Важнейшими условиями возникновения рынка являются
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дисциплина «Экономика»

1. Рынок: условия возникновения, содержание, структура и функции.

Рынок – это определенная система связей между продавцами и покупателями, основанная на безличностном механизме ценообразования.

Сущностью этой связи является обмен товара.

Рынок – это такая организация экономики, где посредством обмена удовлетворяются потребности человека.

Основы применения статистических методов в управлении качеством. Роль и значение, основные функции. Ложная и необъявленная тревога. Классификация отклонений параметров качества изделий и методов контроля.

С переходом промышленного производства на принципы разделения труда. Возникла проблема значительности вариации параметров процесса. В связи с этим становилось ясно, что нужен критерий качества производства продукции, позволяющий ограничить отклонения размеров при массовом изготовлении деталей.

В качестве такого критерия Ф.Тейлором были предложены интервалы, устанавливающие пределы отклонений параметров в виде нижних и верхних границ. Поле значений такого интервала стали называть допуском.

Установление допуска привело к противостоянию интересов конструкторов и производственников: одним ужесточение допуска обеспечивало повышение качества соединения элементов конструкции, другим - создавало сложности с созданием технологической системы, обеспечивающей требуемые значения вариаций процесса.

В тоже время (начало 20-х годов прошлого столетия) некоторых специалистов в промышленности заинтересовало, можно ли предсказать выход параметра за пределы допуска. И они стали уделять основное внимание не самому факту брака продукции, а поведению технологического процесса, в результате которого возникает этот брак или отклонение параметра от установленного допуска. В результате исследования вариабельности технологических процессов появились статистические методы управления процессами. Родоначальником этих методов был В. Шухарт.

В. Шухарт переключил внимание с допускового подхода к управлению качеством на подход, направленный на обеспечение стабильности процессов и уменьшение их вариаций. Его идеи до настоящего времени сохраняют актуальность. Кроме того, Шухарт высказал идею непрерывного улучшения качества, предложив цикл непрерывного улучшения процессов, носящий сегодня название "Цикла Шухарта - Деминга".

Одновременно с этим большое внимание уделялось разработке теории выборочного контроля продукции. Первые работы в этой области появились в конце 20-х годов в США, автором их был Г.Додж, ставший впоследствии известным американским ученым.

Внедрение статистических методов позволило значительно сократить трудоемкость операций контроля и значительно снизить численность инспекторов (контролеров). Так как до этого Стремление к производству высококачественной продукции привело к гипертрофированному раздуванию на промышленных предприятиях контрольного аппарата.

Большое влияние на становление статистических методов контроля, как философии качества, оказал Эдвард Деминг (США). В начале 50-х годов Деминг проводил широкомасштабное обучение японских специалистов новым методам обеспечения качества, особое внимание при этом обращая на статистические методы управления качеством. Его деятельность была настолько успешной, что уже в 60-х годах американцам пришлось уступить японским фирмам значительную часть рынков сбыта, в том числе и в самих США.

Так Каору Исикава впервые в мировой практике предложил оригинальный графический метод анализа причинно-следственных связей, получивший название "диаграммы Исикава". Сегодня практически невозможно найти такую область деятельности по решению проблем качества, где бы ни применялась диаграмма Исикавы.

Внесли свой научный вклад в развитие статистических методов и советские ученые: В.И. Романовский, Е.Е.Слуцкий, Н.В.Смирнов, Ю.В. Линник и др.

Из существующих статистических методов наиболее распространенными являются:

1) описательная статистика;

2) планирование экспериментов;

3) проверка гипотез;

4) регрессионный анализ;

5) корреляционный анализ;

6) выборочный контроль;

7) факторный анализ;

8) анализ временных рядов;

9) статистическое установление допуска;

10) анализ точности измерений;

11) статистический контроль процессов;

12) статистическое регулирование процессов;

13) анализ безотказности;

14) анализ причин несоответствий;

15) анализ возможностей процесса (гистограммы).

Надежность систем

Надежность системы – это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки.

Показатель надежности количественно характеризует одно или несколько свойств, составляющих надежность объекта.

Показатель надежности может иметь размерность (например, наработка на отказ) или не иметь (например, вероятность безотказной работы).

Показатели надежности могут быть единичными и комплексными. Единичный показатель надежности характеризует одно из свойств, а комплексныйнесколько свойств, составляющих надежность объекта.

План последовательного выборочного контроля

В данном случае решение принимается после оценки ряда выборок, общее число которых заранее не устанавливается, а определяется в процессе контроля по результатам предыдущих выборок. В итоге принимается одно из трех решений: принять партию, забраковать партию либо продолжить контроль.

 

Пример применения диаграммы гранта при определении порядок и сроки выполнения работ по возведения дома «под ключ» в течение 12 месяцев

Пример применения сетевого графа при определении порядок и сроки выполнения работ по возведения дома «под ключ» в течение 12 месяцев

Диаграмма процесса осуществления программы – это инструмент планирования, направленный на построение детальных планов внедрения, которые включает в себе все возможные негативные события и проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации.

Прогнозирование этих проблем позволяет предотвратить трудности, дает возможность заранее подготовиться к решению проблем, что обходится гораздо дешевле, чем поиск решений только после того, как все случилось.

Диаграмма процесса осуществления программы – это продолжение древовидной или стрелочной диаграммы, принимая во внимание возможности возникновения непредвиденных событий.

В общих чертах, схема диаграммы процесса осуществления программы имеет следующий вид.

 

Из схемы диаграммы видно, что каждая контрмера, с точки зрения возможности ее реализации и эффективности имеет свой символ:

- символ Х означает трудные в реализации и неэффективные контрмеры;

- символ 0 означает эффективная контрмера.

Пример применения диаграмма процесса осуществления программы при внедрении новой автоматизированной системы регистрации в библиотеке

Матрица приоритетов (Анализ матричных данных) – это матрица предназначена для выделения факторов, имеющих приоритетное влияние на изучаемую проблему.

Поставленная задача по этой матрице решается путем многофакторного анализа, большого числа опытных данных.

Анализ взаимосвязи между этими данными и изучаемыми факторами позволяет выделить наиболее важные факторы, для которых затем устанавливаются взаимосвязи с выходными показателями изучаемого процесса.

Следует напомнить, что применение данного метода требует знания математической статистики и поэтому он используется реже остальных шести новых инструментов контроля качества.

 

Дисциплина «Технология и организация производства продукции и услуг»

Планирование и управление процессами создания новой техники. Организационные и экономические задачи. Качественный и количественный аспекты понятий новой техники.

Процессы подготовки производства подразделяются на исследовательские, конструкторские, технологические, производственные и экономические.

Создание новой продукции в отраслях машиностроения осуществляется в определенной последовательности фаз единого процесса подготовки производства:

– теоретические исследования, имеющие фундаментальный поисковой характер;

– прикладные исследования, в процессе которых полученные на первом этапе знания находят практическое применение;

– опытно – конструкторские работы в ходе выполнения которых полученные знания и выводы исследований реализуются в чертежах и образах новых машин;

– технологическое проектирование и проектно – организационные работы, в процессе выполнения которых разрабатываются технологические методы изготовления и формы организации производства новых изделий;

– техническое оснащение нового производства, заключается в приобретении и изготовлении оборудования, технологической оснастки и инструмента, а также при необходимости и в реконструкции предприятий;

– освоение производства новой продукции, когда созданные на предыдущих этапах конструкции изделий и методы их изготовления проверяются и внедряются в производство;

– промышленное производство, обеспечивающее выпуск новой продукции по качеству и количеству, удовлетворяющих потребности общества;

– разработка и освоение выпуска новых видов продукции, воплощающих

В условиях комплексной подготовки производства возникает необходимость применения следующих методов планирования работ и управления ими:

– сетевые методы, которые позволяют наиболее полно охватить взаимосвязи всего комплекса работ по подготовке производства;

– методы управления ходом работ: назначение сроков выполняемых работ, планирование ресурсов, определение технико-экономических параметров создаваемой техники;

– методы материального и морального поощрения работников.

