Е.А.Акимова, Н.Л.Акушева, А.В.Титко
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

Практикум

 

Нижний Новгород

2018

Е.А.Акимова, Н.Л.Акушева, А.В.Титко

История мировых цивилизаций. Практикум. – Нижний Новгород., - НИУ РАНХиГС, 2018. – 73 с.

 

Практикум предназначен для студентов, аспирантов, всех интересующихся историей мировых цивилизаций и всеобщей историей.

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Теоретические проблемы истории мировых цивилизаций……………………………………………………………………….3

Тема 2. Особенности древневосточных цивилизаций…………………

Тема 3. Античная цивилизация и ее наследие. Византийская цивилизация………………………………………………………………….

Тема 4. Западноевропейская цивилизация в Средние века и в эпоху Возрождения…………………………………………………………………

Тема 5. Цивилизация в эпоху Нового времени (вторая половина XVII-XVIII вв.)……………………………………………………………………..

Тема 6. Цивилизация Востока в Средние века и Новое время……….

Тема 7. Новое время: рождение индустриальной цивилизации (XIX- начало XX вв.)………………………………………………………………….

Тема 8. Новейшее время: переход к постиндустриальной цивилизации (XX- начало XXI вв.)…………………………………………………………..

 

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Существуют различные определения термина «цивилизация».

Л.И.Семенникова: «Цивилизация – это сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре».

О.Н.Сенюткина: «Цивилизация – это сообщество людей, объединенное осознанием совокупности системообразующих ценностей, для которых характерны определенная социально-политическая структура, тип хозяйственной деятельности, а также оригинальный менталитет».

 

В исторической науке цивилизационному подходу противопоставляется формационный.

 

Задание 1. Укажите, в чем заключается сходство и различия формационного и цивилизационного подходов:

 

  Сходство Различие
Формационный подход    
Цивилизационный подход    

 

Задание 2. Сравните концепции локальных цивилизаций Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А.Дж.Тойнби.

 

  Н.Я.Данилевский О.Шпенглер А.Дж.Тойнби
Значение термина «цивилизация»      
Количество цивилизаций      
Особенности концепций      

 

 

Задание 3. Дайте определение следующим понятиям:

Цивилизация, религия, миф, мировоззрение, искусство, культура.

 

Каково значение законов царя Хаммурапи?

Зачем, по мнению царя, нужны законы?

В чем состояла особенность древневосточного  законодательства?

Задание 2. Проведите экскурсию (письменно) по Древнему Египту (двор фараона, храм, ритуал хеб-сед, погребальные ритуалы и т.д.).  Расскажите о шедеврах искусства цивилизации. Какое влияние на развитие искусства они оказали? В чем проявляется своеобразие и оригинальный характер художественной культуры Древнего Египта? Работа выполняется от первого лица, без использования иллюстраций, объем – 3-4 страницы.

Задание 3. Прочтите отрывок из законов Ману.А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана (жреца), кшатрия (воина), вайшья (земледельца) и шудру (слугу)… А для сохранения всей этой Вселенной он, пресветлый (Брахма), для рожденных из уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшья. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением...Вследствие происхождения из наилучшей части тела [Брахмы], вследствие первородства, знания Веды, брахман по праву господин всего этого творения… Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это… Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих – отец – брахман… Брахман – ученый или неученый – великое божество…Шудра, не могущий исполнять услужение… может жить занятиями ремесленников…Местожительство… (неприкасаемых должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться, имуществом их должны быть собаки и ослы. Одеждами – одеяния мертвых, пища должна даваться в разбитой посуде, украшение их должно быть из железа, и они должны постоянно кочевать. Человеку, исполняющему дхарму[3], не следует обращаться с ними; их дела должны решаться между ними, браки – с подобными им… Ночью им не полагается бродить по деревням и городам.На основании документа заполните таблицу
Группа общества Ее права и обязанности
1.  
2.  
3.  
4.  
1. Объясните роль неприкасаемых в обществе. 2. Сравните социальную структуру индийского общества с аналогичной в Древнем Египте и Древней Месопотамии.

Задание 4. Дайте определение следующим понятиям:

Традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, восточная деспотия, ирригация, иерархия, обычное право, магия, тотемизм, каста, варна. Задание 5. Рассмотрите репродукции и найдите соответствия. А) Древний Египет; Б) Древняя Месопотамия; В) Древняя Индия; Г) Древний Китай. 1.   2. 3. 4. 5.  6. 7.  8. 9.  10.

11.  12.  13.  

14.  15.  16.

17. 18 19.

20.

Задание 1. Прочтите клятву Гиппократа (ок. 460 – ок. 370) .

Клятва

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и бо­гинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и пись­менное обязательство: считать научившего меня вра­чебному искусству наравне с моими родителями, де­литься с ним своими достатками и в случае надоб­ности помогать ему в его нуждах; его потомство счи­тать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разуме­нием, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария[4]. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдаю­щих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом[5]. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагуб­ного, особенно от любовных дел с женщинами и муж­чинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной[6]. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Задание 2. Проведите экскурсию (письменно) по Древней Греции (Афинская агора, Спарта, Элевсинские мистерии, Олимпийские игры и т.д.). Расскажите о шедеврах искусства цивилизации. Какое влияние на развитие искусства они оказали? В чем проявляется своеобразие и оригинальный характер художественной культуры Древней Греции? Работа выполняется от первого лица, без использования иллюстраций, объем – 3-4 страницы.

Задание 3. Проведите экскурсию (письменно) по Древнему Риму (Римский Форум, день в Риме, завоевательные походы, гладиаторские бои в Колизее и т.д.). Расскажите о шедеврах искусства цивилизации. Какое влияние на развитие искусства они оказали? В чем проявляется своеобразие и оригинальный характер художественной культуры Древнего Рима? Работа выполняется от первого лица, без использования иллюстраций, объем – 3-4 страницы.

