Помимо цены на величину предложения влияют следующие факторы, называемые неценовыми детерминантами.
1. Цены на ресурсы. Цены на средства труда, сырье, материалы, рабочую силу прямым образом влияют на стоимость производства товара в денежном выражении, и значит, его цену. При наличии определенной суммы денег товаропроизводитель вынужден приобрести меньше ресурсов, поднявшихся в цене, а, следовательно, произвести меньше продукции.
2. Технология производства. Совершенствование технологии позволяет производить единицу продукции с меньшей затратой ресурсов. При неизменных рыночных ценах снижение затрат на единицу продукции ведет к увеличению прибыли от продажи товара.
3. Налоги и дотации. Налоги, непосредственно взимаемые с предприятия, повышают издержки производства его товаров, а следовательно и их цену. Косвенные налоги, включаемые в цены, отражают общественные издержки производства и тоже повышают цену товаров. Дотации, субсидии, трансферты, представляемые предприятию государством, понижают издержки предприятия и тем самым цену товара.
4. Число продавцов. Рост числа продавцов товара при условии, что объемы продаж прежним количеством продавцов не меняется, увеличивает предложение и уменьшает рыночную цену.
5. Цены на другие товары. Изменение рыночных цен на одни товары может заставить товаропроизводителей изменить производство других товаров, причем в обратном направлении. Это явление имеет место как во внутриотраслевом, так и межотраслевом масштабах. Так, повышение цен на зерно при полном использовании земельной площади ведет к уменьшению производства технических культур и наоборот. Точно также повышение цен на рыбные товары может вызвать перелив капитала в рыбную отрасль из мясной.
6. Ожидания изменения цен. Ожидания изменения цен на продукты в ту или другую сторону тоже могут повлиять на желание производителей поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, придержать зерно осенью, чтобы дороже продать зимой, или постараться сбыть запас товаров в ожидании снижения цен на него.
8 вопрос
Эластичность спроса и предложения
Эластичностью называют способность одной переменной величины реагировать на изменение другой. Измеряется она числом, которое показывает выраженное в процентах изменение одной переменной в зависимости от выраженного в процентах изменения другой переменной.
Есть несколько видов эластичности. Наиболее значимым из них является эластичность спроса от цены, которая характеризует изменение спроса на определенный товар по отношению к изменению его цены. Формально это отношение записывается следующим образом:
Ер = ( % Δ Q ) / ( %Δ P ),
где % ΔQ – изменение Q, выраженное в процентах, а % ΔР – изменение Р в таком же измерении.
Но процентное изменение переменной является абсолютным изменением переменной, деленным на ее первоначальный уровень. Например, если первоначальная цена товара составляла 200 руб., а затем выросла до 204, то процентное изменение составит 4/200 = 0,02%. Поэтому мы можем записать эластичность спроса цены как
Е p = | ΔQ/Q | = | P | * | ΔQ |
ΔP/P | Q | ΔP |
Отсюда следует, что эластичность спроса от цены обычно представляет собой отрицательную величину. Это объясняется тем, что при росте цены товара спрос на него, как правило, снижается, т.е. ΔQ становится величиной отрицательной, поэтому ΔQ/ΔР и Ер тоже являются числами отрицательными.
Поскольку по мере движения по кривой спроса отношения ΔQ/ΔР и Q/P непрерывно меняются, то в каждой точке кривой эластичность спроса от цены тоже меняется. Это легче всего увидеть на примере линейной кривой спроса вида
Q = a – bP .
Для этой кривой отношение DQ/DР является величиной постоянной и равной –b. Однако кривая не имеет постоянного коэффициента эластичности.
Рисунок 5. Линейная кривая спроса
Как следует из рисунка 5, по мере движения вниз по кривой величина отношения P/Q снижается, и, следовательно, значение эластичности тоже снижается. В окрестностях пересечения кривой с осью цен Q крайне мало, а поэтому резко возрастает значение Ер= - b(P/Q). Когда P = a/2b, Q = a/2, Ep = –b(a/2b)(2/a) = –b/b = –1. А в точке пересечения кривой с осью количества Р = 0, и поэтому Ер = 0.
