Издержки производства и прибыль
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главным препятствием для получения максимальной прибыли для производителя товаров и услуг, являются затраты на их производство (покупка сырья, оборудования, аренда помещения, заработная плата, налоги и т. д.).

Издержки – это все материальные, природные, энергетические, информационные, трудовые и прочие затраты, выраженные в денежной форме.

 

 

Понятие издержек рассматривается применительно к предприятию (фирме).

Издержки фирмы – денежные затраты на потребленные в производстве и реализации ресурсы (средства производства и заработная плата).

Издержки фирмы состоят из издержек производства и издержек реализации (обращения).

Все затраты фирмы связанные с изготовлением продукции и оказанием услуг называют издержками производства, т.е. это денежное выражение затрат на производство продукции.

Издержки обращения (реализации) – это денежное выражение затрат на реализацию продукции.

Издержки обращения делятся на два вида:

а) дополнительные издержки обращения – это денежное выражение затрат, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговли). Это расходы на транспортировку, содержание складских помещений, хранение, сортировку и упаковку продукции. Они увеличивают цену реализуемой продукции;

б) чистые издержки обращения – это денежное выражение затрат, связанных с расходами на выплату заработной платы продавцам, кассирам, административно-управленческому персоналу в торговле, на рекламу.

В Западной экономической литературе издержки в сфере обращения получили название «трансакционные издержки».

Издержки (costs) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на предложение продукции на рынке.

От размера издержек во многом зависит реализационная цена, т.к. в ее основе лежат затраты ресурсов.

С точки зрения экономиста и бухгалтера разделяют издержки фирмы:

- экономические;

- бухгалтерские.

Экономические издержки – это сумма явных и неявных издержек.

1) явные издержки (внешние, фактические, бухгалтерские);

2) неявные издержки (альтернативные, внутренние, вмененные).

К явным издержкам относят все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). То есть к явным издержкам относятся: оплата труда в виде заработной платы, земли – в виде аренды, капитала – в виде расходов на основные и оборотные фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта.

Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции. Явные издержки находят отражение в документах бухгалтерского учета и их еще называют бухгалтерскими.

Сумма производственных издержек, если в них учитываются только явные и может быть заниженной, а прибыль будет завышенной. Поэтому в издержки, следует включать не только явные, но и неявные затраты.

Неявными называют издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы.

Альтернативные издержки – издержки производства иного товара, от выпуска которого предприниматель отказывается, посчитав, что его товар позволит обеспечить большую для него эффективность (издержки, от которых следует отказаться, чтобы получить другой товар).

Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Этот доход, от которого собственник земли отказывается и выступает как неявные издержки. Неявные издержки не находят отражение в документах бухгалтерского учета, но они есть.

Они появляются всякий раз, когда предприниматель должен делать выбор – в каком направлении использовать имеющиеся у него ресурсы. Например, организуя производство товара А, он неизбежно упускает возможность пользоваться выгодами от товара В.

Категория неявные издержки имеет место только в рыночной экономике, где есть свобода выбора альтернативного применения ресурсов.

       Мы можем классифицировать издержки с точки зрения их зависимости от объема произведенной продукции, различают:

1) постоянные издержки (FC) – это затраты фирмы на изготовление определенного количества продукции, которые в краткосрочном периоде не зависят от изменения объема выпуска продукции.

Постоянные затраты существуют даже тогда, когда предприятие в течение определенного времени не выпускает продукцию.

Например: расходы на приобретение зданий, арендная плата, заработная плата управленческого и административного аппарата, затраты на эксплуатацию здания, оборудования, на охрану, выплата процента по банковскому кредиту и т. д. 

2) переменные издержки (VC) – издержки которые изменяются с изменением объема выпуска продукции.

Например: расходы на покупку сырья, материалов, топлива, на заработную плату производственных рабочих, затраты на основной капитал, т.е. на покупку оборудования и т.д.

Чем больше произведено и реализовано продукции, тем больше сумма переменных издержек, и наоборот.

Динамика переменных издержек неравномерна: начиная с нуля, по мере роста объема производства переменные издержки сначала быстро растут, затем, по мере дальнейшего увеличения объема производства, начинает сказываться фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится более медленным, чем увеличение продукции. Далее вступает в действие закон убывающей отдачи (доходности), и переменные издержки начинают обгонять рост производства.

3) сумма постоянных и переменных издержек представляет собой общие (валовые) издержки ( TC).

TC = FC + VC                   (1)

 ТС – это все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара.

