АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующихдеятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентнойсреды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. В современном мире А.з. и проводимая наего основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственногорегулирования экономики, в силу чего А.з. признается самостоятельной отраслью законодательства. Этаотрасль является комплексной: имея в основе нормы административного права, А.з. включает такжеконституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы.

А.з. основывается на концепции достижения наивысшего благосостояния граждан в результатепредоставления хозяйствующим субъектам возможности свободно обмениваться производимыми имитоварами и услугами на конкурентном рынке, который выступает универсальным регуляторомобщественного производства. Основные цели А.з. подавляющего числа государств: защита и поощрениеконкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение нарынке, контроль за процессом концентрации производства и капитала,контроль над ценообразованием.содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересовпотребителей. В некоторых государствах в А.з. включают правовые нормы о пресечении недобросовестнойконкуренции, направленные против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках.Законодательныеакты, содержащие одновременно нормы о пресечении недобросовестной конкуренции и монополистическойдеятельности. характерны для государств с переходной экономической системой. Для государств,региональных объединений, где источником права являются также судебные решения, характерно принятиеболее широкой концепции антимонопольного права (картельное право ЕС, антитрестовское право США идр.). А.з., как правило, является общенациональным.

Основная категория А.з. - доминирующее положение (монопольная сила) хозяйствующего субъекта насоответствующем (релевантном)товарном рынке. А.з. не устанавливает запрет хозяйствующему субъектузавоевать это положение, однако и не допускает злоупотребления им. Оценка того, занимает лихозяйствующий субъект доминирующее положение, основывается на определении релевантного товарногорынка, который характеризуется границами, объемом и субъективным составом.

В РФ А.з. появилось только с началом перехода к рыночной экономике, когда конкуренция была признанаблагом для общества. Одним из первых в системе законодательных актов, опосреду-ющих кореннуюэкономическую реформу, проводимую РФ с начала 90-х гг., был Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 "Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон оконкуренции). Целями введения в действие Закона были: создание конкурентной среды в экономике,предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестнойконкуренции на товарных рынках. Названный Закон был принят за несколько месяцев до Закона РФ оприватизации предприятий, тем самым установив правовые основы для действия приватизируемых и вновьобразуемых предприятий в условиях конкурентной среды.

Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, недопускается (ст. 34 Конституции РФ). Конституция

РФ вместе с Законом о конкуренции,издаваемыми в соответствии с ним ФЗ, указами Президента РФ,постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и образует А.з. РФ в его современном виде, котороеявляется федеральным (ст. 71 Конституции РФ). Основные особенное-\' ти А.з. РФ состоят в том, что оносодержит нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, а положения о запретах адресованы нетолько частным лицам, но и органам исполнительной власти. Выявлены характер, спецификапротиворечащихА.з. действий (бездействия)хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти,направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.. .

Законом запрещены действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке,которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или)ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Приводится открытый переченьтаких действий.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными (полностью или частично)заключенные в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующихсубъектов(потенциальных конкурентов), занимающих в совокупности доминирующее положение, еслитаковые соглашения (согласованные действия) имеют или могут иметь своим результатом существенноеограничение конкуренции. Лишь в исключительных случаях названные соглашения (согласованные действия)могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект отих действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия длярассматриваемого товарного рынка. В Законе о конкуренции приводится перечень соглашений, которые посвоей сути нарушают положения А.з. и на которые не распространяются названные изъятия.

К монополистическим действиям органов власти и управления относятся принимаемые ими акты и действия,которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или,напротив, благоприятствующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов. Запрещается:а)образование органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления с цельюмонополизации производства или реализации товаров; б) наделение названных органов

полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничениеконкуренции;в) совмещение функций указанных органов с функциями хозяйствующих субъектов;

г) наделение последних функциями названных органов.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными согласованныемонополистические действия органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальныхобразований (между собой либо с хозяйствующим субъектом), когда они имеют либо могут иметь своимрезультатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

Государственная политика по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению,ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводитсяфедеральным антимонопольным органом, положение о котором утверждается Президентом РФ.Федеральный антимонопольный орган - МАП РФ осуществляет контроль за соблюдением антимонопольныхтребований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов и за приобретением акций(долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести кдоминирующему положению на рынках РФ хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции. Дляосуществления своих полномочий МАП РФ вправе создавать собственные территориальные органы инаделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

За нарушение А.з. предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.Всамом Законе о конкуренции установлена система административных штрафов, налагаемых за нарушениеА.з. на должностных лиц исполнительных органов государственной власти и местногосамоуправления.коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, индивидуальныхпредпринимателей. Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренциипредусмотрена в ст. 178 У К.

Особым разделом А.з. является законодательство о естественных монополиях.

Лит.: Агаев Р.Г. Сравнительно-правовой анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран ипрактики его применения//Законодательство и экономика, 1995, №3-4; Еременко В.И. Антимонопольноезаконодательство.М., 1997;

Жидков О.А. Законодательство о капиталистических монополиях. М., 1968; Жидко в О.А. Антитрестовскоезаконодательство на службе монополий. М., 1968; Качалин В.В.Система антимонопольной защиты обществав США. М., 1997; Клейн Н.И. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности. В кн.:

Предпринимательское право. М., 1993;

Клейн Н.И..Авилов Г.Е. Антимонопольные законы государств Содружества//Законодательство и экономика,1995, № 3-4; Рынок и антимонопольное законодательство России. М., 1992; Свядостц Ю.И. Регулированиеограничительной хозяйственной практики в буржуазном праве. М., 1988;Сесекин В.Б. Основные положенияКартельного права ЕС/ /Проблемы интеллектуальной собственности, 1996, №7. С. 65;Сесекин В.Б. Основныеположения Антитрестовского права США//Проблемы интеллектуальной собственности, 1996. № 1;ТотьевК.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования. М., 1996.

Сесекйн В.Б.

Вопрос

Дата: 2019-02-02, просмотров: 261.