Фоностилистический аспект интонации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрим функционирование компонентов интонации в трех основных фоностилях (торжественном, нейтральном и разговорном) (Карпов К. Б., Милюкова . А. Фоностилистика немецкого языка: Учеб. пособие. М., 1982; Русская разговорная речь; Фонетика. Морфология. Лексика. Жест /Отв. ред. В. А. Земская. М., 1983). Фоностиль определяется в основном степенью официальности / неофициальности общения. В массовой коммуникации общение носит официальный характер, поэтому можно говорить лишь о степени официальности общения, зависящей как от содержания передачи, так и от жанра.

Торжественный, или высокий, фоностиль типичен для праздничных, патетических текстов и характеризуется ровным, медленным темпом, дробным синтагматическим членением, то есть членением на короткие синтагмы, средней и большой длиной фраз, обилием выделительных ударений, равномерно распределенных в тексте. Текст произносится с постоянной громкостью, то есть его интенсивность колеблется слабо. Много длинных пауз, хезитационные паузы практически отсутствуют. Довольно однообразное мелодическое оформление синтагм, глубокое падение основного тона в конце высказываний.

Нейтральный фоностиль, примером которого может служить информационная публицистика на радио и телевидении (внешне- и внутриполитический комментарий, новости и пр.), характеризуется ровным, среднебыстрым темпом, равномерным членением текста на длинные синтагмы, составляющие фразы средней и большой длины. Выделительные ударения достаточно равномерно распределены в тексте и не сильно контрастируют с остальными типами ударений. Громкость речи средняя, достаточно ровная на протяжении всего текста. Число пауз невелико (по сравнению с разговорно-бытовой речью), их длительность мала, однако увеличивается на границах фраз. Хезитационные паузы редки. Мелодическое оформление синтагм не отличается разнообразием, колебания частоты основного тона умеренны; наблюдается глубокое падение основного тона на конечных синтагмах.

Разговорный фоностиль – название, объединяющее два различных круга явлений: полуспонтанная речь, функционирующая, например, в сфере массовой коммуникации (произнесение заранее продуманного и даже частично записанного текста с элементами импровизации); и абсолютно спонтанная речь в ситуация бытового общения. Разговорный фоностиль представлен в двух формах; в монологической форме и в форме диалога.

Рассмотрим две эти формы в языке средств массовой коммуникации.

Примером монологической формы могут служить тексты спортивных репортажей, где спонтанный комментарий событий доминирует над заранее подготовленными отступлениями о биографиях спортсменов, тренеров и т.д. Он отличается очень неровным темпом, колеблющимся от среднего до очень быстрого, коротким синтагмами, объединенными во фразы различной длины. Выделительные ударения распределены неравномерно, сильно контрастируют с остальными типами ударений. Последние, в свою очередь, различаются по своим фонетическим параметрам на протяжении одной фразы (например, сильно различаются между собой синтагматические ударения в пределах одной фразы). Громкость также варьируется от средней до очень сильной. Продолжительность пауз колеблется от длинных до очень кратких, много пауз хезитации.

Для монологической формы характерны также большое разнообразие мелодик, большие колебания частоты основного тона, неглубокое падение основного тона на конечной синтагме.

Диалогическая форма (интервью, дискуссия) имеет некоторые отличия от монологической. Они проявляются в боле широтах колебаниях темпа – от медленного до быстрого, в колебаниях синтагм и фраз – от коротких до длинных. Так же как и в монологической форме, много хезитационных пауз, в том числе длинных; много пауз других типов. Мелодическое оформление синтагм может быть как однообразным, так и разнообразным: в частности, это зависит от речевых особенностей интервьюируемого. Частота основного тона в конечной синтагме, как и в монологе, поднимается не сильно. Громкость и степень акцептной выделенности умеренны.

Особенности разговорного фоностиля в бытовом общении, в спонтанной речи заключаются в основном в следующем.

Спонтанный монолог в темповом отношении допускает любые варианты: быстрый, средний, медленный темп, постоянный или варьирующийся на протяжении текста. Характерно неравномерное членение на средние и длинные синтагмы, фразы преимущественно длинны. Возможны ударения на служебные слова – явление, достаточно редкое в высоком и нейтральном фоностилях. Много пауз – длинных и средних, в том числе хезитационных. Мелодическое оформление синтагм может быть как разнообразным, так и однообразным. Понижение тона на конечной синтагме достаточно слабое, то есть конец высказывания мелодически слабо оформлен.

