1. Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей степени социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.
2. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен.
3. Недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются непосредственно подотчетными широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальную вовлеченность. До тех пор пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.
4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных структурах и благотворительных организациях.
Более наглядно положительные и отрицательные результаты активной социальной политики компании можно представить следующим образом (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Выгоды и издержки активной социальной политики
международной корпорации
Выгоды | Издержки |
Перераспределение доходов и направление их на социальные нужды Улучшение жизни местного сообщества Сокращение государственного участия в решении социальных проблем, концентрация ресурсов на важнейших направлениях Формирование благоприятных для бизнеса долгосрочных перспектив Формирование привлекательного имиджа компании | Сокращение размеров средств, которые корпорация могла бы направить на развитие производства, техническое перевооружение. Повышение цен на продукцию, так в них включаются затраты, связанные с выполнением социальных функций. Осуществление деятельности, не являющейся основной задачей коммерческой структуры, то есть решение проблем, связанных с неэффективной работой государственных социальных или благотворительных служб, которые несут ответственность за эту сферу. Отсутствие опыта в решении социальных проблем и поэтому не всегда эффективное использование ресурсов. |
Таким образом, среди преимуществ активной социальной политики выделяют:
· улучшение имиджа фирмы на местном и национальном уровнях;
· освещение деятельности в средствах массовой информации и возможность обращения к целевым группам;
· улучшение взаимоотношений с инвесторами и внутрифирменных взаимоотношений;
· получение доступа к определенным рынкам;
· получение налоговых льгот;
· сокращение операционных расходов (например за счет сокращения отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов);
· получение доступа к социально ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в области защиты окружающей среды;*
· повышение продаж, лояльности клиентов (потребители хотят знать, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов, некоторые потребители даже готовы платить больше за «ответственные» продукты);
· привлечение и удержание сотрудников (люди предпочитают работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными);
· сокращение претензий со стороны регулирующих органов;
· более эффективное управление рисками;
· повышение конкурентоспособности: рост прибыли, ускорение темпов роста, повышение производительности и качества продукта (услуги);
Среди недостатков можно назвать:
· сокращение размеров средств, которые корпорация могла бы направить на развитие производства, техническое перевооружение;
· повышение цен на продукцию, так в них включаются затраты, связанные с выполнением социальных функций;
· осуществление деятельности, не являющейся основной задачей коммерческой структуры, то есть решение проблем, связанных с неэффективной работой государственных социальных или благотворительных служб, которые несут ответственность за эту сферу;
· отсутствие опыта в решении социальных проблем и поэтому не всегда эффективное использование ресурсов.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте эссе на тему «Социальная ответственность бизнеса: за и против».
Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.