Существуют понятия «потребность» и «спрос».
Потребность – это желание людей иметь товары и услуги, которые удовлетворяют их желание.
Спрос – это форма выражения потребности или платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели могут заплатить за нужные им товары и услуги.
Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем больше его количество, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Чем выше цена товара, тем меньше количество товара могут приобрести покупатели.
Индивидуальный спрос – это потребности конкретного, отдельного покупателя, выраженные в денежной форме.
Рыночный спрос – это совокупный спрос покупателей данного товара по данной цене.
К ценовым факторам относятся: эффект дохода, эффект замещения, закон убывающей полезности.
Эффект дохода – это увеличение покупательной способности денег в результате снижения цены на товар. Покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товара.
Эффект замещения – это снижение цены на определенный товар, стимулирующее человека приобрести его вместо аналогичных, но более дорогих товаров.
Закон убывающей полезности. Суть его заключается в том, что с приобретением каждой последующей единицы продукта покупатель получает меньше полезности и удовлетворения, чем от предыдущей.
Неценовые факторы спроса. К ним относятся: изменение вкусов потребителей (мода, реклама), изменение количества покупателей, изменение дохода цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, изменения в ожиданиях потребителей.
Закон предложения гласит, что продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше при низких.
Ценовые факторы - зависят от уровня (высоких или низких) цен. Следовательно, главным фактором, определяющим объем предложения, является цена.
Неценовые факторы -К ним относятся: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение цен на товары-заменители, изменение налогов и субсидий, изменение ожиданий производителей, изменение количества продавцов (поставщиков).
Рассмотрим неценовые факторы предложения:
1) цены на ресурсы. Если произойдет снижение цен на ресурсы, то снизятся издержки производителя и увеличится предложение. И наоборот, если повысятся цены на ресурсы, то вырастут издержки и предложение сократиться.
2) уровень технологии. Совершенствование технологий, обычно приводит к снижению издержек на единицу продукции. А это будет стимулировать рост предложения.
3) изменение в стиле, вкусах, привычках. Если вкусы покупателей изменяться, то они откажутся от приобретения определенных товаров. А это приведет к тому, что производитель должен будет сократить предложение данных товаров, и начать производить новые товары, соответствующие вкусам покупателей.
4) ожидание. Если производитель ожидает изменение цены товара в будущем, то это повлияет на его желание поставлять продукт в настоящее время. Допустим, что производители вентиляторов ожидают повышение цен на них в будущем, тогда они будут всячески задерживать вывоз вентиляторов на рынок.
5) цены на другие товары. Товары могут находиться между собой в отношении взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Как в производстве, так и в потреблении величина предложения данного товара зависит от цены другого товара. Например, фирма, занимающаяся пошивом одежды, может сократить предложение пальто, когда повышается цена на куртки.
6) налоги. Предприятие рассматривает большинство налогов, как издержки производства, поэтому увеличение налогов увеличивает издержки, а следовательно сокращается предложение товара.
Рыночная цена – это цена, которая устраивает одновременно и продавца и покупателя.
равновесная цена – это цена, при которой величина спроса равна величине предложения.
Положение на рынке, при котором величина спроса равна величине предложения, есть рыночное равновесие. Это значит, что количество товаров и услуг, которые хотят приобрести потребители идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 235.