Спонтанный диалог отличается от монолога большим количеством коротких синтагм и фраз. Количество хезитационных пауз меньше, чем в спонтанном монологе; изменения мелодики характеризуются большим диапазоном, причем при мелодике завершенности встречается сильное понижение тона на конечной синтагме.

Перечисленные фоностилистические особенности интонации носят самый общий характер, и могут значительно видоизменяться не только в связи с ситуацией общения, но и в зависимости от семантики текста. Более конкретно текстовую семантику выражают синтаксис и лексика.

Упражнение. 1. Приведите примеры текстов устных выступлений политических, общественных деятелей, отрывки из теле- и радиопередач, определите их фоностилистическую принадлежность. По ходу прослушивания делайте заметки по примерной схеме, изложенной в данном разделе; отметьте также явления, касающиеся произношения на сегментном уровне. С помощью записей аргументируйте свой ответ.

2. Может ли быть один и тот же текст произнесен в разных фоностилях? Почему? Подберите самостоятельно тексты, которые допускают одну или несколько фоностилистических интерпретаций, аргументируйте свое мнение. Произнесите в разных фоностилях текст, допускающий фоностилистические варианты. Как вы представляете себе ситуации, требующие того или иного фонетического звучания текста? Почему, на ваш взгляд, одни тексты допускают фоностилистическую вариативность, а другие – нет

Чтение

Чтение письменного текста имеет две разновидности, каждая из которых представляет собой самостоятельный вид коммуникативной деятельности.

С одной стороны, чтение может представлять собой элементарное озвучивание текста. Чисто формальный перевод письменной речи в устную форму достаточно широко распространен в СМИ. Так диктор читает новостной текст. Читать в данном случае означает произносить.

С другой стороны, мы сталкиваемся со чтением совершенно другого типа, когда читается текст, требующий выразительности и (или) изобразительности. При таком чтении говорящий выражает в речи свое отношение к содержанию читаемого, изображает голосом, мимикой, жестами лицо, которое изображено в тексте, а также передает с помощью невербальных компонентов смыслы, не выраженные в письменном тексте словами (читать между строк). Такой тип чтения требуется прежде всего в тех случаях, когда профессионал речи читает текст литературного произведения, - художественное чтение.

Однако элементы художественного чтения широко представлены и в СМИ. Так, в любом публицистическом тексте компонент, содержащий комическое начало, требует при чтении яркой выразительности. Изобразительно-выразительные компоненты, представленные невербальными средствами, обязательны при чтении сатирических произведений (программы М. Задорнова, М. Жванецкого, программа «Прожекторперисхилтон» и др.). Без выразительного компонента невозможен (ибо выглядит в этом случае ущербно) устный комментарий (спортивный комментарий, политический комментарий М. Леонтьева, М. Соколова и др.). Незначительные элементы изобразительности и выразительности необходимы даже при чтении информационного текста.

Художественное чтение представляет собой творческий процесс и требует специального профессионального образования. Что касается чтения как простого озвучивания текста, то овладение этим типом чтения вполне доступно и является обязательным для представителя любой коммуникативной профессии. Познакомимся с основными особенностями такого чтения, которыми обязательно нужно владеть и которые нужно уметь контролировать в своей и чужой речи.

При чтении основными единицами звукового потока устной речи выступают фраза и синтагма. Тому, что в письменной речи называется предложением (от точки до точки), в устной речи соответствует фраза. В отличие от предложения, взятого самого по себе, фраза всегда принадлежит определенному тексту, определенной коммуникативной ситуации и интонационно оформлена как единое целое. Фраза имеет статус высказывания.

Фраза состоит из синтагм (или речевых тактов). Каждая синтагма представляет собой смысловое и синтаксическое единство, которому соответствует единство ритмико-мелодическое. Синтагма не имеет статуса высказывания, является первичным строительным материалом для фразы. Ее интонационное оформление принципиально отличается от оформления фразы. Академик В. В. Виноградов квалифицировал синтагму как «семантико-синтаксическую единицу речи, отражающую “кусочек действительности”, наполненную живой экспрессией и интонацией данного сообщения. Она находится в тесной смысловой связи со всеми другими такими же семантико-синтаксическими единицами того же выказывания, той же речи» (Виноградов 1975: 51).

