11. Опираясь на интуитивную логику, определите, какие из приведенных соображений верны:
1) Если он был в Западной Европе, то видел Лондон и Париж: он не видел ни Лондона, ни Парижа, следовательно, он не был в Западной Европе.
2) Завтра или будет снег, либо будет дождь: но поскольку завтра будет снег, то дождя не будет.
3) Если бы не было Солнца, то надо было бы сидеть при свечах: мы не сидим при свечах, следовательно, Солнце существует.
4) Некоторые птицы не летают. Некоторые птицы - вороны. Итак, вороны не летают.
5) Я - человек. Ты - не я. Итак, ты - не человек.
6) Если есть причина, то есть и следствие. Но причины нет. Следовательно, нет и следствия.
12. Какие функции выполняет логика?
13. Какое практическое значение имеет логика в Вашей профессиональной деятельности?
Основные законы мышления
Какие особенности имеют законы логики?
2. Отредактируйте данные высказывания в соответствии с законом тождества:
1) Модернизация прокатного стана, выполнена по предложению Иваненко, подняла его производительность на 50%.
2) 5000 км и 10 часовых поясов отделяет берега Тихого Дона и Ангары.
3) Федоров очень гордился этой операцией.
4) Генерал своим корпусом пересек ему путь.
5) Добро, которое принадлежит супругам до вступления в брак, остается их личным добром.
6) Преступник, скрываясь от преследования, свернул в глухой переулок.
7) В день приезда на ферму на дверях висел замок и несколько работников пытались туда попасть.
3. На какие суждения распространяется закон противоречия?
4 . Нарушается ли в данных суждениях закон достаточного основания?
1) Судья не может меня судить, потому что сам замешан в данном преступлении.
2) Категорически возражаю, что я хулиган, так как я человек с высшим образованием.
3) Правый глаз чешется - будет радость, левый глаз чешется - будут слезы.
4) Действительно, без лопаты в данной работе не обойтись, поэтому на переработке зерна заняты преимущественно женщины.
5) Семенов студент, ведь сдает экзамен.
6) Если солнце встает, то и утро наступает.
7) Студенту В. надо поставить зачет, потому что он едет в туристическую поездку.
8) Примите меня к вашему ПТУ, потому что я не хочу учиться (Из заявления).
Тема 1. 2. Понятие как форма мышления
Часа
ПРАКТИКУМ ІІ
Общая характеристика понятия
В чем заключается необходимость создания новых понятий?
2.В следующих примерах выделите все понятия и определите, что в них отражается - предмет, свойство или отношение:
1) Земля - планета.
В России проводится экономическая реформа.
Равенство между мужчинами и женщинами закреплено в Конституции.
Свобода прессы - важный признак демократии.
Подозрительность всегда преследует тех, у кого на совести вина (У.Шекспир).
Недоверие - мудрость дураков (Д.Биллингс).
3. Раскройте объем и содержание следующих понятий:
человек,
Общество,
студент.
4. Какой закон регулирует отношение между содержание м и объем ом понятий? В чем его сущность?
5. В каком отношении находятся между собой содержание и объем следующих понятий. Изобразите отношения с помощью круговых схем:
Дерево - растение,
Государство - независимое государство,
Язык - газетная речь,
студент - студент ДонГУУ,
Таможня - правоохранительный орган
конституция- государственное учреждение
Вид ы понятий
1. Определите , какие из следующих понятий являются конкретными, какие - абстрактными:
гражданин,
ответственность,
равенство,
законность,
ответственное лицо,
вина,
неприкосновенность депутата,
республика
2. Какие из приведенных понятий являются позитивными, какие - н егативными:
гражданин,
справедливость,
несправедливость,
виновность,
невиновность,
коррумпированный чиновник,
неподкупный судья,
независимость суда,
неприкосновенность депутата,
несвобода в экономической деятельности предприятия,
противоправная деятельность,
корыстолюбие,
чистая совесть,
необходимая оборона,
крайняя необходимость.
3. Какие из приведенных понятий явля ю тся с овокупными, какие - несовокупными :
Солнечная система,
Земля,
человечество,
избирательное право,
юрист,
акция шахтеров,
декларация.
4. Какие из следующих понятий являются относительными ли и безотносительны ми :
стол,
причина,
случайность,
свидетель,
политика,
копия,
проблема,
наставник,
племянник,
кумир,
народный суд,
начало,
конец.
