Чтение гласных и согласных, совпадающих со звуками русского языка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Буква A a произносится как звук [а].
Буква B b произносится как звук [б].
Буква D d произносится как звук [д].
Буква E e произносится как звук [э].
Буква F f произносится как звук [ф].
Буква G g произносится как звук [г].
Буква K k произносится как звук [к].
Буква M m произносится как звук [м].
Буква N n произносится как звук [н].
Буква O o произносится как звук [о].
Буква P p произносится как звук [п].
Буква R r произносится как звук [р].
Буква S s произносится как звук [с].
Буква T t произносится как звук [т].
Буква U u произносится как звук [у].
Буква Буква V v Y y произносится как звук [в]. произносится как звук [и].

Например: abdómen произносится как [абдомэн] – живот;

 

apertúra произносится как [апэртура] – апертура;

forámen произносится как [форамэн] – отверстие;

gútta произносится как [гутта] – капля;

gýrus произносится как [гирус] – извилина;

vértebra произносится как [вэртэбра] – позвонок.

Особенности произношения некоторых гласных и согласных
1. Буква L l

Буква L l читается всегда мягко как [ль].

 

Например: ála [аля] – крыло;

pálma [пальма] – ладонь.

2. Буква C c

Буква C c читается как русское [к] перед гласными а, о, u, а также перед согласным и в конце слова.

Например: cránium [краниум] – череп;

lac [ляк] – молоко;

cáput [капут] – голова;

cósta [коста] – ребро;

trúncus [трункус] – ствол.
Буква C c читается как русский звук [ц] перед гласными e, i, y и перед буквосочетаниями ae, oe, которые произносятся как русский гласный звук [э].

Например: cérebrum [цэрэбрум] – головной мозг;

ócciput [окципут] – затылок;

os coccýgis [ос кокцигис] – копчиковая кость;

caécus [цэкус] – слепой;

coerúleus [цэрулеус] – синий.
3. Буква I i

Буква I i читается как русский звук [и].

 

Например: intestínum [интэстинум] – кишка.

Если буква I i стоит перед гласным a, e, o, u и составляет с ним один слог, то она произносится как русское [й].

 

Например: ieiúnum [еюнум] – тощая кишка.

В таких случаях в словах латинского происхождения можно использовать букву [Jj].

 

Например: jejúnum [еюнум] – тощая кишка.

Буква J j не пишется в словах греческого происхождения.

4. Буква H h

Буква H h читается как белорусская буква [г] или немецкая буква [h].

 

Например: hépar [гэпар] – печень.
5. Буква S s

Буква S s читается как русский звук [с] в начале слова и, если после неё нет гласного звука.

 

Например: súlcus [сулькус] – борозда;

gáster [гастэр] – желудок.

Сочетание – ss – читается как русское [сс].

 

Например: fóssa [фосса] – ямка (удлинённой формы).

Буква s между гласными читается звонко как русский звук [з].

 

Например: básis [базис] – основание.

Традиционно буква s читается как [з] и в сочетаниях – sn -, -sm -.

 

Например: platýsma [плятизма] – подкожная мышца шеи.

6. Буква X x

Буква X x читается как сочетание русских звуков [кс].

Например: áxis [аксис] – ось.
7. Буква Z z

Буква Z z в словах греческого происхождения читается как звук [з].

 

Например: zygomáticus [зигоматикус] – скуловой.

В словах негреческого происхождения читается как звук [ц].

 

Например: Zíncum [цинкум] – цинк.

1.3 Контрольные вопросы

 

1.
Сколько букв в латинском алфавите? Прочитайте алфавит.

2.
Назовите гласные и согласные буквы.

3.
Назовите гласные звуки. Как они произносятся?

4.
Какие особенности в чтении имеют следующие буквы: L l, H h, C c, I i, S s, X x, Z z?


1.4 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

1.
Выучите правила чтения гласных и согласных.

2.
Выучите лексический минимум к данному занятию.

3.
Выполните упражнения № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - устно.