При чтении важно по минимуму контролировать три параметра, о котогрых уже говорилось выше: паузы, движение тона, ударение.

Паузы. Фраза отделяется от соседних фраз более длительной паузой (//), чем те, которые отделяют одну синтагму от другой (/). Паузы между синтагмами существенно меньше, чем паузы между фразами. Членение фразы на синтагмы при чтении существенно облегчает восприятие текста слушающими. Членение на синтагмы допускает варианты. Однако в целом все читающие расчленяют фразы на синтагмы в основе своей одинаково, поскольку членение на синтагмы соответствует членению смысловому и структурно-синтаксическому.

Писателя ↑/ всегда манят дневники, ↑/ возможность прикоснуться ↑/ к сокрытому бытию чужой души, ↑/ проследить ее историю,↑ / увидеть время /ее глазами.↓ // Любой дневник, ↑/ что добросовестно ведется из года в год, ↑/ становится драгоценным фактом литературы. ↓// (Даниил Гранин).

Движение тона. В повествовательной фразе произнесение каждой синтагмы характеризуется движением тона. Повышение тона в конце синтагмы создает напряженность – усиленное и все усиливающееся ожидание продолжения фразы. Понижение тона на последней синтагме воспринимается как знак окончания фразы. Желательно, чтобы повышения тона на неконечных синтагмах были бы разной степени интенсивности и соответствовали бы смысловому членению фразы. Понижение тона не на последней синтагме нарушает смысловую цельность предложения, разрывает фразу на отдельные фрагменты, несамодостаточные по смыслу, что существенно затрудняет восприятие фразы.

Вопросительная фраза характеризуется повышением тона: Мнение английских критиков↑ /для вас ↑/ не является ориентиром?↑//

Достаточно детально интонационные контуры русской речи описаны в «Русской грамматике».

Ударения. Если отсутствуют инверсии, а также намерение специально выделить то или иное слово в синтагме или фразе, то делается слабое ударение на последнее слово в синтагме. При обычном чтении такое слово обычно не воспринимается как ударное. Голос как будто опускается на последнее слово, делает на него акцент (см. пример выше, где ударные слова подчеркнуты). Если внутри синтагмы имеется инверсия, то ударение сдвигается с конечного слова в синтагме на инверсированное слово. Данное явление свойственно разговорной речи и используется как выразительное средство в речи книжной. Сравни: Писателя / всегда манят дневники и Писателя / дневники всегда манят.

Одно из ударений внутри синтагмы является фразовым ударением. При обычном расположении рематического компонента после тематического такое ударение приходится на последнюю синтагму: Любой дневник, / что добросовестно ведется из года в год, / становится драгоценным фактом литературы.

Логическим ударением может быть отмечено любое слов внутри фразы: У бывшего пресс-секретаря / странное представление / об институте семьи. Если логическое ударение сопровождается выражением эмоций, то в этом случае говорят об эмфазе, эмфатическом ударении. Разделаюсь я с тобой!

Закономерности расстановки во фразе ударений различного типа связаны наиболее тесно с особенностями словорасположения, которое изучается теорией актуального членения предложения.

Теория чтения текста, обладающего изобразительностью, образностью, сама по себе весьма сложна и разработана профессионалами речи достаточно глубоко, о чем говорят соответствующие теоретические работы (см, например: Артоболевский Г. В. Очерки по художественному чтению. М.,1959).

Обратим в заключение внимание на высокий когнитивный статус чтения. Чтение не следует понимать только как формальный перевод текста из письменной формы в устную. За этим чисто технологическим аспектом скрывается творческий процесс. Чтение – это перевод текста в статус произведения.

Текста является образованием структурным, осмысливаемым в рамках идеологии системы языка, текст существует для всех в одном и том же виде. Произведение же принадлежит речи, оно всегда единично и существует только применительно к творцу. В качестве творца при чтении выступает читатель, чтение – один из видов интеллектуальной работы, творчества.

