Социально-психологические параметры малой группы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Часть социально-психологических феноменов малой группы были указаны выше, остановимся на некоторых из них подробнее и обозначим другие понятия, при помощи которых осуществляется социально-психологическое описание малой группы.

Состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные,

профессиональные или социальные характеристики членов группы. Другими словами, некоторый набор критериев для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана.

Весьма важной характеристикой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения, является групповая совместимость.

Различают такие ее виды как физиологическая, психофизиологическая (например, темпераментов), психологическая (в частности, по интересам) и наивысшая ступень — идеологическая (включает ценностно-ориентационное единство).

Каждой группе присущ социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений. Она проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или

препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Таковыми могут быть в первом случае симпатии, взаимопомощь, всеобщая заинтересованность в успехе, во втором

— конкуренция, зависть, амбиции и т.п. Каждый член группы влияет на социально-психологический климат коллектива, создавая и изменяя его. Но и

сам социально-психологический климат коллектива оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать адекватно общим настроениям.

Весьма важными характеристиками группы являются ее ценностно-личностные ориентации (ЦЛО) — свойства личности, наиболее ценимые в данной группе. Это могут быть талант, положение в обществе, обаяние, деловые качества и т.п.

Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой сплоченности (КГС). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа. Хотя иногда он свидетельствует лишь о большом количестве взаимно

симпатизирующих пар индивидов, что может быть «уравновешено» не меньшим количеством взаимно антагонизирующих пар. Данный параметр может характеризовать, в частности, функциональный «расклад» симпатий, смысл которого в том, что один и тот же член группы для выхода на «разведзадание» может предпочесть совсем иного партнера, нежели для игры в покер. Значимость же тех или иных симпатий для группы в целом зависит от ее общегрупповых ЦЛО. Исследование группы на КГС производится методом социометрии.

Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким

образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на

основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Специфика отношения к ценностям общества определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы,

естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой.

Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и

почему он так поступает, как соотносятся социальные и «личностные» нормы. Механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм, называются санкциями. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные

 

Типы формальных групп

Группа руководителя (командная группа)состоит из руководителя организации и его непосредственных подчиненных, которые тоже могут быть руководителями (президент компании и вице-президенты, директор магазина и его заместители).

Целевая группасостоит из лиц, вместе работающих над заданиями, выполняющих специализированные функции и имеющих общего руководителя (плановый отдел, бюро новой техники).

Комитет (совет, комиссия, команда) – этой группе делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий, характерно групповое принятие решений.Специальный

комитетпредставляет собой временную группу, созданную для выполнения определенной цели (комитет для выявления проблем в обслуживании клиентов). Постоянный комитет– непрерывно действующая группа в организации (комиссия по рассмотрению жалоб клиентов).

Комитеты используются в следующих случаях:

  • какому-либо ответственному лицу необходима консультационная помощь;
  • необходимо принять совершенно новое решение;
  • необходимо скоординировать деятельность различных подразделений организации;
  • нежелательно сосредоточивать власть в руках одного руководителя.

Помимо формального общения между людьми, предусмотренного внутриорганизационными нормами и полномочиями, существует самопроизвольное взаимодействие людей, в результате чего они объединяются в группы, названные неформальными (рис. 53).

Уровни конфликта

В организации обычно выделяют 5 уровней конфликтов. Так, конфликты могут возникать внутри личности, между личностями, между группой и личностью, между группами, внутри компании.

Уровни конфликта в организации тесно взаимосвязаны. Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 347.