Международная организация по стандартизации (ИСО): история создания, основные задачи и направления деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Датой рождения международной организации по стандартизации (ИСО) считается 26 октября 1946.

Штаб квартира международной организации по стандартизации (ИСО) находится в Женив, Швейцария.

Название Международной организации по стандартизации (ИСО) происходит от греческого слова «isos» что, означает равный.

Официальные языки ИСО это - английский; Французский и русский.

Главная цель ИСО это - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

ИСО выделила следующие задачи в качестве наиболее актуальные стратегические направления работ:

А. установление более тесных связей деятельности ИСО с рынком;

Б. снижение затрат путем повышение эффективности работы административного аппарата;

В. Развитие взаимоотношений с ВТО;

Г. забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах.

Сфера деятельности ИСО касается:

1) стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники;

2) проблемы сертификации;

3) стандартизация систем обеспечения качества.  

На сегодняшний день в состав ИСО входит164 страны.

В составе ИСО входят более 100 комитетов-членов, 45 членов-корреспондентов, а также членов-абонентов.

В качестве комитета –члена ИСО Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектом стандартов, избираться в состав совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи.  

В состав комитеты-члены входят те организации, которые наилучшим образом отражают положение свей страны в области стандартизации и имеют значительный опыт и компетентность.

Члены- корреспондентов имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах, но не ведут активной работы в ИСО.

Члены- абонентов уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

К руководящим органом в ИСО относятся генеральная ассамблея; совет ИСО и технические руководящее бюро.

К рабочим органом в ИСО относятся технические комитеты; рабочие группы (РГ), технические подкомитеты (ПК) и технические консультативные группы.

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами.

Совет ИСО - это Орган руководит работой ИСО в перерывах между сессиями генеральной ассамблеи.

Совету ИСО подчиняются семь комитетов:

- ПЛАКО (Техническое бюро);

- СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации);

- КАСКО (комитет по оценке соответствия);

- ИНФКО (комитет по научно-технической информации);

- ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам);

- КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей;

- РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

 

Содержание и эволюция международных стандартов систем менеджмента качества ISO серии 9000. Первая, вторая, третья, четвертая, пятая версия, их совокупность, характеристика, общность и различия

МС ИСО серии 9000 разрабатывает технический комитет ISO TC 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества» входящий в составе Международной организации по стандартизации.

МС ИСО серии 9000 применимы для любой организации вне зависимости от численности персонала, формы собственности, занимаемых рынков, характера выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Международные стандарты ISO 9000 применимы и для государственных административных органов и их департаментов, а также для общественных организаций.

Международные стандарты ISO 9000 служат одновременно и гарантией потребителю в смысле качества получаемой продукции, и методическими указаниями компаниям-производителям по улучшению своей деятельности.

Первая версия международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в марте 1987 года.

Эти стандарты увидели свет при значительном влиянии Великобритании: опыт, накопленный этой страной в вопросе стандартизации, обеспечил ей влиятельное положение в этой сфере.

Серия стандартов ISO 9000:87 включала в себя три основные «модели обеспечения качества»:

ИСО 9001:87: Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании;

ИСО 9002:87: Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;

ИСО 9003:87: Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции;

а также словарь терминов в области обеспечения качества ИСO 8402:86.

Важно отметить что, все организации, желающие соответствовать требованиям стандартов ISO 9000: 87, должны были выбрать одну из 3 моделей (отличавшихся только по объему требований), которая наиболее полным образом описывала жизненный цикл выпускаемой ими продукции.

Вторая версия международных стандартов ISO серии 9000 вышла в 1994г.

Международные стандарты ISO серии 9000:94 в целом, повторяли структуру международных стандартов ISO версии 9000:87, с устранением и расшифровкой неясных моментов.

Вторая версия МС ИСО 9000:94 в полной мере ориентировалась на удовлетворение лишь одной из заинтересованных сторон – клиента организации.

15 декабря 2000 г вышла новая, третья по счету и радикально обновленная версия: ISO 9000:2000.

Главные отличия международных стандартов серии 9000:2000 от ранее действовавших заключаются в следующих:

1) МС ИСО серии 9000:2000 направлены не на управление качеством продукции, а на управление и оптимизацию процессов по ее созданию (процессный подход).

2) В третье версии появились пять рекомендательных стандартов:

- ISO 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

- ISO 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования.

- ISO 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

- ISO 19011:2000. Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества.

- ISO 10012. Обеспечение качества измерительного оборудования.

3) Международная терминология в области качества (словарь 9000:2000) претерпела заметные изменения. По сравнению с прежним словарем 8402:1994.

В версии 2000 г было исключено 28 и введено 49 дополнительных терминов. В итоге, словарь 9000:2000 насчитывает 88 ключевых терминов вместо 67. Обновленная терминология, сгруппированная уже не по 4, а по 10 тематическим блокам, стала носить более систематизированный характер.

