ОТВЕТ: В 1943 г. психолог А. Маслоу предположил, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. Он считал, что потребности формируют иерархию, в которой любая другая становится
мотиватором только лишь после того, как низшая в иерархии будет пройдена. Выглядит иерархия следующим образом:
- пирамида потребностей Маслоу
- Физиологические потребности - нужда в пище, воде, сне и других вещах, необходимых для обеспечения жизни;
- Потребности безопасности - нужда в безопасности, защите, порядке, мире;
- Потребности в любви - нужды любви и принадлежности. Люди сытые и находящиеся в безопасности ощущают нужду в друзьях и семье, в принад-лежности к группе; эти нужды называются социальными потребностями;
- Потребности в уважении - статус, престиж, слава, успех, внимание;
- Потребности в самовыражении - высший уровень, по А. Маслоу, - нужда в превращении потенции в действительность, достижении того, чего можно достичь. Эта потребность может осуществиться в разных вещах - написании поэмы, воспитании семьи или чего-то подобного.
Теория А. Маслоу основана на исследовании пациентов с нервными расстройствами и применяется в различных областях в настоящее время, в том числе и в менеджменте.
Потребности, которые удовлетворены, не действуют как мотиваторы. Заключенный не увеличит свои порывы к труду иначе как за обещание дополнительного куска хлеба. Высокооплачиваемый специалист
связывает свою мотивацию в наивысшей исполнительности с нуждой в самовыражении. Между этими двумя крайностями лежат потребности и других уровней, которые будут использоваться умными менеджерами и будут игнорироваться авторитарными управленцами с жестким руководством.
Теория А. Маслоу оказала большое влияние на развитие современного менеджмента. Однако жизнь показала, что в ней есть ряд очень уязвимых моментов. Так, потребности по-разному проявляются в
зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и так далее); не обязательно
наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» А. Маслоу; удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию
1. Раскройте суть двухфакторной теории мотивации Ф.Герцберга
ОТВЕТ: Теория Герцберга, в основе которой размещены 2-е разновидности человеческих потребностей с мотивирующими и гигиеническими факторами. Двухфакторной теорией называл ее Фредерик Герцберг, американский психолог в 1959 г.
Теория Герцберга кратко состояла в выявлении неудовлетворенности и удовлетворенности человека в течении трудовой активности, основание понижения и поднятия продуктивности, отдачи труда.
В заключение исследования выявили, что существуют:
гигиенические факторы, когда удовлетворенность от задания зависит от ее содержательных и внутренних характеристик.
мотивирующие факторы, когда неудовлетворенность человека зависит от ее контента и внешних характеристик задания, работы.
Мотивирующие обстоятельства напрямую соединены с работой, с его характером, а гигиенические — с окружающим миром, средой, где выполняется работа.
Гигиенический фактор получил название от существительного — «гигиена», взятого из медицинского словаря, что означает «предупреждение».
Гигиенические обстоятельства должны помогать поддерживать здоровье работающих людей, но не предусмотрено обязательное улучшение.
К основным гигиеническим факторам относятся:
Заинтересованность руководителя в работнике;
Удобный рабочий график;
Присутствие соц. пакета;
Достойная выплата за труд;
Соблюдение техники безопасности труда;
Проведение плановых мероприятий в области социальных и производственных программ: здравоохранения, обновление оборудования;
Нормативные условия трудовой смены (освещенность, влажность воздуха, отопление);
Доброжелательная атмосфера труда (с коллегами, руководством);
Дополнительный контроль работы.
Наличие перечисленных обстоятельств «здоровья» снимают частично неудовлетворенность самой работой.
Практически гигиенические обстоятельства никогда полного удовлетворения не вызывают.
Мотивирующие факторы
По другому эти факторы называют способствующими, которые побуждают работника к улучшенному исполнению своих обязанностей, потребности человека в увеличении личностного роста.
К «мотиваторам» относятся:
Трудовой успех;
Высокопрофессиональный подъём;
Положение в обществе;
Интересная и любимая трудовая деятельность;
Ответственность за проделанную работу;
Повышение по службе, увеличение разряда.
Признание коллектива, руководства вас как специалиста дает работнику ощущение собственного самоуважения и достоинства. Немаловажно, услышать слова благодарности со стороны руководителя о качественно выполненной задачи работником.
Стимулирует личностный рост содержательная и созидательная работа, а однообразная робота восхищения не доставлят.
Ряд мотивирующих явлений подразумевает, что любой работник способен мотивированно трудиться, когда цель видна и считает ее
выполнимой. Неадекватность или лишение мотивирующих явлений не влечет к неудовлетворенности задания. Но присутствие причин мотивации доставляет удовольствие и нацеливает человека к наиболее производительному процессу труда.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 346.