Статья 10 Конституции РФ
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Судебная власть в "Учреждениях судебных установлений" – вообще не то же, что судебная власть в современном понимании. Никакого разделения властей не могло существовать при абсолютной монархии.
Судебные органы:
1) не обособлены от иных государственных органов (князь или его слуги, никаких обособленных органов). Первый этап развития судебной власти. Характерны ордалии – суд божий: обе стороны мы поставим на холм с вытянутыми руками, кто первый устанет, тот и проиграл. Когда человека связывают и опускают в святую воду, если тонет, значит греха на нем нет и святая вода его принимает (его сразу вытаскивают); если не тонет, значит, на нем грех.
2) обособлены от иных государственных органов:
– в рамках концепции разделения властей. Концепция разделения властей – политический инструмент для борьбы с абсолютизмом. Монтескье предлагал, чтобы судей сменяли в срок, и тогда люди не будут ненавидеть судей (правда, независимости судей тогда тоже не будет);
– вне рамок концепции разделения властей. Далеко не все страны приняли концепцию разделения властей. В 10-й статье Конституции три ветви власти, а куда тогда относится Президент, прокуратура и прочие? В СССР отрицалась концепция разделения властей – всем правят советы как единое целое.
Функция разрешения конфликтов – судебная функция – есть в любом государстве.
Легального (в законе) понятия судебной власти нет, не нужно давать легальные определения всему на свете ("адвокат – лицо, имеющее адвокатский статус" – реальная формулировка из закона)
Грубо говоря, судебная власть (в доктринальных дефинициях) – это либо особые полномочия, либо особые органы
1) акцент на полномочия. Судебная власть – принадлежащее судам исключительное полномочие разрешать возникающие в обществе конфликты.
2) акцент на систему органов. И.Я. Фойницкий: Судебная власть – система подчиненных закону органов, призванных к судопроизводству.
Властью судебные органы в рамках концепции разделения властей являются только те органы, которые отделены от других ветвей власти, оба признака одинаково важны: не нужно идти на поводу только у одного из этого подходов.
Судебная власть в рамках концепции разделения властей:
1. Является ветвью государственной власти. Судебная власть – обладает принудительной силой. Не нуждается в подкреплении внешним авторитетом, она сама себя легитимирует.
2. Цель. Имеет целью защиту права путем применения закона в порядке судебного производства. Потерпевшего, бывает, нет – неуплата налогов, торговля оружием, персонифицированного потерпевшего нет. Другая цель – защита субъективного права, то есть защита прав граждан. (ст. 2 Конституции: защита прав и свобод гражданина – обязанность государства).
Статья 18 Конституции
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 46 – Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Каждому – значит и лицам без гражданства, и иностранным гражданам. Это право не ограничивается даже в условиях чрезвычайного и военного положения.
В порядке судебного производства – значит, судебная власть занимается правоприменением, но не просто применение закона, но и согласно особой процедуре (гласное, доказательное применение законов, с исследование док-в). Правоприменением занимаются и правоохранительные органы в узком смысле. Правоохранительные органы в узком смысле – органы, которые борются с преступностью.
3. Осуществляется специально уполномоченными органами, прежде всего судами. Не путать правосудие и судебную власть. Правосудие – одно из полномочий судебной власти. Правосудие осуществляется только судом, но судебная власть – не только судами, есть еще Органы судейского сообщества, Главное управление Верховного суда и пр.
Осуществляется независимо.
5. Создает новые правовые нормы – в англосаксонском подходе; НЕ создает правовые нормы – континентальный подход, судебная власть лишь применяет право. "Судья – уста закона" (Монтескье), судья только произносит положения закона. В Англии нет разделения властей (монархия же); в США предполагается, что правотворческие функции есть у всех трех ветвей власти.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 366.