4) Понятие «обеспечения качества» было исключено, а 3 «модели обеспечения качества» (9001, 9002 и 9003 версии 1994 г) были заменены на стандарты 9001 и 9004 версии 2000 г, которые полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию и могут использоваться как совместно, так и раздельно.

5) Международные стандарты 2000г. являлись менее предписывающими и более гибкими в применении (базовый стандарт для сертификации – только один, ИСО 9001:2000).

6) В редакции 2000 г нашли свое отражение статистические методы управления качеством Шухарта-Деминга.

7) В структуре международных стандартов ИСО 9000:2000 отчетливо выделен цикла PDCA «планируй – выполняй – проверяй – вноси улучшения и (корректируй)».

8) Системной основой новой версии стали 8 принципов менеджмента качества:

- ориентация на потребителя;

- лидерство руководителей;

- вовлечение работников;

- процессный подход;

- системный подход к менеджменту;

- постоянное улучшение;

- принятие решений, основанное на фактах;

- взаимовыгодные отношения с поставщиками.

9) Количество обязательных документированных процедур сократилось с 20 до 6:

- управление документацией;

- управление записями;

- внутренние аудиты;

- управление несоответствующей продукцией;

- корректирующие действия;

- предупреждающие действия.

10) Полностью изменилась структура стандарта 9001:2000: вместо «жесткого» деления требований на 20 элементов введены 5 основных разделов:

- «Система менеджмента качества»;

- «Ответственность руководства»;

- «Менеджмент ресурсов»;

- «Процессы жизненного цикла продукции»;

- «Измерение, анализ и улучшение».

11) в стандарт 9001:2000 включены следующие новые требования:

 - непрерывное улучшение;

 - возрастающая роль высшего руководства;

- рассмотрение законодательных и нормативно-правовых требований;

- установление целей, которые могут быть измерены;

- мониторинг информации, об удовлетворенности потребителя;

- возрастающее внимание к ресурсам;

- определение эффективности обучения;

- измерения, относящиеся к системе, процессам и продукции;

- анализ данных, о степени выполнения своих функций СМК.

12) В стандартах 9001:2000 и 9004:2000 заложены полная совместимость со стандартами других систем, в частности, с ISO 14001 и 14004, регламентирующими системы управления охраной окружающей среды.

15 ноября 2008 г была опубликована четвертая официальная версия стандарта ИСO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования».

В МС ИСО 9001:2008 внесенные незначительные изменения, они касаются:

1) ответственности организаций в случае использования аутсорсинга;

2)  деятельности организаций по сопровождению поставок (гарантийное и сервисное обслуживание, вторичная переработка, утилизация);

3)  вопросов сохранности продукции;

4) управлению конфигурацией компьютерного программного обеспечения и защите и восстановлению информации;

5) работы с несоответствующей продукцией.

С 01.01.2013 г. в Российской Федерации вводится в действие межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования», принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 48 от 22.12.2011). Соответственно с 01.01.2013 г. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 прекращает свое действие на территории Российской Федерации.

Содержание ГОСТ ISO 9001-2011 полностью идентично содержанию ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

Таким образом, на сегодняшний день действуют следующие версии основных международных стандартов ISO серии 9000:

- ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

- ISO 9001:2011 «Системы менеджмента качества. Требования».

- ISO 9004:2009 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Международный стандарт ИСО 9004:2009 дает организациям методические указания по достижению устойчивого успеха путем использования подхода, основанного на менеджменте качества. Он применим к любой организации независимо от ее размеров, типа и рода деятельности. Настоящий стандарт не предназначен для сертификации, регулятивных или договорных целей.

Международный стандарт ИСО 9004:2009 содержит рекомендации по достижению устойчивого успеха любой организации в сложной, требовательной и постоянно меняющейся среде путем использования подхода на основе менеджмента качества. Устойчивый успех организации достигается за счет ее способности отвечать потребностям и ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон на долговременной основе и сбалансированным образом. Устойчивого успеха можно добиться посредством эффективного менеджмента организации, путем осознания организацией среды своего существования, за счет обучения и должного применения улучшений и (или) инноваций. Настоящий стандарт поддерживает использование самооценки как важного инструмента для анализа уровня зрелости организации, охватывающего ее руководство, стратегию, систему менеджмента, ресурсы и процессы, с целью выявления сильных и слабых сторон и возможностей для совершенствования и (или) использования инновационного подхода. В настоящем стандарте менеджмент качества рассматривается более широко, чем в ИСО 9001; он рассматривает потребности и ожидания всех соответствующих заинтересованных сторон и дает рекомендации по систематическому и непрерывному улучшению общих показателей деятельности организации.

Международный стандарт ИСО 9004:2009 был разработан для обеспечения согласованности со стандартом ИСО 9001 и совместимости с другими стандартами на системы менеджмента. Такие стандарты дополняют друг друга, но могут использоваться и самостоятельно.

 

28. Основное содержание и назначение стандарта ГОСТ ISO 9001-2011. Система менеджмента качества. Требования к документации. Ответственность руководства. Менеджмент ресурсов. Процессы жизненного цикла продукции. Процессы мониторинга, измерений улучшений.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 358.