Так как на графике кривая спроса изображена в координатах, вертикальной осью которых является цена, а горизонтальной количество, то ΔQ/ΔP = 1/tg α. В итоге при любом сочетании цены и количества, чем круче наклон кривой, тем меньше эластичность спроса.
Рисунки 6 и 7 показывают два особых случая. На рисунке 6 показана линия спроса, эластичность которой равна бесконечности. Это значит, что при цене Р* потребители будут приобретать весь товар независимо от предъявляемого количества. Кривая спроса на рисунке 7 совершенно неэластична. Потребители приобретают фиксированное количество Q* независимо от цены.
Рисунок 6. Функция эластичного спроса Рисунок 7. Функция неэластичного спроса
Помимо эластичности спроса по цене интерес представляет также ее эластичность по отношению к другим переменным. Например, спрос на большинство товаров обычно растет, когда растет совокупный доход. Соответственно, эластичность спроса подоходу представляет собой процентное изменение спрашиваемого количества товара Q в результате процентного роста дохода I:
Ei= | ΔQ/Q | = | I | * | ΔQ |
ΔI/I | Q | ΔI |
Спрос на некоторые товары испытывает также влияние цен других товаров. Например, спрос на масло и маргарин зависят друг от друга, так как эти товары легко взаимозаменяемы. Выраженное в процентах изменение спроса на один товар при увеличении (тоже в процентном исчислении) цен на другой товар, называетсяперекрестной эластичностью спроса от цен. Соответственно, эластичность спроса на масло по отношению к цене маргарина может быть вычислена по формуле
Epm= | ΔQb/Qb | = | Pm | * | ΔQb |
ΔPm/Pm | Qb | ΔPm |
где Qb – количество масла, а Р m – цена маргарина.
В данном примере с маслом и маргарином перекрестная эластичность цен положительна, потому что это товары-заменители. Они конкурируют на рынке, и рост цены маргарина, который удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, ведет к увеличению спроса на масло. Но не всегда дело заключается в этом. Некоторые товары являются сопутствующими и используются совместно, поэтому увеличение цен на один снижает потребление другого. Бензин и масло для двигателя автомашины тому пример. Если цена на бензин идет вверх, потребление бензина снижается, так как водители ездят меньше. Но падает также спрос на масло для двигателей. Таким образом, эластичность масла для двигателей в отношении бензина отрицательна.
Эластичность предложения определяется аналогичным образом. Эластичность предложения от цены есть процентное изменение предлагаемого количества в результате процентного увеличения цены. Такое значение эластичности обычно положительно, потому что более высокая цена является для производителей стимулом к увеличению выпуска.
Можно также сослаться на эластичность предложения по отношению к таким переменным, как ставка (норма) процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, используемые при производстве нужного товара. Например, для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна. Увеличение цены сырья означает более высокие издержки для фирмы, а поэтому при прочих равных условиях предлагаемое количество снизится.
9 вопрос
Кривая безразличия и бюджетное ограничение потребителя. Равновесие потребителя
В экономической теории рассматриваются два основных подхода к решению вопроса потребительского поведения (выбора): с точки зрения теории предельной полезности (кардиналистская теория) и с точки зрения кривых безразличия (ординалистская теория).
Рассмотрим оpдиналистский подход в теории потребительского поведения (выбора). Как рациональный экономический субъект потребитель основной целью своей хозяйственной деятельности ставит максимизацию полезности потребления в условиях ограниченности ресурсов, в том числе и дохода. Он всегда стремится получить как можно больше благ для собственного потребления, имея при этом минимальные издержки.
Рациональный выбор потребления – основа теории потребительского выбора. Для определения состава потребительской корзины, экономический субъект всегда обращает внимание на современную рыночную ситуацию, руководствуясь следующими факторами.