С началом производства они растут быстрей, чем увеличивается объем производства, затем после достижения определенного уровня их рост замедляется. В дальнейшем валовые издержки начинают обгонять рост производства. Вступает в действие закон убывающей (отдачи) производительности затрат. Суть его в том, что каждая фирма имеет свой оптимальный размер, за пределами которого издержки растут быстрее, чем производство продукции.

4) производителей часто интересует величина не столько общих издержек, сколько средних, так как за увеличением общих может скрываться снижение средних издержек (АС). За основу анализа эффективности использования ресурсов фирма берет средние общие издержки.

Средними называют издержки, приходящиеся на единицу производимой продукции.

5) существуют предельные издержки (МС) – они показывают дополнительные затраты на производство каждой следующей единицы изделия.

                                                 

Фирма расширяет производство, если дополнительная единица продукции обходится ей дешевле, чем ее продажная цена, до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продукции. Предельные издержки состоят только из переменных, т.к. постоянные не меняются с изменением количества продукции.

Фирма будет стремиться производить столько продукции, чтобы цена равнялась предельным издержкам.

Доход – это денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени. Доходы делятся на:

- доходы населения;

- доходы фирмы;

- доход государства;

- доход общества (национальный доход).

При анализе доходов предприятия или фирмы обычно оперируют понятиями:

1) валовой доход (общий), который равен выручке от реализации всей продукции (в денежных единицах: руб.).

TR = P * Q               (8)

В российской экономике общий доход представляет собой выручку, т.е. стоимость всей реализованной продукции, а валовой доход – разницу между выручкой и материальными издержками на производство и реализацию продукции.

Фирма, функционирующая на рынке совершенной конкуренции, не имеет возможности воздействовать на цену. Цена для нее – величина заданная. Следовательно, общий доход зависит только от объема производства фирмы.

На рынке несовершенной конкуренции фирма может воздействовать на цену. Чтобы реализовать больше продукции, она вынуждена снижать цену. Таким образом, валовой доход фирмы зависит от цены и объема производства.

2) средний доход – доход, приходящийся на единицу проданной продукции.

                            

3) предельный доход – доход получаемый от продажи дополнительной единицы продукции или приходящийся на каждую дополнительную единицу продукции.

Основным показателем эффективности деятельности предприятия является прибыль. В общем виде она определяется, как разность между общим (валовым) доходом и общими валовыми издержками.

                                     

Различают:

Ø бухгалтерскую прибыль — прибыль, получаемая как разница между выручкой фирмы и бухгалтерскими издержками (явными), т.е. себестоимостью продукции;

Бух. Пр. = TR – явные издержки

Ø экономическую прибыль — прибыль, получаемая как разница между выручкой фирмы и экономическими (явными и неявными) издержками.

Экон. Пр. = TR – (явные издержки + неявные издержки)

 

                4. Макроэкономические показатели и их измерение.

Однако в самостоятельный раздел эконо­мической науки макроэкономика превратилась лишь в 30-х гг. XX в. Основателем ее по праву считается Дж.Кейнс, ученик основоположника микроэкономики А.Маршалла.

Экономика той или иной страны называется националь­ной экономикой..

Для характеристики результатов функционирования на­циональной экономики за определенный период времени ис­пользуются следующие макроэкономические показатели: ва­ловой общественный продукт (ВОП), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чис­тый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый доход (РД).

Валовой внутренний продукт (ВВП) - это рыночная стои­мость конечной продукции (товаров и услуг), созданной внутри страны в течение определенного периода времени не­зависимо от того, кому принадлежат предприятия (фирмы) и факторы производства (иностранным или отечественным то­варопроизводителям).

Под понятием «конечная продукция» (КП) понимается продукт, используемый для конечного потребления (личное и производственное потребление) и представляет собой сумму добавленных стоимостей. 

Добавленная стоимость - это стоимость, созданная на каждой стадии продукта, или реаль­ный вклад товаропроизводителя (фирмы). По сути, это ры­ночная стоимость продукции за вычетом повторного счета стоимости предметов труда (сырья, материалов, топлива и т. д.). КП по объему равняется ВВП. Она поступает только на по­требление, а не на перепродажу и переработку. Это позволяет избежать повторного счета, т.е. завышения конечной продук­ции в ходе перепродажи или переработки.

Например, овощи, покупаемые населением, будут конеч­ным продуктом, так как идут на их личное потребление. Если же овощи - для столовых и ресторанов, то они не являются конечным продуктом, а будут представлять промежуточный продукт (ПП), или сырье.

