;
- изучение и доработка конспекта лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие.
- изучение учебной и дополнительной литературы.
От студента не требуется изучения всей рекомендованной литературы. Количество и объем изучаемых работ зависит от характера конкретной задачи.
Если на семинаре студенты выступают с заранее подготовленными докладами, то необходимо также готовиться по теме доклада для того, чтобы можно было лучше понять и оценить выступление вашего коллеги-студента и принять участие в обсуждении доклада, постановке вопросов и т.д.
Важнейшим условием успешного изучения курса является освоение правовой базы государственного и муниципального управления. Поэтому на занятиях студентам рекомендуется иметь и использовать не только учебники, но и нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере государственного и муниципального управления.
Особое внимание студенты должны уделять закреплению знаний, полученных в процессе лекций и семинарских занятий, посредством самостоятельного изучения вопросов по читаемому курсу.
Студенты-заочники должны с помощью преподавателя составить план самостоятельной работы на весь семестр по рекомендованным учебникам.
В конце изучения курса «Система государственного и муниципального управления» проводится зачет.
Для самостоятельной работы студентам рекомендуется в первую очередь сконцентрировать свое внимание на рекомендованной литературе. Изучать ее необходимо, последовательно рассматривая основные понятия, методы, принципы.
Сегодня существует много учебников по данной дисциплине. Студенту необходимо в качестве основного выбрать какой-либо один учебник. Это можно сделать либо по рекомендации преподавателя, либо самостоятельно, последовательно рассмотрев все основные учебные пособия по государственному и муниципальному управлению.
Особое внимание следует уделить межпредметным связям.
Такая организация самостоятельной работы позволит студентам не только понять основные темы государственного и муниципального управления, но и выработать собственное мнение, научиться оппонировать, отстаивать свою точку зрения при ведении диалогов и
дискуссий по вопросам государственного и муниципального управления. В перспективе это приведет к тому, что студенты смогут разрабатывать, предлагать и реализовывать новые методы и технологии государственного и муниципального управления в рамках своей (настоящей или будущей) профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего.
Вопросы к экзамену
1. Понятие государственного управления и публичного управления. Государственное управление как вид социального управления.
2. Объект и предмет исследования теории государственного управления.
3. Методы и функции теории государственного управления. ДИНИС
4. Институциональный подход к изучению государственного управления. Системно-функциональный анализ государственного управления.
5. Организационный подход в изучении государственного управления. Государственное управление и теория организаций.
6.Философско- культурологический и исторический подходы к изучению государственного управления: методологическое и прикладное значение.
7. Эволюция и научные школы теории государственного управления.
8. Законы государственного управления в современном обществе. Алсу
9. Место и роль теории государственного управления в системе политических, правовых и управленческих наук.
10. Государственное управление в США: основные характеристики.
11. Государственное управление в Великобритании: основные характеристики. Эмма
12. Государственное управление во Франции: основные характеристики.
13. Государственное управление в ФРГ: основные характеристики. Карина
14. Исторические этапы государственного управления в России. Динис
15. Исторические особенности и традиции государственного управления в России. АЛСУ 22.11.2017
16. Государственное управление как система специфических социальных управленческих отношений.
17. Место и роль современного государства в управлении обществом.
18. Государство как субъект управления общественными процессами. КАРИНА 13.12.2017
19. Власть как главное орудие государственного управления. ЭММА 22.11.2017
20. Понятие государственной политики. Формирование государственной политики.
21. Цели государственного управления. Иерархия целей государственного управления. ВИКТОР 13.12.2017
22. Типы государственного управления: авторитарный, демократический. АЛИНА
23. Понятие принципов государственного управления. ЭММА
24. Виды принципов государственного управления, практика их реализации.
Среда семинар 22.02.2017
25. Законность в государственном управлении. МАРАТ-18
Темы курсовых работ
Примерные тесты
ВАРИАНТ
ВАРИАНТ
1. Осуществление населением своего права на местное самоуправление гарантируется: 1) Конституцией РФ;
2) Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
3) Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»;
4) уставом муниципального образования.
