Международное экономическое право (МЭП) как отрасль международного права представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в области международных экономических отношений.
Предмет МЭП - международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного права. К экономическим можно отнести торговые, коммерческие отношения, а также отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и др.
Международно-правовое регулирование экономических, в первую очередь, торговых взаимоотношений между государствами возникло давно. Торговые отношения с давних пор являются предметом международных договоров. В XVII веке появляются первые специальные торговые договоры. К XX веку сложились некоторые специальные принципы, институты и международно-правовые доктрины, относящиеся к регулированию экономических взаимоотношений государств. Появление новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества в XIX-XX ст. повлекло за собой возникновение новых видов договоров, а также создание многих международных экономических и научно-технических организаций. Во второй половине XX века в Европе возникают особые экономические интеграционные международные организации - Европейское Сообщество и Совет Экономической Взаимопомощи. В 1947 г. был заключен первый в истории многосторонний торговый договор - Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), на базе которого было создано особого рода международное учреждение, объединяющие на сегодняшний день свыше ста государств.
Источники МЭП те же, что и в международном публичном праве. Характерным для МЭП является большое количество рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Но сердцевину МЭП составляют многосторонние договоры. Примером универсальных международных экономических договоров является ГАТТ 1947 г. Но в чаще всего сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров. Наиболее существенное значение для формирования норм международного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров. Исторический обычай в качестве источника играл значительную роль как в международном праве вообще, так и в международном экономическом праве в частности.
Главная цель международного экономического права, как и всего международного права - это обеспечение мира. Одна из важнейших целей МЭП - создание правовых основ международной экономической безопасности. К числу основных целей МЭП относится также объединение усилий государств в разрешении глобальных проблем - энергетических, продовольственных, транспортных, сырьевых, природоохранных, обеспечение социального прогресса народов, подъем их жизненного уровня и благосостояния.
Общие принципы международного права, такие как принцип уважения государственного суверенитета, суверенного равенства государств, сотрудничества, неприменения силы или угрозы силой, а также невмешательства во внутренние дела государств, имеют основополагающее значение для регулирования международных экономических отношений.
Наряду с основными принципами международного права в международных экономических отношениях применяются и специальные принципы:
- неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и природными ресурсами;
- свободы выбора организации внешнеэкономических связей;
- экономической недискриминации;
- равенства и взаимной выгоды государств;
- развития взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техники.
Основополагающим фактором, определяющим взаимоотношения государств в экономической сфере, является установление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам. Выделяют следующие виды режимов:
а) режим наибольшего благоприятствования (означает, что государство предоставляет другому государству (его юридическим и физическим лицам) преимущества и привилегии, такие и в таком объеме, которые оно может предоставить или предоставляет третьему государству);
б) преференционный режим (заключается в предоставлении льгот в сфере торговли, таможенных платежей);
в) национальный режим (предусматривает предоставление таких же прав иностранным юридическим и физическим лицам, как и собственным физическим и юридическим лицам);
г) специальный режим (устанавливает любые специальные права для иностранных юридических и физических лиц).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 303.