Рисунок 1 - Карта кривых безразличия |
Отказывая себе в потреблении одного товара, субъект может компенсировать это потреблением другого в большем количестве. Следовательно, покупателю безразлично, какую комбинацию товаров он получит, главное, чтобы их полезность была одинакова. Все кривые безразличия, наложенные на одну плоскость, дают нам карту кривых безразличия, посредством чего находятся все возможные комбинации благ (рисунок 1).
Рисунок 2 - Линия бюджетного ограничения |
Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ.
Наклон кривой безразличия показывает предельную норму замещения (субституции) – MRS – количество одного товара, которое необходимо потребителю, чтобы компенсировать отказ от некоторого количества другого товара: MRS = - ∆Y/∆X.
Отметим, что потребительский выбор всегда осуществляется в рамках ресурсных, или бюджетных ограничений. Бюджетные ограничения показывают все комбинации товаров, которые могут быть приобретены при данных доходах и данных ценах. Для графического изображения бюджетных ограничений используются бюджетные линии (рисунок 2).
Бюджетная линия может сдвигаться со своего места вверх или вниз и занимать положение параллельное первоначальному. Сдвиг вверх происходит в том случае, если пропорционально уменьшаются цены всех товаров или растет доход потребителя. Тогда количество приобретаемых благ увеличивается. Сдвиг вниз произойдет в противоположном случае, когда пропорционально возрастут цены товаров или уменьшится доход потребителя, что приведет к сокращению потребляемых благ.Бюджетная линия может изменить свой наклон. Это происходит в случае изменения цен только на одну группу товаров.
Бюджетные ограничения потребителя можно рассчитать по следующей формуле:
М = r Х + w Y, где M – бюджетное ограничение потребителя; r – цена товара Х; Х – количество этого товара; w – цена товара Y; Y – количество товара Y.
Рисунок 3 - Равновесие потребителя |
Если бюджетная линия отражает - что может приобрести домохозяйство, а кривая безразличия – что оно хотело бы иметь, то совмещение бюджетной линии и кривых безразличия позволяет определить какие рыночные наборы действительно выберет потребитель.
Объединив два графика (рисунок 3), можно найти геометрически решение рационального потребителя. При заданном бюджетном ограничении потребитель достигнет максимальной полезности, если выберет комбинацию благ в точке Е. Этот набор лежит на самой высокой и, поэтому, самой предпочтительной кривой безразличия, которая только может быть достигнута при движении вдоль бюджетной линии (U2). В точке Е бюджетная линия касается кривой безразличия. В точках С,Д, где бюджетная линия пересекается с U1, набор продуктов обладает меньшим уровнем полезности.
Равновесие потребителя достигается в точке Е, когда при заданной величине дохода и рыночных цен потребитель получает максимальную полезность от потребления набора товаров (благ).
10 вопрос
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма.
Фирма (firm) - это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).
Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.
Стихийный и планомерный порядок. Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур.
Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором — путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.
Рынок предполагает обособление средств производства, фирма — их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме — прямые.
Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.
Существование фирм в рыночной экономике требует научного объяснения. Если рыночный механизм является достаточно совершенным, то почему возникают фирмы?
Вопрос этот можно сформулировать с точностью до наоборот: если основу современной рыночной экономики составляют фирмы, то почему все общество с течением времени не превращается в одну огромную фирму, которая вытеснила бы рыночный порядок?
Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства.
Основные типы контрактов. В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов.
1. Классический.
2. Неоклассический.
3. Отношенческий, или имплицитный.
Классический контракт (classical contract law) — это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.
Неоклассический контракт (neoclassical contract law) — это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.
Отношенческий, или имплицитный, контракт (relational contracting) — это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными .
Природа фирмы. В современной неоинституциональной теории подфирмой(firm)понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.
Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов.
Общие ресурсы — это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.
Специфические ресурсы — это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.
Интерспецифические ресурсы — взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее.
Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.
Сердцевину фирмы составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить трансакционные издержки, а их владельцам — получать экономическую прибыль (квазиренту).
Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм. Уникальность вступающих в коалицию интерспецифических ресурсов и многообразие трансакционных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежащих в основе разнообразных видов современных фирм.