2. Устав муниципального образования принимается:
1) представительным органом субъекта РФ;
2) Президентом РФ;
3) главой местной администрации;
4) представительным органом муниципального образования.
3. Признаки муниципального образования:
1) выборные органы местного самоуправления;
2) органы территориального общественного самоуправления;
3) муниципальная собственность, местный бюджет;
4) устав муниципального образования. Укажите неверный ответ.
4. К правовой основе местного самоуправления можно отнести:
1) Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство о местном самоуправлении;
2) Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении;
3) уставы муниципальных образований;
4) все ответы верны.
РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Число заданий за семестр
Баллы
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Основы государственного и муниципального управления на _3-4_ семестры (наименование дисциплины)
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов, (лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа) | Кол-во часов | Интерактивные методы обучения | Межпредметные связи | Основная и дополнительная литература (с указанием номеров глав и параграфов), рекомендуемая студентам | Задания по самостоятельной работе студентов СРС с указанием литературы, номеров задач | Кол-во часов | Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.) |
Основы государственного и муниципального управления как наука и учебная дисциплина | Лекции, практические занятия | 2/4 | Мультимедийная презентация | История гос-го управления в России, История государства и права | 1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 2. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009. | 8. Методич. указание. Тема 1. Задание 1,2 | 6 | Опрос. Практическое задание | |
Государственное управление как профессиональная деятельность | Лекции, практические занятия | 4/6 | Мультиме дийная презентац ия | История гос-го управления в России, История государства и права | 1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 2. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009. | 8. Методич. указание. Тема 2. Задание 1,2 | 8 | Опрос. Практическое задание | |
Цели, функции и методы государственного управления | Лекции, практические занятия | 2/4 | Мультимедийная презентация | История гос-го управления в России, История государства и права | 1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 2. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009. | 8. Методич. указание. Тема 3. Задание 1,2 | 6 | Опрос. Практическое задание | |
Основы государственного и муниципального управления: мировой и отечественный опыт | Лекции, практические занятия | 2/6 | Мультимедийная презентация | История гос-го управления в России, История государства и права | 1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 2. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009. | 8. Методич. указание. Тема 4. Задание 1,2 | 8 | Опрос. Практическое задание | |
Государство как субъект управления. Органы государственного управления | Лекции, практические занятия | 4/6 | Мультимедийная презентация | История гос-го управления в России, История государства и права | 1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 2. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009. | 8. Методич. указание. Тема 5. Задание 1,2 | 8 | Опрос Рубежный контроль | |
Система органов государственного управлениявРФиРБ | Лекции, практические занятия | 2/4 | Мультимедийная презентация | История гос-го управления в России, История государства и права | 1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 2. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009. | 8.Методич. указание. Тема 6. Задание 1,2 | 8 | Опрос. Практическое задание | |
Общество как объект государственного управления. Государственное управление различными сферами общественной жизни | Лекции, практические занятия | 2/6 | Мультимедийная презентация Деловая игра | История гос-го управления в России, История государства и права | 1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 2. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009. | 8.Методич. указание. Тема 7. Задание 1,2 | 8 | Опрос. Практическое задание. Доклады | |
Развитие системы государственного управления в России. Административная реформа | Лекции, практические занятия | 4/6 | Мультимедийная презентация | История гос-го управления в России, История государства и права | 1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 2. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009. | 8.Методич. указание. Тема 8. Задание 1,2 | 8 | Опрос. Практическое задание. Доклады | |
Сущность, принципы и основы местного самоуправления в Российской Федерации | Лекции, практические занятия | 2/4 | Мультимедийная презентация | История гос-го управления в России, История государства и права | 1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 2. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009. | 8.Методич. указание. Тема 9. Задание 1,2 | 8 | Опрос Рубежный контроль | |
Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Башкортостан | Лекции, практические занятия | 2/4 | Мультимедийная презентация | История гос-го управления в России, История государства и права | 1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 2. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009. | 8.Методич. указание. Тема 10. Задание 1,2 | 8 | Опрос. Практическое задание. Доклады | |