Количественный аспект определяет срок от начала появления новой идеи до момента внедрения и эксплуатации новой техники. Задача сокращения сроков создания и освоения новой техники является наиболее актуальной.

Качественный аспект новой техники определяет ее технический уровень, существенность новизны, патентоспособность и конкурентоспособность на мировом рынке. В конечном итоге, новая техника должна обладать новизной, удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль в ее производстве и эксплуатации.

 

Содержание и эволюция международных стандартов систем менеджмента качества ISO серии 9000. Первая, вторая, третья, четвертая, пятая версия, их совокупность, характеристика, общность и различия

МС ИСО серии 9000 разрабатывает технический комитет ISO TC 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества» входящий в составе Международной организации по стандартизации.

МС ИСО серии 9000 применимы для любой организации вне зависимости от численности персонала, формы собственности, занимаемых рынков, характера выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Международные стандарты ISO 9000 применимы и для государственных административных органов и их департаментов, а также для общественных организаций.

Международные стандарты ISO 9000 служат одновременно и гарантией потребителю в смысле качества получаемой продукции, и методическими указаниями компаниям-производителям по улучшению своей деятельности.

Первая версия международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в марте 1987 года.

Эти стандарты увидели свет при значительном влиянии Великобритании: опыт, накопленный этой страной в вопросе стандартизации, обеспечил ей влиятельное положение в этой сфере.

Серия стандартов ISO 9000:87 включала в себя три основные «модели обеспечения качества»:

ИСО 9001:87: Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании;

ИСО 9002:87: Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;

ИСО 9003:87: Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции;

а также словарь терминов в области обеспечения качества ИСO 8402:86.

Важно отметить что, все организации, желающие соответствовать требованиям стандартов ISO 9000: 87, должны были выбрать одну из 3 моделей (отличавшихся только по объему требований), которая наиболее полным образом описывала жизненный цикл выпускаемой ими продукции.

Вторая версия международных стандартов ISO серии 9000 вышла в 1994г.

Международные стандарты ISO серии 9000:94 в целом, повторяли структуру международных стандартов ISO версии 9000:87, с устранением и расшифровкой неясных моментов.

Вторая версия МС ИСО 9000:94 в полной мере ориентировалась на удовлетворение лишь одной из заинтересованных сторон – клиента организации.

15 декабря 2000 г вышла новая, третья по счету и радикально обновленная версия: ISO 9000:2000.

Главные отличия международных стандартов серии 9000:2000 от ранее действовавших заключаются в следующих:

1) МС ИСО серии 9000:2000 направлены не на управление качеством продукции, а на управление и оптимизацию процессов по ее созданию (процессный подход).

2) В третье версии появились пять рекомендательных стандартов:

- ISO 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

- ISO 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования.

- ISO 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

- ISO 19011:2000. Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества.

- ISO 10012. Обеспечение качества измерительного оборудования.

3) Международная терминология в области качества (словарь 9000:2000) претерпела заметные изменения. По сравнению с прежним словарем 8402:1994.

В версии 2000 г было исключено 28 и введено 49 дополнительных терминов. В итоге, словарь 9000:2000 насчитывает 88 ключевых терминов вместо 67. Обновленная терминология, сгруппированная уже не по 4, а по 10 тематическим блокам, стала носить более систематизированный характер.

4) Понятие «обеспечения качества» было исключено, а 3 «модели обеспечения качества» (9001, 9002 и 9003 версии 1994 г) были заменены на стандарты 9001 и 9004 версии 2000 г, которые полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию и могут использоваться как совместно, так и раздельно.

5) Международные стандарты 2000г. являлись менее предписывающими и более гибкими в применении (базовый стандарт для сертификации – только один, ИСО 9001:2000).

6) В редакции 2000 г нашли свое отражение статистические методы управления качеством Шухарта-Деминга.

7) В структуре международных стандартов ИСО 9000:2000 отчетливо выделен цикла PDCA «планируй – выполняй – проверяй – вноси улучшения и (корректируй)».

8) Системной основой новой версии стали 8 принципов менеджмента качества:

- ориентация на потребителя;

- лидерство руководителей;

- вовлечение работников;

- процессный подход;

- системный подход к менеджменту;

- постоянное улучшение;

- принятие решений, основанное на фактах;

- взаимовыгодные отношения с поставщиками.

9) Количество обязательных документированных процедур сократилось с 20 до 6:

- управление документацией;

- управление записями;

- внутренние аудиты;

- управление несоответствующей продукцией;

- корректирующие действия;

- предупреждающие действия.

10) Полностью изменилась структура стандарта 9001:2000: вместо «жесткого» деления требований на 20 элементов введены 5 основных разделов:

- «Система менеджмента качества»;

- «Ответственность руководства»;

- «Менеджмент ресурсов»;

- «Процессы жизненного цикла продукции»;

- «Измерение, анализ и улучшение».

11) в стандарт 9001:2000 включены следующие новые требования:

 - непрерывное улучшение;

 - возрастающая роль высшего руководства;

- рассмотрение законодательных и нормативно-правовых требований;

- установление целей, которые могут быть измерены;

- мониторинг информации, об удовлетворенности потребителя;

- возрастающее внимание к ресурсам;

- определение эффективности обучения;

- измерения, относящиеся к системе, процессам и продукции;

- анализ данных, о степени выполнения своих функций СМК.

12) В стандартах 9001:2000 и 9004:2000 заложены полная совместимость со стандартами других систем, в частности, с ISO 14001 и 14004, регламентирующими системы управления охраной окружающей среды.

15 ноября 2008 г была опубликована четвертая официальная версия стандарта ИСO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования».

В МС ИСО 9001:2008 внесенные незначительные изменения, они касаются:

1) ответственности организаций в случае использования аутсорсинга;

2)  деятельности организаций по сопровождению поставок (гарантийное и сервисное обслуживание, вторичная переработка, утилизация);

3)  вопросов сохранности продукции;

4) управлению конфигурацией компьютерного программного обеспечения и защите и восстановлению информации;

5) работы с несоответствующей продукцией.

С 01.01.2013 г. в Российской Федерации вводится в действие межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования», принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 48 от 22.12.2011). Соответственно с 01.01.2013 г. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 прекращает свое действие на территории Российской Федерации.

Содержание ГОСТ ISO 9001-2011 полностью идентично содержанию ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

Таким образом, на сегодняшний день действуют следующие версии основных международных стандартов ISO серии 9000:

- ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

- ISO 9001:2011 «Системы менеджмента качества. Требования».

- ISO 9004:2009 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Международный стандарт ИСО 9004:2009 дает организациям методические указания по достижению устойчивого успеха путем использования подхода, основанного на менеджменте качества. Он применим к любой организации независимо от ее размеров, типа и рода деятельности. Настоящий стандарт не предназначен для сертификации, регулятивных или договорных целей.

Международный стандарт ИСО 9004:2009 содержит рекомендации по достижению устойчивого успеха любой организации в сложной, требовательной и постоянно меняющейся среде путем использования подхода на основе менеджмента качества. Устойчивый успех организации достигается за счет ее способности отвечать потребностям и ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон на долговременной основе и сбалансированным образом. Устойчивого успеха можно добиться посредством эффективного менеджмента организации, путем осознания организацией среды своего существования, за счет обучения и должного применения улучшений и (или) инноваций. Настоящий стандарт поддерживает использование самооценки как важного инструмента для анализа уровня зрелости организации, охватывающего ее руководство, стратегию, систему менеджмента, ресурсы и процессы, с целью выявления сильных и слабых сторон и возможностей для совершенствования и (или) использования инновационного подхода. В настоящем стандарте менеджмент качества рассматривается более широко, чем в ИСО 9001; он рассматривает потребности и ожидания всех соответствующих заинтересованных сторон и дает рекомендации по систематическому и непрерывному улучшению общих показателей деятельности организации.

