Произношение согласных звуков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласные перед гласным [э] в словах иноязычного происхождения произносятся по-разному: и как твёрдые, и как мягкие: [дэы]кан и [д'эи]кан. Раньше в русском языке согласные перед [э] произносились только как мягкие. Заимствования в русском языке проходили стадию фонетического освоения и начинали произноситься по-русски в соответствии с правилами русской фонологической системы, где согласный перед [э] произносился мягко: му[з']ей, [т']ема, суф[л']е. Мягкие согласные перед [э] - признак более ранних заимствований. В дальнейшем, в связи с расширением контактов, развитием звуковых средств массовой коммуникации усилилась тенденция к произношению более поздних заимствований в соответствии с орфоэпией языка-источника, т.е. с произношением твёрдого согласного перед [э]: а[д]епт, о[т]ель, [к]еб. Последняя тенденция резко усилилась в конце прошлого-начале нынешнего века в связи с активным, массовым изучением английского языка и потоком заимствований, хлынувших в русский язык с начала девяностых годов двадцатого века.

Сочетания согласных

Сочетание чн произносится в соответствии с написанием. Такое произношение соответствует петербургской норме, ставшей сейчас общелитературной. Иными словами, не только петербуржцы, но и москвичи, особенно среднего и младшего поколения, скажут було [чн]ая, а не було [шн ]ая, что соответствовало бы старомосковской норме . В то же время ряд слов и в Москве, и в Петербурге произносятся в соответствии со старомосковской нормой: коне[шн]о, двое[шн]ик, праче[шн]ая, горчи[шн]ик, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, шапо[шн]ое знакомство. Можно говорить о конвергенции московской и петербургской норм и выработке на их основе единой русской произносительной нормы.

Сочетание твердого согласного с мягким - одна из самых напряжённых точек русской орфоэпии. Здесь наблюдается постоянное колебание нормы, охватывающее большое количество звукосочетаний и слов.

Согласно старомосковской норме при втором мягком согласном первый также произносился мягко, происходила контактная регрессивная ассимиляция по мягкости: [д'в']верь, двусмы[с'л']енность, ни[з'в']ергнуть, [с'л']есарь. Основная тенденция в развитии современной произносительной нормы - произнесение первого согласного твёрдым при втором мягком: [дв']ерь, двусмы[cл']енность, ни[зв']ергнуть, [сл']есарь. Перед нами характерная черта петербургского произношения, ставшая теперь обшеязыковой. В то же время в некоторых случаях, как показали исследования, сохраняется произнесение первого мягкого согласного: [с'т']епь, [з'д']есь, зво[н'ч']е, отодви[н'т']е, ба[н'д']е, пе[н' c']ия, во[н'з']ить. Однако и в этой группе сочетаний согласных уже наблюдается тенденция к отвердению первого согласного, особенно в заимствованиях: Пе [н]сильвания, ве[н]зель.

Перед звуком й все согласные звуки, кроме ш ж произносятся мягко: [б'йо]м, [в'йу]га, мура[в'йа], ма[н'йа]к, ска[м'йа], се[мья], [п'йо]м.

Сочетания с непроизносимыми согласными. Стечение трёх и более согласных звуков приводит к тому, что один из них, как правило, не произносится. Например, в сочетаниях стн , здн, стл, стк, тск звуки [т] и [д] не произносятся: по[сн]ый, пра[зн]ик. Однако в сочетаниях нтк , ндк в большинстве случаев произносятся все три звука: студе [нтк]а. В сочетаниях нтс , ндс допустимо двоякое произношение: гига [нс]кий и более современный вариант гига [нц]кий.

Сочетания зж, жж словари обычно рекомендуют произносить как долгий мягкий звук [ж'ж']: визжать как ви [ж'ж']ать, езжу как е[ж'ж']у, вожжи как во[ж'ж']и, жужжать как жу [ж'ж']ать Однако все сильнее начинает сказываться влияние петербургской нормы, поэтому в словарях как равноправные приводятся и варианты с твердым долгим [жж]: ви [жж]ать, е[жж]у, во[жж]и, жу [ж'ж']ать.

Двойные согласные. Если между двух гласных оказываются два одинаковых согласных звука, то в этом случае на месте двух согласных может произноситься как долгий согласный звук, так и один согласный. Так, в середине основы иноязычных по происхождению слов очень часто произносится один согласный: а[с']истент, те[н']ис, ди[ф']еренцировать, гру[п']ировать, су[б]ота, ба[л]аст, си[м']етричный, а[к]умулятор. Однако в данной ситуации в некоторых словах возможно произнесение двойного согласного: и[р'р']еальный, ди[фф]амация, га[мм]а.