Многообразие способов минимизации трансакционных издержек предопределяет, по мнению сторонников неоинституционального подхода, многообразие фирм.
Анализ экономических организаций: основные концепции. Рассмотрим основные современные подходы к анализу экономических организаций.
Все существующие экономические теории с известной долей условности можно вслед за О. Уильямсоном разделить на две большие группы: технологические и организационные.
Первую составляют те, которые подходят к фирме как к конкретизации теории производства и рассматривают ее через призму производственных функций, Х-эффективности и других производственных связей.
Вторая группа теорий рассматривает фирму прежде всего как сеть контрактов, как организацию, как институт (см. рис. 7.1).
Основные функции предприятия
Высшая цель предпринимательской деятельности — превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.
Для достижения поставленной цели предприятия должны:
1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально – психологического климата в трудовом коллективе;
6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.
Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. А целью предприятия может быть не только получение максимальной прибыли, но и возрастание стоимости фирмы.
Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, главной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. Тогда получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.
И в современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них наиважнейшей задачей на данном этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике.
11 вопрос
Товар
Товар - это продукт человеческого труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.
Товар является одним из элементов комплекса маркетинга, наряду iеной, методами распространения и продвижения. Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку iелью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть не только физические объекты, но и услуги, лица, места, организации, идеи и т.д.
Следует отличать понятие товар от понятия товарной единицы. Товарная единица - обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. Например, зубная паста - товар, а тюбик пасты Колгейт фирмы Колгейт стоимостью 25руб. - товарная единица.
Существует три уровня товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкреплением.
Товар по замыслу - сердцевина понятия товара в целом. На этом уровне дают на вопрос: что в действительности будет приобретать покупатель? Ведь, по существу, любой товар - это заключенная в упаковку услуга, для решения какой-то проблемы. Например, покупатели приобретают не сверла определенного диаметра, а отверстия того же диаметра. Поэтому, задача деятеля рынка - выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него.
Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении. Губная помада, компьютеры и т. д. - все это товары в реальном исполнении. Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: качеством, свойствами, внешним оформлением, марочным названием и упаковкой.
Меновая стоимость
Первоначально все необходимые блага человек производил для себя самостоятельно (вел натуральное хозяйство). По мере роста потребностей удовлетворять их таким способом становилось все сложнее, стало выгодно специализироваться на производстве одного продукта, обменивая его на необходимые блага. Результатом этого закономерного процесса явилось появление товара и возникновение товарного права.
Товар - это тип организации общественного производства, при котором экономические отношения между людьми осуществляются через рынок, куплю-продажу их труда. И продукт натурального производства, и товар обладают полезностью, потребительской стоимостью, т.е. способностью удовлетворять потребности людей.
Как потребительные стоимости товары не могут быть сопоставимы друг с другом, а значит быть обменены. Более того, обмен товарами с одинаковой потребительной стоимостью вообще бессмыслен (например, одной пары сапог на точно такую же пару сапог). Поэтому, кроме потребительной стоимости, товар должен обладать свойством обмениваться на другие товары. Свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях называется меновой стоимостью.
Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой. (Т1=Т2; Т1=2Т3) Один товар имеет множество меновых стоимостей. Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости.
Меновая стоимость на поверхности явлений определяется соотношением спроса и предложения на обмениваемые товары. Спрос покупателя на тот или иной товар зависит от цены. При высоких ценах он снижается, при низких - повышается. Предложение также зависит от цен. При низких ценах продавцы придерживают товары, не продают их. При высоких, напротив, стараются продать как можно больше. На первый взгляд, меновая стоимость определяется спросом и предложением. Но тогда возникает вопрос - а чем определяется сам спрос и предложение? Получается порочный круг. А главное, нет ответа на вопрос - чем определяется меновая стоимость (пропорция, обмен двух товаров), когда спрос и предложение совпадают? Разные школы по-разному отвечают на этот вопрос. Согласно марксистской экономической теории два товара обмениваются друг на друга (в определенной пропорции) потому, что на их производство затрачено одинаковое количество общественно-необходимого труда. Согласно маржиналистской школе меновые пропорции (меновая стоимость) определяются полезностью вещи, субъективной оценкой людей того, что они покупают.