Задание 4. Белох в специальной работе о населении античного мира пришел к выводу, что в Аттике общее числ жителей составляло 235 тысяч человек, из них граждан было 105 тысяч, рабов - около 100 тысяч, метэков - около 30 тысяч.

По Эдуарду Мейеру общее население Аттики доходило до 350 тысяч человек, из них граждан - 170 тысяч, рабов - 150 тысяч и метэков - 30 тысяч.

Гомм считает, что в Аттике в 431 г. проживало граж дан - 172 тысячи, рабов - 115 тысяч и метэков - 28,5 тысяч.

Задание 5. Эдикт императора Г алерия . 311 г. н. э.

Среди важных забот, которыми мы были заняты во имя блага и безопасности империи, мы имели в виду все исправить и восстановить согласно с древними за­конами и древним общественным благочинием римлян. Мы особенно желали возвратить на путь разума и при­роды впавших в заблуждение христиан, которые отка­зались от религии и обрядов предков и, самонадеянно отвергая старинные обычаи, сочиняли нелепые законы и мнения по внушению своей фантазии и организовали разнообразные общества в различных провинциях на­шей империи. Так как эдикты, изданные нами с целью поддержать поклонение богам, подвергли многих христиан опасностям и бедствиям, так как многие из них претерпели смерть, а многие другие, в более значитель­ном числе, до сих пор упорствуя в своем нечестивом безрассудстве, лишены всякого публичного религиозного культа, то мы желаем распространить и на этих несчастных людей наше обычное милосердие.

Поэтому мы дозволяем христианам свободно исповедовать их религию и собираться на их сходки без опасений и препятствий лишь с тем условием, чтобы они оказывали должное уважение существую­щим законам и властям.

Другим рескриптом мы сообщаем нашу волю судьям и должностным лицам, и мы надеемся, что наша снисходительность побудит христиан возносить богу, кото­рому они поклоняются, молитвы о нашей безопасности и о нашем благополучии, а также о их собственном благоденствии и благоденствии государства.

1. Как император мотивировал необходимость изда­ния закона о веротерпимости? Для чего это было необ­ходимо?

Задание 6. Правильно употребите крылатое выражение. Объясните его смысл.

1) В Риме существовал обычай. Выбирая полководца, его поднимали высоко на щите над головами воинов и проносили перед войском.

2) Будучи девятилетним мальчиком, Ганнибал, будущий карфагенский полководец, поклялся вечно бороться с Римом. Он сдержал свою клятву.

3) В убийстве Цезаря в Сенате принимал участие его ближайший друг – Брут. Цезарь был очень удивлен, увидев его среди своих убийц.

4) На Рим ночью напали галлы. Под покровом темноты они бесшумно преодолели укрепления. Но гуси, находившиеся в храме, услышали шум и загоготали. Римляне проснулись и отразили нападение галльских племен.

5) Цезарь, возвращаясь в Рим с победой, долго стоял у пограничной реки Рубикон. Переход ее и возвращение в Рим означали для него, что он начинает борьбу за власть. После раздумий Цезарь решился и перешел Рубикон.

6) Царь Эфеса Пирр одержал победу над римлянами ценой огромных потерь. После битвы он воскликнул: «Еще одна такая победа, и у меня не останется армии!».

Задание 7. Изучите отрывок из «Истории» Никифора, патриарха Константинополя о преследовании иконопочитателей при Льве III

Говорят, что император (Лев III), услышав о землетрясении и извержении вулкана на одном из островов недалеко от Крита, счел это свидетельством Божиего гнева и старался угадать, какова же причина этого. Поэтому-то он и восстал против благочестия и святых икон, замышляя их низвержение, ибо полагал по невежеству, что будто бы от водружения икон и от поклонения им произошло страшное знамение. И начал он учить народ собственным догматам. Многие, впрочем, горько оплакивали оскорбление церкви. Именно поэтому жители Эллады и Кикладских островов, отвергая неблагочестие, ополчились на императора. Собрав многочисленный флот, они поставили над собою императором некоего человека по имени Косьма и прибыли к царственному городу. Жители города, сразившиеся с ними, подожгли многие из кораблей вокруг Косьмы. Видя поражение, (мятежники) побежали к (своему) императору. Один из его архонтов, по имени Агаллиан, увидев это и отчаявшись в собственном спасении, предал себя вместе с войском (морской) пучине. Косьма же и другой (мятежник), Стефан, были схвачены и обезглавлены…

После этого [нападения арабов на Никею] император собрал вокруг своего дворца огромную толпу из жителей города, позвал тогдашнего архиерея Константинополя, патриарха Германа, и принуждал его подписать документ о низвержении святых икон. Тот же отказался и сложил священство, говоря: «без вселенского собора я не излагаю веру письменно». Уйдя затем в свой отеческий дом, он завершил путь своей бренной жизни. После него рукоположили в архиереи Анастасия, бывшего клириком Великой церкви [св. Софии]. Многие благочестивые, не присоединившиеся к императорским догматам, претерпели от этого патриарха величайшие кары и бесчестие.

Задание 10. Рассмотрите репродукции и найдите соответствия.

 А) Древняя Греция, Б) Древний Рим, В) Византия

1.   2.  

3.  4.   

5.  6.

7. 8.

9.  10.

11. 12.

13. 14.

15. 16.

17.  18.

19.  20.

21.

Задание 1. Прочтите письмо Фульберта, епископа Шартрского, Гильому, герцогу Аквитании (1020 г.).

..Кто клянется в верности своему сеньору, неизменно должен помнить о следующих шести [обязательствах]: невредимость, безопасность, почитание, польза, легкая доступность, прямая возможность. Невредимость - это значит не наносить вреда телу сеньора. Безопасность - это значит не выдавать его тайн и не вредить безопасности его укреплений. Почитание- это значит не наносить вреда его праву суда и всему другому, что касается его положения и прав. Польза - это значит не наносить ущерба его владениям. Легкая доступность и прямая возможность - это значит не мешать ему достигать тех выгод, которых он легко может достигнуть, а также не делать для него невозможным то, что возможно.

