Непосредственные умозаключения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Какие характеристики относятся к умозаключению, а какие к суждению:

а) процесс получения новой мысли;

б) форма мышления, раскрывает связь между предметом и его признаком,

в) процесс вывода суждения из других суждений и его итог.

2. Определите, что является  посылк ами, а что - заключени ем :

а) новое суждение, полученное в результате сопоставления посылок,

б) ранее известные суждения.

3. Что относятся к дедуктивным, индуктивны м , демонстративны м , вероят ност ны м , непосредственны м , опосредованны м умозаключени ям :

а) умозаключение, в котором вывод получают из одной посылки,

б) умозаключение, в котором выводят от общего к частному,

в) умозаключение, в котором вывод необходимо истинный,

г) умозаключение, в котором вывод получают из 2-х и более посылок.

д) умозаключение, в котором выводят от частного к общему,

е) умозаключение, в котором вывод вероятно истинный.

4. Укажите , к каки м умозаключени ям относятся следующие способы их образования: превращение, обращение, построен ие на отношениях логического квадрата, противопоставление предикату:

а) вывод такого суждения, предикат которого является понятием, противоречащим предикату исходного суждения,

б) вывод новых суждений основан на отношениях контрадикторности, подчинения и т.д.,

в) перестройка суждения, в ходе которой одновременно осуществляется и превращение, и обращение в той или иной последовательности,

г) вывод нового суждения, субъектом которого является предикат, а предикатом субъект исходного суждения.

5. Сделайте вывод с помощью отношений "логического квадрата" для следующего суждения:

Совершеннолетние имеют право голоса.

6 . Сделайте выводы из таких высказываний с помощью пре вращения :

• Ни одна демократическая страна не выступает за терроризм.

• Некоторые студенты изучают логику.

• Некоторые люди не являются талантливыми.

7 . Сделайте вывод из приведенных высказываний с помощью обращения:

• Все преступления - общественно опасные деяния.

• Кит - не рыба.

• Некоторые ошибки дают жизненный опыт.

8 . Сделайте выводы из высказываний посредством противопоставления предикату:

• Все правдивые утверждения заслуживают внимания.

• Никто не любит быть побежденным.

• Каждая истина является конкретной.

Сложные, сокращены е и сложно-сокращенные умозаключения.

1. Определите  вид силлогизма, его модус, составьте формулу:

а) Если должностное лицо получает взятку, то оно совершает преступление. Это должностное лицо не получило взятку, следовательно, оно не совершило преступление.

б) Соглашение может быть двусторонним или многосторонним. Это соглашение не является двусторонним, следовательно, это соглашение является многосторонним.

2. Воссоздайте следующие энтимемы до полного категорического силлогизма:

а) Должностное лицо должно в определенные сроки рассмотреть дело. Иванов - должностное лицо.

б) Уголовное дело не может быть возбуждено, потому что факт преступления не имел места.

в) Солнце - звезда. Следовательно, оно проходит несколько стадий эволюции.

3. Проанализуйте приведен ный сорит, укажите вид, восстановите полную форму:

Все растения - живые организмы. Все цветы - растения. Роза - цветок. Роза-живой организм.

4. Каким является приведенный с орит - прогрессивным или регрессивным:

Все преступления – общественно опасны. Все хищения - преступления. Все хищения - общественно опасны. Все кражи - хищения. Все кражи общественно опасны. Все тайные присвоения книг из библиотеки - кража. Итак, все тайные присвоения книг из библиотеки являются общественно опасными.

Индуктивные умозаключения.

1. Какое из приведенных умозаключений является 1) индуктивным, 2) дедуктивным:

а) На экспертизу поступило 15 квитанций. Осмотрев все квитанции, эксперт дал заключение, что подпись получателя на всех квитанциях поддельная.

б) В нашем лесу растут ели, дубы, сосны, березы. Итак, наш лес - смешанный.

в) Люди опровергали бы аксиомы математики, если бы этого требовали их интересы. Но интересы людей не требуют этого. Итак, аксиомы не опровергаются.

г) Это суждение является или общим, или частичным, либо единичным. Это суждение - не общее и не частное. Следовательно, оно является единичным.

д) Железо, медь, цинк, золото - металлы. Железо, медь, цинк, золото проводят электрический ток. Итак, все металлы проводят электрический ток.

2.Проанализуйте приведенные индуктивные рассуждения, определите их вид и степень правдоподобия:

а) Земля движется вокруг Солнца. Марс движется вокруг Солнца. Сатурн движется вокруг Солнца. Итак, все планеты движутся вокруг Солнца.

б) Известно, что у Баха в 5 поколениях его предков было 18 музыкальных дарований. Много талантливых людей было также в роду у Ч.Дарвина. Итак, способности людей определяются тем, насколько талантливыми были их предки.

в) Ни один из моих дисков не содержит известных вирусов, так каждый из них я проверял сам.

г) Учитель, читая подряд список учеников класса, убеждается, что названные им ученики присутствуют. Исходя из этого, учитель делает вывод, что присутствуют все ученики.

д) В магазин поступила партия апельсинов (20 ящиков). Исследовав по 2-3 апельсины из каждого ящика, эксперт сделал вывод, что вся партия - это апельсины 1-го сорта.

3.Данные за какие числа имеют большее значение для проверки утверждения "Все лето на Южном берегу Крыма стояла солнечная погода":

1 июня -30 августа, 15 июня -10 июля, 20 июня - 10 июля

4.Можно ли получить данные обобщения с помощью индукции?

1. Все лето стояла солнечная погода.

2. Все студенты юридических вузов изучают логику.

3. Все граждане Германии имеют равные права.

4. Ничто не возникает из ничего.

5. Ни один вопрос на конференции не осталось без ответа.

6. Все люди смертны.

7. Счастливые не наблюдают времени.

8. Змеи ядовиты

Дата: 2019-02-02, просмотров: 396.