ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существуют различные определения термина «цивилизация».

Л.И.Семенникова: «Цивилизация – это сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре».

О.Н.Сенюткина: «Цивилизация – это сообщество людей, объединенное осознанием совокупности системообразующих ценностей, для которых характерны определенная социально-политическая структура, тип хозяйственной деятельности, а также оригинальный менталитет».

 

В исторической науке цивилизационному подходу противопоставляется формационный.

 

Задание 1. Укажите, в чем заключается сходство и различия формационного и цивилизационного подходов:

 

  Сходство Различие
Формационный подход    
Цивилизационный подход    

 

Задание 2. Сравните концепции локальных цивилизаций Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А.Дж.Тойнби.

 

  Н.Я.Данилевский О.Шпенглер А.Дж.Тойнби
Значение термина «цивилизация»      
Количество цивилизаций      
Особенности концепций      

 

 

Задание 3. Дайте определение следующим понятиям:

Цивилизация, религия, миф, мировоззрение, искусство, культура.

 

ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Задание 1. Прочтите отрывок из законов царя Хаммурапи ( XVIII в. до н.э.). Вот справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, тем самым давший стране истинное счастье и доброе управление… Я - Хаммурапи, царь совершенный, не был невнимателен к черноголовым (семитам)… Я отыскал им безопасные места, открывал выход из тяжких бедствий и заставил свет взойти над ними. Мощью, данной мне богом Мардуком, я истребил врагов на севере[1] и на юге[2].Я искоренил междоусобицы, улучшил положение страны, поселил людей в надежных местах и избавил их от страха… Моя благая сень распростерта над моим городом, и я держу на своем лоне людей страны Шумера и Аккада. С помощью моей богини покровительницы они стали преуспевать, я привел их к благополучию и укрыл их своей мудростью.Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, чтобы в Вавилоне – городе… судить суд страны, выносить решения страны и притесненному оказать справедливость, я начертал свои драгоценные слова на своем памятнике и установил перед своим, царя справедливости, изображением…Угнетенный человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя справедливости, изображению, пусть заставит прочитать мой написанный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть покажет ему его дело, пусть он увидит свое решение, пусть успокоит свое сердце и пусть с силой скажет: «Хаммурапи-де владыка, который является для людей как бы родным отцом, он склонился перед велением Мардука, его владыки, и одержал победы Мардука на севере и на юге, сердце Мардука, его владыки, он удовлетворил и устроил людям благоденствие навеки, а страну управил по справедливости!»…

Каково значение законов царя Хаммурапи?

Зачем, по мнению царя, нужны законы?

В чем состояла особенность древневосточного  законодательства?

Задание 2. Проведите экскурсию (письменно) по Древнему Египту (двор фараона, храм, ритуал хеб-сед, погребальные ритуалы и т.д.).  Расскажите о шедеврах искусства цивилизации. Какое влияние на развитие искусства они оказали? В чем проявляется своеобразие и оригинальный характер художественной культуры Древнего Египта? Работа выполняется от первого лица, без использования иллюстраций, объем – 3-4 страницы.

Задание 3. Прочтите отрывок из законов Ману.А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана (жреца), кшатрия (воина), вайшья (земледельца) и шудру (слугу)… А для сохранения всей этой Вселенной он, пресветлый (Брахма), для рожденных из уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшья. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением...Вследствие происхождения из наилучшей части тела [Брахмы], вследствие первородства, знания Веды, брахман по праву господин всего этого творения… Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это… Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих – отец – брахман… Брахман – ученый или неученый – великое божество…Шудра, не могущий исполнять услужение… может жить занятиями ремесленников…Местожительство… (неприкасаемых должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться, имуществом их должны быть собаки и ослы. Одеждами – одеяния мертвых, пища должна даваться в разбитой посуде, украшение их должно быть из железа, и они должны постоянно кочевать. Человеку, исполняющему дхарму[3], не следует обращаться с ними; их дела должны решаться между ними, браки – с подобными им… Ночью им не полагается бродить по деревням и городам.На основании документа заполните таблицу
Группа общества Ее права и обязанности
1.  
2.  
3.  
4.  
1. Объясните роль неприкасаемых в обществе. 2. Сравните социальную структуру индийского общества с аналогичной в Древнем Египте и Древней Месопотамии.

Задание 4. Дайте определение следующим понятиям:

Традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, восточная деспотия, ирригация, иерархия, обычное право, магия, тотемизм, каста, варна. Задание 5. Рассмотрите репродукции и найдите соответствия. А) Древний Египет; Б) Древняя Месопотамия; В) Древняя Индия; Г) Древний Китай. 1.   2. 3. 4. 5.  6. 7.  8. 9.  10.

11.  12.  13.  

14.  15.  16.

17. 18 19.

20.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 506.