 

1.5 лексический минимум
Женский род

 

1. ála, ae f - крыло
2. cápsula, ae f - капсула
3. chórda, ae f - струна
4. cóchlea, ae f - улитка
5. colúmna, ae f - столб
6. cóncha, ae f - раковина
7. cósta, ae f - ребро
8. crísta, ae f - гребень
9. fáscia, ae f - фасция
10. fíbula, аe f - малоберцовая кость
11. fóssa, ae f - ямка (удлинённой формы)
12. fóvea, ae f - ямка (круглой формы)
13. glándula, ae f - железа
14. incisúra, ae f - вырезка
15. mandíbula, ae f - нижняя челюсть
16. maxílla, ae f - верхняя челюсть
17. scápula, ae f - лопатка
18. sutúra, ae f - шов
19. válvula, ae f - заслонка
20. vértebra, ae f - позвонок

 

1.6 Упражнения
Упражнение 1. Прочтите вслух:

Vértebra (позвонок), dórsum (спина), distális (дистальный), intérnus (внутренний), médius (средний), séptum (перегородка), abdómen (живот), aórta (аорта), apertúra (апертура), nérvus (нерв), artéria (артерия), fémur (бедро), brévis (короткий), meátus (ход), fíbra (волокно), forámen (отверстие), rotúndus (круглый), ovális (овальный), fúndus (дно), ligaméntum (связка), mánus (кисть руки), mémbrum (конечность), nódus (узел), órbita (глазница), uterínus (маточный), vómer (сошник), orbitális (глазничный), parietális (теменной).


Упражнение 2. Прочтите, обращая внимание на произношение l:

Ála (крыло), álbus (белый), alvéolus (альвеола), úlna (локтевая кость), úvula (язычок), pélvis (таз), búlbus (луковица), fílum (нить), glándula (железа), fíbula (малоберцовая кость), lábium laterále (латеральная губа), lámina (пластинка), lens (хрусталик), lóbulus (долька), lúnula (луночка), medúlla oblongáta (продолговатый мозг), pálma (ладонь), papílla (сосочек), púlmo (лёгкое), púlvis (порошок), tabulétta (таблетка), semilunáris (полулунный).

 

Упражнение 3. Прочтите, объясните произношение c и cc:

a) Сóllum (шея), cáput (голова), trúncus (ствол), árcus (дуга), buccális (щёчный), cávum cránii (полость черепа), colúmna (столб), córnea (роговица), crísta (гребень), dúctus (проток), córnu (рог), plíca (складка), cardíacus (сердечный), súccus (сок), cónicus (конусовидный), secretórius (секреторный), médicus (врач), clavícula (ключица), oculáris (глазной);

b) menísci (мениски), cérebrum (головной мозг), fácies (поверхность), célla (клетка), céntrum (центр), cýstis (пузырь), cylínder (цилиндр), fáscia (фасция), nutrícius (питательный), placénta (плацента), scéleton (скелет), cýtus (клетка), acetábulum (вертлужная впадина);

c) súlci paracólici (околоободочнокишечные борозды), os coccýgis (копчик), occipitális (затылочный), trúncus celíacus (чревный ствол), músculi coccygéi (копчиковые мышцы), ócciput (затылок).


Упражнение 4. Прочтите, объясните произношение i и j:

Májor (большой), juguláris (яремный), cílium (ресница), crínis (волос), fólium (лист), inférior (нижний), jejúnum (тощая кишка), iáter (греч.) (врач), íris (радужка), junctúra (соединение), júgulum (горло), urinárius (мочевой), rádii (лучи), tráctus iliotibiális (подвздошно-большеберцовый путь), diffícilis (трудный), iódum (греч.) (йод), Convallária majális (ландыш майский), júnctus (соединённый), júvans (вспомогательный).


