Какие Вы знаете операции, подобные определению?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1.3. Судження как форма мышления

Часа

ПРАКТИКУМ ІІІ

Общая характеристика суждений

 1. Определите , какие из приведенных предложений являются суждениями:

Кто сегодня дежурный?

2) "Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай" (А.П.Чехов).

Каждое убийство, оставшееся безнаказанным, уменьшает безопасность других людей.

Что ждет человечество в XXI веке?

5) "Каждый человек во всем виноват хорошем, что он не сделал в своей жизни" (Вольтер).

6) "Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает" (Э. Фромм).

2. Определите субъект и предикат в следующих суждениях:

1) "Не любит тот, кто любит не навсегда" (Эврипид).

2) "Давно девиз всякого русского: чем хуже, тем лучше" (А.П.Чехов).

Деньги, потраченные для развития ума, никогда не потрачены зря.

Государство - это мы.

5) "Что сделано мудро, сделано хорошо" (Ш.Шелли).

Даже ум дурака мирится с истиной.

Простые суждения

1. Определите вид суждения, при ведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями:

Лучшее - враг хорошего.

2) "Комната без книг подобна телу без души" (Цицерон).

3) "Благодарность - признак благородной души" (Эзоп).

Победа над собой - самая большая из побед.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе.

Закон обратной силы не имеет.

Доброе имя лучше богатства.

2.Дайте объединенную классификацию (вид, схема) и определите распределенность терминов в следующих суждениях (изобразите при помощи кругов Эйлера) :

Государственное право – это юридическая наука.

Ничто не проходит бесследно.

У каждого человека есть свои недостатки.

4) "Голодный человек никогда не может быть свободным". (Э.Стивенсон).

5) Большинство студентов нашей группы хорошо усваивает логику.

Некоторые сделки не выгодны для одной из сторон.

3. Какие из суждений явля ю тся исключающими, а к акие - выделяющими:

Мошенничество может быть осуществлено только преднамеренно.

2) Все студенты группы, кроме трех человек, сдавших экзамен.

3) "Только образованные свободны" (Эпиктет).

Все декларанты своевременно приняли во внимание новые правила заполнения декларации (только Шарова не приняла во внимание).

4. Пользуясь правилам логического квадрата, установить, какими (истинными или ложными) будут суждения Е, И, О, если истинно суждение А:

Любое преступление является общественно опасным.

2) Все студенты сдают экзамены.

Совершеннолетние -  имеющие право голоса.

Все математики - ученые.

Все грибы - съедобные.

Все дороги ведут в Рим.

5 .Определит е , могут ли быть одновременно истинными следующие пары суджений (при решении данных задач используйте Логический квадрат):

 

1) Все студенты нашей группы готовились к зачету по логике. Ни один студент нашей группы не готовился к зачету по логике.

2) Некоторые офицеры является генералами. Некоторые офицеры не являются генералами.

3) Большая часть машин находилась на железнодорожной платформе. На железнодорожной платформе не осталось ни одной машины.

4) Следователь был на месте преступления. Следователя не было на месте преступления.

5) Окна всех домов в новогоднюю ночь были ярко освещены. Много окон в новогоднюю ночь были ярко освещены.

6) не всякие факты могут служить доказательством в науке. Некоторые факты могут быть научными доказательствами.

7) В некоторых государствах существует монархическая форма правления. В некоторых государства нет монархической формы правления.

8) Некоторые студенты первого курса сдали экзамен досрочно. Некоторые студенты первого курса не сдали экзамен досрочно.

9) Не всякий государственный орган имеет право на издание нормативных актов. Все государственные органы имеют право на издание нормативных актов.

6 . Определите могут ли быть одновременно ложными следующие суждения (при решении данных задач используйте Логический квадрат):

1) Всякая наука имеет свои законы. Ни одна наука не имеет своих законов.

2) Каждый национальный характер имеет свои особенности. Ни один национальный характер не имеет своих особенностей.

3) Вчера на Минском шоссе произошла авария. Сообщение о вчерашней аварии на Минском шоссе не подтвердилось.

4) Некоторые цветы не имеют запаха. Некоторые цветы пахнут.

7 . Что является достаточным основанием для истинности суждений?

 

Сложные суждения

1.Выделите простые суждения из следующих сложных суждений:

1) "Весь мир - театр, и люди в нем актеры" (Шекспир).

2) Если человеку выпала судьба утонуть, то он утонет даже в столовой ложке (посл.).

3) "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему" (Л.Толстой).

4) Мужчине столько лет, на сколько он себя чувствует, а женщине - на сколько она выглядит (посл.).

5) "Человек, который соглашается со всем, что Вы говорите, либо дурак, либо готов содрать с Вас три шкуры" (К.Хаббард).

6) "Когда в суде решают дело гуся, среди присяжных не должно быть лиса" (Т.Фуллер).

2.Определите вид сложного суждения по характеру логического союза (отобразите в виде схемы):

1) "Мужество приносит пользу людям во время войны, а справедливость и в мирное время" (Аристотель).

2) Или со щитом, или на щите.

3) Кризисы и конфликты - благодатная почва для международного терроризма.

4) Была бы охота, а дело найдется.

5) Если люди сделали для тебя добро, запомни это.

6) Ответственность за правонарушения может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

7) Если сегодня воскресенье, завтра - понедельник.

3.В символической форме запишите следующие суждения:

1) Когда бедность входит в дверь, любовь вылетает в окно (посл.).

2) "Истинное красноречие - это умение сказать то, что нужно и не более, чем нужно" (Ф.Ларошфуко).

3) "Наука и искусство принадлежат всему миру, и перед ними исчезают межнациональные барьеры" (В. Гете).

4) "Если человек увлекается мечтами, он или очень счастлив, или очень несчастлива" (Д.Риварол).

5) "Общество готовит преступление, преступник его совершает" (Г.Бакл).

6) "Если человеку все ясно с самого начала, в конце его ждут сомнения, но если он начнет с сомнений, то в конце ему все будет ясно" (Ф. Бэкон).

 

Тема 1.4. Умозаключение как форма мышления - 4 часа

ПРАКТИКУМ ІV

 

ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 402.