Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Простейшим и исходным типом рынка является рынок совершенной конкуренции («чистой конкуренции»), характерными чертами которого являются:
– на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов;
– предлагаемая ими продукция является однородной;
– фирмы свободно входят на рынок или покидают его;
– поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.
Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой и предельного дохода (рис. 14.1)
.
Рис. 14.1. График предельного и совокупного дохода
Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль
.
Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства
.
1. Если при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: (рис. 14.2).
2. При оптимальном производстве МС=Р=АС, фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. работает в режиме самоокупаемости (рис. 14.3).
3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков) (рис. 14.4).
4. Если Р=МС<AVCmin, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. 14.5).
5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии (рис. 14.3); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.
Рис. 14.2. Максимизация прибыли | Рис. 14.3. Равновесие фирмы в длительном периоде |
Рис. 14.4. Минимизация издержек | Рис. 14.5. Выход фирмы из отрасли в короткий период |
Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.
На рис. 14.6 и 14.7 треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.
Рис. 14.6. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня | Рис. 14.7. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р2) выше равновесного уровня |
Недостатки рынка совершенной конкуренции:
– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;
– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
– не может распространяться на производство общественных благ;
– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.
Вопрос
1. Характерные черты рынков совершенной и несовершенной конкуренции
Все виды и формы конкуренции, так или иначе, можно свести к двум кардинальным направлениям: совершенной и несовершенной. В соответствии с ними различают конкурентные и неконкурентные рынки.
Критериями различия рынков совершенной и несовершенной конкуренции являются основные характерные черты, свойственные в той или иной степени всем моделям:
Модели рынка совершенной конкуренции присущи следующие черты:
На конкурентном рынке рыночную конъюнктуру формирует вся совокупность фирм, технологий, широчайшее разнообразие товаров и услуг и т.д., а следовательно, и само поведение фирмы. Цена товара или услуги на таком рынке определяется соотношением спроса (D) и предложения (S).
Основной чертой несовершенной конкуренции является возможность продавцов или покупателей в той или иной степени воздействовать на цену. Выделяют три модели рынков несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
2. Монополия и монопольная власть ↑
Монополия – это фирма, являющаяся единственным производителем товара. Характерными чертами монополии являются:
Причинами возникновения монополии могут быть:
У естественной монополии по мере роста производства затраты на единицу продукции снижаются.Естественная монополия – это фирма, способная удовлетворить любой рыночный спрос с меньшими долгосрочными средними затратами, чем при существовании двух и более фирм. Разукрупнение естественной монополии нецелесообразно, поскольку приведет к потере эффективности.
Различают монополию и монопольную власть. Монопольная власть означает, что фирма может влиять на цену, изменяя объем выпуска товара. Такая фирма не обязательно является монополией, может быть также олигополией или монопольно-конкурентной фирмой.
Обладание монопольной властью ведет к тому, что кривая спроса на продукт фирмы перестает быть горизонтальной (как у совершенно-конкурентной фирмы), а приобретает отрицательный наклон (рис.1). Это означает, что фирма может повысить (снизить) цену, но тогда она столкнется со снижением (ростом) спроса на свой товар.
3. Монополия: максимизация прибыли ↑
Монополия, так же как и любая другая фирма (совершенно-конкурентная, олигополия или монопольно-конкурентная) стремится к максимизации прибыли. Особенность монополии заключается в том, что кривая спроса на ее продукт совпадает с кривой рыночного спроса на данный товар. Монополия может установить любую цену, что приведет к изменению величины спроса. Цель монополии – установить такую цену, при которой прибыль будет максимальной.
Общее правило максимизации прибыли – равенство предельного дохода и предельных затрат – остается верным и для монополии. Разница в том, что для совершенно- конкурентной фирмы линия предельного дохода (MR) горизонтальна и совпадает с линией рыночной цены, по которой эта фирма может продать любое количество своей продукции. Для монополии линия MR не горизонтальна и не совпадает с линией цены (кривой спроса).
Поскольку предельный доход есть приращение выручки при увеличении выпуска на одну единицу (MR = ΔTR/Δq), рассмотрим ее изменение при увеличении объема выпуска монополией (рис. 2).
При первоначальной цене Р1 монополия может продать q1 товара. При этом выручка TR1= Р1* q1 (соответствует площади прямоугольника Р1Е1q10). Монополия увеличивает выпуск на Δ q (q2 – q1).
Однако чтобы продать больше товара, ей приходится изменить цену на ΔР (Р2 – Р1).После этого выручка монополии (TR2=Р2*q2) соответствует площади Р2Е2q20. Таким образом, выигрыш в выручке из-за роста выпуска равен площади FE2q2q1 (Δq*P2), а потери из-за снижения цены – площадь Р1Е1 FР2 (ΔР*q1). Следовательно, прирост выручки
ΔTR = Δq*Р2 +ΔР* q1.
Поскольку цена снижается, ΔР является отрицательной величиной. Предельный доход составит:
ΔTR/ Δq = Р2 + (ΔР/ Δq)* q1
Следовательно, при выпуске дополнительной единицы продукции выручка увеличивается на цену продукта (Р2). В то же время, чтобы продать эту дополнительную единицу выпуска, приходится снижать цену на величину ΔР/ Δq. Поскольку по новой цене продаются не только последняя, но и все предыдущие единицы выпуска (q1), потери в выручке составят (ΔР/ Δq)* q1. Просуммировав выигрыши от роста выпуска и потери от снижения цены, получаем величину предельного дохода, который оказывается меньше цены.
Таким образом, для монополии величина предельного дохода, относящаяся к каждому значению выпуска (кроме нулевого), оказывается меньше соответствующей цены (рис.3).
Соединив на одном графике кривые спроса, предельного дохода, предельных и средних издержек, в точке пересечения кривых MR и МС определяют выпуск (qm), при котором прибыль монополии максимальна (рис.4). На кривой спроса находится монопольная цена, соответствующая этому выпуску (Рm). Сверхприбыль монополии – разница между ее выручкой и суммарными затратами:
П = TR – TC = Pm *qm – AC* qm.
На рис.4 выручка соответствует площади 0PmEqm, суммарные затраты – площади 0СFqm. Прибыль равна площади СPmEF.
Вопрос
Дата: 2019-02-02, просмотров: 289.