Жизненный цикл продукции) — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определённой продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта.
Жизненный цикл включает период от возникновения потребности в создании продукции до её ликвидации вследствие исчерпания потребительских свойств.
Основные этапы жизненного цикла продукции:
- Маркетинговые исследования
- Проектирование продукта
- Планирование и разработка процесса
- Закупка
- Производство или обслуживание
- Проверка
- Упаковка и хранение
- Продажа и распределение
- Монтаж и наладка
- Техническая поддержка и обслуживание
- Эксплуатация по назначению
- Послепродажная деятельность
- Утилизация и(или) переработка
Этап маркетинга. Проводятся маркетинговые исследования и анализ рынка с целью получения информации о спросе потребителей на конкретную продукцию. Этот этап, чаще всего, выполняется непосредственно самим Заказчиком или передается сторонней организации, специализирующейся в соответствующей области, на основании договора, т.е. по аутсорсингу.
Этап разработки и проектирования. Необходимо разработать рецептуру и макет упаковочных материалов, разработать технологию производства продукции. При этом определяются требования, относящиеся к продукции. Здесь требуется выполнить все законодательные требования, регламентируемые Техническими регламентами Таможенного союза (ТР ТС), и требования Заказчика в отношении потребительских свойств продукта и его упаковки.
Этап сертификации продукции. Разработанный продукт подлежит оценке соответствия с получением сертификационного документа, разрешающего серийный выпуск продукции. В соответствии с требованиями ТР ТС биологически активные добавки к пище подлежат государственной регистрации, косметическая продукции в зависимости от вида подлежит декларированию или государственной регистрации.
Этап закупок и подготовки производства. Производится закупка сырья и упаковочных материалов с проведением обязательного входного контроля и подтверждением соответствия установленным требованиям. На этом же этапе подготавливается производство к выпуску продукции, а именно подготовка основного и вспомогательного оборудования, средств измерения, подготовка персонала, нормативной документации, изготовление эталонных образцов.
Этап постановки на производство. На этапе постановки обеспечивается отработка технологического процесса с целью достижения запланированных требований к продукции. После чего возможен серийный выпуск продукции.
Этап производства продукции. Производство продукции включает изготовление полупродуктов, фасовку продукции и ее упаковку. При этом необходимо соблюдать требования сохранения соответствия, которые включают в себя идентификацию, погрузочно-разгрузочные работы, хранение и защиту.
Этап контроля качества. Контроль качества и количества проводится на всех этапах производства. Контролируются как параметры технологических процессов, так и параметры качества и безопасности производимой продукции. Параметры технологических процессов указываются в технологических инструкциях, все нормы показателей качества и безопасности регламентируются в Спецификациях на каждое наименование готовой продукции.
Отгрузка готовой продукции. На этом этапе Заказчик получает продукцию для реализации. Готовая продукция подлежит отгрузке Заказчику только после получения результатов испытаний, подтверждающих соответствие установленным требованиям.
Этап реализации продукции. В условиях контрактного производства, этап реализации осуществляет Заказчик или с помощью дилерских организаций на основании заключенных договоров.
Этап использования продукции. В процессе использования, если потребитель выявляет какие-либо несоответствия в отношении качества и безопасности приобретенного продукта в течение указанного на упаковке срока годности, потребитель имеет право предъявить претензию производителю. В свою очередь, производитель обязан рассматривать все предъявляемые претензии и выявлять причины выявленных несоответствий, что может повлечь за собой необходимость внесения изменений в процессы жизненного цикла продукции.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 283.