История концепции « корпоративная социальная ответственность »
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Концепция корпоративной социальной ответственности берет своё начало в трудах учёных-экономистов конца XIX, начала XX века. В это время мыслители начинают понимать, что для сбалансированного развития страны важно не только государственное регулирование экономики, но также необходим и общественный контроль и регулирование. Провалы и несовершенства рынка, так же, как и провалы государственного управления, делают общественный контроль составным элементом экономического порядка. Отсюда вытекает, что этика должна быть неотъемлемой частью экономической теории. Дж. М. Кларк – известный американский экономист первой половины XX века, а также другие учёные того времени, считали, что возникла необходимость в повышении роли в экономическом регулировании таких компонентов общественного сектора, как коллективное сознание и добровольное применение принципов сотрудничества.

По Дж. М. Кларку, целью управления являлось «сбалансированное общество», в котором частная деятельность в сочетании с правительственным контролем могли бы обеспечить равновесие между эгоистическим интересом и общественными интересами. Свободные люди, говорил Дж. М. Кларк, должны работать сообща, чтобы возобладало чувство ответственности, поскольку только при этом условии существующая система (общество, государство) может выжить. Он считал неизбежным применение понятия благосостояния в экономическое мышление, так как экономика связана с представлением людей о ценностях, а значит, этические критерии должны составлять её неотъемлемую часть. Нравственные начала человеческого общежития становятся средством максимизации общественного благосостояния. Развитие цивилизации на основе социального сотрудничества людей предполагает активное участие населения и бизнеса в решении задач как мелких локальных сообществ, так и на общегосударственном уровне.

Решение задач по достижению общественного блага напрямую оказалось связанным с понятием социальная ответственность и одной из ведущих форм её выражения – благотворительностью. Понятие «благотворительная деятельность» характеризуется двумя базовыми признаками:

1) добровольным осуществлением этой деятельности;

2) бескорыстностью.

Второй признак отличает спонсорство от благотворительности. Спонсорство является не пожертвованием, а вложением средств, так как подразумевают возвращение инвестиции как результат рекламы, PR-акции. Под бескорыстностью понимается оказание поддержки не только на безвозмездной, но и на льготной основе.

Перечень форм, в которых в соответствии с законом может осуществляться благотворительная деятельность, достаточно широк: это и выделение денежных средств, и передача товаров приобретенных или собственного производства, предоставление своего труда гражданами и др.

Основными целями благотворительной деятельности являются общественно значимые цели, социальная поддержка и защита граждан. Для ведения благотворительной деятельности могут создаваться специальные благотворительные организации. К ним относятся общественные организации (объединения), фонды и учреждения. Коммерческие структуры чаще всего создают благотворительные фонды.

Фондом считается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданином или юридическим лицом на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Хотя понятие благотворительность появилось достаточно давно, как и понимание необходимости благотворительной деятельности для гармоничного развития общества, понятие «корпоративная социальная ответственность» сформировалось сравнительно недавно. До этого существовали разрозненные стандарты и кодексы в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды.

Первые корпоративные этические кодексы появились в США в начале XX в. Первоначально это были короткие формулировки основных идей, например: «Компания придерживается стандартов американской системы свободного предпринимательства», а также перечни некоторых норм обращения с клиентами и соперниками. Некоторые из таких кодексов существуют до сих пор в виде «кредо» корпорации.

Следующая стадия развития корпоративных кодексов наступила в начале 50-х годов, когда после ряда нашумевших процессов против крупных компаний в кодексы стали включаться некоторые положения антимонопольных законов, принимавшихся в США в 1890, 1914 и 1936 гг. В кодексах этого времени можно встретить подробные инструкции, как соблюдать антимонопольные законы, запрещающие навязывание ценовой политики другим фирмам и сговор с конкурентами.

Термин КСО своими корнями уходит в 50-е годы XX века, когда американский ученый Г. Боуен впервые затронул данную проблематику в своей книге «Социальная ответственность бизнесмена», отметив необходимость включения ряда социальных вопросов в сферу ответственности бизнеса.