Если верный [вассал] остережется от этого вреда, то ведь того требует справедливость, и [еще] не заслуживает вассал за это феода, ибо недостаточно воздержаться от зла, если не сотворить блага. Остается поэтому, чтобы при соблюдении упомянутых шести [обязательств] вассал давал совет и оказывал помощь своему сеньору без обмана, если он хочет быть достойным награждения феодом, а также неизменно соблюдал верность, в которой клялся. И сеньор во всем этом должен точно таким же образом поступать в отношении к своему верному [вассалу]...

Что представлял собой феод?

Задание 2. Проведите экскурсию (письменно) по средневековому европейскому городу (архитектура, население, цеха, праздники и т.п.). Расскажите о шедеврах искусства цивилизации. Какое влияние на развитие искусства они оказали? В чем проявляется своеобразие и оригинальный характер средневековой городской культуры Западной Европы? Работа выполняется от первого лица, без использования иллюстраций, объем – 3-4 страницы.

Задание 3. Проведите экскурсию (письменно) по Флоренции эпохи Медичи (архитектура, литература, двор Лоренцо Великолепного и т.д.). Расскажите о шедеврах искусства Флоренции. Какое влияние на развитие искусства они оказали? В чем проявляется своеобразие и оригинальный характер культуры эпохи Возрождения? Работа выполняется от первого лица, без использования иллюстраций, объем – 3-4 страницы.

Задание 4. Проведите экскурсию (письменно) по двору английской королевы Елизаветы I (Лондон эпохи Возрождения, литература, выдающиеся люди, дворцовые обычаи и т.д.). Расскажите о шедеврах литературы и искусства английского Возрождения. В чем проявляется своеобразие и оригинальный характер культуры эпохи Возрождения? Работа выполняется от первого лица, без использования иллюстраций, объем – 3-4 страницы.

Задание 5. Африканский писатель Марциан Капелла в своей книге «О браке филологии и Меркурия» дал краткое изложение тех предметов, которые лежали в основе обучения в средневековой школе и были известны под названием «семи свободных искусств», куда входили грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, астрономия и музыка. Боэцием и Кассиодором эти семь «искусств» были разделены на две части: так называемый тривиум (перекресток трех путей знания – грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (перекресток четырех путей знания – остальные четыре «искусства»). Тривиум считался первой ступенью обучения, квадривиум – высшей. В таком виде эти предметы вошли во все средневековые учебники и сохранились до XV столетия.

В средневековых учебниках грамматика обычно изображалась в виде царицы с короной на голове, в окружении других «свободных искусств». В правой руке она держала нож, предназначенный для подчистки ошибок, а в левой – пук розог для наказания нерадивых.

Задание 6. Правильно употребите крылатое выражение. Объясните его смысл.

1) Эти слова принадлежат Генриху Бурбонскому, вождю гугенотов, который отрекся от своей веры и принял католичество. Этот шаг обеспечил ему французский престол. Он вступил на него под именем Генриха IV.

2) Это выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Тот, кто ее поднимал, считался принявшим вызов.

3) В Средние века был изобретен первый механизм – механические часы. Вначале они были достаточно большими и приводились в действие тяжестью гирь. Как вы думаете, какое средневековое сословие было заинтересовано в появлении часов и почему?

4) Если крепостной крестьянин приезжал в вольный город и смог прожить там один год и один день, то он считался свободным человеком.

Задание 7. Рассмотрите репродукции и найдите соответствия.

А) Романский стиль, Б) Готика, В) Ренессанс

1.   2.  

3. 4.

5.  6.

7.  8.

9. 10.

Задание 8. Мартин Лютер. «Тезисы»:

«Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции. Истинное сокровище церкви есть, конечно, не отпущение, а святое евангелие величия и милости бога.

Христиан надо учить, что тот, кто видит нуждающегося, и, несмотря на это, отдает деньги на индульгенции, приобретает этим не отпущение папы, а гнев божий…

Сказать, что крест отпущения, украшенный гербами папы и воздвигнутый в храмах, имеет равную ценность с крестом Христовым, есть кощунство…».

А) Проторенессанс, Б) Раннее Возрождение, В) Высокое Возрождение, Г) Позднее Возрождение, Д) Северное Возрождение

1. 2.

3. 4.

5.  

6.

7.  8.

9. 1 0.

11. 12.

13. 14.

15. 16.

17.

18. 19.

20.

Феодализм, аграрная экономика, Великое переселение народов, догматы, отцы церкви, католицизм, теократия, монастырь, ереси, феод, рента, вассальные связи, цеховая система, коммуны, сословно-представительная монархия, теология, крестовый поход, Возрождение, великие географические открытия, Реформация, Контрреформация.

Задание 1. Оливер Кромвель. Отрывок из речи при открытии нового парламента (4 сентября 1654 г.).

«Джентльмены! Вы собраны при столь величайших обстоятельствах, каких я полагаю, еще никогда не видела Англия… Каково же было наше положение? … Дворянин, джентльмен, йомен – вот где благой и великий интерес нации! А разве не попирается этот интерес с яростью и презрением ногами уравнителей? Я спрашиваю вас, разве уравнительные принципы не направлены были к тому, чтобы свести всех к равенству? Сознательно или бессознательно – разве не примерялись они к собственности и имуществу? При всех обстоятельствах, к чему приводили эти старания, как не к тому, чтобы сделать арендатора столь же свободным в распоряжении имуществом, как и ленлорда? Но хотя бы они и успели в этом, подобное положение дел не могло быть продолжительно; совершив свое дело, эти же самые люди стали бы в свою очередь прославлять и защищать собственность и имущество, а между тем произвели бы много зла своими принципами, потому что тут есть слова, которые приятны всем бедным людям, но по душе также и всем негодяям. Низвергать, низвергать и низвергать – вот все, что было в умах и сердцах людей…».

Задание 2. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. Извлечения.