Если двойные согласные оказываются на морфологическом стыке (приставка-корень, корень-суффикс), то чаще появляется двойной согласный: ра [с'с']елся, бе[зз]убый, [вв]озить, неви[нн]ый, [фф]орме. Если имеет место сочетание свистящего с шипящим, то произносится двойной шипящий согласный: бе [шш]умный, бе[жж]алостный, [жж]имать.

Словесное ударение

Словесное ударение относится к супрасегментному уровню и характеризуется набором просодических признаков. Способом выражения ударения в русском языке является увеличение длительности ударного гласного по сравнению с безударным гласным в пределах того же слова, нередуцированность гласного, а также более напряженная артикуляция. Основная функция словесного ударения - фонетическое объединение слова в одно целое: выделяется ударный слог, которому подчинены остальные - безударные.

Ударение в русском языке нефиксированное, свободное, или разноместное, оно может падать на любой слог слова, на любую морфему. Кроме того, русское ударение морфологически подвижно, т.е. передвигается с одной морфемы на другую при образовании грамматических: деньги – деньгам. В результате влияния на литературный язык диалектов, просторечия, в результате внутренних процессов, происходящих в языковой системе, сосуществуют множество вариантов расстановки ударений в начальной форме слова и при его изменении: творог - творог, иначе – иначе.

Одни варианты ударений являются равноправными (давящий - давящий), другие – допустимыми, но устаревшими (индустрия), третьи (свекла) - находятся за пределами литературного языка.

Большая часть слов в русском языке (около 96%) имеет неподвижное ударение, которое не меняет своего места при любом грамматическом изменении олова. Однако слова с подвижным ударением (запереть - запер -заперла) являются наиболее употребительными. Они составляют основную, базисную лексику русского языка. Книжные, малоупотребительные слова, поздние заимствования имеют чаше всего неподвижное ударение.

Если ошибка связана с неподвижным ударением, то она преодолевается заучиванием слова с правильным ударением, как это часто бывает с заимствованными, достаточно редко употребляющимися словами. Их произношение следует проверять по справочной литературе.

Особую сложность представляют ошибки при подвижном ударении. В литературе по русскому ударению описаны схемы ударений разных частей речи; для непродуктивных или новых схем даны закрытые списки слов. Мы рассмотрим лишь основные зоны варьирования ударений, схемы подвижных ударений, представляющие сложность и для носителей языка, а также от-метим основные тенденции в развитии современного русского ударения.

Прежде всего, для акцентологических процессов, как и для многих других современных языковых процессов, характерна общая тенденция унификации - выравниванию по внешним, формальным параметрам. Так, при борьбе вариантов на основе ассоциаций по смежности (вихриться от вихрь) и на основе ассоциаций по сходству (вихриться по аналогии со структурно однотипными словами кружиться, носиться) побеждают чаще всего варианты на основе ассоциаций по сходству.

В соответствии с тенденцией к унификации происходит выравнивание ударения у кратких форм страдательных причастий, в результате чего форма женского рода, ранее имевшая ударение на флексии, также приобретает ударение на корне, как и все другие формы: склонен, склонно, склонны, склонна. Из двух теперь равноправных вариантов - склонна и склонна - последний является старшей и, видимо, уходящей произносительной нормой.

Вторым важным фактором, влияющим на акцентологические процессы, являются фонетические закономерности речи. Так, особенности речевого ритма обусловили, видимо, тот факт, что наша речь чуждается больших междуударных интервалов; интервал между ударениями в соседних словах редко превосходит два-три слога. Поэтому в многосложных словах исконное ударение на конечном или начальном слоге постепенно, в силу тенденции к ритмическому равновесию, будет перемещаться на один из средних слогов: аккомпанировать вместо аккомпанировать.

В ряде случаев формирование нормы находится под влиянием противоположных и взаимоисключающих факторов. Например, произношение звонит признается ненормативным по причинам традиционного, эстетического и отчасти пуристического характера. Однако у многих глаголов ІV класса в формах настоящего-будущего времени идет активный и зафиксированный словарями как норма процесс перенесения ударения с флексии на корень: варит, дружит, грузит. В слове индустрия долгое время считались равноправными два произносительных варианта: вариант, соответствующий латинской акцентологической модели индустрия и греческой модели - индустрия. Сейчас считается нормативным последний вариант, хотя допускается и устаревший вариант индустрия.