Промежуточный продукт - это продукт, используемый с целью дальнейшей перепродажи или переработки (салатов, варенья, консервов и т.д.).

В денежной форме ВВП можно представить следующим образом:

ВВП = А + ЗП + Пр + Р + П + КН,

где А - амортизация; ЗП - заработная плата; Пр - прибыль; Р -рента; П - процент; КН - косвенные налоги.

Второй макроэкономический показатель, разработанный статистической комиссией ООН, - это валовой национальный продукт (ВНП).

ВНП - это рыночная стоимость конечной продукции (то­варов и услуг) за определенный период времени, созданной гражданами, фирмами (предприятиями) данной страны не только на ее территории, но и за рубежом.

Он определяется по национальному признаку. Он, как и ВВП, исключает двойной счет стоимости предметов труда. В него входит только добавленная стоимость - разница между рыночной ценой произведенного конечного продукта и расходами на приобретение предметов труда (сырья, материалов, топлива и т.д.). Он, как и ВВП, не включает:

• работу в домашнем хозяйстве (ремонт квартир, мебе­ли, подготовку пищи и т. д.);

• работу в коллективных садах и приусадебных участках;

• работу ученых на себя;

• бартерный обмен;

• доходы теневого рынка.

ВНП денежный показатель, поэтому существует 2 вида ВНП:

1.  ВНП номинальный – ВНП, исчисленный в текущих рыночных ценах.

2.  ВНП реальный - чтобы получить этот показатель, нужно ВНП номинальный очистить от влияния инфляции, т.е. использовать индекс цен (измеряет уровень оптовых, товарных цен).

Отношение номинального ВНП к реальному ВНП показывает увеличение ВНП за счет роста цен и называется ВНП – дефлятором.

 

- это индекс цен ВНП.

Отличие, ВНП от ВВП в том, что если платежи, полученные из-за границы, будут превышать платежи страны, вывозимые за границу, то в данном случае сальдо (разница) будет положительным, т. е. ВНП будет больше ВВП, и наоборот. Обычно разница между ВНП и ВВП невелика и колеблется в пределах 1% (между экспортом и импортом). ВНП в денежной форме представляет:

ВНП = А + ЗП + Пр + Р + П + КН + ТП,

где ТП - таможенная пошлина.

Как измерители валового годового объема национального производства ВВП/ВНП имеют один недостаток. Они завышают объем национального производства на стоимость годовых амортизационных отчислений. Известно, что амортизационные отчисления не повышают благосостояние людей. Поэтому из ВВП и ВНП вычитаем амортизационные отчисления и получаем другой макроэкономический показатель - чистый национальный продукт (ЧНП):

ЧНП = ВВП/ВНП - А;

 ЧНП = ЗП + Пр + Р + П + КН + ТП.

Все элементы, кроме косвенных налогов и таможенных пошлин, отражают истинный вклад в создание ЧНП. Если из ЧНП вычесть КН и ТП, то получим другой макроэкономический показатель - национальный доход (НД):

НД = ЧНП – КН - ТП.

НД считается заработанным доходом, доходом всей нации:

НД = ЗП + Пр + П + Р.

Одна часть НД образует фонд накопления, используемый для расширенного воспроизводства, другая - фонд потребления, используемый на улучшение экономического благополучия населения.

Создателями НД являются люди, занятые экономической деятельностью. Это работники, производящие материальные блага, собственники капитала, земли и люди, занятые в непроизводственной сфере - госслужащие, военные, артисты, врачи, педагоги и т. д.

Если из НД вычесть взносы на соцобеспечение, налог на прибыль, нераспределенную прибыль с добавлением трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), то получим личный доход (ЛД). Однако этот доход не может полностью использоваться населением для удовлетворения своих потребностей и формирования сбережений. ЛД облагается индивидуальными налогами - подоходным налогом, налогом на личное имущество. Оставшаяся часть личного дохода образует располагаемый доход (РД).

Располагаемый доход поступает в полное распоряжение населения и используется по, своему усмотрению.

Для расчета ВНП (ВВП) используется 4 метода:

1) суммирование стоимости конечных товаров и услуг;

2) метода добавленной стоимости: суммирование добавленной стоимости на каждой стадии производства конечной продукции;

3) метод потока расходов - основан на суммировании всех статей расходов:

а) потребительские расходы населения (С) – товары длительного пользования, товары текущего потребления, расходы на услуги;

б) валовые частные инвестиции в национальную экономику (I):

- расходы на жилищное и промышленное строительство;

- промышленные товары, нереализованные к концу отчетного периода и отложенные в запас.