Потребительная стоимость
Прежде чем быть обменным, товар должен обладать свойством удовлетворять ту или иную потребность покупателя. Свойство товара удовлетворять потребности людей называется потребительной стоимостью. Следует особо подчеркнуть, что товар предназначается не для удовлетворения потребностей самого производителя, а для удовлетворения потребностей тех людей, которые его покупают, т.е. общества. Поэтому товар должен обладать не просто потребительной стоимостью, а общественной потребительной стоимостью. Причем товаром является только тот продукт, который обладает общественной потребительной стоимостью и передается потребителю через куплю-продажу, а не путем безвозмездного отчуждения.
Потребности людей многообразны, поэтому и потребительная стоимость может быть присуща не только товарам, идущим в личное потребление, но и товарам, поступающим в хозяйственное потребление в виде средств производства.
Потребительной стоимостью могут обладать не только товары, но и любые продукты (в т.ч. и природы), потребляемые человеком. Это значит, что потребительная стоимость - категория внеисторическая, т.е. она существует вне зависимости от наличия товарного производства.
Потребительная стоимость составляет вещественное содержание богатства. Она относится ко всем продуктам (сырье и т.д.). Потребительная стоимость товара:
. должна быть создана трудом;
. должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;
. должна обмениваться на другой товар (механизм купли-продажи). Товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.
Стоимость
Для того чтобы обмен товарами произошел, они должны обладать чем-то общим, что их приравнивало бы друг к другу. Товар обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.
Стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. Стоимость делает товары однородными, способными к обмену. Стоимость есть внутреннее свойство товара. Стоимость в отличие от потребительной стоимости категория историческая, она существует в тех способах производства, где есть товарное производство.
Стоимость - основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняет по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью и др.
Стоимость в статистике - произведение цены товара на его количество рис. 1.
Рис. 1
Товар представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости. Это единство можно представить так:
В товарном хозяйстве продукты производятся для обмена путем купли-продажи. На рынке в обменные отношения вступают два лица - продавец и покупатель. Каждый из них приходит на рынок с диаметрально противоположными интересами. Продавец желает продать товар подороже, а покупатель - купить товар подешевле. Рынок - это борьба интересов. В результате этой борьбы и продавец и покупатель приходят к единому интересу, т.е. обмениваются товарами по единому эквиваленту, в основе которого лежат общественно необходимые затраты труда по их производству - стоимость. Эти взаимосвязи в товарном хозяйстве носят объективный и устойчивый характер и принимают форму закона стоимости. Закон стоимости - это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда, Другими словами, закон стоимости - это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара.
Однако следует иметь в виду, что товар есть совокупность потребительной стоимости и стоимости. Поэтому цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно необходимыми затратами на его производство, но и другими факторами и в первую очередь спросом и предложением. По этой причине в реальной жизни цена, как правило, не совпадает со стоимостью. Свое действие в условиях товарного производства закон стоимости проявляет именно через колебания цен вокруг стоимости. Следует заметить, что отклонение цен от стоимости не нарушает самого закона стоимости, ибо, во-первых, эти отклонения незначительны, а, во-вторых, отклонения в сторону плюс уравновешиваются отклонениями в сторону минус.
В товарном производстве закон стоимости выполняет следующую роль:
а) выступает в качестве регулятора товарного производства;
б) способствует росту производительности труда;
в) способствует дифференциации товаропроизводителей.
12 вопрос
10.11 Виды издержек
Когда мы рассматривали периоды производства фирмы, мы говорили о том, что в краткосрочном периоде фирма может изменять не все применяемые факторы производства, тогда как в долгосрочном периоде все факторы являются переменными.
Именно подобные различия в возможности изменения объемов ресурсов при изменении объемов производства заставили экономистов разбить все виды затрат на две категории:
1. постоянные издержки;
2. переменные издержки.