Международный стандарт ИСО 9004:2009 был разработан для обеспечения согласованности со стандартом ИСО 9001 и совместимости с другими стандартами на системы менеджмента. Такие стандарты дополняют друг друга, но могут использоваться и самостоятельно.

 

28. Основное содержание и назначение стандарта ГОСТ ISO 9001-2011. Система менеджмента качества. Требования к документации. Ответственность руководства. Менеджмент ресурсов. Процессы жизненного цикла продукции. Процессы мониторинга, измерений улучшений.

 

Требования к документации в разделе «система менеджмента качества».

Документация на систему качества должна содержать:

- изложение политики и целей в сфере качества;

- руководство по качеству;

- методики, требуемые этим стандартом;

- документы, необходимые организации для обеспечения эффективности планирования и исполнения процессов, управления ими;

- протоколы качества.

Объем документации может быть различным в зависимости от:

- размера организации;

- сложности процессов;

- компетентности персонала.

Руководство по качеству как один из документов СМК включает следующие аспекты:

- содержание системы менеджмента качества с подробным описанием и обоснованием всех исключений;

- созданные для системы качества документированные методики или ссылки на них;

- описание взаимодействия между процессами системы качества.

- руководство по качеству не обязательно должно быть оформлено в виде отдельного документа. Оно может быть компиляцией документов системы менеджмента качества.

- руководство по качеству может быть оформлено в виде отдельного документа или в виде нескольких томов.

Документированная методика должна содержать способы контроля, необходимые для:

- утверждения документов, как соответствующих требованиям перед их выпуском;

- пересмотра документов и, в случае необходимости, их актуализации с повторным утверждением;

- обозначения на документах их литеры изменения и номера редакции, т.е. определения текущего статуса пересмотра документов;

- обеспечения наличия документов на местах их использования;

- обеспечения сохранности документов в состоянии, пригодном для их использования;

- обеспечения идентификации внешних документов и управления их распространением;

- исключения случайного использования документов, которые устарели, или их идентификации, если они сохраняются для каких-либо целей.

Протоколы качества должны оформляться и сохраняться в виде, пригодном для чтения с возможностью их быстрого поиска и подбора.

Должна быть разработана методика, в которой установлены способы контроля, необходимые для идентификации, хранения, подбора, изъятия протоколов качества.

Ответственность руководства

В стандарте требуется от руководства выполнения следующих аспектов:

1) доведения до ведома организации идеи важности выполнения требований потребителей и законодательства;

2) установления политики в области качества;

3) обеспечения принятия определенных целей в области качества, которые должны быть соизмеримы и согласованы с политикой в области качества; 

4) разрабатывать планы для достижения поставленных целей;

5) определять и доводить до сведения персонала меру его ответственности и полномочия;  

6) назначать представителя руководства по качеству из состава руководства с возложением на него соответствующих обязанностей;

7) обеспечивать внутренний обмен информацией;

8) проводить регулярный анализ СМК.

Менеджмент ресурсов

В данном разделе рассматривается что, Организация должна

определить и удовлетворить потребность в ресурсах, необходимых для внедрения и обеспечения функционирования системы управления качеством.

Менеджмент ресурсов предусматривает требования:

 1) к человеческим ресурсам (персоналу);

 2) к инфраструктуре;

 3) к производственной среде. 

Требования к человеческим ресурсам

В стандарте определено, что персонал, выполняющий работы, которые

отражаются на качестве продукта, должен быть компетентным за счет образования, подготовки, навыков и опыта.

В стандарте Указано, что организация должна:

1) периодически определить необходимую компетентность персонала;

2) осуществить подготовку персонала;

3) оценить результативность проведенных мероприятий;

4) убедиться в том, что персонал осведомлен о необходимости и

важности своей деятельности в достижении целей в сфере качества;

6) вести учет данных об обучении, подготовке, навыках и опыте

персонала.

Определение компетентности персонала может быть через анализ

выполнения работ, оценку финансовых и других показателей, а также путем обеспечения обратной связи с потребителем.

В стандарте указывается, что сама организация определяет каким

образом необходимо проводить обучение и подготовка персонала.

 Это может быть в виде теоретических занятий и лекций, практических занятий, передачи опыта, тренинга, а также обучение при помощи современных технологий (через интернет, компакт-диски и пр.).

Результативность обучения организация может определить сама

различными способами.

Это могут быть экзамены, тесты, и периодические проверки, а также косвенные показатели: например, сокращение брака, повышение производительности труда и др.

Результаты Обучения и подготовки персонала должны быть документированными.

Для этого могут использоваться свидетельства, дипломы, списки посещаемости, результаты экзаменов и тестов, удостоверения об обучении и т.д.

Требования к инфраструктуре

Организация должна определить, образовать и поддерживать инфраструктуру, необходимую для обеспечения выполнения требований к продукции.

К инфраструктуре можно отнести производственное помещение, рабочее пространство, средства труда и оборудование, вспомогательные службы, информационные и коммуникационные технологии, транспортные средства и др.

Требования к производственной среде

Требуется, чтобы организация определила и организовала рабочую среду, необходимую для обеспечения соблюдения требований к продукции.

Необходимо учитывать все факторы рабочей среды, которые необходимы для обеспечения выполнения всех требований к продукции.

Планирование процессов жизненного цикла продукции

Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции. Планирование процессов жизненного цикла продукции должно быть согласовано с требованиями к другим процессам системы менеджмента качества.

При планировании процессов жизненного цикла продукции организация должна установить, если это целесообразно:

a) цели в области качества и требования к продукции;
b) потребность в разработке процессов и документов, а также в обеспечении ресурсами для конкретной продукции;
c) необходимую деятельность по верификации, валидации, мониторингу, измерению, контролю и испытаниям для конкретной продукции, а также критерии приемки продукции;

d) записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процессы жизненного цикла продукции и произведенная продукция соответствуют требованиям.

Результат этого планирования должен быть представлен в виде, соответствующем практике организации.



Международные стандарты систем экологического менеджмента ISO серии 14000. Экологические аспекты и экологическое воздействие. Планирование на основе значимых экологических аспектов. Совместимость стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ Р ИСО 14001-2016.

Серии ИСО 14000

ИСО 14000 - это серия международных стандартов по управлению окружающей средой.

ИСО 14000 – разработаны техническим комитетом ИСО /ТК 207, международной организацией по стандартизации (ИСО), для оказания помощи предприятиям, в построение эффективных экологических систем менеджмента (СЭМ).

Международные стандарты ИСО 14000 предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, с целью достижения экологических и экономических целей.

Планирование на основе значимых экологических аспектов.

Организация должна разработать, выполнять и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы)

а) идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции и услуг в рамках установленных границ системы экологического менеджмента, которые она может контролировать и на которые она предположительно может оказывать влияние, с учетом планируемых или новых разработок, новых или измененных видов деятельности, продукции и услуг;

б) определения тех аспектов, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на окружающую среду (т.е. значимых экологических аспектов).

Организация должна документально оформлять эту информацию и поддерживать ее в актуальном состоянии.

Организация должна гарантировать, что значимые экологические аспекты принимаются во внимание при внедрении и функционировании ее системы экологического менеджмента.

Организация может контролировать напрямую, те экологические

аспекты, которые входят в сферу управления организации.