в) государственные расходы (G):

- федеральные;

- региональные;

       - местные.

       г) чистый экспорт (NХ) – разность между экспортом и импортом данной страны

C + I + G + NX = ВНП (объем расходов)

4) метод потока доходов - основан на суммировании доходов владельцев факторов производства.

а) Амортизация (А)

б) заработная плата (З/П)

в) Косвенные налоги на бизнес (НДС, акцизы) (Кн)

г) Рентные платежи (Р)

д) Процент за капитал (П)

е) Прибыль предприятия (Пр)

ж) таможенные пошлины (ТП)

З/П + Р + П + Пр + A + Кн + ТП = ВНП (объем доходов)

ВНП по расх. =ВНП по дох.

 

                                            5. Экономические циклы. Безработица и инфляция.

Циклические изменения охватывают разные стороны жизни общества: экономику (т.е. изменяется уровень производства, занятость, доходы, цены и т.д.), продолжительность их жизни), политику, политические перевороты, революции, войны и т.д.).

В экономической науке выделяют 2 подхода в определении фаз:

1) определяет 2 фазы:

а) Спад – называемый кризисом или рецессией.

Кризис – резкий спад, протекающий в течение 6 месяцев и более.

Рецессия – постепенный спад, протекающий в промежутке от 1 до 6 лет.

б) Подъем

2) Промышленный (классический) деловой цикл.

Выделяют четыре фазы.

Обратимся к анализу фаз экономического цикла за ряд лет. На пике наблюдается максимальная занятость, и производство работает на полную мощность. Уровень цен и норма процента достаточно высокие. Однако рост производства выходит за рамки платежеспособного спроса, и рост деловой активности падает. Тем самым цикл постепенно переходит в фазу спада, или кризиса. Кризис является наиболее яркой фазой экономического цикла.

Кризис – это спад производства. Его экономическая функция сводится к насильственному и временному установлению пропорциональности между звеньями экономики (производством и потреблением, производством и обращением). Различают два вида кризисов: кризис перепроизводства и кризис недопроизводства. Для рыночной экономики наиболее характерен кризис перепроизводства. Он проявляется в следующем: из-за перепроизводства товары не находят сбыта, растут запасы нереализованной продукции, наблюдается массовое банкротство промышленных и торговых фирм. Растет спрос на денежный (ссудный) капитал, а предложение его резко сокращается, и повышается норма ссудного процента. Банки прекращают выдачу вкладов, они терпят крах, падает курс акций и других ценных бумаг. Растет безработица. Экономическая жизнь страны в целом дезорганизуется.

Так, первый промышленный кризис разразился в Англии в 1825 г. Кризис 1847 -1848 гг., разразившийся в США и ряде европейских стран, по существу был первым мировым промышленным кризисом.

Наиболее глубоким был кризис 1873 г., а самыми разрушительными были экономические кризисы 1920-1921, 1929-1933, 1937-1938 гг. Среди них выделяется кризис 1929-1933 гг., отличившийся особо глубоким и длительным падением производства, названный «великой депрессией».

После второй мировой войны промышленные кризисы происходили в 1948-1949, 1953-1954, 1957-1958, 1960-1961, 1969-1970, 1973-1974, 1981-1982 гг., причем самым разрушительным был кризис середины 70-х гг. Он носил структурный характер, т.е. выступал в виде энергетического, сырьевого, продовольственного кризисов.

Экономический кризис, поразивший Россию в первой половине 90-х годов, по своим масштабам и глубине не имеет аналогов в новой истории. За пять лет – с 1990 по 1995 г. – объем ВВП в стране сократился на 51%. Ключевой проблемой в экономике на начальном этапе реформ и сейчас является финансовая стабилизация, а именно – преодоление инфляции. Она подорвала стимулы для долговременных инвестиций в сферу производства, обесценила оборотный капитал и вызвала неплатежи.

В результате осуществления реформ в бюджетной и кредитно-денежной сфере спад производства замедлился, и объем ВВП к 2000 г. Составил около 4%.

Кризисы, происходящие в сельском хозяйстве, называют аграрными кризисами. Они не являются следствием развития кризисов в промышленности. Аграрные кризисы являются особой формой экономических кризисов.