Если эпоха Возрождения была открытием реального, земного мира как сферы бытия и деятельности человека, то человечеству XVII века открылась огромность, безграничность земли и вселенной. Впервые человек узнал всю землю от Арктики до Австралии (лишь Антарктида стала известна позже) с бесчисленными новыми племенами людей, видами животных и растений; телескоп и микроскоп, позволившие увидеть лунные горы и жизнь микробов, направили умы к бесконечно далекому и бесконечно малому; работы Галилея и Кеплера позволили увидеть землю не центром вселенной, а одним из бесчисленных небесных тел, затерянных среди множества миров. Но еще более важным, чем понятие о бесконечно многообразном, было открытие единства сущего, общих законов, управляющих многообразием мира. Галилей, Ньютон и Кеплер установили законы движения всех тел, в том числе и небесных, а усилиями Ньютона, Лейбница и Декарта были созданы математические методы, позволившие точно определять и рассчитывать различные явления, казавшиеся еще недавно непостижимыми. Среда, окружение человека становятся предметом не только интереса, но и научного анализа. Торричелли, Паскаль, Бойль, Мариотт положили начало научному изучению жидкостей и газов, а Декарт и Ньютон сделали важные шаги в объяснении света, его природы, законов его движения и преломления. Открытие Гарвеем кровообращения как бы приобщало и человека к картине единого, движущегося по общим законам мира.

Задание 5. Извлечение из Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.).

Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.

Статья 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.

Статья 2. Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Статья 3. Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.          

Статья 5. Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.

Статья 6. Закон есть выражение общей воли... Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает.

Статья 10. Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.

Статья 11. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом…

Задание 6. Из Декларации независимости (Принято Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г.).

 

В конгрессе 4 июля 1776 г. Единогласная декларация тринадцати Соединенных Штатов Америки.

 

1) …Мы считаем за очевидные истины, что все люди сотворены равными, что им даны их Творцом некоторые неотъемлемые права, в числе которых находятся - жизнь, свобода и право на счастье, что для обеспечения этих прав людьми учреждены правительства, пользующиеся своей властью с согласия управляемых, - что если какое-либо правительство препятствует достижению этих целей, то народ имеет право изменить или уничтожить его и учредить новое правительство …

А –

Б –

В –

Г –

Д –

Задание 8. Определите произведение искусства и его автора.

1. 2.

3. 4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Задание 9. Дайте определение следующим понятиям:

Модернизация, секуляризация, урбанизация, индивидуализм, Великие географические открытия, деизм, абсолютизм, революция, капитализм, научная революция, барокко, классицизм, Просвещение, «общественный договор», прогресс, сентиментализм, промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция.

Задание 1. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи(джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешники и неверные будут гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу...

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях, после какого-либо загрязнения; налог(закят) в пользу бедных, фактически в пользу духовенства; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хадж) в священный город Мекку, который правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Каждое из этих предписаний, несмотря на то, что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям.

Мусульмане имеют с иудаистами ряд общих обычаев и запретов: обязательное обрезание мальчиков (но это проделывается не над новорожденными, как у евреев, а над семи-, десятилетними мальчиками); запрет есть свинину; строгое запрещение делать изображения бога, а также и вообще изображать живые существа... Последователям ислама запрещено также пить вино, но этот запрет не везде соблюдается.

Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру (джихад)... В Коране это предписание изложено - в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются «запретными») надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество.

Что представляет собой источник правовых норм в мусульманском праве? Разберите все виды преступлений и наказаний, приведенные в отрывке. Какой принцип лежит в основе наказаний за совершенные преступления?

Задание 3. В. Малявин. «Китай в XVI – XVII вв. Традиция и культура». Извлечения.

Если обратиться к понятию времени в средневековом Китае, мы обнаружим, что время не воспринималось там в отрыве от природных циклов, что оно имело даже как бы доступный чувственному восприятию образ. Время для средневековых китайцев – это всегда определенное время года, день и час со всеми относящимися к ним бытовыми предписаниями; таково время от восхода до захода солнца, время, «когда поют петухи», время, в течение которого «день переместиться на вершок» или сгорит курительная палочка. Даже государственная политика определялась конкретными качествами времени. К примеру, казни преступников по традиции откладывали до осени – поры всеобщего умирания, - а вожди мятежных сект старались приурочить свое выступление к началу нового временного цикла.

Чем оно было обусловлено?

 

Задание 4. Периоды активных контактов Японии с внешним миром обычно совпадали с периодами внутренних потрясений, а периоды стабилизации общества характеризовалось закрытостью.

Задание 6. Проведите экскурсию (письменно) по дворцу султана Османской империи (Стамбул, дворец Топкапы, выдающиеся люди, дворцовые обычаи и т.д.). Расскажите о шедеврах литературы, искусства, архитектуры, Османской империи XVII- XVIII вв. Работа выполняется от первого лица, без использования иллюстраций, объем – 3-4 страницы.

Задание 7. Из договора англичан с правителем Бенгалии Мир Джафар Али-ханом (1757 г.)

Ст.2. Враги англичан 0 мои враги, независимо от того, индейцы они или европейцы.

Ст.3 Все имущество и фактории французов в провинциях Бенгалии – «Рае народов», Бихаре и Ориссе останутся во владениях англичан, и я никогда более не позволю французам селиться в какой-нибудь из этих трех провинций.

Ст.4. В виде возмещения за потери, понесенные английской Компанией во время захвата и разграбления Калькутты (прежним правителем), и затрат, вызванных содержанием войск, я предоставлю ей 10 миллионов рупий…

Ст.7. Суммы, предназначенные для местных жителей – англичан, индусов и мусульман, будут распределяться адмиралом, полковником Клайвом…

Ст.9. Все земли к югу от Калькутты и до Кальпи будут принадлежать английской Компании; все должностные лица этих территорий будут находиться в ее подчинении.

Ст.10. Всегда, когда я буду требовать помощи от англичан, я буду нести расходы по содержанию представленных мне сил.