Прямые экологические аспекты включают:

а) выбросы в воздух;

б) сбросы в воду;

в) сбросы на грунт;

г) использование сырья и природных ресурсов;

д) использование энергии;

е) тепловое загрязнение, излучение, вибрации и т.д.;

ж) отходы и побочные продукты;

з) физические характеристики, такие как размер, форма, цвет, внешний вид.

В дополнение к экологическим аспектам, которые организация может контролировать напрямую, организация должна также рассматривать косвенные экологические аспекты.

Косвенные экологические аспекты – это аспекты, которые не входят

в сферу управления организации.

Косвенные экологические аспекты включают:

а) проектирование и разработка;

б) процесс производства;

в) упаковка и транспортировка;

г) результаты экологической деятельности и деятельность подрядчиков и поставщиков;

д) управление отходами;

е) выделение и распределение сырья и природных ресурсов;

ж) распределение, использование и окончание жизненного цикла продукции;

з) дикий мир и биоразнообразие.

Контроль экологических аспектов продукции, которая поставляется организации и влияние на эти аспекты существенно меняются в зависимости от положения организации на рынке и ее поставщиков.

Организации, которые сами занимаются проектированием продукции, могут в значительной степени влиять на такие аспекты с помощью изменения, например, одного входного материала, в то время как организации, которым поставляют продукцию с характеристиками, заданными внешней стороной, имеет мало возможностей для управления аспектом.

Международный стандарт социальной ответственности SA 8000. Определение социальных групп работников. Критерии детского труда, принудительного труда, здравоохранения и безопасности, дискриминации, продолжительности работы, свободы объединений. Требования к системе управления. Политика. Планирование и управление. Представители компании. Внешняя связь. Доступ для проверки.

SA 8000 – это стандарт на систему социального и этического менеджмента.

Стандарт был разработан в 1997 г. Агентством по аккредитации (Совет по экономическим приоритетам).

Данный стандарт, диктующий нормы социальной ответственности, построен на тех же системных подходах, что и стандарты серий ИСО 9000 (управление качеством) и ИСО 14000 (управление экологическими аспектами).

Стандарт SA 8000:2001 может быть применен к любой организации, независимо от ее размера, формы собственности и видов деятельности на добровольной основе.

Требования настоящего стандарта универсальны и распространяются везде, независимо от географического расположения компании.

Стандарт был обновлен в 2001 г. до SA 8000:2001.

При разработке SA 8000 использовались следующие международные документы:

- конвенции Международной Организации Труда и связанные с ними международные документы по правам человека;

- всеобщая Декларация прав человека;

- конвенция ООН по правам ребенка;

- требование, что компании также должны подчиняться местным или национальным законам.

МС SA 8000 устанавливает критерии для оценки следующих аспектов:

- детский труд;

- принудительный труд;

- здоровье и техника безопасности;

- дискриминация;

 - продолжительность рабочего времени;

- оплата труда и Компенсация;

- дисциплинарные меры;

- свободы объединений;

- требование к системе управления.

Критерии детского труда:

Нельзя нанимать на работу детей моложе 15 лет, как исключение для развивающихся стран - 14 лет.

Компания будет поддерживать и эффективно взаимодействовать с персоналом для того, чтобы дать возможность таким детям посещать и находится в школе до истечения детского возраста.

На рабочем месте или за его пределами компания не будет подвергать детей или молодых рабочих опасности, грозящей их жизни или здоровью.

Критерии принудительного труда:

Компания не будет заставлять работников работать против их воли, включая труд заключенных и административно наказанных.

При приеме на работу и начале трудовой деятельности в компании к персоналу не будут предъявляться требования вносить деньги в депозит или подобные бумаги.

Критерии здоровья и безопасности:

Компания будет принимать меры для обеспечения здоровья и безопасности работников. Обеспечить безопасную и здоровую производственную среду для работы, выполнение всех требований техники безопасности и полномасштабное обучение работников.

Компания обеспечит для пользования всему персоналу чистые туалетные комнаты, доступ к питьевой воде и, если приемлемо, гигиенические условия для хранения пищи.

Компания обеспечит, если предусмотрено для персонала, условия для сна, чтобы они были чистыми, надежными и удовлетворяли основным требованиям персонала.

Критерии дискриминации:

Компания не будет применять дискриминацию при приеме на работу, при оплате труда, при доступе к обучению, продвижении по службе, завершении срока службы или уходе на пенсию, по расовому, половому, религиозному, физическому ограничению, возрастному и т.д. признакам.

Компания не будет вмешиваться в осуществление прав, относящихся к расе, национальному происхождению, религии, полу, сексуальной ориентации, членству в объединении, политическому убеждению и т.д.

Компания не позволит, чтобы имели место манеры поведения, включая жесты, язык и физические контакты, подобные сексуальному принуждению, являющиеся угрожающими или оскорбительными.

Критерии продолжительности рабочего времени:

От персонала не может быть потребована на регулярной основе работа, превышающая 48 часов в неделю.

В течение каждых семи дней должен быть предоставлен, по крайней мере, один выходной день.

Компания будет следить за тем, чтобы сверхурочное время не превышало 12 часов у каждого работающего в неделю и чтобы требование о сверхурочной работе возникало лишь в исключительных случаях и всегда компенсировалось премиальной оплатой.

 

Критерии требования к системе управления (политика, проверка со стороны руководства, представители компании, планирование и управление, контроль за поставщиками, реагирование на беспокойство и принятие корректирующих действий, внешняя связь и доступ для проверки):

Политика

Высшее руководство определит политику компании по социальной ответственности и условиям труда, гарантируя, что она:

а) включит обязательство подтвердить все требования данного стандарта;

б) включит обязательство действовать в соответствии с национальным и другим применяемым законом, другими требованиями, с которыми соглашается компания и уважать международные документы и их толкование (перечислены в разделе II);

в) включит обязательство непрерывного совершенствования;

г) с успехом подтверждена документами, осуществляется, поддерживается, передается и является доступной в понятной для всего персонала форме, включая директоров, исполнителей, администрацию, наблюдателей и тот состав, который работает по найму, по контракту или же каким-то другим образом представляет компанию;

д) доступна общественности.

Представители компании

Компания назначит старшего представителя администрации, который

независимо от других обязательств, будет обеспечивать выполнение требований данного стандарта.

Компания предоставит возможность не руководящему составу выбрать своего представителя для осуществления связи со старшим руководством по делам, касающимся данного стандарта.

Планирование и выполнение планов

Компания будет следить за тем, чтобы требования данного стандарта были поняты и выполнялись на всех уровнях организации; способы будут включать, но не ограничатся на этом:

а) четкое определение роли, ответственности и полномочий;

б) обучение новых и/или временных работников при приеме на работу;

в) периодическое обучение и познавательные программы для имеющихся работников;

г) непрерывный контроль деятельности и результатов для того, чтобы показать действенность внедренных систем с целью удовлетворения требований политики компании и данного стандарта.

Внешние связи

Компания установит и будет поддерживать порядок, в соответствии с которым будет передавать регулярно заинтересованным сторонам сведения и другую информацию, касающуюся выполнения требований данного стандарта, включая, но не ограничиваясь при этом, результаты проверок руководством и показатели, полученные при проверке.

Доступность проверки

В тех случаях, когда требуется по контракту, компания будет предоставлять обоснованную информацию и доступ заинтересованным сторонам, желающим проверить соответствие требованиям данного стандарта; если далее требуется по контракту, то подобная информация и доступ будут также предоставлены поставщиками и субподрядчиками, при включении такого требования в контракты компании на закупку.

Компания будет проводить соответствующую регистрацию для показа соответствия требованиям данного стандарта.