5. Какие из перечисленных понятий являются общими, к акие - единичными:
Вселенная,
человек,
человечество,
ООН,
гражданин,
нормативный акт,
депутат,
незаконное предпринимательство,
Национальный банк
6. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:
правительство,
западная граница государства,
невиновность,
учитель,
Родина,
подвиг,
социальная справедливость,
экватор,
эпоха,
содружество.
Отношения между понятиями
1.Определите, какие из приведенных ниже пар сравнимые, какие - несравнимыми:
металл - золото,
вода - камень,
космос - ключ,
душа - песня,
правовой нигилизм - соната,
валюта - культурные ценности
2. Укажите типы отношений между совместимыми понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:
• музыка, классическая музыка
• европейское государство, федеративное государство
• юрист, преподаватель, адвокат
• офицер, спортсмен, орденоносец
• Президент, глава государства
• республика, форма правления
• студент, отличник
3. Укажите типы отношений между несовместимыми понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:
• истина, недостаток
• зависимость, независимость
• прошлое, будущее
• пресса, телевидение, средства массовой информации
• известный, неизвестный
• прямая линия, кривая линия
• правда, ложь
• честь, бесчестье
3.Укажите, отношения в которых находятся понятия. Нарисуйте соответствующие круговые схемы:
• писатель, политик, депутат;
• дедукция, индукция;
• действие, бездействие;
• гуманный, негуманным;
• коммерсант, негоциант;
• артиллерист, сержант;
• крестьянское поселение, село;
• воздушный флот, авиация;
• гармония, дисгармония.
4.Подберите к данным понятиям равнозначные (тождественные):
квадрат,
Конституция,
измена,
автор романа "Мастер и Маргарита",
рука,
умное лицо,
листок нетрудоспособности,
известие,
первый космонавт.
5. Подберите понятия, которые находятся с данными понятиями в отношении пересечения:
нормативный акт,
депутат,
море,
акция,
одежда,
умный,
балл,
эрудит.
6. Подберите к данным понятиям подчиняющие и подчиненные:
учебник,
пруд,
форма правления,
дипломат,
унитарное государство,
дело,
возраст,
животное,
собственность,
геометрия.
7. Подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с данными понятиями:
наказание,
налог,
ученая степень,
документ,
экономист,
лампа,
дом.
8. Подберите понятия, которые являются противоположными и противоречащими данным:
большой,
научный,
законный,
смелый,
друг,
холодный климат,
легкая работа,
верность,
острый,
красивый поступок,
требовательность,
скромность.
Операции над понятиями
1.Обобщите следующие понятия: студент, валютный счет, человек, который изучает логику, теория государства и права, конституция, словарь, согласная буква, банк, денежная система, повесть, министр, нотариус, соглашение.
2.Ограничьте эти понятия: государство, планета, наука, огнестрельное оружие, лекарство, революция, закон, культура, терроризм.
. 3. Приведите примеры обобщения и ограничения понятий. Существует ли предел для обобщения и ограничения понятий?
4. Проанализируйте приведенные примеры, определите вид деления, его структуру:
• Науки делятся на общественные, естественные, математические.
• Рефлексы делятся на условные и безусловные.
• Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
• Книги разделяют на интересные и неинтересные.
• Соглашения составляют устно или в письменной форме.
• Политическая деятельность может быть конструктивной и деструктивной.
• По темпераменту люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов.
5. Проанализируйте приведенные примеры, определите правильность деления, вид деления, в неправильном делении определите, какие нарушены правила:
• К ценным бумагам относятся акции и чеки.
• Политические режимы государств могут быть демократические и недемократические.
• Соглашения являются двусторонними, многосторонними и завещаниями.
• Различают четыре стороны горизонта: север, юг, восток, запад.
• Управление делится на эффективное и неэффективное.
• Учебные дисциплины бывают обязательные и необязательные.
• "В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная" (Ш. Монтескье).
• "Существует три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, которое прикрывается именем закона, и жестокость самого закона» (Ф. Бэкон).
6. Правильно ли осуществлено определение этих понятий:
• Логика - это наука о мышлении.
• География - это геология.
• Планета - это космический объект, на котором существует жизнь.
• Физика не является гуманитарной наукой.
• Истина - дочь разума, мать мудрости.
• Народ - автор и актер собственной жизненной драмы.
• Дееспособность - способность лица иметь права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за причиненные правонарушения.
• Реформа - преобразование определенной стороны общественной жизни, без слома основ существующей социальной системы.
• Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
• Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 527.