Постоянные издержки (FC, fixed cost) — это те издержки, которые нельзя изменить в краткосрочном периоде, и потому они остаются одними и теми же при небольших изменениях объемов производства товаров или услуг. К постоянным издержкам относятся, например, арендная плата за помещения, издержки, связанные с обслуживанием оборудования, выплаты в погашение ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы. Скажем, построить новый завод по переработке нефти в течение месяца невозможно. Поэтому если в следующем месяце нефтяная компания планирует выпустить на 5% больше бензина, то это возможно только на существующих производственных площадях и при имеющемся оборудовании. В этом случае прирост выпуска на 5% не приведет к росту затрат на обслуживание оборудования и содержание производственных помещений. Эти издержки останутся постоянными. Изменятся только суммы выплаченной заработной платы, а также затрат на материалы и электроэнергию (переменные издержки).
График постоянных издержек является горизонтальной прямой
Средние постоянные издержки (AFC, average fixed cost) представляют собой постоянные издержки в расчете на единицу выпуска.
Переменные издержки (VC, variable cost) — это те издержки, которые можно изменить в краткосрочном периоде, и потому они растут (сокращаются) при любом увеличении (уменьшении) объемов производства. В эту категорию входят издержки на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату.
Переменные издержки показывают такую динамику от объема производства: до определенной точки они возрастают убивающим темпом, затем начинают возрастать растущим темпом.
График переменных затрат выглядит таким образом:
Средние переменные издержки (AVC, average variable cost) это переменные затраты в расчете на единицу выпуска.
Стандартный График средних переменных издержек выглядит как парабола.
Сумма постоянных затрат и переменных затрат составляет общие затраты (TC, total cost)
TC = VC + FC
Средние общие издержки (AC, average cost) это общие издержки в расчете на единицу продукции.
Также средние общие издержки равны сумме средних постоянных и средних переменных.
AC = AFC + AVC
График AC выглядит как парабола
Особенное место в экономическом анализе занимают предельные издержки. Предельные издержки важны, поскольку экономические решения обычно связаны с предельным анализом имеющихся альтернатив.
Предельные издержки (MC, marginal cost) это приращение общих издержек при выпуске дополнительной единицы продукции.
Поскольку фиксированные издержки не влияют на приращение общих издержек, то предельные издержки также являются приращением переменных издержек при выпуске дополнительной единицы продукции.
Как мы уже говорили, формулы с производной в экономических задачах используются тогда, когда заданы гладкие функции, от которых возможно посчитать производные. Когда же нам даны отдельные точки (дискретный случай), то следует воспользоваться формулами с отношениями приращений.
График предельных издержек также является параболой.
Изобразим график предельных издержек совместно с графиками средних переменных и средних общих издержек:
На приведенном выше графике видно, что AC всегда превышают AVC, поскольку AC = AVC + AFC, но расстояние между ними сокращается при росте Q (поскольку AFC является монотонно убывающей функцией).
Также на графике видно, что график MC пересекает графики AVC и AC в точках их минимумов. Чтобы обосновать, посему это так, достаточно вспомнить уже знакомое нам (по разделу «Продукты») соотношение между средними и предельными величинами: когда предельная величина ниже средней, то средняя величина убывает при росте объема. Когда предельная величина выше средней величины, средняя величина возрастает при росте объема. Таким образом, когда предельная величина пересекает среднюю величину снизу вверх, средняя величина достигает минимума.
Теперь попробуем соотнести графики общих, средних, и предельных величин:
Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли
Любая фирма, функционирующая на рынке, отличается многообразием целей и устремлений. Однако получение прибыли — одна из основных ее целей, определяющее условие функционирования. В рыночной среде любая фирма вынуждена ориентировать свои усилия на получение прибыли, в противном случае она будет вытеснена с рынка в процессе рыночной конкуренции как неэффективный хозяйствующий субъект.
Прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции и экономическими издержками. В форме выручки формируется доход фирмы. Величина выручки зависит от цены и количества реализуемой продукции. Умножая количество проданной продукции на цену, мы получим величину совокупной выручки фирмы, или валового дохода (TR): TR = PxQx. Прибыль фирмы — разница между валовым доходом и валовыми издержками — в этом случае будет описываться следующим образом: π = TR - ТС.
В зависимости от соотношения показателей валового дохода и валовых издержек значения величины πмогут быть как положительными, так и отрицательными. Если TR > ТС, то значения π > О и производитель получает экономическую прибыль. С экономическими убытками предприниматель столкнется, когда TR < ТС, а π< 0. Возможна также ситуация, когда совокупная выручка полностью покрывает совокупные издержки и TR = ТС, а π = 0. Подобное положение означает, что фирма функционирует в точке безубыточности, т. е., с одной стороны, не получает экономической прибыли, но, с другой стороны, и не несет экономических убытков. При этом данная фирма остается на рынке и продолжает производство, ведь факт того, что все экономические издержки покрываются за счет выручки, означает, что производитель покрывает как внешние, так и внутренние издержки, а значит, получает нормальную прибыль. Последняя как раз и является обстоятельством, удерживающим производителя в данной отрасли. Понятно, что осуществляющая производство того или иного материального блага или услуги фирма будет стремиться не только получить, но и максимизировать экономическую прибыль. При этом она должна определить объем производства (Qx), обеспечивающий достижение максимальной прибыли. Данное значение Qx можно признать оптимальным объемом производства.
Существуют два способа определения оптимального объема производства, при котором достигается максимальная прибыль. Один из них основан на сопоставлении совокупной выручим и совокупных издержек. Оптимальный объем производства, максимизирующий прибыль фирмы, будет достигаться при таком значении Qx, для которого разница между совокупным доходом и совокупными издержками (TR - TC) будет достигать своего максимального значения из всех возможных. Второй способ основан на сопоставлении предельных показателей — предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).Предельный доход (предельная выручка) — дополнительный доход, получаемый фирмой от производства и реализации каждой следующей (дополнительной) единицы продукции, т. е. предельная выручка отражает прирост совокупной выручки от дополнительно реализованной единицы данного товара: MR = ΔTR/ΔQx . Предельную выручку можно определить и несколько иначе — как первую производную функции совокупной выручки:TR' = dTR(Qx)/dQx = MR. Суть же самого метода заключается в сравнении величин предельного дохода и предельных издержек. Предприниматель будет расширять производство до тех пор, пока дополнительный доход от каждой следующей единицы продукции будет превышать дополнительные издержки на производство этой дополнительной единицы, т. е. пока MR > МС; как только эти показатели сравняются, дальнейшее наращивание производства следует прекращать. Дальнейшее увеличение объемов выпуска действительно не имеет смысла, поскольку производство каждой дополнительной единицы продукции будет приносить фирме больший прирост издержек по сравнению с приростом выручки, т. е. будет иметь место ситуация, характеризующаяся неравенством МС > MR. Следовательно, оптимальным является объем производства, при котором значения предельной выручки и предельных издержек равны; π = max при MR = МС.
Подчеркнем, что применение как первого, так и второго подходов к выявлению объема производства, обеспечивающего фирме получение максимальной прибыли, даст один и тот же результат. Кроме того, описанные выше правила «работают» и в ситуации, когда фирма сталкивается с экономическими убытками; тогда производитель также решает вопрос, какой объем производства выбрать, чтобы минимизировать убытки. В данном случае оптимальный объем производства, обеспечивающий наименьшие убытки, будет достигаться при таком значении Qx, для которого разница между совокупным издержками и совокупной выручкой (ТС - TR) будет наименьшей. То есть если TR< TС, а π <0, то наименьшие убытки будут иметь место при ТС - TR = min. При этом окажется, что данный объем выпуска обеспечивает равенство MR = МС. Однако это правило не работает в случае, когда в силу негативного изменения рыночной конъюнктуры фирма вынуждена сократить объемы производства до нуля и покинуть отрасль.
13 вопрос
Дата: 2019-02-02, просмотров: 372.