Существуют различные определения термина «цивилизация».
Л.И.Семенникова: «Цивилизация – это сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре».
О.Н.Сенюткина: «Цивилизация – это сообщество людей, объединенное осознанием совокупности системообразующих ценностей, для которых характерны определенная социально-политическая структура, тип хозяйственной деятельности, а также оригинальный менталитет».
В исторической науке цивилизационному подходу противопоставляется формационный.
Задание 1. Укажите, в чем заключается сходство и различия формационного и цивилизационного подходов:
Сходство | Различие | |
Формационный подход | ||
Цивилизационный подход |
Задание 2. Сравните концепции локальных цивилизаций Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А.Дж.Тойнби.
Н.Я.Данилевский | О.Шпенглер | А.Дж.Тойнби | |
Значение термина «цивилизация» | |||
Количество цивилизаций | |||
Особенности концепций |
Задание 3. Дайте определение следующим понятиям:
Цивилизация, религия, миф, мировоззрение, искусство, культура.
ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Задание 1. Прочтите отрывок из законов царя Хаммурапи ( XVIII в. до н.э.). Вот справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, тем самым давший стране истинное счастье и доброе управление… Я - Хаммурапи, царь совершенный, не был невнимателен к черноголовым (семитам)… Я отыскал им безопасные места, открывал выход из тяжких бедствий и заставил свет взойти над ними. Мощью, данной мне богом Мардуком, я истребил врагов на севере[1] и на юге[2].Я искоренил междоусобицы, улучшил положение страны, поселил людей в надежных местах и избавил их от страха… Моя благая сень распростерта над моим городом, и я держу на своем лоне людей страны Шумера и Аккада. С помощью моей богини покровительницы они стали преуспевать, я привел их к благополучию и укрыл их своей мудростью.Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, чтобы в Вавилоне – городе… судить суд страны, выносить решения страны и притесненному оказать справедливость, я начертал свои драгоценные слова на своем памятнике и установил перед своим, царя справедливости, изображением…Угнетенный человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя справедливости, изображению, пусть заставит прочитать мой написанный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть покажет ему его дело, пусть он увидит свое решение, пусть успокоит свое сердце и пусть с силой скажет: «Хаммурапи-де владыка, который является для людей как бы родным отцом, он склонился перед велением Мардука, его владыки, и одержал победы Мардука на севере и на юге, сердце Мардука, его владыки, он удовлетворил и устроил людям благоденствие навеки, а страну управил по справедливости!»…Каково значение законов царя Хаммурапи?
Зачем, по мнению царя, нужны законы?
В чем состояла особенность древневосточного законодательства?
Задание 2. Проведите экскурсию (письменно) по Древнему Египту (двор фараона, храм, ритуал хеб-сед, погребальные ритуалы и т.д.). Расскажите о шедеврах искусства цивилизации. Какое влияние на развитие искусства они оказали? В чем проявляется своеобразие и оригинальный характер художественной культуры Древнего Египта? Работа выполняется от первого лица, без использования иллюстраций, объем – 3-4 страницы.
Задание 3. Прочтите отрывок из законов Ману.А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана (жреца), кшатрия (воина), вайшья (земледельца) и шудру (слугу)… А для сохранения всей этой Вселенной он, пресветлый (Брахма), для рожденных из уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшья. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением...Вследствие происхождения из наилучшей части тела [Брахмы], вследствие первородства, знания Веды, брахман по праву господин всего этого творения… Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это… Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих – отец – брахман… Брахман – ученый или неученый – великое божество…Шудра, не могущий исполнять услужение… может жить занятиями ремесленников…Местожительство… (неприкасаемых должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться, имуществом их должны быть собаки и ослы. Одеждами – одеяния мертвых, пища должна даваться в разбитой посуде, украшение их должно быть из железа, и они должны постоянно кочевать. Человеку, исполняющему дхарму[3], не следует обращаться с ними; их дела должны решаться между ними, браки – с подобными им… Ночью им не полагается бродить по деревням и городам.На основании документа заполните таблицуГруппа общества | Ее права и обязанности |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Задание 4. Дайте определение следующим понятиям:
Традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, восточная деспотия, ирригация, иерархия, обычное право, магия, тотемизм, каста, варна. Задание 5. Рассмотрите репродукции и найдите соответствия. А) Древний Египет; Б) Древняя Месопотамия; В) Древняя Индия; Г) Древний Китай. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.11. 12. 13.
14. 15. 16.
17. 18 19.
20.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 506.