1992г. | 1993г. | 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. | 1998г.* | |
Всего | 6,0 | 58,6 | 220,3 | 483,6 | 805,9 | 965,0 | 1095,0 |
Промышлен-ность | 7,1 | 61,4 | 228,5 | 558,1 | 868,8 | 1136,9 | 1273,0 |
Сельское хозяйство | 4,0 | 36,0 | 111,3 | 225,7 | 382,0 | 423,2 | 428,0 |
Образование | 3,7 | 40,1 | 152,2 | 305,8 | 551,5 | 599,7 | 655,0 |
Кредитование и финансы | 12,2 | 142,5 | 256,7 | 791,8 | 1522,7 | 1700,5 | 1913,0 |
* За январь – ноябрь. |
Как видно из приведенных данных, номинальная заработная плата за последние пять лет увеличилась в 185 раз. Однако поскольку за эти же годы цены возросли значительно больше, то динамика реальной заработной платывыглядела следующим образом (в % к предыдущему году):
1992г. | 1993 г. | 1994г. | 1995г. | 1996 г. | 1997г. | 1998г.* |
67,0 | 100,4 | 92,0 | 72,0 | 106,0 | 104,3 | 98,6 |
* Оценка. |
Помимо общей динамики заработной платы обращают на себя внимание разрывы в уровне заработной платы по отраслям, так среднемесячная зарплата в финансово-кредитной сфере в 1998 году была почти в 3 раза выше, чем в образовании. Рассматривая проблему заработной платы в России, необходимо обратить внимание еще на хронические задержки в ее выплате. Люди месяцами не получают заработанные деньги. На 1 июня 1998 г. общая задолженность по заработной плате составляла более 60 трлн. руб.
Эффект дохода и эффект замещения
Потребитель чаще всего использует блага не по отдельности, а в определенных наборах. Набор благ — совокупность определенных количеств различных благ, потребляемых совместно в определенный период времени. Изменение цены одного блага, при неизменных ценах других благ, представляет собой относительное изменение цены данного блага. Иными словами, данное благо дешевеет (или дорожает) по отношению к другим благам. Кроме того, изменение цены какого-либо блага ведет к изменению реального дохода потребителя. До снижения цены данного блага потребитель мог приобрести его меньшее количество, а после снижения цены — большее. Сэкономленные средства он также может направить на приобретение других благ. Изменение цены некоторого блага влияет на структуру спроса потребителя по двум направлениям. Объем спроса на данное благо изменяется под воздействием изменения его относительной цены, а также под воздействием изменения реального дохода потребителя.
К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое изменение цены, так как оно меняет объем доступных благ и их относительные цены. Названные эффекты являются реакцией потребителя на изменение относительных цен и реального дохода. Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.
Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.
Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.
Для товаров низшей категории результирующая обоих эффектов зависит от степени воздействия каждого из них на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории будет иметь ту же форму, что и нормальный товар. Таким образом, закон спроса выполняется. Если же эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то объем спроса на товар низшей категории падает при снижении цены этого товара. Иными словами, закон спроса здесь не выполняется. Товары, для которых не выполняется закон спроса, называются товарами Гиффена, по имени английского экономиста XIX в., теоретически обосновавшего подобное явление. Кривая спроса на товары Гиффена представлена на рисунке.
Товар Гиффена — товар, спрос на который, при прочих равных условиях, изменяется в том же направлении, что и его цена, поскольку эффект дохода является сильнее эффекта замещения.
Вопрос
РЫНОК КАПИТАЛА
РЫ́НОК КАПИТА́ЛА, сфера спроса и предложения финансовых ресурсов, используемых в качествеинвестиций. (см. ИНВЕСТИЦИИ) Посредством рынка капитала большая часть денежных средств,поступающих от частных инвесторов, банков, (см. БАНК) пенсионных фондов, страховых компаний и др.,вкладывается в коммерческие, производственные проекты, ценные бумаги (см. ЦЕННЫЕ БУМАГИ) илиимущество в целях получения дохода. В деятельности рынка капитала участвуют также фондовые биржи,(см. ФОНДОВАЯ БИРЖА) которые выпускают акции (см. АКЦИЯ (ценная бумага)) и облигации (см.ОБЛИГАЦИЯ), выступающие в качестве капитала.
