Педагог.
Мама пироги печет.
Заинька не отстает,
«Печь пирожки» — сверху то одна ладошка, то другая.
Пальчики стараются,
Плюшки получаются.
На дощечке нет уж места,
Развести руками в стороны.
Мама снова месит тесто.
— Отдохни, — сказала мама.
«Месить тесто», сжимая пальцы в кулак то на одной руке, то на другой.
Заинька твердит упрямо:
Отрицательно качать головой.
— У слоненка день рожденья,
Очень любит он печенье,
Прижать ладони друг к другу.
Рыбку любит кошка,
Волнообразные движения кистями рук.
Бублики — Матрешка.
Соединить большие и указательные пальцы.
Все я это испеку,
«Печь пирожки».
Только не жалей муку.
(В. Мирясова)
Вот и вечер. Значит, ужин
Моему зайчонку нужен.
Дам ему томатный сок,
Испеку еще блинок.
Дети рассказывают русскую народную потешку, сопровождая речь движениями
Дубы-дубочки,
Пеку блиночки,
Ритмично хлопать так, чтобы то одна, то другая рука была сверху.
Блиночки горячи,
Не хотят сидеть в печи,
Блиночки румяные,
С маслицем, сметаною.
За окном темным-темно,
Зайке спать пора давно.
— Перед сном умойся, милый!
Вот зубная щетка, мыло,
Ванна с пеной ароматной,
В ней плескаться так приятно!
Будет всюду чистота —
От ушей и до хвоста!
Самомассаж тела «Мочалочка»
Педагог.
Трем рукой-мочалочкой
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Поглаживание и растирание ступни, голени и бедра в положении сидя.
Пятки и носочки —
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Ножку до коленочка —
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Мы помоем чистенько —
Вверх-вниз, вверх-вниз.
А бедро разотрем —
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Отдыхать пойдем —
Вверх-вниз, вверх-вниз.
(по Е. Сайкиной, Ж. Фирилевой)
На ночь заиньке-зайчишке
Я всегда читаю книжки.
— Ты послушай, зайка, сказки,
А потом закроешь глазки.
Кто не вертится в кроватке,
Сон увидит сладкий-сладкий.
Релаксация
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание «Колыбельной».
Занятие 30. «На лесном перекрестке»
Оборудование: игрушки — сорока, лисичка, мишка, зайчик, лягушонок, кот-милиционер, мышонок; детские машины, велосипед, самокат; бубен; три круга — красный, желтый, зеленый («светофор»); колечки — по одному каждому ребенку; кассета «Волшебство природы» из серии «Нарру bаbу».
Ход занятия
Педагог. Вылетела сорока из гнезда и понесла новость по всему лесу.
1. Массаж биологически активных зон «Сорока», проговаривая чистоговорку (см. занятие 28)
Закричала сорока:
Хором.
Тра-та-та, тра-та-та!
По лесу пошла молва:
Нынче солнце золотое
В небе водит хоровод
И на праздник на весенний
Лесных жителей зовет!
Сообщила сорока новость и дальше полетела.
2. Дети рассказывают стихотворение «Сорока», сопровождая
речь движениями (см. занятие 15)
Педагог. Услышали звери про праздник и поспешили на лесную поляну. Кто же первым до нее доберется?
Под кустом, под кустом
Кто-то с рыженьким хвостом.
Это хитрая лисичка,
Под кусточком лисий дом.
— Чтоб на праздник добраться быстрее,
На велосипед я сяду скорее! — говорит лисичка.
3. Ребята проговаривают чистоговорку, ритмично отхлопывая ритм (авторская разработка)
Хором.
Ед-ед-ед — где же мой велосипед?
Хлопки в ладоши.
Да-да-да — быстрая езда.
Скользящие удары ладонями друг о друга («тарелочки»).
Али-али-али — нажимаю на педали.
Поочередные хлопки по коленям.
Аль-аль-аль — быстро мчусь я вдаль.
Удары по коленям одновременно двумя руками.
Педагог. Мишка тоже собирается на праздник. Мишка говорит:
Сшила мама мне штаны
Небывалой ширины.
Я на праздник попаду,
Только стрелки наведу.
Смотрите, как мишка старается, гладит новые штаны, даже язычком и губами себе помогает.