В аббревиатурах и сложносокращенных словах одной из основных закономерностей ударения является морфологическая неподвижность ударения; во всех своих формах слово имеет ударение на одном и том же слоге одной и той же морфемы. Одновременно отмечается тенденция к постановке ударения на последнем слоге аббревиатурной основы. В этом легко убедиться, если произнести высокочастотные аббревиатуры: ВДНХ, ВЛКСМ, ВЦСПС, РСФСР, ЧК, ЧП, МТС.

Однако указанная тенденция не является единственной. На место ударения в аббревиатуре влияют общеязыковые акцентологические тенденции, а также частота употребления, объем, структура и фонетический облик самого слова. Варианты произношения могут возникать и в зависимости от темпа произнесения и стиля произношения.

Прежде всего следует назвать ритмический фактор, который выражается в тенденции чередовать ударные и неударные слоги, распределять ударение через относительно равные промежутки времени. Тенденция к ритмическому равновесию, к передвижению ударения с начальных и конечных слогов на центральные наблюдается у многосложных слов русского языка; благодаря этому сохраняется общая ритмическая упорядоченность речи. То же явление наблюдается и в некоторых аббревиатурах, содержащих в своем составе гласные и в большей степени походящих на обычные слова. Так, с ударением на центральном слоге произносятся: ЮНЕСКО.

Небольшая часть аббревиатур произносится с ударением на первом слоге. Здесь играет роль фактор произносительной традиции – ГИТИС.

Характерным для аббревиатур и сложносокращенных слов является побочное ударение. Оно возникает при недостаточной освоенности слова в языке, плохой фонетической сочетаемости составляющих его фонем, а также большой длине слова: хозвзвод , Мосжилстрой, вещсклад, агитбригада. При четкой структурной обозначенности частей могут присутствовать и два побочных ударения: Союздизельмаш , промфинплан. При структурном единстве слова побочное ударение исчезает; одновременно усиливается и редукция гласных в безударных слогах: райком, универмаг, мотель, сберкасса, Госплан.

В заключение нужно подчеркнуть, что в современном русском языке, несмотря на достаточно большое количество зон колебания произносительной нормы, наблюдается тенденция к унификации, созданию единой произносительной нормы на базе двух центров русской орфоэпии.

Нами отмечены наиболее важные узлы русской орфоэпической системы. Знание их необходимо, но совершенно недостаточно для профессиональной работы с устной речью. Следует обязательно пользоваться полным сводом орфоэпических правил, который содержится в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение». Изложение орфоэпических правил содержится в «Большом орфоэпическом словаре русского языка (Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала ХХI века: норма и её варианты.М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 1008 с.)

Задание. Прочитайте слова, обращая внимание на четкость произношения ударного гласного.

Вол, кол, дол, мол, год, вот, рот, пол, тол, сом.

Вёл, мёл, цвёл, брёл, клён, палёный,

Сад, мат, дар, брат, рад, пат, лад, сам, жар, рак.

Пять, сядь, взять, мять, унять, дядя, лягу, тянет, пьяный, рьяный.

Мэр, мэтр, сэр, пэр, рэп, РЭУ, рэкет, сэндвич, СЭС, кеб.

Мель, гель, тень, пень, лень, сель, степь, верь, весь, деть.

Лук, Лувр, вуз, куб, жук, тур, бур, зуб, стул, круг.

Люк, вьюн, гюйс, дюйм, дюкер, мюзикл, зюйд, люкс, люди, люберцы.

Тир, миг, визг, пил, вид, тип, кит, лик, крик, бриг.

Зыбь, пыл, выл, сыр, мыло, был, дым, ныл, рыл, тыл.

 

Задание. Прочитайте слова, обращая внимание на четкость произношения первого предударного гласного. Объясните особенности произношения звуков в этой позиции.

Вода, домой, корова, корабль, зола, ночной, дорога, коза, пора, толпа.

Забота, сады, навес, зайти, парковка, разлив, работа, табун, баран, валы.

Пяти, вяжи, лягать, мясник, сосняка, кругляка, пята, пятно, рябой, тяну.

 

Задание. Прочитайте слова, обращая внимание на четкость произношения второго предударного гласного. Объясните особенности произношения звуков в этой позиции.