Ст.11 Я не буду воздвигать никаких новых укреплений ниже Хугли возле реки Ганга…

Ст.13 (дополнительная). При условии, что Мир Джафар-хан поклянется соблюдать и исполнять все вышеупомянутые статьи, мы, нижеподписавшиеся от имени досточтимой Ост-Индской компании, клянемся на священном Евангелии и перед лицом Бога… и далее поддерживать его, насколько это в наших силах, против всех его врагов, как только он нас призовет.

Задание 8. Определите архитектурные памятники и их местонахождение.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Задание 9. Дайте определение следующим понятиям:

Задание 1. Из работы Ф.Энгельса «Положение рабочего класса в Англии».              

 В отчете Центральной комиссии говорится о работе на фабриках детей - редко с пяти - иногда с шести-семилетнего возраста и всегда с восьми -девятилетнего возраста, что рабочее время продолжается часто 14-16 часов (не считая времени на еду), что фабриканты позволяют надзирателям бить детей и часто сами дают волю рукам. Приводится даже один случай, когда фабрикант-шотландец поскакал верхом за сбежавшим шестнадцатилетним рабочим и, догнав его, заставил вернуться и бежать все время впереди лошади, подгоняя его длинным бичом...Последствия такой системы обнаружились довольно скоро: комиссары рассказывают о множестве встреченных ими калек, обязанных этим исключительно слишком длинному рабочему дню. Калеки эти страдают обыкновенно искривлением позвоночника и ног...

Следствием этого отчета был фабричный закон 1834 г., запретивший ставить на работу детей моложе 9 лет (за исключением шелковых фабрик), ограничивший рабочее время детей от 9 и до 13 лет 48 часами в неделю или - самое большее девятью часами в день, а работу подростков от 14 до 18 лет - 69 часами в неделю или - самое большее - двенадцатью часами в день, установивший минимальный перерыв в полтора часа для еды и еще раз запретивший ставить на ночную работу рабочих и работниц моложе 18 лет. Одновременно с этим было введено обязательное посещение школы в течение двух часов в день для всех детей моложе 14 лет и был установлен штраф для фабриканта, если он примет на работу детей без удостоверения от

фабричного врача о возрасте или без удостоверения от учителя о посещении школы. За это он мог удерживать еженедельно из жалования ребенка 1 пенни на учителя. Кроме того, были назначены фабричные врачи и инспектора, которым предоставлено было право во всякое время являться на фабрику, допрашивать рабочих под присягой и которые в случае нарушения закона должны были возбуждать жалобу против фабриканта перед мировым судьей.

Задание 2. Проведите экскурсию (письменно) по Монмартру (Париж, выдающиеся люди, французская богема, литераторы, художники и т.д.). Расскажите о шедеврах литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, театра Франции XIX – начала XX в. Работа выполняется от первого лица, без использования иллюстраций, объем – 3-4 страницы.

Задание 3. Проведите экскурсию (письменно) по Великой выставке промышленных работ всех народов (проходила в Лондоне, в Хрустальном дворце Гайд-парка в 1851 г). Работа выполняется от первого лица, без использования иллюстраций, объем – 3-4 страницы.

Задание 4. Сообщения английских газет. 1825-1826 гг.

«За год разорилось 3500 фирм – в 2,5 раза больше, чем в предыдущем; 80 банков потерпели крах.

В двух графствах цена на чугун понижена на 10 шиллингов с тонны. Потушено 17 доменных печей. Многие шахтеры работают всего три дня в неделю, а другие печи совсем закрыты.

В Блекборне стоят свыше 7 тыс. станков и почти 14 тыс. человек зависят от благотворительности… Город в самом жалком положении. Бедные люди умирают с голоду…».

Задание 5. Прощальное напутствие Вильгельма II немецким войскам, отправляющимся в Китай. 27 июля 1900.

«… Перед вновь возникшей Германской империей стоят великие задачи за морем… И вы.. должны преподнести врагу хороший урок. Сойдясь с врагом, вы должны его бить! Пощады не давать! В плен не брать! С теми, кто попадет к вам в руки, не церемоньтесь. Подобно тому, как тысячу лет назад гунны при своем царе Атилле прославили свое имя, до сих пор хранимое и в сказках и преданиях, так и имя немцев и через тысячу лет должно вызывать в Китае такие чувства, чтобы никогда впредь ни один китаец не дерзнул косо взглянуть на немца!».

Задание 6. О «двух нациях» в Англии (по материалам английских газет).

 «Все чайные комнаты, кондитерские, сливочные с 10 часов утра до 2 часов дня осаждаются лондонскими дамами всех классов и состояний.

По дамскому кодексу, то, что вы едите на виду у всех, должно быть изящно. Грациозно, в изящной обстановке. Выпить стакан молока и съесть вазочку мороженого – это красиво. Сытные блюда английской кухни – ростбиф, пудинг – это будет дома, поэтому в городе – легкая закуска. Сюда не ходят есть, ходят показывать себя, встретиться со знакомыми, отдохнуть в перерыве между беготней по магазинам и художественным галереям».

***

«Было около двух часов ночи, когда мы, оставив кабак и пройдя несколько кварталов, вошли в один из нечистых домов, где за три пенса дают возможность горемыке приклонить свою голову на ночь…

В нижнем этаже в большой общей зале, где разведен огонь в громадном камине, мы нашли большое общество несчастных отщепенцев Лондона. Около камина старику-нищему перевязывала гнойные раны и болячки молодая девушка лет 15-ти с испитым и страдальческим лицом. Рядом две старухи заботливо жарили на огне селедку – готовили свой ужин. Вокруг многочисленных столов ели и пили, играли в карты, чинили лохмотья, некоторые читали газеты, в углу ругались, считая медные деньги. Первое чувство гадливости немедленно уступало место чувству бесконечной жалости к этим обездоленным, несчастным прежде всего, порочным потом… Джин и виски, нищета, грязь и пороки исказили их лица: в них, казалось, так мало осталось человеческого. Но нет – оно есть, но скрытое под корою безысходного горя».