Упражнение 5. Прочтите, обращая внимание на произношение g и h:

 

1.
Gingíva (десна), glándula (железа), gástricus (желудочный), glómus


(клубок), gállus (петух), márgo (край), génu (колено);

 

2.
hépar (печень), hílus (ворота), hyoídeus (подъязычный), húmerus


(плечевая кость), hámulus (крючочек), hiátus (щель), hómo (человек), húmor (влага), hypodérma (подкожная клетчатка), os hamátum (крючковидная кость), hérba (трава), hérnia (грыжа), hirúdo (пиявка), alcohólicus (спиртовой).
Упражнение 6. Прочтите, обращая внимание на произношение s и ss:

a) Dorsális (дорсальный), pes (стопа), súlcus (борозда), transvérsus (поперечный), meníscus (мениск), commissúra (спайка), compréssor (сжиматель), crus (голень), impréssio gástrica (желудочное вдавление), fissúra (щель), crássum (толстая кишка), ósseus (костный);

b) incisúra (вырезка), mesentérium (брыжейка), mucósa (слизистая оболочка), vása vasórum (сосуды сосудов), infúsum (настой);

c) adipósus (жировой), serósus (серозный), globósus (шаровидный), dens incisívus (резец), pars spongiósa (губчатая часть), procéssus accessórius (добавочный отросток), fóssa dúctus venósi (ямка венозного протока), segméntum basále (основной сегмент), tuberósitas (бугристость), compósitus (сложный), násus (нос), cavernósus (пещеристый);

d) prísma (греч.) (призма), tonsílla (миндалина), karyoplásma (кариоплазма), cytoplásma (цитоплазма), platýsma (подкожная мышца шеи), organísmus (греч.) (организм).
Упражнение 7. Прочтите, обращая внимание на произношение y:

Amýgdala (миндалина), pterygoídeus (крыловидный), týmpanum (барабан), cóndylus (мыщелок), dáctylus (палец), embryológia (эмбриология), endomýsium (эндомизий), gýrus (извилина), pýramis (пирамида), myológia (миология), styloídeus (шиловидный), pars pylórica (привратниковая часть), spóndylos (позвонок), crystallisátus (кристаллический), cytológia (цитология), cályces (чашечки), hystéricus (истерический).


Упражнение 8. Прочтите, обращая внимание на произношение x и z:

a) Áxis (ось), déxter (правый), ápex (верхушка), axílla (подмышечная впадина), máximus (наибольший), lárynx (гортань), córtex (кора), extrémitas (окончание), índex (указатель), maxílla (верхняя челюсть), pléxus (сплетение), ptéryx (крыло), rádix (корень), sálpinx (маточная труба), símplex (простой), hélix (завиток), cóxa (бедро, таз);

b) os trapézium (трапециевидная кость), zygomáticus (скуловой), horizontális (горизонтальный), ázygos (непарный), vénae zygomáticae (скуловые вены), strátum zonále (поясной слой), zonuláris (поясковый), zoológia (зоология), Zíncum (цинк), zóster (пояс), zymóticus (бродящий), zýma (дрожжи).

Знаете ли Вы, что…
Аполлон (лат. Apollo) – сын Зевса и богини Латоны, брат-близнец Артемиды. «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…» - так начинается «Клятва» древнегреческих врачей, которая была создана во времена Гиппократа и сегодня носит его имя. Аполлон, Асклепий, Гигиея, Панакея – боги древнегреческой религии, истоки которой таятся в тысячелетней истории народов Эгейского моря. Аполлон – бог мудрости, покровитель поэзии, музыки и красоты почитался также как врач богов и бог врачей. Аполлон поручил своего сына Асклепия кентавру Хирону, который научил своего ученика не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших.
Асклепий, греч.: (лат. Эскулап) – греческий бог врачевания, сын Аполлона и Корониды. Узнав, что Асклепий пытался оживлять умерших, Зевс умертвил Асклепия молнией. Культ Асклепия изображали в облике бородатого, одетого в длинный плащ мужчины, опирающегося на посох, вокруг которого обвивается змея.

Правила чтения дифтонгов и буквосочетаний Занятие 2

 


ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

1.
Произношение дифтонгов.

2.
Произношение буквосочетаний.

3.
Контрольные вопросы.

4.
Домашнее задание.

5.
Лексический минимум.

6.
Упражнения.


2.1 ДИфтонги au, eu

Сочетание слогового гласного а, е с неслоговым u называется дифтонгом. Дифтонг образует один слог, поэтому u произносится как белорусское [ў].

