ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСКЛЮЧЕНИЮ (СНИЖЕНИЮ) ВОЗДЕЙСТВИЯ   НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В профилактической работе подросток должен быть активно действующим лицом, а не пассивным объектом. «Идеи не для ленивых», представленные в Приложении 1, предназначены для использования при организации тематических дней или недель. Но лучший источник идей – это сами учащиеся и учителя, знающие своих учеников. Здесь не может быть никаких ограничений. Придумывайте и реализуйте!

 



ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С КЛАССОМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

 

Обращение к куратору класса

Уважаемый куратор!

 

Ваш класс принял решение участвовать в Соревновании и взял на себя ответственность вести здоровый образ жизни, в том числе исключить (снизить) воздействие факторов, ухудшающих здоровье, в течение шести месяцев с 15 октября по 15 апреля. Вы ознакомились с правилами и принципами Соревнования. Пытаясь предугадать Ваши вопросы к организаторам Соревнования, мы предлагаем Вам некоторую информацию о Соревновании и методах работы. Данные материалы, как и Соревнование в целом, лишь определенное пространство, где Ваши ребята и Вы можете проявлять свое творчество и инициативу. И тогда Вы сможете помочь Вашему классу дойти до конца Соревнования и, главное, сделать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.

Проведение профилактических занятий поможет учащимся не только узнать что-то о здоровом образе жизни, но также лучше узнать себя, поскольку занятия носят, в том числе и психологический характер.

Предлагаемая схема взаимодействия «класс – куратор – координатор – оргкомитет Соревнования» позволит нам вместе преодолевать возникающие трудности, использовать опыт каждого. Мы ждем от Вас вопросов, идей, предложений и инициативы.

Кроме того, в течение Соревнования будет проводиться множество конкурсов, которые мы называем поддерживающими мероприятиями. Они помогают поддерживать мотивацию ребят участвовать в Соревновании и позволяют в игровой форме искать, обсуждать информацию о здоровом образе жизни и вреде курения, а также активно проявить себя в разных сферах. При этом главным критерием оценки этих конкурсов является их позитивная направленность, направленность на здоровый образ жизни и активную жизненную позицию. Позвольте ребятам проявить себя, самостоятельно творить, осуществлять свои идеи, просто поддерживайте их в этом.

С уважением,

организаторы Соревнования

О принципах

Само слово «принципы» означает, что они имеют принципиальное значение для Соревнования. То есть, если реализуются принципы, то и цели Соревнования достигаются. Не удается – не достигаются цели. Почему это так? Почему именно эти принципы (ответственность учащихся, открытость, доверительные взаимоотношения, активность), а не другие? Попробуем разобраться.

Принцип 1. Ответственность учащихся, а не учителя. Через обсуждение своего участия в Соревновании (!), через подписание обязательства (!) происходит процедура передачи ответственности от взрослых непосредственно участникам Соревнования. При этом важно помнить, что ответственность может быть взята ребятами только в той степени, в которой взрослые (куратор, координатор и др.) готовы с ней расстаться и расстались. Если же учащиеся вашего класса не взяли на себя ответственность за свой образ жизни, за свое участие в Соревновании, то они, скорее всего, не дойдут до конца Соревнования – они могут просто забыть вовремя оформить промежуточный бланк-отчет за месяц. И важно не напоминать им об этом лишний раз – это их ответственность.

Вам (куратору, координатору) необходимо четко определить, за что именно вы отвечаете: вероятно, за передачу информации, проведение занятий, обсуждение проблемных ситуаций, оказание помощи и поддержки, когда к вам за ними обратились, но вы точно не отвечаете за образ жизни ребят, за их участие в Соревновании.

Принцип 2. Доверие. Куратору не нужно контролировать выполнение правил Соревнования, его задача – оказывать поддержку. Это совершенно другая позиция. Мы доверяем мудрости ребенка, его опыту. Мы доверяем ему совершать ошибки (как иначе он может научиться ответственности?).

Принцип 3. Открытость. Она вытекает из доверия и невозможна без доверия. Появляется возможность заявлять о трудностях, говорить о проблеме, просить о помощи. Если что-то не так – об этом можно сказать любому, кому я доверяю: это может быть учитель или ребенок.

Принцип 4. Активность. Возможность проявлять себя, быть активным, занимать активную жизненную позицию, заявлять о своих интересах. На наш взгляд, это то, что во многом позволяет ребятам не поддаваться социальному давлению, оставаться некурящими и вести здоровый образ жизни. Кроме того, их занятость и активное участие в различных мероприятиях позволяют организовать здоровый досуг и предоставить альтернативу сомнительным удовольствиям, таким например, как курение.

Жизнь любого класса основывается на определенных принципах. Иногда они схожи с теми, что предлагаем мы, иногда совсем другие. Нам нравятся именно эти: ответственность, доверие, открытость, активность. Потому что они являются и принципами партнерских демократических взаимоотношений. Ребенок перестает быть объектом наших действий, а становится равноправной личностью, умеющей уважать как других, так и себя.