В 1977 г. специалисты из Университета штата Виржиния провели обследование 1/5 американских компаний, численность сотрудников в которых превышает 500 чел. Выяснилось, что около 90% таких компаний имели четко формализованные этические кодексы. Причем 40% из них приняли такие документы еще до 1967 г. Интересно, что раньше, чем у других, своды этических правил появились в компаниях, занятых в сфере страхования и услуг. Мелких фирм, принявших кодексы поведения, в эти годы было значительно меньше – всего 45%.

Инициаторами и авторами кодексов в основном были представители высшего управленческого персонала. Текст утверждался Советом директоров или исполнительным директором. Только четверть кодексов была адресована всем служащим, в основном они предназначались менеджерам.

В 1980 г. все кодексы запрещали служащим вступать в конфликты интересов, брать взятки и принимать подарки. Только в 62% из них запрещалось злоупотребление служебным положением, использование активов и внутренней информации фирмы в личных интересах. В 60% случаев особое внимание уделялось честности в предоставлении информации и в рекламе.

Проведенный в 1983 г. анализ содержания кодексов 116 ведущих американских корпораций позволил определить темы, наиболее часто затрагиваемые в кодексах. Чаще всего встречаются:

- регламентация отношений к исполнительной власти США;

- регламентация отношений с клиентами и партнерами;

- правила отношения с подчиненными;

- правила отношений с конкурентами;

- регламентация отношений с иностранными правительствами;

- правила отношений с вкладчиками;

- определение гражданских и общественных обязанностей;

- отношение к защите окружающей среды.

Сегодня почти все крупные корпорации и половина мелких фирм США имеют подробные своды правил, регулирующих отношения с клиентами, партнерами, государством и обществом.

В эти годы (начало 80-х прошлого столетия) корпоративные кодексы имели место в основном в американских компаниях. По исследованиям среди 200 корпораций мира из неамериканских лишь 30 % имели свои кодексы. Однако по содержанию американские и европейские кодексы сильно отличались друг от друга. Если американская деловая этика больше повернута к клиентам, подрядчикам и партнерам, то европейская – к служащим и обществу в целом. Гораздо больше европейских компаний обращались и к вопросам охраны окружающей среды. В сфере социальной политики компаний стандарты, правила, кодексы не были выработаны вообще, преобладал «случайный» подход: работа по обращениям, ответы на просьбы местных властей или требования профсоюзов.

В конце семидесятых годов XX века ведущие компании США и Великобритании начали понимать необходимость объединить разрозненные элементы корпоративной политики, связанные с взаимоотношениями компании с внешней средой, и выработать целостные подходы к взаимодействию с обществом. Общий подход должен был увязать философию компании, ее маркетинговую стратегию с ожиданиями общества. Среди причин, побудивших крупные компании обратить более пристальное внимание на политику взаимоотношений с обществом, можно выделить следующие:

1. усилившееся давление со стороны государства, которое в Великобритании и других странах Западной Европы под давлением общества выдвинуло более жесткие стандарты в сфере трудового законодательства, охраны окружающей среды. В США роль государства была значительно ниже, однако и в Соединенных Штатах постепенно ужесточались нормы экологической безопасности, усложнялось трудовое право;

2. давление профсоюзов, прежде всего, в сфере охраны труда и в социальной политике;

3. значительно возросшую взаимосвязь между общественным мнением и уровнем продаж. Отношение к тому или иному товару или бренду определялось теперь не только качеством самого товара, эффективностью рекламы, но на поведение потребителей влиял и общий имидж компании, в том числе ответственность ее поведения в отношении партнеров, работников, окружающей среды, общества в целом.

В результате в начале XXI века большинство ведущих компаний США и Западной Европы уже имели собственную политику корпоративной социальной ответственности. В развитых странах стали создаваться объединения компаний, целью которых являлось развитие и продвижение концепции корпоративной социальной ответственности. К этой теме обратились исследователи и эксперты, работающие в области корпоративного управления, а изучение концепции корпоративной социальной ответственности вошло во все учебные курсы по корпоративному менеджменту ведущих экономических вузов. Появление новой управленческой дисциплины под названием Корпоративная социальная ответственность относится к началу нового тысячелетия.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.