 

Например: áuris [аўрис] – ухо;

pneumonía [пнэўмониа] – пневмония.

Сочетания ае, ое произносятся как русский гласный [э], поэтому их условно называют дифтонгами.

 

Например: cóstae [костэ] – рёбра;

oedéma [эдэма] – отёк.

Если в сочетаниях ае, ое над е стоят две точки, то эти буквы читаются раздельно.

 

Например: áёr [аэр] – воздух;

dýspnoё [диспноэ] – одышка.
2.2 Произношение буквосочетаний

1. Буквосочетание qu

Буквосочетание qu перед гласным звуком читается как [кв].

Например: squáma [сквама] – чешуя;

oblíquus [обликвус] – косой.

2. Буквосочетание ngu

Буквосочетание ngu перед гласным звуком читается как [нгв].

Например: língua [лингва] – язык.

Буквосочетание ngu перед согласным звуком читается как [нгу].

 

Например: língula [лингуля] – язычок.

3. Буквосочетание ti

Буквосочетание ti перед согласным звуком читается как [ти].

Например: tíbia [тибиа] – большеберцовая кость;

cútis [кутис] – кожа.

Если сочетание ti стоит перед гласным звуком, то оно читается как [ци].

 

Например: articulátio [артикуляцио] – сустав;

spátium [спациум] – пространство.

Если сочетание ti стоит перед гласным, но ему предшествует s или х, то это сочетание читается как [ти].

 

Например: óstium [остиум] – устье;

míxtio [микстио] – смесь.

4. Буквосочетания ch, ph, th, rh

 

Буквосочетание ch произносится как русский звук [х].
Буквосочетание ph произносится как русский звук [ф].
Буквосочетание th произносится как русский звук [т].
Буквосочетание rh произносится как русский звук [р].


Например: núcha [нуха] – выя;

phárynx [фаринкс] – глотка;

thórax [торакс] – грудная клетка;

rhizóma [ризома] – корневище.

N.B! Данные буквосочетания встречаются, в основном, в словах греческого происхождения.

2.3 Контрольные вопросы

 

1.
Что такое дифтонг?

2.
Сколько дифтонгов в латинском языке? Как они произносятся?

3.
Как произносятся сочетания qu, ngu, ti? Приведите примеры.

4.
Как произносятся буквосочетания ch, ph, th, rh? Приведите примеры.


2.4 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

1.
Выучите правила произношения дифтонгов и буквосочетаний.

2.
Выучите лексический минимум к данному занятию.

3.
Выполните упражнения № 1, 2, 3, 4, 5 - устно.

 


2. 5 Лексический минимум

 

Женский род
1. aórta, ae f - аорта
2. apertúra, ae f - апертура
3. artéria, ae f - артерия
4. búrsa, ae f - сумка
5. flexúra, ae f - изгиб
6. gingíva, ae f - десна
7. lámina, ae f - пластинка
8. línea, ae f - линия
9. língua, ae f - язык
10. mamma, ae f - молочная железа
11. órbita, ae f - глазница
12. pórta, ae f - ворота
13. protuberántia, ae f - выступ
14. sélla, ae f - седло
15. spína, ae f - ость
16. tíbia, ae f - большеберцовая кость
17. trachéa, ae f - трахея
18. túnica, ae f - оболочка
19. vagína, ae f - влагалище
20. véna, ae f - вена

 


2.6 Упражнения

Упражнение 1. Прочтите, обращая внимание на произношение ae, oe, au, eu:

а) Peronáeus (малоберцовый), caerúleus (синий), háema (кровь), incisúrae (вырезки), líneae transvérsae (поперечные линии), máculae (пятна), límbus córneae (край роговицы), rúgae (складки), vénae cávae (полые вены), spínae (ости), régio glutáea (ягодичная область), túnica vesícae félleae (оболочка желчного пузыря), aegrótus (больной), emplástrum adhaesívum (липкий пластырь), dens praemoláris (малый коренной зуб);

b) oedéma (отёк), roentgenográmma (рентгенограмма), fóetidus (зловонный), oecológia (экология), amóeba (амёба);

c) áuris (ухо), fáuces (зев), autonómicus (автономный), cáuda (хвост), háustrum (расширение), áuctor (автор), cáusa (причина), auriculáris (ушной);

d) aponeurósis (апоневроз), paraneurális (параневральный), neuroblástus (нейробласт), pleurális (плевральный), aneurýsma (аневризма), pléura (плeвра), Eucalýptus (эвкалипт), neuróma (неврома), os pneumáticum (воздухоносная кость), néuter (средний);

e) áёr (воздух), aёrosólum (аэрозоль), uropoёticus (мочеобразующий), poёta (создатель), liniméntum Áloёs (линимент алоэ).


Упражнение 2. Прочтите, объясните произношение qu и ngu:

a) Aquaedúctus (водопровод), oblíquus (косой), líquor (жидкость), lóbus quadrátus hépatis (квадратная доля печени), squamósus (чешуйчатый), os tríquetrum (трёхгранная кость), pars squamósa (чешуйчатая часть), squáma (чешуя), quádriceps (четырёхглавый), quínque (пять), áqua (вода), acquisítus (приобретённый);

b) sánguifer (кровеносный), únguis (ноготь), unguális (ногтевой), unguéntum (мазь), linguális (язычный), ínguen (пах), inguinális (паховый), languitúdo (вялость);

c) angulus (угол), cíngulum (пояс), singuláris (единственный), úngula (копыто).

 

Упражнение 3. Прочтите, обращая внимание на произношение ti:

а) Ópticus (зрительный), palatínus (нёбный), cartilágo (хрящ), tíbia (большеберцовая кость), montículus (холмик), acústicus (слуховой), rétina (сетчатка), caróticus (сонный), táctilis (осязательный), fontículus (родничок), pectinátus (гребенчатый);

b) аbdúctio (отведение), articulátio (сустав), bifurcátio (бифуркация), eminéntia (возвышение), excavátio (впадина), inclinátio (наклон), parodóntium (пародонт), protuberántia (выступ), respirátio (дыхание), séctio (разрез), spátium (пространство), substántia (вещество), terminatiónes (окончания), tértius (третий), solútio (раствор), distántia (расстояние);

c) míxtio (смешивание), suggéstio (внушение), digéstio (пищеварение), óstium (устье), angústia (сужение), combústio (ожог).


Упражнение 4. Прочтите, обращая внимание на чтение ch, ph, th, rh:

a) Arachnoídeus (паутинный), bráchium (плечо), cóncha (раковина), trachéa et brónchi (трахея и бронхи), hypochóndrium (подреберье), ischiádicus (седалищный), órchis (яичко), chirúrgicus (хирургический), núcha (выя), parénchyma (паренхима), cóchlea (улитка), synchondrósis (синхондроз), trochánter (вертел), chórda (струна), stómachus (желудок), chárta (бумага);

b) encéphalon (головной мозг), oesóphagus (пищевод), phárynx (глотка), phálanx (фаланга), diaphrágma (диафрагма), hemisphérium (полушарие), hypóphysis (гипофиз), nódus lympháticus (лимфатический узел), sphenoidális (клиновидный), saphénus (подкожный), sphíncter (сфинктер), sýmphysis (симфиз);

c) cánthus (угол глаза), glándula thyreoídea (щитовидная железа), ethmoidális (решётчатый), thórax (грудная клетка), endothélium (эндотелий), hypothálamus (гипоталамус), arthron (сустав), labyrínthus (лабиринт), thorácicus (грудной), synarthrósis (синартроз), Menthólum (ментол), ophthálmicus (глазной), isthmus (перешеек);

d) rhombencéphalon (ромбовидный мозг), karyorrhéxis (распад клеточного ядра), rheumatísmus (ревматизм), rháphe (шов), rhinális (носовой), rhizóma (корневище).
Упражнение 5. Прочтите, обращая внимание на произношение:

Thorácicus (грудной), scaphoídeus (ладьевидный), dysphasía (дисфазия), ethmoidális (решётчатый), cryotherapía (криотерапия), hypertróphicus (гипертрофический), gastrorrhagía (гастрорагия), thyreoídeus (щитовидный), pneumothórax (пневмоторакс), haemophilía (гемофилия), phlebographía (флебография), hypaesthesía (гипестезия), epíphysis (эпифиз), metathálamus (метаталамус), labyrinthus (лабиринт), encéphalon (головной мозг), cochleáris (улиточный), thanatophobía (танатофобия), brónchus (бронх), pyothórax (пиоторакс), myasthenía (миастения), brachiális (плечевой), oesóphagus (пищевод), logopathía (логопатия), thýmus (вилочковая железа), cardiotherapía (кардиотерапия), cirrhósis (цирроз), emphyséma (эмфизема), atrichía (атрихия), íschius (седалищная кость).

 


Правила ударения. Долгота и краткость предпоследнего (второго) слога Занятие 3

 




















































ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

1.
Деление слова на слоги.

2.
Правила ударения. Ударность (долгота) и безударность (краткость) предпоследнего (второго) слога.

3.
Особенности ударения в словах греческого происхождения.

4.
Контрольные вопросы.

1.
Домашнее задание.

2.
Лексический минимум.

3.
Упражнения.


3.1 Деление слова на слоги
Перед постановкой ударения нужно разбить слово на слоги, учитывая что:

1) количество слогов равно числу гласных в слове;

2) слоги принято считать от конца слова;

3) дифтонги образуют один слог.

 

Например:

 

4 3 2 1 3 2 1 3 2 1
ar- te- ri- a glu- tae- us squa- mo- sus


3.2 Правила ударения. Ударность (Долгота) и безударность (краткость) предпоследнего (второго) слога

В многосложных латинских словах ударение падает или на предпоследний (второй) слог, или на третий слог:

1) второй слог ударный, если он долгий. Графически долгота второго слога обозначается прямой чёрточкой [ – ] над гласным второго слога.

Например: pylōrus – привратник;


2) третий слог ударный, если второй слог краткий. Графически краткость второго слога обозначается скобкой [ ﬞ ] над гласным второго слога.

 

Например: skelěton – скелет.


В следующих случаях Вы должны уметь самостоятельно, без знаков долготы и краткости, определить ударность второго слога.

 

Правила Примеры
Предпоследний 1. если он содержит дифтонг. di- ae- ta gan- grae- na
(второй) слог ударный 2. если его гласный стоит перед двумя и более согласными, а также буквами xи z. li- ga- men-tum se- me- stris ref- le- xus ory- za
3. если он содержит ударный (долгий) суффикс: -al-, -ar-, -at-, -in-, -ur-, -os-. me-di- a- lis di-gi- ta- tus fib- ro- sus
Предпоследний (второй) 1. если его гласный стоит передследующим гласным. ar- te- ri- a su- pe- ri- or
слог безударный 2. если его гласный стоит перед сочетаниями: br, pl, tr. ver- te- bra qua- dru- plex tri- que- trus
3. если его гласный стоит перед диграфами ch, ph, th, rh. sto- ma- chus mo- no- li- thus
4. если он содержит безударный (краткий) суффикс: -ic-, -ol-, -ul-, -cul-. tho- ra- ci- cus fo- ve- o- la lin- gu- la tu-ber-cu- lum


Примечание:

 

1.
в существительном retĭna –сетчатка суффикс -in- безударный (краткий).

2.
в фармацевтической терминологии суффикс -ol- ударный: Dibazólum – дибазол, Synoestrólum – синэстрол.

3.
суффикс -ic- у существительных vesīca (пузырь), Urtīca (крапива), Hyperīcum (зверобой) – ударный (долгий).


3.3 Особенности ударения в словах греческого происхождения

В словах греческого происхождения ударение часто ставится на второй от конца слог даже тогда, когда его гласный стоит перед следующим гласным.

Это, в основном:

 

1.
Клинические термины на -ia (hypertonia, stomatoscopia, glossalgia). Исключениями являются термины на -lógia и -malácia, ударение в которых падает на третий слог.