Затем инвестиции направляются фирмам на рынок физического капитала (зданий, сооружений,оборудования, строительных работ), где приобретаются элементы капитала фирмы.
На практике основным средством получения собственного капитала является выпуск и продажа различногоакций, владельцы которых не могут вернуть их фирме-эмитенту, но вправе продать на фондовом рынке.Цена акций на этом рынке определяется ожиданиями относительно доходов, которые фирма можетзаработать для своих владельцев в будущем.
В состав рынка капитала входят разные сектора, различающиеся условиями купли-продажи денежногокапитала: кредитный рынок, рынок акций и рынок долговых обязательств фирм (облигаций).
Цена на рынке капитала определяется взаимодействием предложения капитала со стороны владельцевсбережений и спроса со стороны фирм, нуждающихся в средствах для инвестиций. Величина спроса здесьопределяется ситуацией на рынках товаров, выпускаемых фирмами, а также прибыльностью, с которойфирмы могут использовать средства, привлеченные с рынка капитала. Такая оценка производится на основепересчета денежных сумм, затраченных или полученных в различные годы, к одному моменту времени.Предложение капитала зависит от размеров сбережений, срока отвлечения средств и риска инвестирования.Все эти факторы влияют как на размеры предложения, так и на цену, которую владельцы сбереженийтребуют от фирм за право пользования своими средствами. Как правило, чем выше риск инвестирования идольше срок отвлечения средств, тем более высокой платы требуют владельцы сбережений.
Наличие и развитость рынка капитала отличают промышленно развитые страны от развивающихся.
Процентная ставка – это стоимость заимствованных (взятых в долг) денег, которая погашается заёмщиком в обмен на возможность пользоваться деньгам в течение определённого срока, и поэтому она в обязательном порядке учитывается при определении эффективности инвестиции. Тут следует оговориться (а далее мы подробнее рассмотрим причины), что её размер играет немаловажную роль в том случае, когда инвестирование осуществляется за счёт кредитных денег, поскольку отдача от инвестиций должна превышать оплату процентов по кредиту, иначе смысла в таком капиталовложении не будет.
Оценивая инвестиционную привлекательность, в расчёт берётся именно реальная процентная ставка, а не номинальная. Поскольку номинальная ставка определяется в текущих ценах, а реальная – с учётом инфляции. В формульном выражении реальная процентная ставка выглядит так:
ПСр = ПСн – ТИ, где
ПСр - реальная ставка;
ПСи – номинальная ставка;
ТИ – темп инфляции, выражается в %.
Реальная процентная ставка позволяет рассчитать действительные расходы, которые понесёт инвестор, осуществляя инвестиции на основе заёмного капитала. Такую зависимость можно выразить функцией:
ВИ = -f(ПСр).
Знак «-» в данном случае означает, что между спросом на инвестиции и процентной ставкой существует обратная зависимость. Чем выше ставка, тем ниже объём капиталовложений, поскольку её рост приводит к удорожанию ссудного капитала.
Обозначим совокупный спрос на капиталовложения АДнв, тогда данную взаимосвязь можно определить графически так:
Из данного графика видно, что чем выше процентная ставка, тем ниже спрос на инвестиции, а соответственно и ниже объём вкладываемых средств.
Автором ряда статей по вопросам глобальной финансовой стабильности Эриком Опперсом в 2011 году на основе проведённых исследований был подготовлен доклад, раскрывающий взаимосвязь процентной ставки и инвестиций.
Исследование проводилось для выяснения факторов, влияющих на инвестиционные решения в долгосрочной перспективе. Результаты показали, что инвесторы-долгосрочники, принимая решения о том, в какие страны будут вложены средства, чаще всего не смотрят на разницу процентных ставок.