Финансовые и экономические основы местного самоуправления Управление Муниципальной экономикой | Лекции, практические занятия | 2/6 | Мультимедийная презентация | История гос-го управления в России, История государства и права | 1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 2. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009. | 8.Методич. указание. Тема 11. Задание 1,2 | 8 | Опрос. Практическое задание. Доклады | |
Организационно-территориальные основы местного самоуправления | Лекции, практические занятия | 2/4 | Мультимедийная презентация | История гос-го управления в России, История государства и права | 1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 2. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009. | 8.Методич. указание. Тема 12. Задание 1,2 | 8 | Опрос. Практическое задание. Доклады | |
Местное самоуправление и муниципальная служба в Республике Башкортостан | Лекции, практические занятия | 2/6 | Мультимедийная презентация | История гос-го управления в России, История государства и права | 1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 2. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009. | 8.Методич. указание. Тема 13. Задание 1,2 | 8 | Опрос. Практическое задание. Доклады | |
Сущность и содержание муниципальной реформы в Российской Федерации | Лекции, практические занятия | 2/4 | Мультимедийная презентация | История гос-го управления в России, История государства и права | 1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 2. Мухачев И.В., Алексеев И.А. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник – М.: Юнити Дана, 2009. | 8.Методич. указание. Тема 14. Задание 1,2 | 8 | Опрос Рубежный контроль | |
Итого | 34/70 | 108 |
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии факультета протокол от 31 августа 2015 г. № 1
доцент, к.и.н. | (подпись) | М.Л. Мусорина (И.О. Фамилия) |
Бирск 2015
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ ВХОДЯЩИХ В УМК
1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА.. 3
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... 3
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 10
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 11
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 12
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.. 13
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.. 18
10. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ... 48
11. РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ... 56
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. 57
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла– Б3. Б.2 Профессиональный цикл.
Дисциплина опирается на следующие дисциплины: «Теория управления», «Государственное регулирование экономики».
Дисциплина является основой для изучения дисциплин: «Государственные и муниципальные финансы», «Государственная и муниципальная служба».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Целью и задачами курса «Основы государственного и муниципального управления» являются:
– обогащение студентов (слушателей) глубокими знаниями об основных категориях, принципах и положениях системы государственного и муниципального управления, о достигнутом уровне ее современного состояния;
– развитие у студентов (слушателей) правового мышления: обучение их четкому ориентированию в действующем законодательстве и умению правильно толковать и применять нормы при решении конкретных задач, вытекающих из практики управленческих отношений;
– ознакомление студентов (слушателей) с формами, методами и другими элементами управления;
– получение студентами (слушателями) необходимого объема знаний по управленческой деятельности органов государственного и муниципального управления;
– изучение студентами (слушателями) факторов и источников рациональности и эффективности государственного и муниципального управления;
– обучение студентов (слушателей) способам обеспечения законности и дисциплины в государственном и муниципальном управлении;
– формирование у студентов (слушателей) практических навыков в области анализа и оценки управленческих ситуаций, подготовки, принятия и использования управленческих решений.
Объем дисциплины и виды учебной работы
заочная форма обучения
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
3 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | 108 | - |
Аудиторная работа: | 40 | 40 |
Лекции (Л) | 16 | - |
Практические занятия(ПЗ) | 16 | 16 |
Лабораторная работа(ЛБ) | 16 | 16 |
КСР | 4 | 4 |
Самостоятельная работа: | 20 | 20 |
Подготовка и сдача зачета | ||
Вид итогового контроля: экзамен | ||
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
4 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | 180 | 180 |
Аудиторная работа: | 38 | 38 |
Лекции (Л) | 36 | 36 |
Практические занятия(ПЗ) | - | - |
Лабораторная работа(ЛБ) | 36 | 36 |
КСР | 4 | 4 |
Самостоятельная работа: | 50 | 50 |
Подготовка и сдача зачета | ||
Вид итогового контроля: экзамен |
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации(ПК-5);
Компоненты компетенции | Формы и средства формирования |
Знает способы разработки методических и справочных материалов по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации | Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий |
Умеет разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации | Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Владеет комплексными навыками разработки методических и справочных материалов по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации | Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий. |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 242.