2.
Прилагательные на -eus (laryngeus, carpeus).

3.
В суффиксе -ideus ударение падает на третий слог от конца (styloideus, mastoideus).


Если возникают сомнения в постановке ударения, обращайтесь к словарю.
3.4 Контрольные вопросы

 

1.
На какой слог падает ударение в многосложных словах?

2.
Какие слоги в латинском языке являются краткими? Приведите примеры.

3.
Какие слоги являются долгими? Приведите примеры.

4.
Назовите суффиксы c долгими и краткими гласными.

5.
Какие особенности при постановке ударения имеют слова греческого происхождения?


3.5 Домашнее задание

 

1.
Выучите теоретический материал по учебному пособию.

2.
Научитесь читать латинские слова, выделяя в произношении ударный слог.

3.
Выучите лексический минимум к данному занятию.

4.
Выполните упражнения № 2, 3, 4, 5 – устно.


3 .6 Лексический минимум

 

Мужской род
1. angŭlus, i m - угол
2. canalicŭlus, i m - каналец
3. fundus, i m - дно
4. muscŭlus, i m - мышца
5. nasus, i m - нос
6. nucleus, i m - ядро
7. оcŭlus, i m - глаз
8. radius, i m - лучевая кость
9. sulcus, i m - борозда
10. utěrus, i m - матка
11. ventricŭlus, i m - желудок, желудочек
Средний род
12. brachium, i n - плечо
13. collum, i n - шея, шейка (матки)
14. cranium, i n - череп
15. dorsum, i n - спина, спинка
16. membrum, i n - конечность, член тела
17. palātum, i n - нёбо
18. septum, i n - перегородка
19.stratum, i n - слой
19. tubercǔlum, i n - бугорок


3.7 Упражнения
Упражнение 1. Поставьте ударение в двусложных словах:

Pelvis (таз), fornix (свод), apex (верхушка), squama (чешуя), auris (ухо), cauda (хвост), crista (гребень), sternum (грудина), membrum (конечность), cavum (полость), margo (край), basis (основание), phalanx (фаланга), lingua (язык), dorsum (спина), plica (складка), isthmus (перешеек), arcus (дуга), ductus (проток), vasa (сосуды), radix (корень), venter (брюхо), collum (шея), pharynx (глотка), cortex (кора), sanguis (кровь).

 

Упражнение 2. Учитывая графические обозначения ударности-безударности предпоследнего слога, прочитайте вслух:

 

1.
Pylōrus (привратник), abdōmen (живот), cartilāgo (хрящ), carōtis (сонная артерия), dilatātor (расширяющий), fibrōma (фиброма), duodēnum (двенaдцатиперстная кишка), corōna (венец), audītus (слух), oedēma (отёк), valetūdo (здоровье), parōtis (околоушная железа), systēma (система), palātum (нёбо);

2.
lacrĭma (слеза), lamĭna (пластинка), liquĭdus (жидкий), acĭdum (кислота), minĭmus (наименьший), polўpus (полип), pyrămis (пирамида), utěrus (матка), occĭput (затылок), tuberosĭtas (бугристость), retĭna (сетчатка), huměrus (плечевая кость), oesophăgus (пищевод).

 


Упражнение 3. Руководствуясь правилами, поставьте ударение:

а) Glutaeus (ягодичный), gangraena (гангрена), diaeta (диета), amoeba (амёба), peronaeus (малоберцовый), Althaea (алтей), Crataegus (боярышник), peritonaeum (брюшина), barotrauma (баротравма);

 

2.
сerebellum (мозжечок), papilla (сосок), labyrinthus (лабиринт), reflexus (рефлекс), trochanter (вертел), sinister (левый), processus (отросток), ligamentum (связка), complexus (связь), columna (столб);

3.
оblongatus (продолговатый), spinalis (спинно-мозговой), ciliaris (ресничный), ulnaris (локтевой), arteriosus (артериальный), pelvinus (тазовый), nasalis (носовой), muscularis (мышечный), spongiosus (губчатый), incisura (вырезка), cribrosus (решётчатый);