Опыт Соревнования прошлых лет показал, что большинство возникающих трудностей являются или техническими, например передача информации, или связаны с реализацией принципов.

Если Вы почувствовали, что есть трудность, вспомните о принципах Соревнования. Открытость и доверие предполагают, что вы можете об этих трудностях сказать и нам, организаторам, и мы вместе их преодолеем .

Методы и формы работы

Материалы, предлагаемые в пособии, предполагают максимальное использование наиболее эффективных форм обучения: обсуждение в группах, «мозговой штурм», обучение практикой действия (ролевые игры) и выступление в роли обучающего.

 

к! При подготовке к занятию очень важно учитывать особенности класса. Роль ведущего при проведении профилактических занятий существенно отличается от роли учителя на уроке. Ведущий создает более раскованную обстановку, поощряет подростков свободно высказывать свои мысли. В этой ситуации особенности класса будут проявляться не так, как на уроке, и профилактическое занятие надо выстраивать с учетом этих особенностей. В классе, где много интеллектуально развитых учащихся и в целом подростки ориентированы на получение знаний, ведущему надо особое внимание уделить достоверности предоставляемой информации – если класс усомнится в том, что говорит ведущий, то ко всему Соревнованию может сложиться формальное отношение. На занятии стоит уделить больше времени обсуждениям, учащиеся с удовольствием будут аргументировать свое мнение, чего в других классах добиться бывает достаточно сложно. Если класс пассивный и в нем практически нет учащихся, умеющих свободно высказывать свое мнение, то сразу выделять много времени на обсуждения не стоит. Лучше предложить ребятам выполнить несложную групповую работу, чтобы они графически выразили свое отношение к теме занятия (они могут выполнить коллаж, плакат или рисунок), а потом прокомментировали работу. Если в классе есть группа учащихся, которые находятся в конфликте, то, скорее всего, этот конфликт проявится уже в игровых упражнениях в начале занятия, а в ходе обсуждений некоторые подростки будут проявлять резкое и на первый взгляд необъяснимое неприятие мнений одноклассников. Если ведущий хорошо владеет ситуацией и готов быть посредником, он может помочь учащимся разобраться с конфликтом прямо на занятии – это послужит более доверительным отношениям на следующих встречах. Более простым вариантом будет использование на занятии работы в малых группах, каждая из которых будет общаться преимущественного с ведущим. Классу, в котором много ребят с проблемами дисциплины, не стоит предлагать слишком активные игровые упражнения в начале занятия. В обсуждениях такие ребята могут высказывать асоциальные суждения, и ведущий должен быть готов нейтрализовать их влияние на других ребят, по возможности переубедить, ни в коем случае не унижая их личность.

       

Обсуждения в классе, подача материала и мероприятия проходят более организованно, когда участники принимают, помнят и соблюдают правила. Установленные правила помогают детям и взрослым осуществлять свои права и справляться со своими обязанностями. Вот некоторые из полезных правил, которые можно привнести в свою жизнь:

1. Умейте слушать друг друга. Это означает смотреть на говорящего, не перебивать его и быть способным правильно повторить то, что услышал. Можно использовать ключ или другой символ, который держит говорящий. Ключ передается следующему, в то время как прочие хранят молчание.

2. Говорит кто-то один. Во время обсуждения в группе говорить должен только один человек. В данном случае очень полезен прием с ключом. Умение слушать и требование, что говорить должен один человек – это два правила, которые дополняют друг друга.

3. Правило активной позиции. Следует поощрять стремление учащихся делиться своими мыслями. Каждый ученик в классе важен и каждый должен иметь свободу высказываться. Дайте учащимся почувствовать, что их соображения ценят и за них будут благодарны.

4. Право на молчание. К участию в обсуждении и других формах работы необходимо побуждать всех учащихся. Однако ученик должен обладать правом отказаться от подобного участия, когда это ему крайне неприятно.

5. Не оценивать и не критиковать. Открытость в высказываниях наступит лишь тогда, когда подростки поймут, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо оценивать и критиковать человека как личность лишь на основе изложенных им мыслей. Необходимо дать учащимся понять и прочувствовать, что бывают обидные замечания и высказывания. Обсудите в группе: как себя чувствует человек, когда такой выпад допускается по отношению к нему. Дайте подросткам осознать, что очень легко можно обидеть другого, даже не заметив этого. В жизни важно быть внимательными друг к другу.

6. Правило взаимного уважения. Уважительное отношение ко всем ученикам без исключения. Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.

к

Хорошо бывает, когда куратор не предлагает готовых правил, а помогает ребятам самим создать правила работы, основываясь на их собственном опыте общения с другими людьми. Можно спросить их, что делает и чего не делает тот человек (друг, подруга), которому они могут раскрыть любую свою тайну, с кем чувствуют себя безопасно.

Если они не предложат каких-то важных правил, куратор может не беспокоиться, им придется ввести эти правила, когда они столкнутся в своей работе с небезопасностью быть открытым и доверяющим. В такой ситуации достаточно им сказать: «Кажется, стало небезопасно. Мы или нарушили наши правила работы, или в них чего-то недостает».

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.