После кризиса наступает фаза депрессии – застоя в экономике. Производство топчется на месте, происходит постепенное рассасывание товаров. Часть товаров уничтожается, а часть реализуется по сниженным ценам. Например, в период экономического кризиса в 1929-1933 гг. в США был уничтожен урожай хлопка на площади до 10 млн. га, в Бразилии сожгли около 5 млн. свиней, ежегодно выбрасывали в море 10 млн. мешков кофе. Устаревшее оборудование ликвидируется, тем самым приостанавливается падение цен. Сохраняется высокий уровень безработицы. Затем экономика постепенно из состояния депрессии переходит в фазу оживления.

Оживление – это постепенное повышение уровня ссудного процента. Рабочая сила постепенно втягивается в производство, уровень безработицы сокращается, товары рассасываются. Предприниматели увеличивают спрос на новое оборудование, сырье. Решающим фактором перехода от депрессии к оживлению является обновление основного капитала.

Затем фаза оживления переходит в фазу подъема – быстрого роста производства, торговли, прибыли, курса акций и ценных бумаг, цен и занятости. Уровень производства превосходит его уровень в докризисном периоде, выходит за рамки платежеспособного спроса, и экономика переходит в состояние пика. Рынок переполняется нереализованными товарами, начинается новый промышленный цикл.

Инфляция - термин латинского происхождения, означает «вздутие», «разбухание» или «раздувание». Впервые он был употреблен в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. для обозначения процесса разбухания бумажно­денежного обращения.

Суть инфляции в классическом понимании состоит в том, что инфляция - это переполнение каналов денежного обра­щения денежными знаками сверх реальных потребностей и их обесценивание. Деньги при этом теряют покупательную спо­собность.

Однако такое определение инфляции считается неполным, так как классическое определение инфляции связано с теорией денег, а в современных условиях - с теорией цен. Более кор­ректным и правильным будет следующее определение. Инфля­ция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением и представляет собой устойчивое повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесцениванием денеж­ных знаков. Это непрерывный общий рост цен на всех рынках, при котором падает покупательная способность денег, т.е. они обесцениваются. Обратный процесс, когда денег становится слишком мало и цены падают, носит название дефляции. Замед­ление роста цен называется дезинфляцией. Следовательно, не всякое изменение цен на отдельные товары является инфляцией.

Отсюда можно сделать вывод, что инфляция - это сниже­ние покупательной силы денег, а также повышение цен на то­вары.

Инфляция проявляется в следующем:

- быстром росте цен на продукты массового потребления;

- снижении реальной заработной платы, падении уровня жизни населения;

- обесценивании денежных сбережений населения;

- уменьшении стоимости вкладов, счетов в банках, а также страховых полисов и других ценных бумаг.

При инфляции в выигрыше могут оказаться лишь заем­щики денег и те, кто вложил свои деньги в реальные ценно­сти: в недвижимость (дом, транспорт и т.д.), антиквариат, произведения искусства, драгоценности и т.д.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (трудоспособного населе­ния) не занята полезным трудом.

При рынке же все зависит от самих товаропроизводите­лей, от их конкурентной борьбы. Поэтому считается нормальным, если в обществе уровень безработицы составляет 5-6% от всего трудоспособного населения.

Безработные – это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени

Согласно определению Международной организации труда, человек является безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:

– не имел работы,

– искал работу,

– был готов приступить к работе.

В экономической литературе различают две формы без­работицы: естественную и вынужденную.

Естественная безработица - это нормальное (естествен­ное) состояние рынка труда. Уровень естественной безрабо­тицы во многих странах принят в среднем 5-6%, хотя време­нами он может меняться. В Японии норма безработицы находится в пределах одного процента и рассматривается как пол­ная занятость. Термин «естественная безработица» был вве­ден в экономическую литературу американским экономистом М. Фридменом.

Естественным уровнем называют такой уровень, при ко­тором факторы, повышающие и понижающие заработную плату, находятся в равновесии.

В экономической науке различают три типа безработицы: фрикцион­ная, структурная, циклическая.

Фрикционная безработица (добровольная) обусловлена тем, что на рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной ме­стности в другую, с одного предприятия на другое. На эти цели затрачивается время не менее чем от 1 до 3 месяцев.

Добровольная безработица включает тех, кто временно не работает или по своей воле ушел с работы, либо ищет работу и ждет ее получения в ближайшем будущем.

Структурная безработица вызывается избытком рабочей силы в одной отрасли и недостатком в другой. Структурными безработными становятся те, кто теряет квалификацию в резуль­тате внедрения новой техники и технологии или в связи с пере­ходом с одной работы на другую в результате закрытия произ­водства. Например, угольные шахты закрываются из-за пользования в отоплении нефтью, газом или атомной энергией.