4.
nucleus (ядро), cranium (череп), spatium (пространство), ganglion (ганглий), facies (поверхность), anterior (передний), arteria (артерия), inferior (нижний), labium (губа), terminatio (окончание), paries (стенка), pancreas (поджелудочная железа), atrium (предсердие);

5.
cerebrum (большой головной мозг), vertebra (позвонок), palpebra (веко), triquetrus (трёхгранный), multiplex (множественный), quadruplex (четырёхгранный);

6.
stomachus (желудок), choledochus (желчный), Bismuthum (висмут), phlebolithus (венный камень);

7.
valvula (заслонка), tuberculum (бугорок), ventriculus (желудок), musculus (мышца), glandula (железа), vestibulum (преддверие), pediculus (ножка), venula (маленькая вена), gastricus (желудочный), hepaticus (печёночный), foveola (ямочка), acusticus (слуховой), ductulus (проточек).

 

Упражнение 4. Поставьте ударение, прочитайте вслух:

Diaphragma (диафрагма), posterior (задний), temporalis (височный), intercostalis (межрёберный), flexura (изгиб), sacralis (крестцовый), tympanicus (барабанный), horizontalis (горизонтальный), zygomaticus (скуловой), paries (стенка), bifurcatio (раздвоение), appendix (аппендикс), recessus (карман), adiposus (жировой), aquaeductus (водопровод), apertura (апертура), accessorius (добавочный), supercilium (бровь), myocardium (миокард), ductulus (проточек), buccalis (щёчный), tonsilla (миндалина), commissura (спайка), constrictor (констриктор), frenulum (уздечка), ostium (устье), periodontium (периодонт), dentes permanentes (постоянные зубы), arcus atlantis (дуга атланта), glomerulus (клубочек), fascia (фасция), impressio (вдавление), cochlea (улитка), opticus (зрительный), medulla ossium (спинной мозг), retinaculum (удерживатель), chiasma (перекрест), extensor (разгибатель), caudatus (хвостатый), cysticus (пузырный), parietalis (теменной).


Упражнение 5. Прочитайте, обращая внимание на графические обозначения ударности - безударности:

Forāmen ovāle (овальное отверстие), muscǔlus sphincter pylōri (сфинктер привратника), orgăna ocǔli accessoria (добавочные органы глаза), skelĕton membri (скелет конечности), margo superior pyramǐdis (верхний край пирамиды), pars optǐca retǐnae (зрительная часть сетчатки), pars libĕra gingīvae (свободная часть десны), arteria carōtis (сонная артерия), lamǐna horizontālis (горизонтальная пластинка), arbor vitae cerebelli (древо жизни мозжечка), canālis palatīnus major (большой небный канал), retĭna (сетчатка), vas lymphatǐcum superficiāle (поверхностный лимфатический сосуд).

 


Знаете ли Вы, что…

Академия (греч. Akademeia) – местность недалеко от Афин, посвященная Академу. Сын Тирана Писистрата Гиппарх оградил его стеной и соорудил гимнасий. Здесь находились оливковая и платановая рощи, алтари Муз, Зевса, Эрота, Геракла и Прометея. В академии обучался Платон и его ученики, которые получили звание академиков.
Университет (лат.: universĭtas litterārum – совокупность наук) – высшее учебно-научное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания. В античности не было университетов в современном смысле, существовали определенные педагогические центры, в которых сосредотачивалось высшее образование. Такими центрами со II века н.э. можно назвать? прежде всего? Афины и Рим, а с VI века н.э. также Александрию, Берит (современный Бейрут), Антиохию и Константинополь.


Структура анатомического термина, состоящего из существительных. Имя существительное Занятие 4


ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

1.
Имя существительное:

·
грамматические категории имени существительного;

·
словарная форма имени существительного;

·
определение склонения и рода имени существительного;

·
определение основы имени существительного.


2. Структура анатомического термина, состоящего из существительных.

3. Контрольные вопросы.

4. Домашнее задание.

5. Лексический минимум.

6. Упражнения.
4.1 Имя существительное

























































Дата: 2019-02-02, просмотров: 258.