Текст как языковая структура самодостаточен. Он однозначно описывается в лексико-грамматическом и семантическом аспекте: количество предложений, их типы, количество сложных синтаксических целых, средства связи предложений в сложном синтаксическом целом и т.д. При чтении на основе текста выстраивается произведение, так как с текстом соприкасается сознание человека. Текст осмысливается, становясь произведением. Произведение – это прочитанный и осмысленный в процессе чтения текст.

Подобное противопоставление было обозначено в филологической науке еще М. М. Бахтиным, который считал произведение «первичной реальностью речевой жизни» (Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 297). Что касается текста, то он является, строго говоря, знаковой структурой и чисто лингвистический анализ не должен выходить за пределы этой структуры: «Лингвистика имеет дело с текстом, но не с произведением. То же, что она говорит о произведении, привносится контрабандным путем и из чисто лингвистического анализа не вытекает. (Бахтин 1979: 302).

Умение читать текст является очень важным для формирования успешной интеллектуальной деятельности.

Упражнение. Последовательно научитесь читать разные в фоностилистическом плане типы текста: 1) монологический художественный текст с неярко выраженным авторским «я»; 2) художественный или публицистический текст с ярко выраженным авторским «я»; 3) художественный или публицистический текст с несколькими речевыми партиями; 4) информационный текст.

1. А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далекое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное "а-а!" и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова (А. Чехов).

2. Что значило для народной жизни слово вообще? Такой вопрос даже несколько жутковато задавать, не только отвечать на него. Дело в том, что слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим (и может быть, как раз поэтому) оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло. И все это происходило само собой, естественно, как течение речной воды или как череда дней и смена времен года.

Покажется ли удивительным при таких условиях возникновение культа слова, существующего в деревнях и в наше время?

Умение хорошо, то есть образно, умно и тактично, говорить в какой-то степени было мерилом даже социально-общественного положения, причиной уважения и почтительности. Для мелких и злых людей такое умение являлось предметом зависти (В. Белов).

3. Явился на юбилей Зубра Борис Степанович Матвеев, один из учителей Зубра. Молодым, конечно, было удивительно видеть живого учителя их учителя. Борис Степанович вел у Кольцова практикум по позвоночным. Вдруг он спрашивает при всех Зубра:

- Колюша, мы хорошо вас учили?

- Хорошо, Борис Степанович.

- А скажи мне тогда, Колюша, пожалуйста, как называются рудиментарные вены у млекопитающих, оставшиеся от рептилий?

Все замерли. Отмечали семидесятилетие Зубра. Борису Степановичу было за восемьдесят, но для молодежи оба они были одинаково ветхозаветными старцами.

Зубр засопел, насупился и выпалил:

- Vena azygos и vena hemiazygos!

Этого Борис Степанович не вынес, заплакал, и Зубр тоже умилился (Д. Гранин).

Медведев сделал «селфи» с исследователями частного технопарка в Казани

4. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев посетил в Казани частный технопарк «Навигатор Кампус», где ему продемонстрировали инновационную зубную щетку, 3D-принтеры, «умный» антивандальный лифт, а также подарили вспышку для смартфонов, с помощью которой премьер сделал «селфи» с молодыми исследователями, разработавшими гаджет.

Председатель совета директоров «Навигатор Кампус» Рамиль Ибрагимов и руководитель местного инвестиционного фонда Василь Закиев рассказали об успехах технопарка, который открылся лишь месяц назад. В технопарке премьеру показали проекты, которые могут изменить жизнь людей. Первым на очереди был роботизированный тренажер для реабилитации пациентов с неврологическими нарушениями двигательной функции. По сути, это тренажер, состоящий из нескольких подвесов, на которых лежит пациент. Во время упражнения больной как бы воспроизводит движение дельфина, соответствующее изображение проектируется перед пациентом.

Медведеву также продемонстрировали специально разработанную вспышку для смартфонов, которая значительно улучшает качество сделанных фотографий. Премьеру рассказали, что данное устройство, которое крепится непосредственно к аппарату, работает через специальное приложение. Ребята предложили премьеру сделать общее «селфи», чтобы он мог лично убедиться в пользе вспышки; премьер не отказал. После группового снимка разработчики преподнесли этот гаджет Медведеву в качестве подарка.

Упражнение. Проанализируйте и дайте ему оценку в аспекте фоностиля. Прочитайте текст вслух.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 262.