Вплоть до ХХ в. концепция прав человека не получала адекватного национально-правового и международно-правового воплощения. Лишь испытав невероятные ужасы и колоссальные трагедии двух мировых войн, человечество осознало необходимость юридического закрепления концепции прав человека и выработки механизмов защиты этих прав на национальном и международном уровне.
Под населением чаще всего понимают совокупность индивидов, которые проживают в данный момент на территории того или иного государства и принадлежат к его юрисдикции. Население любого государства состоит из следующих категорий: граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. Есть некоторые промежуточные категории, но они относятся к одной из перечисленных основных категорий - это лица, которые имеют двойное гражданство - бипатриды.
Положение индивида в обществе, отображенное и закрепленное в Конституции, определяется как конституционный статус лица. Его содержание, в первую очередь, закрепляется в институте гражданства.
Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Эти взаимные права и обязанности регулируются внутренним законодательством государства, которое должно соответствовать действующим нормам международного права.
Основные способы приобретения гражданства:
а) по рождению;
б) в результате натурализации.
Приобретение гражданства по рождению основывается: на принципе «крови» (гражданство ребенка зависит от гражданства родителей); принципе «почвы» (гражданство ребенка зависит от государства, где он родился) и сочетании обоих принципов.
Натурализация может происходить в следующих случаях: ходатайство лица, которое желает изменить гражданство, или лица без гражданства; наличие брака с иностранцем; усыновление ребенка, который имеет гражданство другого государства, или не имеет гражданства. Иногда возможно приобретение гражданства по инициативе компетентного органа власти государства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в этом случае предоставляют за особые заслуги перед государством. Один из способов приобретения гражданство в исключительном порядке - реинтеграция, или возобновление в гражданстве. Наконец, приобретение гражданства на основании международных соглашений (например, при распаде государства или наоборот, при объединении государств).
Для определения понятия гражданства важным является объем прав и обязанностей лица и государства, а также наличие у гражданина отдельных конкретных прав. Учитывая институт гражданства, различают абсолютные и относительные права. Абсолютные права - это права, которые имеет каждый человек по отношению ко всем людям. Относительные же права каждый член определенного общества имеет только в этом обществе. К относительным правам относятся: право на постоянное место проживания и право на политические действия. Только граждане государства наделены как абсолютными, так и относительными правами.
Что касается утраты гражданства можно выделить три ее формы: выход из гражданства; натурализация; лишение гражданства. Лица без гражданства не имеют устойчивой правовой связи с государством, следовательно, не могут рассчитывать на дипломатическую защиту какого-либо государства.
Право убежища.
Под термином "беженец" понимается иностранец (иностранный гражданин или лицо без гражданства), который вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расовой, национальной принадлежности, отношения к религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям вынужден покинуть территорию государства, гражданином которого он является (или территорию страны своего постоянного проживания), и не может или не желает пользоваться защитой этого государства вследствие указанных опасений. Проблема беженцев нашла свое отражение во многих международных соглашениях. При ООН есть Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, которое существует с 28 июня 1951 г., принята Конвенция о статусе беженцев. Позже был принят Протокол, который внес некоторые изменения в эту Конвенцию. Статус беженцев мало чем отличается от статуса лиц без гражданства, поэтому их еще называют лицами без гражданства de facto. В Украине принят Закон “О беженцах", согласно которому лицо, которое приобрело статус беженца в Украине, имеет право на:
-выбор места временного проживания из предложенного ему миграционной службой перечня населенных пунктов и передвижения по территории Украины при условии соблюдения правил, установленных для иностранцев;
-право на труд или на предпринимательскую деятельность, приобретение в собственность имущества на условиях, предусмотренных законодательством Украины для иностранцев;
-здравоохранение и отдых в порядке, предусмотренном законодательством для граждан Украины;
-получение денежной помощи, пенсий и других видов социального обеспечения в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;
-пользование жильем, предоставленным в месте временного проживания;
-обучение в порядке, предусмотренном законодательством Украины для иностранцев;
-пользование достижениями культуры;
-свободу совести и свободное осуществление религиозных обрядов;
-неприкосновенность личности, жилища, охрану законом личной жизни, тайны переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений;
-судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и жилище, а также защиту имущественных и неимущественных прав.
В этом законе также указывается, что Украина сотрудничает с другими государствами и международными организациями с целью устранения причин возникновения проблемы беженцев, улучшения их материального положения и совершенствования правового статуса, а также возвращения беженцев в страну их постоянного проживания.
Принадлежность к категории политических беженцев дает право обратиться за получением политического убежища. Под политическим убежищем понимается право государства предоставлять любому лицу или лицам возможность прятаться от преследований по политическим мотивам, которые они претерпели в государстве своего гражданства.
Существуют территориальное (на территории государства) и дипломатическое (в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства или на иностранном судне) убежище. Право территориального убежища признается большинством государств, а дипломатического - только некоторыми государствами Латинской Америки.
Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. 14 декабря 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище.
Предоставление убежища - суверенное право государства. То есть оно может его предоставить любому лицу или лицам, но может и отказать в нем. Основным международно-правовым последствием предоставления убежища является обязательство государства не выдавать лицо, которому было предоставлено убежище. Общепризнанным является положение, согласно которому убежище не должно предоставляться лицу, совершившему уголовное преступление. Лица, получившие убежище на территории иностранного государства, пользуются широкими правами. Как правило, их правовой статус приближается к статусу апатридов (лиц без гражданства). Второе международно-правовое последствие предоставления убежища заключается в том, что государство, предоставившее его любому лицу, получает право на предоставление квазидипломатической защиты в случае нарушения прав этого лица за границей. Третье последствие - государство несет ответственность за деятельность такого лица. Политическое убежище прекращается, если отпали обстоятельства, принудившие политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализовался в государстве, которое предоставило ему убежище.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 243.