Их больше всего интересует благоприятный экономический и политический климат в стране, перспективы дальнейшего развития, устойчивость национальной валюты. Однако существует утверждение о том, что странам с развитой экономикой и низкими ставками отдаётся большее предпочтение долгосрочных инвесторов, по сравнению с развивающимися странами, имеющими более высокие процентные ставки.
В процессе анализа факторов, влияющих на решения о капиталовложениях институциональных инвесторов, рассматривались данные о потоках инвестиций паевых фондов в рынок ценных бумаг. При этом сравнивалось поведение инвесторов при изменении процентных ставок как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Выяснилось, что данный фактор не был учтён инвесторами при вложении средств.
Было определено, что такие инвесторы ориентированы на получение прибыли в долгосрочной перспективе, а в основе инвестиционного капитала лежат собственные средства, а не заёмные. Процентные ставки, а именно их уровень, будут влиять на инвестиции, осуществляемые инвесторами с заёмным капиталом.
Таким образом, было сделано несколько выводов.
Вывод 1. Инвесторов можно подразделить на несколько категорий, при этом ранжирование зависит от:
o цели и стимула капиталовложения, что определяется источником средств (собственные или заёмные);
o интересов вкладчиков (безрисковое сохранение средств и небольшой рост или высокорисковые вложения).
Категория вкладчиков, работающая с заёмным капиталом, часто именуется инвесторами с левериджем. Сюда относятся хеджевые фонды, трейдеры различных финансовых рынков. Именно эта категория будет быстрее реагировать на изменение процентных ставок, поскольку:
o размер ставки выступает для них платой за используемый капитал, то есть является издержками бизнеса, а не размером упущенной прибыли;
o использование левериджа приводит к повышению риска, это связано с тем, что при меньшей сумме капиталовложений можно получить больший убыток, а рост риска приводит к большей чувствительности ко всем факторам, влияющим на инвестиционный процесс.
В связи с этим была проведена оценка объёмов капиталовложений этих двух групп инвесторов с целью определить влияние разницы процентных ставок на движение инвестиций.
Так, инвесторы с левериджем оперируют объёмом капитала приблизительно в 10 раз меньшим, чем институциональные. Но их влияние на волатильность рынка гораздо выше, поскольку они намного чаще заключают сделки, при этом средства распределяются между разными странами и рынками с целью максимизировать прибыль инвестиционного портфеля в краткосрочной перспективе. Также их влияние становится очень заметным при каких-либо важных рыночных событиях, когда они вынуждены продавать свои активы, избегая убытков в краткосрочном периоде. В это же время долгосрочные инвесторы скорее не изменят своих рыночных позиций, поскольку у них нет необходимости возвращать заёмные средства.
Вывод 2. Низкие ставки в долгосрочной перспективе могут повлиять на капиталовложения, осуществляемые институциональными инвесторами. Это обусловлено тем, что низкие процентные ставки, применяемые длительное время, уменьшают объём получаемой прибыли, что отрицательно сказывается на тех инвесторах, которые обязаны обеспечить получение определённой минимальной прибыли. И чем дольше они сохраняются, тем больше инвесторы-долгосрочники будут испытывать необходимость в перемещении активов в более прибыльные сферы.
Таким образом, несмотря на то, что статистика и экономическая теория говорит о том, что существует обратная взаимосвязь процентной ставки и инвестиций, в действительности данная связь не настолько прочна. Например, проведённый анализ по США показал, что при падении ставки до 25 % рост капиталовложений составил 10-15%, но произошло это не одновременно, а с задержкой в 1 год с постепенным наращиванием в течение двух последующих лет. Такой неэластичности капиталовложений по отношению к процентной ставке есть несколько объяснений:
1. Движущей силой инвестиций является ожидания вкладчиков. И независимо от того, насколько благоприятным является уровень ставки, при ожидании экономического спада или низкой отдачи от вложенных средств, инвестиции осуществляться не будут.
