Предмет и значение логики как науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНО Й ДИСЦИПЛИНЕ

«Логика»

 

           

 

Донецк

2018



ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Тема 1.1. Введение в логику

Часа

 

ПРАКТИКУМ І

 

Предмет и значение логики как науки

1.От какого слова происходит термин "логика"? Что этот термин означает?

2. Выберите из приведенного ниже определение логики:

а) наука, которая изучает закономерности функционирования и развития политических отношений;

б) наука, которая изучает мышление;

в) наука, которая изучает законы становления и функционирования общества.

3. Какое из приведенных определений логики наиболее точно отражает ее сущность? Обоснуйте свой ответ:

1) Логика - это наука, которая исследует способность людей отражать окружающий мир с помощью мышления.

2) Логика - это наука, которая исследует мышление, выраженное в языке.

3) Логика - это наука, которая исследует обоснованность, последовательность и непротиворечивость рассуждений людей.

4) Логика - это наука, которая исследует формы (схемы, структуры) рассуждения людей.

 

4. В каком значении употребляется термин "логика" в следующих выражениях:

1) "Логично, что ремонтная мастерская сможет выполнить план только в том случае, если вовремя получит сырье".

 

 

2) "Ты собираешься покупать машину, а деньги у тебя не держатся. Где здесь логика? »- Спрашивает у мужа жена.

3) "Вчера я смотрел детективный фильм." - "Понравился?» - «Да нет. В нем столько нелогичного ".

 

 

4) "Логика является большим преследователем темного и запутанного мышления, она разгоняет туман, который скрывает от нас невежество и заставляет считать, что мы понимаем предмет в то время, когда мы его не понимаем" (Дж. Ст.Милль).

 

 

5. Какими терминами в истории науки называли логику:

а) аналитика,

б) эстетика,

в) диалектика,

г) этика.

6. Кого называют основателем логики? Почему?

7. Вставте пропущенные имена в исторический ряд:

Аристотель, .........., Ф. Бэкон, Р. Декарт, А.Арно и П.Николь, ................

 

8.Определите, какие характеристики относятся к мышлению:

а) отражение мира в обобщенных образах;

б) опосредованное отражение действительности;

в) связь с языком;

г) стиль поведения;

д) моральная оценка добра и зла;

е) активное отражение действительности.

 

9. Вставьте пропущенные понятия:

а) чувственное познание имеет 3 формы: .........., восприятие, .................

б) рациональное познание имеет 3 формы: понятие, ................., умозаключение.

Назовите основные черты правильного мышления.

11. Опираясь на интуитивную логику, определите, какие из приведенных соображений верны:

1) Если он был в Западной Европе, то видел Лондон и Париж: он не видел ни Лондона, ни Парижа, следовательно, он не был в Западной Европе.

2) Завтра или будет снег, либо будет дождь: но поскольку завтра будет снег, то дождя не будет.

3) Если бы не было Солнца, то надо было бы сидеть при свечах: мы не сидим при свечах, следовательно, Солнце существует.

4) Некоторые птицы не летают. Некоторые птицы - вороны. Итак, вороны не летают.

5) Я - человек. Ты - не я. Итак, ты - не человек.

6) Если есть причина, то есть и следствие. Но причины нет. Следовательно, нет и следствия.

12. Какие функции выполняет логика?

13. Какое практическое значение имеет логика в Вашей профессиональной деятельности?

Основные законы мышления

 

Тема 1. 2. Понятие как форма мышления

Часа

ПРАКТИКУМ ІІ

 

Общая характеристика понятия

В чем заключается необходимость создания новых понятий?

2.В следующих примерах выделите все понятия и определите, что в них отражается - предмет, свойство или отношение:

1) Земля - планета.

В России проводится экономическая реформа.

Равенство между мужчинами и женщинами закреплено в Конституции.

Свобода прессы - важный признак демократии.

Подозрительность всегда преследует тех, у кого на совести вина (У.Шекспир).

Недоверие - мудрость дураков (Д.Биллингс).