Новизна, водовод, ноготок, новорусский, номерной

садовод, паровоз, парапет, парковать. зарисовка

вездеход, веселиться, зеленеть, недотягивать, недоимка

пятитонный, пятачок, дятловидный, мягкотелый

 

Задание. Прочитайте слова, обращая внимание на четкость произношения гласного в заударной позиции. Объясните особенности произношения звуков в этой позиции.

Крыльями, вытяжка, выпятить, вытянуть, выглянуть, стреляный

Высветить, вывести, валенки, Сонечка, темперамент, затемно, 5 сотен

Колокол, город, сокол, корочка, выводок

Задание. Какие отступления от произносительной нормы передает в диалоге повести "Сон о белых горах" В. Астафьев? С какой целью он изображает отступления от произносительной нормы?

-Сё я болеть, сто ли, в тайгу-то? Я зверовать иду!..

- В избушке оставишь, коль минуют беды тебя - дурака! Это ж самый легки"; груз и самый в тайге ценный...

- Ну, ланно, ланно, анальгину побольсе сунь...

Задание. Расскажите о том, как устроен следующий словарь:

Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала ХХІ века: норма и ее варианты. М., 2012.

 

Задание. Дайте транскрипцию следующих слов. Объясните особенности произношения гласных: Сверьте произношение по «Большому орфоэпическому словарю русского языка».

Артерия, свитер, инерционный, сеттер, компетентный, этаж, экономика, эмболия, этюд, электричество, экосез, эстетика, эвфемизм, какао, радио, оазис, адажио, боа, шоссе, вето, досье, бордо.

 

Задание. Дайте транскрипцию следующих слов. Объясните особенности произношения согласных: Сверьте произношение по «Большому орфоэпическому словарю русского языка».

Кеб, кегли, гетры, крокет, темп, тезис, суфле, клерк, капелла, кафе, кофе, Флобер, каравелла, вексель, версия, таверна, бизнесмен, отель, менеджер, артерия, свитер, инерционный, сеттер, компетентный.

 

Задание. Дайте транскрипцию следующих слов. Объясните особенности произношения гласных: Сверьте произношение по «Большому орфоэпическому словарю русского языка».

Булочная, закусочная, конечно, прачечная, горчичник, скворечник, яичница, двоечник, троечник, что, чтобы, только что, что, ни за что, ни про что, что-либо, что-нибудь, что-то.

 

Задание. Дайте транскрипцию следующих слов. Объясните особенности произношения сочетаний согласных: Сверьте произношение по «Большому орфоэпическому словарю русского языка».

Прийти, списать, зверь, криминалистика, рвение, степь, здесь, вен'ч']ик, винтик, Индия, пенсия, бензин, женщина, Пенсильвания вензель, лезвие, размер, портфель, система, ремонтировать, студенчество.

 

Задание. Ниже приводятся в частичной и полной транскрипции слова из сферы городского просторечия. Отметьте отступления от произносительной нормы, сверьте произношение по «Большому орфоэпическому словарю":

[ф'с'] егда, ко[хт']и, о[т'в']ёртка, наве[р']ху, [йим], [йих], [руп'], в[о]лна, х[о]р[о]шо, любо[ф], [с'эм], [шэ'с'], б[и]ро, т[у]ннель.

 

Задание. В каких телевизионных передачах можно услышать высокий стиль произношения? Разговорный? Запишите на магнитофон образец каждого стиля. Какие особенности произношения свидетельствуют о принадлежности вашего текста к тому или иному стилю?

 

Задание. Просклоняйте в единственном и множественном числе следующие существительные, расставьте ударения. В случае акцептных вариантов оцените их нормативность, проверьте себя по «Большому орфоэпическому словарю»:

Сторона, борозда, печь, зима, дверь, уголь, лось.

 

Задание. В «Словаре ударений для работников радио и телевидения» (М., 1984) прочитайте раздел, посвященный ударениям в иноязычных именах собственных (с.31-32). Прочитайте вслух следующие клена собственные, обращая внимание не только на ударение, но и на правильность произношения в целом. Проверьте себя по Словарю ударений (см. раздел «Имена собственные»).

Бальмонт, Баден-Вюртемберг, Петефи, Равель, Индианаполис, , Сидней, Девоншир, «Стандард ойл компани», Сьерра-Леоне, «Тайм-инкорпорейтеД», Теннесси, Фицджеральд, «Аванти»

 

Задание. Проверьте по «Большому орфоэпическому словарю» ударение в слове «характерный» в различных словосочетаниях (характерный танец, актер, характерная черта и пр.). Согласны ли вы с рекомендациями словарей? Обоснуйте свое мнение.