2. Ожидаемая прибыль от капиталовложений может быть оценена с погрешностью 10-15%, особенно это касается долгосрочных инвестиций. Поэтому процентная ставка не играет существенной роли при принятии таких инвестиционных решений.
20 вопрос
РЫНОК ЗЕМЛИ
РЫ́НОК ЗЕМЛИ́, сфера формирования спроса и предложения на земельные ресурсы.
Основой формирования рынка земли является возможность свободно осуществлять на нем сделки купли-продажи. Главной особенностью рынка земли является то обстоятельство, при котором предложение землив каждый данный момент времени постоянно и не может расширяться или уменьшаться в зависимости отизменений цен. Это означает, что эластичность предложения по цене равна нулю: несмотря на рост цены накакие-либо земельные участки, предложение на них не может заметно возрасти, поскольку площадь этихучастков физически ограничена. Однако в сельскохозяйственном производстве при вкладывании труда икапитала можно увеличить количество пригодных к использованию земель (например, в годы освоенияцелинных земель в Казахстане или при проведении мелиоративных работ на болотах Белоруссии). В этомслучае эластичность предложения земли становится хотя и небольшой, но уже не нулевой.
Плата за пользование землей является рентой (см. РЕНТА), собственники земли получают рентный доход.Если земля приносит доход только за счет своих естественных преимуществ или выгодного расположхения,то рента является чистым доходом владельца. Поскольку увеличение спроса на землю не ведет к ростувеличины ее предложения, то возрастает лишь рента. Верхняя граница ренты определяется тем, какуювыгоду могут получить от использования земель ее владельцы.
Для сельскохозяйственных земель эта выгода зависит от плодородия почв и местоположения участков, откоторого в свою очередь зависят как климатические условия производства, так и затраты на доставкуресурсов и готовой продукции. Для земель несельскохозяйственного пользования выгода зависит отместоположения участков и степени их подготовленности к использованию. На цену земли влияет такжеудобство сообщения с другими населенными пунктами, центром города или центром деловой активности.Несельскохозяйственные пользователи менее стеснены ограниченностью земель, так как важное для нихполезное пространство может быть обустроено и на небольшом участке земли.
Говоря о размерах пригодных к использованию земель, следует различать такие понятия, как земля ипространство. Расширенное пространство получить намного легче, чем увеличить размеры земли(например, когда на месте одноэтажного дома возводится многоэтажный). Таким образом, объемпредлагаемого пространства весьма эластично реагирует на цену — уровень арендной платы. Именно этимфактором объясняется рост массового высотного строительства.
По причине низкой мобильности труда в сельском хозяйстве рынок земли является одним из самых узкихрынков в экономике.
Однако, несмотря на практически неэластичное общее предложение земли, можно говорить обопределенной (ограниченной) мобильности и этого фактора производства (см. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА),поскольку с точки зрения отдельного пользователя предложение земли весьма эластично реагирует наповышение его собственного дохода. Предлагая относительный высокий уровень ренты, фирма или частноелицо всегда найдут подходящий для себя участок земли, предложив прежнему владельцу продать его поустраивающей его цене. При этом общее предложение земли будет оставаться постоянным.
РЕНТА
РЕНТА
(нем. Rente, фр. rente от лат. rendere - приносить доход) -1)регулярно получаемый годовой доход с капитала, земли, имущества, не требующий от получателяпредпринимательской деятельности. Такой доход может быть получен, например, от сдачи земли илипомещений в аренду, предоставления кредита; 2) поток поступлений денежных средств через строгоопределенные промежутки времени; 3) денежная сумма, выплачиваемая ежегодно застрахованному лицу постраховому полису со стороны страхового общества; 4) доход по облигациям государственных займов; 5)годовой доход по аннуитету (финансовой ренте) или ценным бумагам. См. т.ж. ДОГОВОР РЕНТЫ.
21 вопрос
Дата: 2019-02-02, просмотров: 303.