Неценовые детерминанты спроса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса, и кривая сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой влево (рис. 2). На спрос влияют следующие неценовые детерминанты:

· Потребительские вкусы . Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов и предпочтений будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов.

· Число покупателей . Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает увеличение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду. Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными. Такая же ситуация складывается с любыми товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо из культур – национальной одеждой, продуктами национальной кухни – или товарами, специфичными для использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах).

· Доход . Воздействие на спрос изменения денежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

· Цены на сопряженные товары . Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем данного продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняемым товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными, изменение цены на один товар очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос другого. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется в модели.

· Ожидания потребителей. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели. При росте цен на определенные товары наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837 – 1910). Эти товары получили название благ низшего порядка. Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. И, если происходит рост цен на картофель, то бедная семья будет вынуждена вообще отказаться от покупки мяса.

Каждый индивид, используя блага для удовлетворения своих потребностей, выступает в роли потребителя. Осуществляя выбор необходимых ему товаров и услуг по сложившимся рыночным ценам, он оценивает деятельность их производителей. Такая оценка конкретного блага дана в объеме его продажи. От этой оценки зависит судьба производителей данных благ. Поэтому спрос на товары и услуги определяет их производство. Имея в виду данный факт, экономисты говорят о суверенитете потребителя, т.е. его способности определять производство. Таким качеством потребители обладают только в условиях свободного выбора. Любая форма ограничения свободы (нормированное распределение по карточкам, талонам и т.д.) нарушает связи между производителями и потребителями и лишает возможности тех и других принимать оптимальные решения. Поэтому экономическая система, где руководящие органы решают какую потребность потребителя удовлетворять, является неэффективной.

 7 вопрос

Факторы, нарушающие рыночное равновесие со стороны спроса, дополняются факторами неравновесия со стороны предложения. Предложение – это рыночное отношение, характеризующее намерение и возможности товаропроизводителей создать и доставить на рынок товары в определенном количестве. Сколько его товара при этом может быть продано, зависит, в конечном счете, от рыночного, т.е. платежеспособного спроса. Но сам платежеспособный спрос для товаропроизводителя – тайна за семью печатями. Практически он может ориентироваться только на рыночные цены товаров и пытаться предугадать их изменение к тому времени, когда товар может быть произведен и доставлен на рынок. Но для того, чтобы прогноз мог оправдаться с достаточной вероятностью, необходимо изучить многие закономерности поведения рыночных цен. Изучение и анализ этих цен составляет предмет того раздела экономической теории, который называеЗакон предложения

Зависимость объема продажи товара от рыночной цены менее очевидна, чем зависимость от нее величины спроса. На очень коротких промежутках времени резкое уменьшение цены может обусловить уменьшение продаж, но ее увеличение скорее всего не вызовет увеличения продаж, потому что прежде чем продать товар, его надо сначала произвести и доставить на рынок, что требует известного времени. Но если отвлечься от фактора времени и ограниченности ресурсов, то можно заключить, что рост цены товара на рынке, в конечном счете, вызывает рост его производства, а, следовательно, и предложения. Эта связь и называется в экономической теории законом предложения. Он просто показывает, что повышение цены товара стимулирует производителей к продаже большего количества своего продукта. Линия на графике, характеризующая зависимость величины предложения от цен, называется кривой предложения.

 

Рисунок 4. Кривая предложения

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 264.