Международный стандарт охраны здоровья и безопасности труда OHSAS 18001:2007. Планирование на основе идентификации опасностей и оценки рисков. Цели и программы менеджмента в области охраны здоровья и безопасности труда. Подготовка и компетентность персонала. Внешние и внутренние коммуникации. Управление операциями. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них. Аудиты и анализ со стороны руководства.

Планирование на основе идентификации опасностей и оценки рисков.

Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры для идентификации существующих опасностей, оценки рисков и внедрения необходимых мер управления. Это должно охватывать:

- рутинные и нерутинные виды деятельности;

 - деятельность всего персонала, имеющего доступ к рабочему месту (включая контракторов и посетителей);

- оборудование на рабочем месте, представленное организацией или другими лицами.

Организация должна обеспечить использование результатов проведенной оценки и результатов мероприятий по управлению рисками при постановке целей в области безопасности труда и охраны здоровья. Данная информация должна быть документироваться и подвергаться актуализации.

Методология организации по идентификации опасности и оценке риска должна:

 - быть определена с учетом масштабов последствий, характера и длительности воздействия, чтобы обеспечить ее проактивный (предупреждающий) характер, а не реактивный (после произошедшего события);

- обеспечить классификацию рисков и идентификацию тех, которые должны быть устранены или управляемы мерами;

- быть согласована с оперативными наработками и сопоставлена с возможностями используемых мер по управлению риском;

- представлять исходные данные для определения требований к производственному оборудованию, идентификации потребности в обучении персонала и/или разработке мер оперативного контроля;

 - предусмотреть отслеживание исполнения требуемых действий для обеспечения эффективности и своевременности их внедрения.

Подготовка и компетентность персонала.

Персонал должен быть компетентным для выполнения задач, которые могут влиять на безопасность и здоровье на рабочем месте.

Компетентность следует определять, на основании соответствующего образования, подготовки и производственного опыта.

Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, которые обеспечивают осведомленность работников каждого соответствующего уровня и должности, о:

- важности следованию политике в области безопасности труда и охраны здоровья;

- последствиях их трудовой деятельности, на безопасность и здоровье работника;

- потенциальных последствиях в случае отступления от установленных операционных процедур.

Процедуры обучения персонала должны принимать в расчет различные уровни:

- обязанности, способности и грамотности;

- риск.

Управление операциями.

Организация должна идентифицировать те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными рисками, где нужно применить меры по управлению. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая поддержание в рабочем состоянии, чтобы они проводились в установленных условиях путем:

а) разработки и поддержания в рабочем состоянии документированных процедур;

б) определения в процедурах операционных критериев;

в) разработки и поддержания в рабочем состоянии процедур, относящихся к идентифицированным рискам;

г) разработки и поддержания в рабочем состоянии процедур для проектирования рабочего места, технологического процесса, установок, механизмов.

Требования к документации

Документация системы менеджмента безопасности пищевой продукции должна включать а себя.

a) документально оформленное заявление в области обеспечения безопасности пищевой про­дукции и о соответствующих целях организации;

b) документально оформленное процедуры и записи, требуемые coгласно настоящему стандарту;

c) документы, необходимые организации для эффективной разработки, внедрения и актуализа­ции системы менеджмента безопасности пищевой продукции.

Документацией, используемой в рамках системы менеджмента безопасности пищевой продукции, следует управлять. Записи представляют собой особый вид документации, и поэтому ими необходимо управлять согласно требованиям.

Управление должно обеспечивать анализ всех предложенных изменении до их внесения с целью определения результирующего воздействия на безопасность пищевой продукции и на систему менедж­мента безопасности пищевой продукции.

Следует применять установленную процедуру, позволяющую определить виды управления, необ­ходимые для того, чтобы:

                 а)документы были одобрены а отношении их адекватности до их издания;

                 б) документы анализировались и актуализировались по мере необходимости, а также повторно одобрялись;

                 в) гарантировать, что вносимые изменения и текущий статус пересмотра документов идентифицированы:

                 г) гарантировать, что соответствующие версии применяемых документов будут в наличии в мес­тах их использования;

д) гарантировать, что документы остаются четкими и легко идентифицируемыми;

е) гарантировать, что соответствующие документы внешнего происхождения будут идентифици­рованы и распределены под контролем;

ж) предотвратить непреднамеренное использование устаревшим документов и гарантировать, что они будут надлежащим образом идентифицированы, если будут оставлены на хранение по ка­кой-либо причине.

Записи следует создавать и вести таким образом, чтобы иметь свидетельства соответствия тре­бованиям и свидетельства эффективной работы системы менеджмента безопасности пищевой продук­ции. Записи должны быть четкими и легко идентифицируемыми, их поиск не должен быть сложным.

 

Планирование и реализация безопасной продукции

Организация должна планировать, разрабатывать, внедрять и применять процессы производства безопасной продукции.

Организация должна обеспечивать результативность запланированных видов деятельности и лю­бых изменений, вносимых в них. Эта деятельность включает в себя выполнение программ обязатель­ных предварительных мероприятий, производственных программ обязательных предварительны к мероприятий и/или плана ХАССП.

План ХАССП

План ХАССП должен быть документально оформлен и включать в себя следующую информацию для каждой идентифицированной критической контрольной точки:

а) опасности, которые угрожают безопасности пищевой продукции и которыми необходимо управлять в критической контрольной точке;

б) мероприятия по управлению;

в) критические пределы;

г) процедуры мониторинга);

д) коррекцию и корректирующие действия, которые будут предприняты, если будут превышены критические пределы;

е) распределение ответственности и полномочий;

ж) ведение записей при мониторинге.

Постоянство улучшений.

Высшее руководстве должно обеспечить непрерывное улучшение эффективности системы ме­неджмента безопасности пищевой продукции, применяя для этого обмен информацией, анализ со стороны руководства, валидацию комбинаций мероприятий по управ­лению и корректирующих действии, оценку результатов отдельных верификационных проверок, анализ результатов верификационной деятельности, а также актуализацию системы менеджмента безопасности пищевой продукции.

Организация должна провести валидацию прежде чем внедрить мероприятия по управлению в рамках производственных программ обяза­тельных предварительных мероприятий и плана ХАССП, а также после внесения любого изменения в них для того, чтобы:

а) выбранные мероприятия по управлению обеспечивали предусмотренное управление опасностями, угрожающими безопасности пищевой продукции, для которой они предназначены;

б) мероприятия по управлению были результативными и обеспечивали в комбинации управление идентифицированными опасностями, угрожающими безопасности пищевой продукции, таким образом, чтобы конечная продукция соответствовала требованиям безопасности, установленным в соответству­ющих нормативных документах.

Если результат валидации показывает, что один или оба из указанных элементов невозможно подтвердить, то мероприятие по управлению и/или комбинацию мероприятий по управлению следует модифицировать и повторно оценить.

Модификация может включать внесение изменений а мероприятия по управлению (т.е. измене­ние параметров процесса, повышение степени обязательности и/или их комбинации) и/или изменения, касающиеся сырьевых материалов, производственных технологии, характеристик конечной продукции, методов распределения и/или предусмотренного применения конечной продукции.

 

33. Международный стандарт системы менеджмента защиты информации ИСО/МЭК 27001:2005. Область применения и краткое содержание.

ISO/IEC 27001 — международный стандарт по информационной безопасности, разработанный совместно Международной организацией по стандартизации и международной электротехнической комиссией. Подготовлен к выпуску подкомитетом SC 27 Объединенного технического комитета JTC 1.

Стандарт содержит требования в области информационной безопасности для создания, развития и поддержания Системы менеджмента информационной безопасности(СМИБ).

Лучшие мировые практики в области управления информационной безопасностью описаны в международном стандарте на системы менеджмента информационной без.