3. Раскройте объем и содержание следующих понятий:

 человек,

Общество,

студент.

4. Какой закон регулирует отношение между содержание м и объем ом понятий? В чем его сущность?

5. В каком отношении находятся между собой содержание и объем следующих понятий. Изобразите отношения с помощью круговых схем:

Дерево - растение,

Язык - газетная речь,

студент - студент ДонГУУ,

Вид ы понятий

1. Определите , какие из следующих понятий являются конкретными, какие - абстрактными:

 гражданин,

ответственность,

равенство,

законность,

ответственное лицо,

вина,

неприкосновенность депутата,

республика

2. Какие из приведенных понятий являются позитивными, какие - н егативными:

гражданин,

справедливость,

несправедливость,

виновность,

невиновность,

коррумпированный чиновник,

неподкупный судья,

независимость суда,

неприкосновенность депутата,

несвобода в экономической деятельности предприятия,

противоправная деятельность,

корыстолюбие,

чистая совесть,

необходимая оборона,

крайняя необходимость.

3. Какие из приведенных понятий явля ю тся с овокупными, какие - несовокупными :

Солнечная система,

Земля,

человечество,

избирательное право,

юрист,

акция шахтеров,

декларация.

4. Какие из следующих понятий являются относительными ли и безотносительны ми :

стол,

причина,

случайность,

свидетель,

политика,

копия,

проблема,

наставник,

племянник,

кумир,

народный суд,

начало,

конец.

5. Какие из перечисленных понятий являются общими, к акие - единичными:

Вселенная,

человек,

человечество,

ООН,

гражданин,

нормативный акт,  

депутат,

незаконное предпринимательство,

Национальный банк

6. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:

правительство,

западная граница государства,

невиновность,

учитель,

Родина,

подвиг,

социальная справедливость,

экватор,

эпоха,

содружество.

Отношения между понятиями

1.Определите, какие из приведенных ниже пар сравнимые, какие - несравнимыми:

металл - золото,

вода - камень,

космос - ключ,

душа - песня,

правовой нигилизм - соната,

валюта - культурные ценности

2. Укажите типы отношений между совместимыми понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:

• музыка, классическая музыка

• европейское государство, федеративное государство

• юрист, преподаватель, адвокат

• офицер, спортсмен, орденоносец

• Президент, глава государства

• республика, форма правления

• студент, отличник

3. Укажите типы отношений между несовместимыми понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:

• истина, недостаток

• зависимость, независимость

• прошлое, будущее

• пресса, телевидение, средства массовой информации

• известный, неизвестный

• прямая линия, кривая линия

• правда, ложь

• честь, бесчестье

3.Укажите, отношения в которых находятся понятия. Нарисуйте соответствующие круговые схемы:

• писатель, политик, депутат;

• дедукция, индукция;

• действие, бездействие;

• гуманный, негуманным;

• коммерсант, негоциант;

• артиллерист, сержант;

• крестьянское поселение, село;

• воздушный флот, авиация;

• гармония, дисгармония.

4.Подберите к данным понятиям равнозначные (тождественные):

квадрат,

Конституция,

измена,

автор романа "Мастер и Маргарита",

рука,

умное лицо,

листок нетрудоспособности,

известие,

первый космонавт.

5. Подберите понятия, которые находятся с данными понятиями в отношении пересечения:

нормативный акт,

депутат,

море,

акция,

одежда,

умный,

балл,

эрудит.

6. Подберите к данным понятиям подчиняющие и подчиненные:

учебник,

пруд,

форма правления,

дипломат,

унитарное государство,

дело,

возраст,

животное,

собственность,

геометрия.

7. Подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с данными понятиями:

наказание,

налог,

ученая степень,

документ,

экономист,

лампа,

дом.

8. Подберите понятия, которые являются противоположными и противоречащими данным:

большой,

научный,

законный,

смелый,

друг,

холодный климат,

легкая работа,

верность,

острый,

красивый поступок,

требовательность,

скромность. 