Задание 7. «Экономическая история зарубежных стран». Под ред. В.И. Голубовича.

«В 1914 г. 9 крупнейших банков Германии (Дармштадский, Национальный банк Германии, Берлинское торговое товарищество и др.) контролировали около 85% всего банковского капитала. Руководство этих банков было представлено в 751 промышленной компании. Один только немецкий банк, который имел капитал в 3млрд марок, был представлен в 200 промышленных предприятиях».

16.

17.

Задание 9. Дайте определение следующим понятиям:

Гражданское общество, индустриальное общество, партия, консерватизм, либерализм, социализм, «средний класс», научная картина мира, естественно-научные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм, модерн, символизм.

 

Задание 1. Колониальные владения

Колониальные державы

Год

Год

Площадь (млн кв. км) Количество жителей (млн чел.) Площадь (млн кв. км) Количество жителей (млн чел.) Англия 22,5 251,9 33,5 393,5 Германия - - 2,9 12,3 Россия 17,0 15,9 17,4 33,2 США - - 0,3 9,7 Франция 0,9 6,0 10,6 55,5 Япония - - 0,3 19,2

 

Задание 2. Заполните таблицу.

 

На западном фронте.

 

Военная операция Время операции Место военных действий Результат
       
       
       

 

Задание 3. «История зарубежной экономики». Под ред. В.И. Голубовича.

«Разорилось 5769 (1/5) банков, принудительно распродано за неуплату налогов 897 тыс. фермерских хозяйств (14%). Уровень безработицы составил почти 25% от работоспособного населения.

За период с 1930 по 1934 г. около 3 млн городских жителей перебралось в деревню. Население бежало на фермы не потому, что там было хорошо, а потому, что в городе было еще хуже. Перед массой фермеров стала задача прокормить прежде всего себя и прибывших родственников, и фермеры начали переустраивать свое хозяйство. Приспосабливаясь к обстоятельствам. Многие из них, видя, что им невыгодно работать на рынок, переходили на самообеспечивающее хозяйство… появились фермерские поселки, которые перешли на местный натуральный обмен и не пользовались деньгами в течение двух лет. На окраинах городов появились так называемые «гуверовские городки»: поселения из ящиков и лачуг, куда перебирались люди, не сумевшие удержать свое жилье в городе и потерявшие работу».

Чем оно было вызвано?

Задание 4. Герман Геринг (1933).

Из инструкции полицейским: «Полицейским чиновникам, которые при исполнении своих обязанностей пустят в ход свое оружие, я окажу покровительство независимо от последствий… Напротив, всякий, кто проявит ложное мягкосердечие, должен ждать наказания по службе. Пусть чиновник всегда помнит, сто непринятие мер – больший поступок, чем ошибка, допущенная при их проведении».

Из напутствия штурмовикам и эсэсовцам: «Я пришел сюда не для того, чтобы блюсти справедливость, моя цель – уничтожать и искоренять. Вот и все. Эту борьбу не на жизнь, а на смерть я веду вместе с низами, а именно с коричневыми рубашками. Я разъясняю, что народ должен сам себя защищать».

1. О зарождении каких явлений в стране свидетельствуют данные высказывания?

2. При каком политическом режиме возможны эти явления?

3. Кто такой Г.Геринг? Какой пост он занимал НСДАП?

 

Задание 5. Нападение Германии на СССР

Директива №21.План «Барбаросса»

Фюрер и верховный главнокомандующий                                     

Ставка фюрера 18.12.1940

 вооруженными силами.

 Верховное главнокомандование

 вооруженных сил.

 Штаб оперативного руководства                                                     

9 экз.Экз.№2

 Отдел обороны страны.                                                                Совершенно секретно.

№33408/40.                                                                                        

Только для командования.

Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии. (Вариант «Барбаросса»)

Сухопутные силы должны использовать для этой цели все находящиеся в их распоряжении соединения, за исключением тех, которые необходимы для защиты оккупированных территорий от всяких неожиданностей.

Задача военно-воздушных сил – высвободить такие силы для поддержки сухопутных войск при проведении Восточной кампании, чтобы можно было рассчитывать на быстрое завершение наземных операций и вместе с тем ограничить до минимума разрушения восточных областей Германии вражеской авиацией. Однако эта концентрация усилий ВВС на Востоке должна быть ограничена требованием, что бы все театры военных действий и районы размещения нашей военной промышленности были надежно прикрыты от налетов авиации противника и наступательные действия против Англии, особенно против ее морских коммуникаций, отнюдь не ослабевали.

Основные усилия военно-морского флота должны и во время Восточной кампании, безусловно, сосредотачиваться против Англии.

Приказ о стратегическом развертывании вооруженных сил против Советского Союза я отдам в случае необходимости за восемь недель до намеченного срока начала операций.

Приготовления, требующие более продолжительного времени, если они еще не начались, следует начать уже сейчас и закончить к 15.5.41г.

Решающее значение должно быть придано тому, чтобы наши намерения напасть не были распознаны.

Подготовительные мероприятия высших командных инстанций должны проводиться, исходя из следующих основных положений.

1.Общий замысел.

Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев. Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено.

Путем быстрого преследования должна быть достигнута линия, с которой русские военно-воздушные силы будут не в состоянии совершать налеты на имперскую территорию Германии.

Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга-Архангельск. Таким образом в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации…

Адольф Гитлер

1. В чем состояла суть плана «Барбаросса»?

2. Как план должен был быть реализован?

3. Имел ли данный план сходство с прежними завоевательными кампаниями А.Гитлера в Европе?

 

Задание 6. Письмо Бормана Розенбергу относительно политики

 на оккупированных территориях.

Многоуважаемый партейгеноссе Розенберг!

По поручению фюрера довожу до вашего сведения его пожелания, чтобы Вы соблюдали и проводили в жизнь в политике на оккупированных восточных территориях следующие принципы:

1. Мы можем быть только заинтересованы в том, чтобы сокращать прирост населения оккупированных восточных областей путем абортов. Немецкие юристы ни в коем случае не должны препятствовать этому. По мнению фюрера, следует разрешить на оккупированных восточных территориях широкую торговлю предохранительными средствами. Ибо мы нисколько не заинтересованы в том, чтобы ненемецкое население размножалось.

