Назовите основные черты правильного мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

11. Опираясь на интуитивную логику, определите, какие из приведенных соображений верны:

1) Если он был в Западной Европе, то видел Лондон и Париж: он не видел ни Лондона, ни Парижа, следовательно, он не был в Западной Европе.

2) Завтра или будет снег, либо будет дождь: но поскольку завтра будет снег, то дождя не будет.

3) Если бы не было Солнца, то надо было бы сидеть при свечах: мы не сидим при свечах, следовательно, Солнце существует.

4) Некоторые птицы не летают. Некоторые птицы - вороны. Итак, вороны не летают.

5) Я - человек. Ты - не я. Итак, ты - не человек.

6) Если есть причина, то есть и следствие. Но причины нет. Следовательно, нет и следствия.

12. Какие функции выполняет логика?

13. Какое практическое значение имеет логика в Вашей профессиональной деятельности?

Основные законы мышления

 

Какие особенности имеют законы логики?

2. Отредактируйте данные высказывания в соответствии с законом тождества:

1) Модернизация прокатного стана, выполнена по предложению Иваненко, подняла его производительность на 50%.

 

 

2) 5000 км и 10 часовых поясов отделяет берега Тихого Дона и Ангары.

 

 

3) Федоров очень гордился этой операцией.

 

 

4) Генерал своим корпусом пересек ему путь.

 

5) Добро, которое принадлежит супругам до вступления в брак, остается их личным добром.

 

 

6) Преступник, скрываясь от преследования, свернул в глухой переулок.

 

 

7) В день приезда на ферму на дверях висел замок и несколько работников пытались туда попасть.

 3. На какие суждения распространяется закон противоречия?

4 . Нарушается ли в данных суждениях закон достаточного основания?

1) Судья не может меня судить, потому что сам замешан в данном преступлении.

2) Категорически возражаю, что я хулиган, так как я человек с высшим образованием.

3) Правый глаз чешется - будет радость, левый глаз чешется - будут слезы.

4) Действительно, без лопаты в данной работе не обойтись, поэтому на переработке зерна заняты преимущественно женщины.

5) Семенов студент, ведь сдает экзамен.

6) Если солнце встает, то и утро наступает.

7) Студенту В. надо поставить зачет, потому что он едет в туристическую поездку.

8) Примите меня к вашему ПТУ, потому что я не хочу учиться (Из заявления).

Тема 1. 2. Понятие как форма мышления

Часа

ПРАКТИКУМ ІІ

 

Общая характеристика понятия

В чем заключается необходимость создания новых понятий?

2.В следующих примерах выделите все понятия и определите, что в них отражается - предмет, свойство или отношение:

1) Земля - планета.

В России проводится экономическая реформа.

Равенство между мужчинами и женщинами закреплено в Конституции.

Свобода прессы - важный признак демократии.

Подозрительность всегда преследует тех, у кого на совести вина (У.Шекспир).

Недоверие - мудрость дураков (Д.Биллингс).

3. Раскройте объем и содержание следующих понятий:

 человек,

Общество,

студент.

4. Какой закон регулирует отношение между содержание м и объем ом понятий? В чем его сущность?

5. В каком отношении находятся между собой содержание и объем следующих понятий. Изобразите отношения с помощью круговых схем:

Дерево - растение,

Государство - независимое государство,

Язык - газетная речь,

студент - студент ДонГУУ,

Таможня - правоохранительный орган

конституция- государственное учреждение

Вид ы понятий

1. Определите , какие из следующих понятий являются конкретными, какие - абстрактными:

 гражданин,

ответственность,

равенство,

законность,

ответственное лицо,

вина,

неприкосновенность депутата,

республика

2. Какие из приведенных понятий являются позитивными, какие - н егативными:

гражданин,

справедливость,

несправедливость,

виновность,

невиновность,

коррумпированный чиновник,

неподкупный судья,

независимость суда,

неприкосновенность депутата,

несвобода в экономической деятельности предприятия,

противоправная деятельность,

корыстолюбие,

чистая совесть,

необходимая оборона,

крайняя необходимость.

3. Какие из приведенных понятий явля ю тся с овокупными, какие - несовокупными :

Солнечная система,

Земля,

человечество,

избирательное право,

юрист,

акция шахтеров,

декларация.

4. Какие из следующих понятий являются относительными ли и безотносительны ми :

стол,

причина,

случайность,

свидетель,

политика,

копия,

проблема,

наставник,

племянник,

кумир,

народный суд,

начало,

конец.