Операции над понятиями

1.Обобщите следующие понятия: студент, валютный счет, человек, который изучает логику, теория государства и права, конституция, словарь, согласная буква, банк, денежная система, повесть, министр, нотариус, соглашение.

2.Ограничьте эти понятия: государство, планета, наука, огнестрельное оружие, лекарство, революция, закон, культура, терроризм.

. 3. Приведите примеры обобщения и ограничения понятий. Существует ли предел для обобщения и ограничения понятий?

4. Проанализируйте приведенные примеры, определите вид деления, его структуру:

• Науки делятся на общественные, естественные, математические.

• Рефлексы делятся на условные и безусловные.

• Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

• Книги разделяют на интересные и неинтересные.

• Соглашения составляют устно или в письменной форме.

• Политическая деятельность может быть конструктивной и деструктивной.

• По темпераменту люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов.

5. Проанализируйте приведенные примеры, определите правильность деления, вид деления, в неправильном делении определите, какие нарушены правила:

• К ценным бумагам относятся акции и чеки.

• Политические режимы государств могут быть демократические и недемократические.

• Соглашения являются двусторонними, многосторонними и завещаниями.

• Различают четыре стороны горизонта: север, юг, восток, запад.

• Управление делится на эффективное и неэффективное.

• Учебные дисциплины бывают обязательные и необязательные.

• "В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная" (Ш. Монтескье).

• "Существует три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, которое прикрывается именем закона, и жестокость самого закона» (Ф. Бэкон).

6. Правильно ли осуществлено определение этих понятий:

• Логика - это наука о мышлении.

• География - это геология.

• Планета - это космический объект, на котором существует жизнь.

• Физика не является гуманитарной наукой.

• Истина - дочь разума, мать мудрости.

• Народ - автор и актер собственной жизненной драмы.

• Дееспособность - способность лица иметь права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за причиненные правонарушения.

• Реформа - преобразование определенной стороны общественной жизни, без слома основ существующей социальной системы.

• Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

• Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой.

Часа

ПРАКТИКУМ ІІІ

Кто сегодня дежурный?

2) "Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай" (А.П.Чехов).

Государство - это мы.

5) "Что сделано мудро, сделано хорошо" (Ш.Шелли).

Простые суждения

1. Определите вид суждения, при ведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями:

Лучшее - враг хорошего.

2) "Комната без книг подобна телу без души" (Цицерон).

3) "Благодарность - признак благородной души" (Эзоп).

Доброе имя лучше богатства.

2.Дайте объединенную классификацию (вид, схема) и определите распределенность терминов в следующих суждениях (изобразите при помощи кругов Эйлера) :

Все математики - ученые.

Все грибы - съедобные.

Все дороги ведут в Рим.

5 .Определит е , могут ли быть одновременно истинными следующие пары суджений (при решении данных задач используйте Логический квадрат):

 

1) Все студенты нашей группы готовились к зачету по логике. Ни один студент нашей группы не готовился к зачету по логике.

2) Некоторые офицеры является генералами. Некоторые офицеры не являются генералами.

3) Большая часть машин находилась на железнодорожной платформе. На железнодорожной платформе не осталось ни одной машины.

4) Следователь был на месте преступления. Следователя не было на месте преступления.

5) Окна всех домов в новогоднюю ночь были ярко освещены. Много окон в новогоднюю ночь были ярко освещены.

6) не всякие факты могут служить доказательством в науке. Некоторые факты могут быть научными доказательствами.

7) В некоторых государствах существует монархическая форма правления. В некоторых государства нет монархической формы правления.

8) Некоторые студенты первого курса сдали экзамен досрочно. Некоторые студенты первого курса не сдали экзамен досрочно.

9) Не всякий государственный орган имеет право на издание нормативных актов. Все государственные органы имеют право на издание нормативных актов.

6 . Определите могут ли быть одновременно ложными следующие суждения (при решении данных задач используйте Логический квадрат):

1) Всякая наука имеет свои законы. Ни одна наука не имеет своих законов.

2) Каждый национальный характер имеет свои особенности. Ни один национальный характер не имеет своих особенностей.