Циклическая безработица возникает в условиях спада производства, когда падает спрос на рабочую силу. Она сни­жается во время подъема экономики и увеличивается в пе­риоды кризисов. При этом уровень безработицы может под­ниматься выше естественного уровня.

Циклическая безработица может привести к социальной катастрофе: к психическим заболеваниям, к потере квалифи­кации, к упадку моральных и нравственных устоев, к распаду семьи, к политическим беспорядкам и т. д. Существует пря­мая связь между ростом самоубийств, смертностью и цикли­ческой безработицей.

Вынужденная безработица - это вторая форма безрабо­тицы, когда ее уровень превышает естественный уровень. Главной причиной ее является конкуренция, в результате ко­торой фирмы становятся банкротами, а рабочие пополняют ряды безработных.

 

                Дисциплина «Статистические методы в управлении качеством»

Основы применения статистических методов в управлении качеством. Роль и значение, основные функции. Ложная и необъявленная тревога. Классификация отклонений параметров качества изделий и методов контроля.

С переходом промышленного производства на принципы разделения труда. Возникла проблема значительности вариации параметров процесса. В связи с этим становилось ясно, что нужен критерий качества производства продукции, позволяющий ограничить отклонения размеров при массовом изготовлении деталей.

В качестве такого критерия Ф.Тейлором были предложены интервалы, устанавливающие пределы отклонений параметров в виде нижних и верхних границ. Поле значений такого интервала стали называть допуском.

Установление допуска привело к противостоянию интересов конструкторов и производственников: одним ужесточение допуска обеспечивало повышение качества соединения элементов конструкции, другим - создавало сложности с созданием технологической системы, обеспечивающей требуемые значения вариаций процесса.

В тоже время (начало 20-х годов прошлого столетия) некоторых специалистов в промышленности заинтересовало, можно ли предсказать выход параметра за пределы допуска. И они стали уделять основное внимание не самому факту брака продукции, а поведению технологического процесса, в результате которого возникает этот брак или отклонение параметра от установленного допуска. В результате исследования вариабельности технологических процессов появились статистические методы управления процессами. Родоначальником этих методов был В. Шухарт.

В. Шухарт переключил внимание с допускового подхода к управлению качеством на подход, направленный на обеспечение стабильности процессов и уменьшение их вариаций. Его идеи до настоящего времени сохраняют актуальность. Кроме того, Шухарт высказал идею непрерывного улучшения качества, предложив цикл непрерывного улучшения процессов, носящий сегодня название "Цикла Шухарта - Деминга".

Одновременно с этим большое внимание уделялось разработке теории выборочного контроля продукции. Первые работы в этой области появились в конце 20-х годов в США, автором их был Г.Додж, ставший впоследствии известным американским ученым.

Внедрение статистических методов позволило значительно сократить трудоемкость операций контроля и значительно снизить численность инспекторов (контролеров). Так как до этого Стремление к производству высококачественной продукции привело к гипертрофированному раздуванию на промышленных предприятиях контрольного аппарата.

Большое влияние на становление статистических методов контроля, как философии качества, оказал Эдвард Деминг (США). В начале 50-х годов Деминг проводил широкомасштабное обучение японских специалистов новым методам обеспечения качества, особое внимание при этом обращая на статистические методы управления качеством. Его деятельность была настолько успешной, что уже в 60-х годах американцам пришлось уступить японским фирмам значительную часть рынков сбыта, в том числе и в самих США.

Так Каору Исикава впервые в мировой практике предложил оригинальный графический метод анализа причинно-следственных связей, получивший название "диаграммы Исикава". Сегодня практически невозможно найти такую область деятельности по решению проблем качества, где бы ни применялась диаграмма Исикавы.

Внесли свой научный вклад в развитие статистических методов и советские ученые: В.И. Романовский, Е.Е.Слуцкий, Н.В.Смирнов, Ю.В. Линник и др.

Из существующих статистических методов наиболее распространенными являются:

1) описательная статистика;

2) планирование экспериментов;

3) проверка гипотез;

4) регрессионный анализ;

5) корреляционный анализ;

6) выборочный контроль;

7) факторный анализ;

8) анализ временных рядов;

9) статистическое установление допуска;

10) анализ точности измерений;

11) статистический контроль процессов;

12) статистическое регулирование процессов;

13) анализ безотказности;

14) анализ причин несоответствий;

15) анализ возможностей процесса (гистограммы).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 220.