2. Опасность, что население оккупированных восточных областей будет размножаться сильнее, чем раньше, очень велика, ибо само собою понятно, его благоустроенность пока намного лучше. Именно поэтому мы должны принять необходимые меры против размножения ненемецкого населения.

3. Поэтому ни в коем случае не следует вводить немецкое обслуживание для местного населения оккупированных восточных областей. Например, ни при каких условиях не должны производиться прививки и другие оздоровительные мероприятия для ненемецкого населения.

4. Ни в коем случае не следует давать местному населению более высокое образование. Если мы совершим эту оплошность, мы сами породим в будущем сопротивление против нас. Поэтому, по мнению фюрера, вполне достаточно обучать местное население, в том числе так называемых украинцев, только чтению и письму.

5. Ни в коем случае мы не должны какими бы то ни было мероприятиями развивать у местного населения чувство превосходства! Необходимо делать как раз обратное!

6. Вместо нынешнего алфавита в будущем в школах надо ввести для обучения латинский шрифт.

7. Немцы должны быть обязательно удалены из украинских городов. Даже размещение их в бараках вне городов лучше, чем внутри городов! Ни в коем случае не следует строить русские (украинские) города или благоустраивать их, ибо местное население не должно иметь более высокого жизненного уровня. Немцы будут жить в заново построенных городах и деревнях, строго изолированных от русского (украинского) населения. Поэтому дома, строящиеся для немцев, не должны быть похожи на русские (украинские). Мазанки, соломенные крыши и т.д. для немцев исключаются.

8. На коренной территории империи, подчеркнул фюрер, слишком многие вещи регламентированы законом. Этого мы ни в коем не должны практиковать в оккупированных восточных областях. Для местного населения не следует издавать слишком много законов: здесь надо обязательно ограничиться самым необходимым. Немецкая администрация должна быть поэтому небольшой. Областному комиссару надлежит работать с местными старостами. Ни в коем случае не следует создавать единого украинского правления на уровне генерального комиссариата или даже рейхскомиссариата….

Ваш М.Борман.

 

Задание 9. Из Устава Организации Объединенных Наций

Глава I

ЦЕЛИ И ПРИнЦИПЫ

Статья 1

Организация Объединенных Наций преследует Цели:

1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвра­щения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира, и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание и разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира.

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

4. Быть центром для согласования действия наций в достижении этих общих целей.

Статья 2

Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими Принципами:

1. Организация основана на принципе суверенного равенства ее Членов.

2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации.

3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силы или ее применения как против территориальной неприкосновенности, или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций.

5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею и соответствии с настоящим Уставом, и воздерживаются от оказании помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действие превентивного или принудительного характера.

6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

7. Настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII.

Глава II

ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 3

Первоначальными Членами Организации Объединенных Наций являются государства, которые, приняв участие в Конференции в Сан-Франциско по созданию Международной Организации или ранее подписав Декларацию Объединенных Наций от 1 январи 1942 года, подписали и ратифицировали настоящий Устав в соответствии со статьей 110.

Статья 4

1. Прием в Члены Организации открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

2. Прием любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Статья 5

Если против какого-либо Члена Организации были предприняты Советом Безопасности действия превентивного или принудительного характера, Генеральная Ассамблея имеет право, по рекомендации Совета Безопасности, приостанавливать осуществление прав и привилегий, принадлежащих ему, как Члену Организации. Осуществление этих прав и привилегий может быть восстановлено Советом Безопасности.

Статья 6

Член Организации, систематически нарушающий принципы, содержащиеся в настоящем Уставе, может быть исключен из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

 

Глава III

ОРГАНЫ

Статья 7

1. В качестве главных органов Организации Объединенных Наций учреждаются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

2. Вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми, могут учреждаться в соответствии с настоящим Уставом.

Статья 8

Организация Объединенных Наций не устанавливает никаких ограничений в отношении права мужчин и женщин участвовать в любом качестве и на равных условиях в ее главных и вспомогательных органах.

Глава IV

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ. СОСТАВ

Статья 9

1. Генеральная Ассамблея состоит из всех Членов Организации.

2. Каждый Член Организации имеет не более 5 представителей в Генеральной Ассамблее.

ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ

Статья 10

Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом, и, за исключениями, предусмотренными статьей 12, давать рекомендации членам Организации Объединенных Наций или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

Статья 11

1. Генеральная ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и давать в отношении этих принципов рекомендации членам Организации или Совету Безопасности или и членам Организации и Совету Безопасности.

2. Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым членом Организации или Советом Безопасности или государством, которое не является членом Организации, в соответствии с пунктом 2 статьи 35, и, за исключениями, предусмотренными статьей 12, давать в отношении любых этих вопросов рекомендации заинтересованному государству, или государствам, или Совету Безопасности.

Любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности до или после обсуждения.

3. Генеральная Ассамблея может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности.

4. Полномочия Генеральной Ассамблеи, изложенные в настоящей статье, не должны ограничивать общего смысла статьи 10.

Статья 12

1. Когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него настоящим Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может давать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом.

2. Генеральный секретарь, с согласия Совета Безопасности, уведомляет Генеральную Ассамблею на каждой ее сессии о всех вопросах, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности, и таким же образом уведомляет Генеральную Ассамблею, а если Генеральная Ассамблея не заседает, то членов Организации немедленно, как только Совет Безопасности прекратит рассмотрение таких вопросов.

Статья 13

1. Генеральная Ассамблея организует исследование и дает рекомендации в целях:

а) содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации;

б) содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

2. Дальнейшие обязанности, функции и полномочия Генеральной Ассамблеи в отношении вопросов, упомянутых выше в пункте 1б, изложены в главах IX и X.