3) Вчера на Минском шоссе произошла авария. Сообщение о вчерашней аварии на Минском шоссе не подтвердилось.

4) Некоторые цветы не имеют запаха. Некоторые цветы пахнут.

7 . Что является достаточным основанием для истинности суждений?

 

Сложные суждения

1.Выделите простые суждения из следующих сложных суждений:

1) "Весь мир - театр, и люди в нем актеры" (Шекспир).

2) Если человеку выпала судьба утонуть, то он утонет даже в столовой ложке (посл.).

3) "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему" (Л.Толстой).

4) Мужчине столько лет, на сколько он себя чувствует, а женщине - на сколько она выглядит (посл.).

5) "Человек, который соглашается со всем, что Вы говорите, либо дурак, либо готов содрать с Вас три шкуры" (К.Хаббард).

6) "Когда в суде решают дело гуся, среди присяжных не должно быть лиса" (Т.Фуллер).

2.Определите вид сложного суждения по характеру логического союза (отобразите в виде схемы):

1) "Мужество приносит пользу людям во время войны, а справедливость и в мирное время" (Аристотель).

2) Или со щитом, или на щите.

3) Кризисы и конфликты - благодатная почва для международного терроризма.

4) Была бы охота, а дело найдется.

5) Если люди сделали для тебя добро, запомни это.

6) Ответственность за правонарушения может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

7) Если сегодня воскресенье, завтра - понедельник.

3.В символической форме запишите следующие суждения:

1) Когда бедность входит в дверь, любовь вылетает в окно (посл.).

2) "Истинное красноречие - это умение сказать то, что нужно и не более, чем нужно" (Ф.Ларошфуко).

3) "Наука и искусство принадлежат всему миру, и перед ними исчезают межнациональные барьеры" (В. Гете).

4) "Если человек увлекается мечтами, он или очень счастлив, или очень несчастлива" (Д.Риварол).

5) "Общество готовит преступление, преступник его совершает" (Г.Бакл).

6) "Если человеку все ясно с самого начала, в конце его ждут сомнения, но если он начнет с сомнений, то в конце ему все будет ясно" (Ф. Бэкон).

 

Тема 1.4. Умозаключение как форма мышления - 4 часа

ПРАКТИКУМ ІV

 

ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Индуктивные умозаключения.

1. Какое из приведенных умозаключений является 1) индуктивным, 2) дедуктивным:

а) На экспертизу поступило 15 квитанций. Осмотрев все квитанции, эксперт дал заключение, что подпись получателя на всех квитанциях поддельная.

б) В нашем лесу растут ели, дубы, сосны, березы. Итак, наш лес - смешанный.

в) Люди опровергали бы аксиомы математики, если бы этого требовали их интересы. Но интересы людей не требуют этого. Итак, аксиомы не опровергаются.

г) Это суждение является или общим, или частичным, либо единичным. Это суждение - не общее и не частное. Следовательно, оно является единичным.

д) Железо, медь, цинк, золото - металлы. Железо, медь, цинк, золото проводят электрический ток. Итак, все металлы проводят электрический ток.

2.Проанализуйте приведенные индуктивные рассуждения, определите их вид и степень правдоподобия:

а) Земля движется вокруг Солнца. Марс движется вокруг Солнца. Сатурн движется вокруг Солнца. Итак, все планеты движутся вокруг Солнца.

б) Известно, что у Баха в 5 поколениях его предков было 18 музыкальных дарований. Много талантливых людей было также в роду у Ч.Дарвина. Итак, способности людей определяются тем, насколько талантливыми были их предки.

в) Ни один из моих дисков не содержит известных вирусов, так каждый из них я проверял сам.

г) Учитель, читая подряд список учеников класса, убеждается, что названные им ученики присутствуют. Исходя из этого, учитель делает вывод, что присутствуют все ученики.

д) В магазин поступила партия апельсинов (20 ящиков). Исследовав по 2-3 апельсины из каждого ящика, эксперт сделал вывод, что вся партия - это апельсины 1-го сорта.