ISO 27001 устанавливает требования к системе менеджмента информационной безопасности для демонстрации способности организации защищать свои информационные ресурсы.

Система менеджмента защиты информации: часть общей системы менеджмента, основанной на подходе деловых рисков, с целью создать, внедрить, эксплуатировать, постоянно контролировать, анализировать, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать защиту информации.

Общие положения: этот международный стандарт был подготовлен для того, чтобы предоставить модель для создания, внедрения, эксплуатации, постоянного контроля, анализа, поддержания в рабочем состоянии и улучшения Системы Менеджмента Защиты Информации (СМЗИ).

Область применения: требования, установленные в этом международном стандарте, носят общий характер и предназначены для применения ко всем организациям, независимо от типа, размера и характера.

Термины и определения:

Актив - что-либо, что имеет ценность для организации.

Доступность - свойство быть доступным и годным к употреблению по требованию уполномоченного лица.

Конфиденциальность - свойство, что информация не сделана доступной или не разглашена неуполномоченным лицам, организациям или процессам

Защита информации - сохранение конфиденциальности, целостности и доступности информации; кроме того, также могут быть включены другие свойства, такие как аутентичность, подотчетность, неотрекаемость и надежность.

Событие в системе защиты информации - выявленный случай системы, услуги или состояния сети, указывающий на возможное нарушение политики защиты информации или нарушения в работе средств защиты, или прежде неизвестная ситуация, которая может иметь значение для защиты.

Инцидент в системе защиты информации - одно или серия нежелательных или неожиданных событий в системе защиты информации, которые имеют большой шанс скомпрометировать деловые операции и поставить под угрозу защиту информации.

Целостность - свойство оберегания точности и полноты активов.

Остаточный риск - риск, остающийся после обработки риска.

Принятие риска - решение взять на себя риск.

Анализ риска - систематическое использование информации для выявления источников и для оценки степени риска.

Основные разделы стандарта:

- Система менеджмента защиты информации

- Ответственность руководства

- Внутреннее аудиты СМЗИ

- Анализ СМЗИ со стороны руководства

- УЛУЧШЕНИЕ СМЗИ.

Система менеджмента защиты информации включает следующие пункты:

- общие требования;

- создание СМЗИ;

- Реализация и эксплуатация СМЗИ;

- Контроль и анализ СМЗИ;

- Поддерживать в рабочем состоянии и улучшать СМЗИ;

- требования к документации (общие положения);

- Управление документами;

- Управление записями.

Общие требования Системы менеджмента защиты информации:

организация должна создать, внедрить, эксплуатировать, постоянно контролировать, анализировать, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать документированную СМЗИ в контексте целостной деловой деятельности организации и рисков, с которыми она сталкивается.

 

Дисциплина «Проектирование систем менеджмента»

Мотивация принятия решения о разработке системы менеджмента качества, роль высшего руководства, разработка этапов работ по проектированию СМК, формирование рабочей структуры по проектированию СМК, обучения персонала.

Внутренние мотивы, побуждающие организацию осуществлять проектирование и разработку системы менеджмента качества:

а) улучшить деятельность организации и повысить эффективность управления;

б) снижение материальных и трудовых издержек;

в) увеличение прибыльности; эффективности и результативности в работе фирмы;

г) развитие и совершенствование производства;

д) повышение качества трудовой жизни;

е) совершенствование условий труда;

ж) избежать ошибок в работе, приводящих к появлению брака.

Это связано с тем, что СМК четко формулирует (описывает) действия по созданию качественной продукции или услуг, разрабатывает инструкции по их выполнению, а также контролирует эти действия;

З) совершенствование процесса ведения бизнеса на основе применения принципов менеджмента качества.

Внешние мотивы, побуждающие организацию осуществлять проектирование и разработку СМК:

а) первоначальный толчок к внедрению СМК вызван рыночными условиями (например, СМК требуется для получения крупного заказа или ее просит предъявить серьезный клиент);

б) удовлетворение запросов потребителей и обеспечение их уверенность в качестве получаемой продукции;

в) повышение конкурентоспособности продукции и организации в целом;

г) укрепление и расширение позиций бизнеса на рынке;

д) отдельные законодательные требования;

е) развитие научно-технического прогресса.

Роль высшего руководства в разработке СМК:

С помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может создать обстановку, способствующую полному волочению работников и эффективной работе системы менеджмента качества.

Принципы менеджмента качества могут использоваться высшим руководством как основа для выполнения своей роли при:

а) разработке и поддержании политики и целей организации в области качества;

б) популяризации политики и целей в области качества во всей организации для повышения осознания, мотивации и вовлечения персонала;

в) ориентации всего персонала организации на требования потребителей;

г) внедрении соответствующих процессов, позволяющих выполнять требования потребителей и других заинтересованных сторон и достигать целей в области качества;

д) разработка, внедрении и поддержании в рабочем состоянии результативной и эффективной системы менеджмента качества для достижения поставленных целей в области качества;

е) обеспечении необходимыми ресурсами;

ж) проведении периодического анализа системы менеджмента качества;

з) принятии решений в отношении политики и целей в области качества;

и) принятии решений по мерам улучшения системы менеджмента качества

Методические рекомендации по разработке, внедрению, аудиту и сертификации СМК:

а) рекомендации руководства ИСО/ТК 176, включающие: этапы и процедуры внедрения СМК в организации;

б) рекомендации отечественных специалистов: сформированные на основе практического опыта внедрения и сертификации СМК на предприятиях РФ.

Обучение персонала

Обучение Сотрудников службы качества и членов координационного совета должны пройти по специальным программам, включающим в себя изучение требований ИСО 9001:2008, а так же методы создания СМК и разработку всей необходимой документации.

Основной целью обучения должно стать разъяснение сущности современных концепций управления качеством; способов реализации потенциала организации для достижения результативности; методологии внедрения стандартов ИСО серии 9000.

Однако, обучение персонала в организации должно начинаться с высшего руководства, так как именно оно принимает стратегическое решение о необходимости разработки СМК в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 и играет ведущую роль в создании, применении и совершенствовании СМК.

 

 

35. Предварительный этап работы по проектированию системы менеджмента качества. Программы работ: разработка календарного плана работы, план финансового и материального обеспечения, план обучения персонала. Работа с консультантами.

 

Предварительный этап по проектированию СМК ( Подготовка к созданию СМК) осуществляется посредством организации работ по созданию СМК на основе стандартов ИСО серии 9000:2008 (и соответствующих национальных стандартов РФ).

Предварительный этап включает следующие виды работ:

а) приказ директора о создании СМК;  

б) определение политики предприятия в области качества;

в) Формирование организационной структуры СМК приказом директора (назначение представителя руководства, ответственного за качество, создание службы качества, формирование команды по разработке СМК);

г) обучение персонала по вопросом разработки СМК (Обучение руководителей предприятия и производственных подразделений требованиям МС ИСО 9001:2000. Обучение членов команды по разработке СМК требованиям МС ИСО 9001 :2000 и методологии создания СМК);

д) составление программы (плана) проведения работ по проектированию СМК;

е) привлечение профессиональных консультантов. 

Составление программы (плана) проведения работ по проектированию СМК:

Внедрение системы менеджмента качества следует рассматривать как сложный и длительный проект (сроком до полутора-двух лет). Поэтому необходимо составить программу.

До начала работ команда составляет программу (план) проведения работ, которая утверждается руководителем предприятия. В программе (плане) определяются этапы и виды работ, исполнители, сроки и при необходимости стоимость выполнения.