Статья 14

С соблюдением положений статьи 12 Генеральная Ассамблея уполномочивается рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, включая ситуации, возникающие в результате нарушения положений нестоящего Устава, излагающих цели и принципы объединенных наций.

Статья 15

1. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности; эти доклады должны включать отчет о мерах по поддержанию международного мира и безопасности, которые Совет Безопасности решил предпринять или предпринял.

2. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает доклады других органов Организации.

Статья 16

Генеральная Ассамблея выполняет в отношении международной системы опеки такие функции, которые возложены на нее на основании глав XII и XIII, включая утверждение соглашений по опеке для территорий, не отнесенных к числу стратегических.

Статья 17

1. Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет Организации.

2. Члены Организации несут ее расходы по распределению, устанавливаемому Генеральной Ассамблеей.

3. Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями, упомянутыми в статье 57, и проверяет административные бюджеты таких специализированных учреждений с той целью, чтобы сделать рекомендации заинтересованным учреждениям.

Глава V

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ. СОСТАВ

Статья 23

1. Совет Безопасности состоит из 11 Членов Организации; Китайская Республика, Франция, Союз Советских Социалис­тических Республик, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки являются постоянными Членами Совета Безопасности. Генеральная Ассамблея избирает 6 других Членов Организации в качестве непостоянных Членов Совета Безопасности, уделяя в особенности должное внимание, в первую очередь, степени участия Членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.

2. Непостоянные Члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. Однако при первых выборах непостоянных Членов, трое избираются на срок в один год. Выбывающий Член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.

3. Каждый Член Совета Безопасности имеет одного представителя.

ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ

Статья 24

1. Для обеспечения быстрых и эффективных действий Организации Объединенных Наций ее Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.

2. При исполнении этих обязанностей Совет Безопасности действует в соответствии с Целями и Принципами Объединенных Наций. Определенные полномочия, предоставленные Совету Безопасности для выполнения этих обязанностей, изложены в главах VII, VIII и XII.

3. Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ежегодные доклады и, по мере надобности, специальные доклады.

Статья 25

Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Статья 26

В целях содействия установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения, Совет Безопасности несет ответственность за формулирование, при помощи Военно-Штабного Комитета, указанного в статье 47, планов создания системы регулирования вооружений для представления их Членам Организации».

1. Выпишите из Устава:

а) основные цели ООН,

б) принципы функционирования ООН,

в) статьи о членстве,

г) основные руководящие организации,

д) кратко функции Генеральной Ассамблеи,

Задание 12.

1. Каковы предпосылки зарождения современного терроризма?

2. Каковы причины массового терроризма?

3. Каковы источники мирового терроризма?

4. Связан ли террор с религией и национальностью?

 

Заполните таблицу

Терроризм

Год Террористические акты Россия Европа США Ближний Восток Азия и Африка
             

 

Задание 13.

1. Дайте определение понятиям: «цветная революция», «мягкая власть».

2. Перечислите особенности, инструменты, механизмы и цели «цветных революций»;

3. Какова роль СМИ, НКО, социальных сетей в «цветных революциях»?

4.Заполните таблицу:

 

«Цветные революции: состоявшиеся и провалившиеся»

Год Страна Название Механизмы и инструменты Заинтересованные страны Результат
           
           
           
           

 

Задание 14. Рассмотрите репродукции и найдите соответствия. А) кубизм; Б) экспрессионизм; в) «Синий всадник»; г) фовизм; д) супрематизм; е) «Парижская школа»; ж) сюрреализм; з) поп-арт; и) Young British Artists .

1. 2.

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Задание 15. Дайте определение следующим понятиям:

Монополия, государственно-монополистический капитализм, милитаризм, шовинизм, социал-демократия, феминизм, военно-политический блок, авторитарный режим, мировой экономический кризис, нацизм, «мировая революция», индустриализация, «культурная революция», биполярный мир, сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война», пацифизм, санкции, информационная война, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, антиколониализм, национально-освободительная борьба, постиндустриальное общество, интеграция, однополярный мир, многополярный мир, глобализация, антиглобализм, третий мир, сепаратизм, экуменизм, терроризм.

 


[1] Прежде всего царство «Субарту» с центрами в Ашшуре и Шубатэллиле. [2] Прежде всего царство Ларсы.

 

[3] Дхарма – нравственный долг, обязанность, добродетель.

[4] Пессарий – устаревшая лекарственная форма в виде свечей.

[5] Речь идет о литотомии, то есть об удалении камней – операции, которую могли производить особые специалисты.

[6]Наказание за разглашение врачебной тайны предусматривается современными законодательствами, в том числе российским. В данном случае вопрос ставится еще шире: врач не должен компрометировать больного даже тогда, когда знает о нем нечто помимо лечения.

* В 1963 г. Совет НАТО подтвердил, что Договор не распространяется на Алжир со дня приобретения им независимости.


ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

Практикум

 

Нижний Новгород

2018

Е.А.Акимова, Н.Л.Акушева, А.В.Титко

История мировых цивилизаций. Практикум. – Нижний Новгород., - НИУ РАНХиГС, 2018. – 73 с.

 

Практикум предназначен для студентов, аспирантов, всех интересующихся историей мировых цивилизаций и всеобщей историей.

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Теоретические проблемы истории мировых цивилизаций……………………………………………………………………….3

Тема 2. Особенности древневосточных цивилизаций…………………

Тема 3. Античная цивилизация и ее наследие. Византийская цивилизация………………………………………………………………….

Тема 4. Западноевропейская цивилизация в Средние века и в эпоху Возрождения…………………………………………………………………

Тема 5. Цивилизация в эпоху Нового времени (вторая половина XVII-XVIII вв.)……………………………………………………………………..

Тема 6. Цивилизация Востока в Средние века и Новое время……….

Тема 7. Новое время: рождение индустриальной цивилизации (XIX- начало XX вв.)………………………………………………………………….

Тема 8. Новейшее время: переход к постиндустриальной цивилизации (XX- начало XXI вв.)…………………………………………………………..

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 684.