 

Задание. От полных прилагательных образовать краткие формы мужского, женского, среднего рода и множественное число. Проверьте себя по «Большому орфоэпическому словарю»

Душный, жалкий, здоровый, горячий, гибкий, гнилой, невеселый, невысокий, пылкий, пыльный, соленый, чванный.

 

Задание. От следующих глаголов образуйте формы первого, второго и третьего лица единственного и множественного числа настоящего времени, а также формы мужского, женского и среднего рода единственного числа и множественного числа прошедшего времени; расставьте ударения.

Забраться, заглушить, дразнить, зубрить (в значении: бессмысленно заучивать), бомбардировать, виться, воспринять, воссоздать, нанять, убыть, литься, удить, проторить.

 

Задание. Выпишите из «Большого орфоэпического словаря» словарную статью об ударении в глаголе «поднять» во всех его словоформах. Сравните рекомендации данного словаря с рекомендациями словарей 60-х годов ХХ века. Проанализируйте статью с точки зрения тенденций развития акцентологической нормы.

 

Задание. От следующих причастий образуйте краткие формы мужского, женского, среднего рода и множественного числа.

Заземлённый, занятый, взятый, данный, излитый, переизданный, убыстренный.

 

Задание. С каждым из данных слов составьте словосочетания; расставьте ударения в зависимости от смысла.

Подвижный, подвижной, отзыв, девичий, здорова, важна, занятый и занятой, далеко и далёко, зазубрить, заливное, безобразный, бронированный, вольный.

 

Задание. Расставьте ударения в нижеследующих словах сначала самостоятельно, затем проверьте себя по «Большому орфоэпическому словарю русского языка».

Вандал, коротковолновый (приемник), внучатый, апокалипсис, атлет, афера, бомбардировать, браковщик, бронировать (корпус машины), бунгало, бундесвер, демаскировать, задешево, заиндевелый, зарешеченный, злокозненный, раззолоченный, гравирование, гримированный, временщик, газопровод, глазированный, гофрированный, гравированный, лубочный, комбайнер, мыловарение, мимикрия, недопитый, недопонятый, измышление, измышленный, искупленный, исповедание, истеблишмент, исчерпать, исчислить, калькировать, каталог, квартал, копирование, паблисити, партер, пеленг, проторить (дорогу), рекрут, рекрутский (набор), рефери, рэкет, ревень, рэкетир, сажень, сахаристость, свекла, свеклокомбайн, нивелирование, нивелировщик, нивелированный, ниспосланный, новорожденный, ободрить, оптовый, убыстрение, убыстренный, убыстрить, удушенный, узаконение, уподобление, уподобленный, упрочение, упрочнение, утрированный, факсимиле, феномен, ходатайство, хоздоговорный, хромировать, щеколда, эйфория.

 

Задание. Прочитайте слова, объясните, на что следует обратить внимание при произнесении данных слов.

Об агенте, апартеид, браться, берусь, беремся, брусчатый, брюзжать, булочная, взята, взяты.

Визжать, виться, вился, водник, волен, вольна, восемь, восемьсот, газопровод, гривенник.

Грызться, грызся, двинься, двоечник, демпинг, дождь, дождя, дозвониться, дозвонишься, дребезжать.

Дрожжи, душно, душна, забраться, забрался, искупит, истекший, калькировать, километр, колосс.

Езжу, конечно, кружиться, кружащийся, модный, модна, назвал, назвала, нарочно, некролог.

Непрочный, непрочна, несемся переизданы, переиздана, переняли, переняла, позже, полуночник.

Проторишь, пустячный, путник, расшвырять, свекла, семнадцать, семья, сепсис, сервиз, сжалься.

Скучно, снег, соболезнование, современный, создал создала, солоно, солона, терраса, трясся.

Убыть, убыл, убыла, улечься, упрочение, ФИФА, щит шапочный чванны, чванна.

О цементе, хромировать хромированный, умерли, умерла, солоно, солона, копеечный, мизерный, дозвонишься.

 

Задание. Запишите на магнитофон свое чтение газетного или радио- публицистического текста, вычислите темп своей речи (количество слов в минуту). Сравните темп своей речи с рекомендуемым темпом звучащей публицистической речи. Если вы не попали в рекомендуемый темповый интервал, замедлите или ускорьте свою речь. При необходимости повторите задание, стараясь запомнить качество своей речи при рекомендуемом темпе.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 435.