3.Данные за какие числа имеют большее значение для проверки утверждения "Все лето на Южном берегу Крыма стояла солнечная погода":

1 июня -30 августа, 15 июня -10 июля, 20 июня - 10 июля

4.Можно ли получить данные обобщения с помощью индукции?

1. Все лето стояла солнечная погода.

2. Все студенты юридических вузов изучают логику.

3. Все граждане Германии имеют равные права.

4. Ничто не возникает из ничего.

5. Ни один вопрос на конференции не осталось без ответа.

6. Все люди смертны.

7. Счастливые не наблюдают времени.

8. Змеи ядовиты

Аналогия

1.Как вы считаете, был ли прав известный российский поэт В. Хлебников, который, сопоставляя даты знаменательных событий, произошедших в прошлом, пытался вывести закон, который позволял бы предвидеть точное время, когда состоятся будущие знаменательные события?

2.Буд ут ли п равомерны ми такие аналогии:

а) между борьбой за существование в природе и конфликтами в обществе,

б) между государством и человеческим организмом,

в) между электрическими и магнитными явлениями,

г) между движением жидкости по сосудам и кровообращением,

д) между звуковыми волнами и волнами в жидкости,

е) между Великой французской и Великой Октябрьской революциями.

Культура мышления

 

ПРАКТИКУМ V

 

1. К данны м тезис ам подберите аргументы, используя дедуктивные рассуждения:

• Иванов привлекается к дисциплинарной ответственности.

• История России- гуманитарная наука.

• Некоторые модусы условно-категорического силлогизма дают вероятностные выводы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНО Й ДИСЦИПЛИНЕ

«Логика»

 

           

 

Донецк

2018



ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Тема 1.1. Введение в логику

Часа

 

ПРАКТИКУМ І

 

Предмет и значение логики как науки

1.От какого слова происходит термин "логика"? Что этот термин означает?

2. Выберите из приведенного ниже определение логики:

а) наука, которая изучает закономерности функционирования и развития политических отношений;

б) наука, которая изучает мышление;

в) наука, которая изучает законы становления и функционирования общества.

3. Какое из приведенных определений логики наиболее точно отражает ее сущность? Обоснуйте свой ответ:

1) Логика - это наука, которая исследует способность людей отражать окружающий мир с помощью мышления.

2) Логика - это наука, которая исследует мышление, выраженное в языке.

3) Логика - это наука, которая исследует обоснованность, последовательность и непротиворечивость рассуждений людей.

4) Логика - это наука, которая исследует формы (схемы, структуры) рассуждения людей.

 

4. В каком значении употребляется термин "логика" в следующих выражениях:

1) "Логично, что ремонтная мастерская сможет выполнить план только в том случае, если вовремя получит сырье".

 

 

2) "Ты собираешься покупать машину, а деньги у тебя не держатся. Где здесь логика? »- Спрашивает у мужа жена.

3) "Вчера я смотрел детективный фильм." - "Понравился?» - «Да нет. В нем столько нелогичного ".

 

 

4) "Логика является большим преследователем темного и запутанного мышления, она разгоняет туман, который скрывает от нас невежество и заставляет считать, что мы понимаем предмет в то время, когда мы его не понимаем" (Дж. Ст.Милль).

 

 

5. Какими терминами в истории науки называли логику:

а) аналитика,

б) эстетика,

в) диалектика,

г) этика.

6. Кого называют основателем логики? Почему?

7. Вставте пропущенные имена в исторический ряд:

Аристотель, .........., Ф. Бэкон, Р. Декарт, А.Арно и П.Николь, ................

 

8.Определите, какие характеристики относятся к мышлению:

а) отражение мира в обобщенных образах;

б) опосредованное отражение действительности;

в) связь с языком;

г) стиль поведения;

д) моральная оценка добра и зла;

е) активное отражение действительности.

 

9. Вставьте пропущенные понятия:

а) чувственное познание имеет 3 формы: .........., восприятие, .................

б) рациональное познание имеет 3 формы: понятие, ................., умозаключение.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 854.