5. Какие из перечисленных понятий являются общими, к акие - единичными:

Вселенная,

человек,

человечество,

ООН,

гражданин,

нормативный акт,  

депутат,

незаконное предпринимательство,

Национальный банк

6. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:

правительство,

западная граница государства,

невиновность,

учитель,

Родина,

подвиг,

социальная справедливость,

экватор,

эпоха,

содружество.

Отношения между понятиями

1.Определите, какие из приведенных ниже пар сравнимые, какие - несравнимыми:

металл - золото,

вода - камень,

космос - ключ,

душа - песня,

правовой нигилизм - соната,

валюта - культурные ценности

2. Укажите типы отношений между совместимыми понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:

• музыка, классическая музыка

• европейское государство, федеративное государство

• юрист, преподаватель, адвокат

• офицер, спортсмен, орденоносец

• Президент, глава государства

• республика, форма правления

• студент, отличник

3. Укажите типы отношений между несовместимыми понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:

• истина, недостаток

• зависимость, независимость

• прошлое, будущее

• пресса, телевидение, средства массовой информации

• известный, неизвестный

• прямая линия, кривая линия

• правда, ложь

• честь, бесчестье

3.Укажите, отношения в которых находятся понятия. Нарисуйте соответствующие круговые схемы:

• писатель, политик, депутат;

• дедукция, индукция;

• действие, бездействие;

• гуманный, негуманным;

• коммерсант, негоциант;

• артиллерист, сержант;

• крестьянское поселение, село;

• воздушный флот, авиация;

• гармония, дисгармония.

4.Подберите к данным понятиям равнозначные (тождественные):

квадрат,

Конституция,

измена,

автор романа "Мастер и Маргарита",

рука,

умное лицо,

листок нетрудоспособности,

известие,

первый космонавт.

5. Подберите понятия, которые находятся с данными понятиями в отношении пересечения:

нормативный акт,

депутат,

море,

акция,

одежда,

умный,

балл,

эрудит.

6. Подберите к данным понятиям подчиняющие и подчиненные:

учебник,

пруд,

форма правления,

дипломат,

унитарное государство,

дело,

возраст,

животное,

собственность,

геометрия.

7. Подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с данными понятиями:

наказание,

налог,

ученая степень,

документ,

экономист,

лампа,

дом.

8. Подберите понятия, которые являются противоположными и противоречащими данным:

большой,

научный,

законный,

смелый,

друг,

холодный климат,

легкая работа,

верность,

острый,

красивый поступок,

требовательность,

скромность. 

Операции над понятиями

1.Обобщите следующие понятия: студент, валютный счет, человек, который изучает логику, теория государства и права, конституция, словарь, согласная буква, банк, денежная система, повесть, министр, нотариус, соглашение.

2.Ограничьте эти понятия: государство, планета, наука, огнестрельное оружие, лекарство, революция, закон, культура, терроризм.

. 3. Приведите примеры обобщения и ограничения понятий. Существует ли предел для обобщения и ограничения понятий?

4. Проанализируйте приведенные примеры, определите вид деления, его структуру:

• Науки делятся на общественные, естественные, математические.

• Рефлексы делятся на условные и безусловные.

• Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

• Книги разделяют на интересные и неинтересные.

• Соглашения составляют устно или в письменной форме.

• Политическая деятельность может быть конструктивной и деструктивной.

• По темпераменту люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов.

5. Проанализируйте приведенные примеры, определите правильность деления, вид деления, в неправильном делении определите, какие нарушены правила:

• К ценным бумагам относятся акции и чеки.

• Политические режимы государств могут быть демократические и недемократические.

• Соглашения являются двусторонними, многосторонними и завещаниями.

• Различают четыре стороны горизонта: север, юг, восток, запад.

• Управление делится на эффективное и неэффективное.

• Учебные дисциплины бывают обязательные и необязательные.

• "В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная" (Ш. Монтескье).

• "Существует три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, которое прикрывается именем закона, и жестокость самого закона» (Ф. Бэкон).

6. Правильно ли осуществлено определение этих понятий:

• Логика - это наука о мышлении.

• География - это геология.

• Планета - это космический объект, на котором существует жизнь.

• Физика не является гуманитарной наукой.

• Истина - дочь разума, мать мудрости.

• Народ - автор и актер собственной жизненной драмы.

• Дееспособность - способность лица иметь права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за причиненные правонарушения.

• Реформа - преобразование определенной стороны общественной жизни, без слома основ существующей социальной системы.

• Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

• Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 468.