В программе содержится следующие виды работ:

а) описание этапов внедрения;  

б) список ответственных за каждый этап проекта. Как правило, их выбирают из числа топ-менеджеров, а также специалистов, которые лучше всех знают специфику работы своих подразделений;

в) разработка (уточнение) организационной структуры СМК организации;

г) определение перечня бизнес-процессов организации;

д) определение (уточнение) полномочий должностных лиц организации в СМК и разработка «Матрицы распределения полномочий и ответственности в СМК»;

е) разработка мотивационного механизма (формы и методы экономического и морального стимулирования) обеспечения разработки и внедрения СМК;

ж) обучение должностных лиц и персонала организации, привлекаемого к работам по разработке СМК.

з) выделение необходимых ресурсов, для выполнения работ по созданию СМК в установленные календарные сроки (план финансового и материального обеспечения), осуществляется путем оценки существующих и определение требуемых ресурсов (персонал, оборудование и инструменты, стандарты и нормативные материалы, финансовые ресурсы).

В целом бюджет внедрения системы менеджмента качества, включает как расходы на сертификацию, так и оплата услуг консультантов в случае их привлечения, а также стоимость дальнейшего обучения персонала и стоимость отвлечения менеджмента от основной работы для ведения проекта. При постановке можно обойтись и своими силами, однако отвлечение топ-менеджмента от основной работы, а также подготовка собственных специалистов необходимого уровня могут стоить дороже, чем услуги консалтинговой компании.

и) Процедуру оценки внедрения СМК. Указываются критерии, по которым руководство сможет определить, удалось ли достигнуть поставленных в начале проекта целей.

После составления программы можно приступать к непосредственной постановке системы менеджмента качества.

Сущность процессного подхода при разработке системы менеджмента качества: Входы и выходы процессов, идентификация процессов, цепочка процессов, сеть процессов, понятие эффективности и результативности процессов.

Идентификация процессов

После того, как определены основные и вспомогательные процессы организации, составляется реестр (табличное описание) этих процессов 

Таблица

Пример реестра типовых процессов и видов деятельности организации

№ п/п

Наименование вида деятельности или процесса Иден. №
1

Основные процессы

 
  1.1    
  1.2    
   

 

2

Вспомогательные процессы

 
  2.1    
  2.2    
   
       

 

Идентификационный номер процесса (вида деятельности), приводимый в последнем столбце таблицы , является уникальным именем этого процесса в СМК, на которое можно ссылаться в соответствующих спецификациях процесса, документированных процедурах (ДП), Положениях, Регламентах, рабочих инструкциях и других документах СМК, связанных с этим процессом.

Какую информацию должен отражать идентификационный номер процесса, каждая организация решает сама.

Идентификация процессов осуществляется, централизовано Отделом менеджмента качества при разработке документации процесса.

Для идентификации процессов требуется ответить на следующие вопросы:

  1. все ли процессы, необходимые для достижения целей по качеству, идентифицированы?
  2. насколько процессы эффективно обеспечивают получение необходимых результатов?
  3. соответствуют ли процессы требованиям стандарта?
  4. описаны ли процессы в соответствующих процедурах?
  5. внедрены и поддерживаются ли процедуры в рабочем состоянии?
  6. установлено ли взаимодействие процессов и управляются ли они?

Существует несколько параллельных способов идентификации процессов в рамках IDEF0: 

- код вершины процесса. Этот способ заключается в том, что все функциональные блоки (процессы) имеют идентификационные коды. Каждый

идентификационный код начинается с прописной буквы «А», к которой присоединяется номер родительского блока и номер блока на диаграмме. Этот способ позволяет однозначно идентифицировать процесс,

- ссылочный номер процесса. Способ идентификации, при котором присваиваются ссылочные номера любому процессу. Структура ссылочного номера задается правилами, принятыми организацией,

- наименование процесса. Каждому процессу дается свое наименование,

которое и используется для идентификации процесса.

Занесем в таблице все рассматриваемого выше процесса «Производство продукции».

Таблица

Способы идентификации

Наименование процесса Код вершины Ссылочный номер
Производство продукции А0 П-ДП-1
Реализовать ответственность высшего руководства А1 П-1.1-МК
Осуществить менеджмент ресурсов А2 П-1.2-В
Реализовать процессы жизненного цикла продукции А3 П-1.3-ЖЦ
Планировать процессы А31 П-1.3.1-М
Осуществлять взаимодействие с потребителем А32 П-1.3.2-ЖЦ
Проектирование П- А33 1.3.3-ЖЦ
Осуществлять закупки А34 П-1.3.4-ЖЦ
Планировать закупки А341 П-1.3.4.1-М
Подготовить документацию под закупки А342 П-1.3.4.2-В
Осуществлять закупки и их контроль А343 П-1.3.4.3-ЖЦ
Осуществлять производственные процессы А35 П-1.3.5-ЖЦ
Осуществлять измерения, анализ и улучшение А4 П-1.4-МК

Цепочка процессов

Известные специалисты в области качества, считают, что в каждой организации структурно можно выделить три вида цепочки процессов:

- индивидуальный процесс, выполняемый отдельным работником,

- вертикальный, или функциональный процесс, отражающий взаимодействие руководства организации, ее подразделений и работников,

- горизонтальный процесс, который пересекает по горизонтали деятельность организации и представляет собой совокупность взаимосвязанных интегрированных процессов, обеспечивающих целевые функции организации.

Горизонтальный процесс представляет собой последовательную цепочку интегрированных процессов деятельности организации. Эта цепочка интегрированных процессов в то же время представляет последовательную цепочку потребителей, когда каждый последующий процесс определяет требования к предыдущему.

Горизонтальные процессы, выполняемые в нескольких функциональных подразделениях, называют межфункциональными, или сквозными процессами. Результаты такого функционального процесса должны быть четко определены.

В деятельности предприятия, как правило, одновременно выполняется

несколько межфункциональных процессов. Для примера приведем схему межфункциональных процессов фирмы «Эрикссон» (Швеция). Фирма одновременно выпускает три продукта. На рисунке показаны три цепочки процессов. 

Рис. Цепочки процессов

Первая цепочка относится к процессу, который выпускает продукцию, и она есть на складе. Время реализации заказа равно времени продажи. 

Вторая цепочка отражает заказы продукции, которой нет на складе, но фирма располагает мощностями по их выпуску. Время реализации заказа (время поставки) в этом случае увеличивается на период, связанный с производством заказанной продукции. 

Третья цепочка соответствует ситуации, при которой организация провела анализ рынка и выявила новые потребности в продукции, которую фирма может выпускать. В этом случае время выхода на рынок с новой продукцией включает в себя время, необходимое на проектирование, подготовку производства, производство и время поставки новой продукции. Для фирмы этот период составил 3 месяца.

Рис. Сеть процессов

Сеть процессов

В организации обычно складывается сеть из четырех групп процессов:

- управленческой деятельности руководства,

- менеджмента ресурсов,

- жизненного цикла продукции,

- измерения, анализа и улучшений.

В стандартах ИСО серии 9000 - 2011 приведена необходимая информация для реализации процессного менеджмента (Модель системы менеджмента качества). Результативность процессов обеспечивается управляющей обратной связью по установленному критерию соответствия (цикл PDCA).

Оценка процесса проводится по следующим показателям:

  1. показатели результативности и эффективности;
  2.  показатели соответствия процессов требованиям заинтересованных сторон: общества (экологические показатели), акционеров (экономические показатели), персонала (показатели профессиональной безопасности);
  3. показатели, характеризующие факторы риска.

Результативность процессов – это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Эффективность процессов - это связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Для определения результативности процесса, необходимо выяснить:

  1. с какой целью данный процесс реализуется в организации?
  2. какую ценность он для нее представляет?
  3. кто является потребителем результата процесса?
  4. какие требования предъявляет потребитель к процессу и его результату.

 

Модель системы менеджмента качества. Блоки процессов входящие в модель системы менеджмента качества. Потребители и другие заинтересованные стороны. Графическое изображение модели системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9001 четвертой и пятой версии.