4. Логопедическая гимнастика (на стимуляцию движений нижней челюсти)
1) Упражнение. Опускание нижней челюсти с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звука «а» на твердой атаке.
2) Упражнение. Выдвигание нижней челюсти вперед при закрытом рте.
3) Упражнение. Выдвигание нижней челюсти вперед при открытом рте, губы в улыбке.
4) Упражнение. Движение челюсти вправо-влево при закрытом рте.
5) Упражнение. Движение челюсти вправо-влево при открытом рте.
Педагог.
Раз — штанина, два — штанина.
Ну, теперь пора в машину.
А машина уже ждет медвежонка.
5. Фонопедические упражнения «Машина» по методу В. Емельянова (авторская разработка)
Хором.
Бр-р-р! — ворчит мотор.
Бр-р-р! — где мой шофер?
Бр-р-р! — урчит машина.
Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова «Бр-р-р!» ощущать вибрацию губ.
Бр-р-р! — проверь-ка шины!
Р-р-р! — бегу, бегу!
Р-р-р! — бензин налью.
Произносить текст фальцетом на одном дыхании.
Р-р-р! — проверю шины.
Р-р-р! — сажусь в машину.
Педагог.
Под березкой маленькой
Притаился заинька.
— Ты чего боишься, зайка?
Ну-ка, зайка, вылезай-ка! —
Папа зайке самокат
Подарил. А зайчик рад!
Встал зайчонок на самокат и поехал на нем на лесную полянку.
Быстро катит самокат
То вперед, а то назад.
6. Подвижная игра «Самокат» (на внимание)
Под подвижную музыку дети бегут по кругу друг за другом, на удар бубна поворачиваются и продолжают бег в другую сторону.
Педагог. Только у лягушонка нет ни машины, ни самоката. Попросил он лисичку подвести его на велосипеде. А у нее велосипед какой? Правильно, трехколесный. На нем второго сиденья нет. Лисичка и не смогла подвезти лягушонка, одна уехала. Говорит лягушонок:
Не хочет никто лягушонка везти,
Придется пешком мне на праздник идти.
Поскакал лягушонок прямо по дороге, по которой машины ходят.
Динамическое упражнение
Педагог.
Прыг-скок! Прыг-скок!
То вправо, то в бок.
Прыжки вправо-влево в чередовании с пружинистыми приседаниями.
Мне мама сказала: «Малыш, берегись
Прыжки на двух ногах на месте.
И вовремя в наше болото вернись!»
Прыг-скок! Прыг-скок!
А правила я не хочу соблюдать.
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Я буду по самой середке скакать!
Прыг-скок! Прыг-скок!
8. Игра-импровизация (действие обыгрывается на игрушках)
Педагог. Скачет лягушонок по дороге. А тут из-за угла выезжают лисичка на... (велосипеде), медвежонок на... (машине), зайчонок на... (самокате). Свернула лисичка в сторону, чтобы не сбить лягушонка, — погнула спицы у велосипедного колеса. Затормозил резко зайчик — сам упал, лапку ушиб. А мишкина машина врезалась в дерево. Вот какая авария из-за лягушонка получилась! Почему? (Ответы детей.) Правильно, лягушонок нарушил правила дорожного движения. Посередине дороги нельзя ходить. Если
нет тротуара, можно идти только по краешку дороги и навстречу
машинам, чтобы видеть их, и, если надо, успеть сойти на обочину.
Пришел тут лесной милиционер — кот. Починил он колесо у велосипеда, перевязал лапу зайчику, помог мишке машину на дорогу вывезти. А лягушонка кот научил переходить через дорогу по сигналу светофора.
Заучи закон простой:
Красный — ясно, путь опасный!
Желтый — тоже подожди!
А зеленый впереди — проходи!
Подвижная игра «Светофор»
Педагог показывает круги красного, желтого и зеленого цвета, дети имитируют переход в соответствии с показаниями «светофора».
Педагог. Кот говорит:
На посту я в ночь и в полдень,
И зимою, и весной,
Чтобы был порядок полный
На дороге на лесной.
Я скажу вам, братцы, сразу:
Знает весь лесной народ —
От внимательного глаза
Нарушитель не уйдет.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 733.