Политика в области качества. Порядок разработки и принятия Политики. Роль политики в области качества как средства управления организацией. Связь Политики в области качества и целей в области качества.

Политика в области качества

Это общие намерения и направление деятельности организации в области

качества, официально сформулированные высшим руководством по реализации принятой стратегии.

Это один из стратегических документов организации. В этом документе определяются основные принципы работы и развития ее системы управления в области качества. Как правило, политика в области качества представляет собой декларативный документ. Однако, каждая декларация, заявленная в политике, должна «раскладываться» на конкретные цели, планы и действия по реализации указанных деклараций. Отсюда появляется и прямая связь политики в области качества с целями в области качества.

Как правило, политика в области качества согласуется с общей политики организации и обеспечивает основу для постановки целей в области качества.

  Принципы менеджмента качества, изложенные в ГОСТ Р ИСО 9000 – 2008, могут служить основой для разработки политики в области качества.

  Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества

a) соответствовала целям организации,
b) включала обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества,
c) создавала основы для постановки и анализа, целей в области качества,
d) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему,
e) анализировалась на постоянную пригодность.

Цели в области качества – это то, чего добивается или к чему стремятся в области качества.

это документ, в котором организация устанавливает каких результатов в области качества она хочет достигнуть. Цели в области качества должны быть направлены на реализацию деклараций политики, но в отличие от политики, цели имеют конкретные показатели, которые можно измерить и достигнуть в ограниченные периоды времени.

Цели в области качества обычно базируются на политики организации в области качества.

Цели в области качества обычно устанавливаются для соответствующих подразделений и уровней организации.

Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции, были установлены в соответствующих подразделениях организации и на соответствующих ее уровнях. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласоваться с политикой в области качества. 

Связь политики в области качества и целей в области качества Политика и цели в области качества устанавливаются, чтобы служить

ориентиром для организации. Они определяют желаемые результаты и способствуют использованию организацией необходимых ресурсов для достижения этих результатов. Политика в области качества обеспечивает основу для разработки и анализа целей в области качества. Цели должны быть согласованы с политикой в области качества и стремлением к постоянному улучшению, а результаты должны быть измеримыми. Достижение целей в области качества может оказывать позитивное воздействие на качество продукции, результативность работы и финансовые показатели и, как следствие, на удовлетворенность и уверенность заинтересованных сторон.  

Политику и цели в области качества обычно представляют отдельными документами. Либо можно цели в области качества включать в состав политики, но в этом случае политика в области качества будет иметь две части – открытую и закрытую. Открытая часть - это декларации, а закрытая часть – это конкретные и измеримые цели организации.





Шесть обязательных процедур

Стандарт ИСО 9001:2008 (ИСО 9001:2000) требует от организации разработать и внедрить 6 обязательных процедур:

- управление документацией;

- управление записями о качестве;

- управление несоответствующей продукцией;

- проведение внутренних аудитов;

- проведение корректирующих мероприятий;

- проведение предупреждающих мероприятий.

записи по качеству как особый вид документации системы качества его определяет Стандарт ИСО 9000:2005. Особенность этого вида документации заключается только в том, что эти документы подтверждают факт выполнения какого-либо действия и меняют свой статус в момент регистрации этого факта. Например, пустая форма, предназначенная для регистрации результатов контроля, является обычным документом системы качества. Как только в эту форму внесены результаты контроля (форма заполнена), эта форма становится записями по качеству.

В стандарте ИСО 9001:2008 (ИСО 9001:2000) определен минимальный состав записей по качеству, который должен существовать в организации. При необходимости этот состав записей по качеству может быть расширен самой организацией.

Карта процесса это документ, определяющий назначение процесса, его основные результаты и характеристики, а также последовательность операций или действий процесса. Таким образом, карта процесса представляет технологию выполнения процесса. В зависимости от назначения она может представляться с различным уровнем детализации.

В картах процесса могут представляться процессы административного управления, процессы управления ресурсами, процессы контроля, мониторинга и измерений. Одной из разновидностей карты процесса является технологическая карта, представляющая технологические (производственные) процессы.

Карты процессов могут оформляться в виде документированных процедур.

 

41. Руководство по качеству. Назначение руководства по качеству. Основное содержание руководства по качеству.

Дисциплина «Экономика»

1. Рынок: условия возникновения, содержание, структура и функции.

Рынок – это определенная система связей между продавцами и покупателями, основанная на безличностном механизме ценообразования.

Сущностью этой связи является обмен товара.

Рынок – это такая организация экономики, где посредством обмена удовлетворяются потребности человека.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются.

1. Общественное разделение труда и специализация. в любом более или менее многочисленном обществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это означает специализацию в производстве тех или иных товаров и услуг.

2. Экономическая обособленность производителей. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает: что производить? как производить? кому и где продавать?

3. Самостоятельность производителей и свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Рынок выполняет следующие функции:

1. Регулирующая функция – самая важная. Рынок дает ответ на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? как производить? для кого производить? Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена – сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к сокращению.

2. Посредническая функция. Рынок сводит вместе продавцов и покупателей.

3. Ценообразующая функция. На рынке происходит образование цены товара.

4. Распределительная функция. Рынок распределяет экономические ресурсы между отраслями производства, распределяет товары, доходы.

5. Стимулирующая функция. Рынок стимулирует конкуренцию, рациональное использование ресурсов, НТП, повышение эффективности производства.

6. Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непосредственно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Основные элементы рынка: цена, спрос, предложение.

Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на 3 группы:

1. Домохозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Оно может состоять как из одного человека, так и нескольких лиц. Домохозяйства самостоятельно принимают решения и являются собственниками факторов производства (рабочая сила, земля, капитал), которые они предоставляют на рынок. Полученный от продажи услуг труда, капитал и другие деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей, а не наращивания прибыли. Основная цель домохозяйства – максимизация, т. е. получение максимальной полезности в рамках имеющихся ресурсов

2. Фирма – экономическая единица, занимающаяся непосредственной деятельностью с целью получения дохода (прибыли) путем привлечения собственных и заемных средств или принимающая опосредованное участие в такой деятельности, путем вложения в дело собственного капитала. Она самостоятельно принимает решения и соответственно несет ответственность за результаты этих решений. Основная функция фирмы – это производство всей массы товаров и услуг для домашних хозяйств и правительства. Основную часть прибыли фирма использует на расширение производства, т. е. инвестирует ради получения еще большей прибыли.

3. Правительство -  представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики. Бюджетные организации производят общественные товары - это товары, которые поступают не в индивидуальное потребление, а в общественное.

Таким образом, рынок представляет собой взаимодействия множества домохозяйств, фирм, государственных учреждений, которые выступают то в роли продавцов, то в роли покупателей.

В реальности рынок представлен множеством различных рынков, которые разделяются между собой по различным критериям:

1. По объектам:

а) рынок потребительских товаров и услуг;

б) рынок средств производства;

в) рынок земли;

г) рынок рабочей силы;

д) рынок ценных бумаг;

в) рынок научно-технических разработок и т.д.

2. по субъектам: а) рынок покупателей;

                    б) рынок продавцов;

в) рынок государственных учреждений;

г) рынок промежуточных продавцов – посредников.

3. по географическому положению: а) местный (локальный) рынок;

б) региональный рынок;

в) национальный рынок (рынок отдельной страны);

г) мировой рынок.

4. по размеру продаж: а) розничный рынок;

                     б) оптовый рынок.

5. по степени ограничения конкуренции:

  а) рынок совершенной конкуренции;

                     б) рынок несовершенной конкуренции.

6. исходя из отраслевого признака: а) автомобильный;

б) нефтяной;

                                                        в) компьютерный и т. д.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 270.