Виткин Дж. Издательство: М., 2004.
10. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. М., 2005.
11. Грановская Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. - М.: Генезис, 2002.
12. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз. - СПб.: Нева, 2003.
13. Гурней Б. Введение в науку управления. М., «Прогресс», 1969.
14.Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей// Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. – М.: ИП РАН, 1997.
15. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
16. Дружинин В.Н. Учебник для гуманитарных вузов. СПб.: Питер, 2001.
17. Eвланов Л.Г. Принятие решения в условиях неопределенности. М., ИУНХ, 1976.
18. Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. - М., 1990.
19. Корнилова Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал, 2005. №1.10
20. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.; 1979.21. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1972.22. Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформации психического образа // Вест. Моск. ун-та. Сер 14. Психология, 1988, N 2.- с.3-14
23. Майминас Е.З. Решение. В сб. «Математика и кибернетика в экономике», М., «Экономика», 1971.
24. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
25. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
26. Покровский В.С. Вопросы организации процессов принятия решений, М.,1975.
27. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: 1991.
28. Силласте Г.Г. Социально-психологический облик россиянок. Доклад на 3 Международной Гендерной Конференции “Мужчина и женщина: меняющиеся роли и образы”. 14-16 октября 1997. М., 1997.
29. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961.
30. Тихомиров О. К. Принятие решения как психологическая проблема // Проблемы принятия решения. М., 1976.
31.Тихомиров Ю. Управленческое решение. М., «Наука». 1973
32. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
33. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. - М.: Интел - Синтез, 1998.
34. Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. - М., 1996.
35. Chadd L.J, Tebay B.Langton, Naughton M.J.B information systems, Pureby Lund, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Опросник на определение творческого потенциала
Бланк ответов
Имя_______________ Пол___________
Род занятий_______________________
1 | 4 | 7 | 10 | 13 | 16 | ||||||
2 | 5 | 8 | 11 | 14 | 17 | ||||||
3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 |
Выберите один из вариантов ответов, отмечая выбранный вариант в бланке ответов.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы одни:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Приложение 2
Методика диагоностики невербальной креативности (методика Е.Торрaнса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994).
Имя _________________________________
Пол ____________ Род занятий _______________
Дорисуйте картинки и дайте им названия!
Дорисовывать можно что угодно и как угодно.
Подписывать необходимо разборчиво в строке под картинкой.
Приложение 3
Методика диагностики вербальной креативности (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994).
Имя _________________________________
Пол _______ Род занятий ____________ Дата _______________
Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов.
Ответы записывайте в бланк ответов в строку с соответствующим номером.
Бланк ответов
№ | Слово | Словосочетание | № | Слово | Словосочетание |
1 | 11 | ||||
2 | 12 | ||||
3 | 13 | ||||
4 | 14 | ||||
5 | 15 | ||||
6 | 16 | ||||
7 | 17 | ||||
8 | 18 | ||||
9 | 19 | ||||
10 | 20 |
СТИМУЛЬНЫЕ ТРОЙКИ СЛОВ
1. Случайная - гора – долгожданная
2. Вечерняя - бумага - стенная
3. Обратно - родина - путь
4. Далеко - слепой - будущее
5. Народная - страх - мировая
6. Деньги - билет - свободное
7. Человек - погоны - завод
8. Дверь - доверие - быстро
9. Друг - город - круг
10. Поезд - купить – бумажный
11. Цвет - заяц – сахар
12. Ласковая - морщины – сказка
13. Детство - случай – хорошее
14. Воздух - быстрая – свежее
15. Певец - Америка – тонкий
16. Тяжелый - рождение – урожайный
17. Много - чепуха – прямо
18. Кривой - очки - острый
19. Садовая - мозг – пустая
20. Гость - случайно – вокзал
Приложение 4
Опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР - 25), предложенный Т.В. Корниловой (1994)
Имя__________________ Пол__________________
Род занятий___________________________
Инструкция: отметьте
«+1», если высказывание в основном Вас характеризует.
«-1», если оно Вам не соответствует.
«0», если оно Вас наполовину характеризует.
№ | Вопросы | +1 | -1 | 0 |
1. | При подготовке к контрольной работе (экзамену, отчету и т.п ) и стараюсь получить всю информацию, все необходимые знания | +1 | -1 | 0 |
2. | При решении проблемы я обдумываю и оцениваю все возможные варианты, даже если какие-то из них нереальны или неприемлемы | +1 | -1 | 0 |
3. | Именно действия, а не размышления, помогают мне достичь желаемых результатов | +1 | -1 | 0 |
4. | В ситуациях, требующих решения, я всегда бываю так увлечен или разочарован делом, что выбор меня не затрудняет | +1 | -1 | 0 |
5. | Я могу утверждать или отрицать только то, о чем точно осведомлен | +1 | -1 | 0 |
6. | Я осторожен в своих планах и действиях. | +1 | -1 | 0 |
7. | Я неохотно ставлю на карту что-либо, предпочитаю действовать наверняка. | +1 | -1 | 0 |
8. | Я всегда забочусь о тщательности и точности в своих планах и действиях | +1 | -1 | 0 |
9. | Я робок | +1 | -1 | 0 |
10. | Я принимаю решения не на авось, а только после основательных размышлений. | +1 | -1 | 0 |
11. | Я действую согласно девизу: «Не зная броду, не суйся в воду» | +1 | -1 | 0 |
12. | Я предпочитаю неоднократно обдумывать решения, чтобы не сделать ошибки | +1 | -1 | 0 |
13. | Я охотно и смело иду на большой риск | +1 | -1 | 0 |
14. | Только осознав правильность основ своего действия, я принимаю решение | +1 | -1 | 0 |
15. | Я высказываю свое мнение, даже если большинство других людей занимают противоположную позицию | +1 | -1 | 0 |
16. | На работу, которая кажется мне интересной, я решаюсь даже тогда, когда мне не ясно, справлюсь ли я с ней | +1 | -1 | 0 |
17. | Я легко заговариваю и с незнакомыми людьми, с которыми хотел бы вступить в разговор. | +1 | -1 | 0 |
18. | Я охотно заменил бы своего начальника, чтобы показать, чет и могу добиться, даже рискуя наделать ошибок. | +1 | -1 | 0 |
19. | Я не принимаю решения, пока не обдумаю всех его последствий | +1 | -1 | 0 |
20. | Меня тяготила бы ситуация самостоятельного ведения переговоров | +1 | -1 | 0 |
21. | Даже если я знаю, что мои шансы невелики, я все равно пытаю счастья | +1 | -1 | 0 |
22. | В ситуации неопределенности выбора я все же склонен заключить сделку | +1 | -1 | 0 |
23. | Мне не доставляет труда принимать самостоятельные решения в любых условиях. | +1 | -1 | 0 |
24. | Я доверяюсь партнеру только в том случае, если имею о нем достаточно полную информацию | +1 | -1 | 0 |
25. | К успеху в делах меня приводит скорее неутомимость попыток, чем скрупулезность расчетов | +1 | -1 | 0 |
Приложение 5
Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM) - разработан У.Шааршмидтом и А.Фишером.
Инструкция
Имя __________________ Пол ____________________
Род занятий__________________________
Просим Вас описать Ваши привычные способы действий, установки и привычки, причем, прежде всего, в отношении Вашей трудовой жизни. Для этого Вам предлагается далее ряд высказываний. Прочитайте внимательно каждое предложение и решите, в какой мере оно касается лично Вас.
Обведите кружком номер подходящего варианта оценки каждого высказывания.
Оценки:
1 – меня не касается, совершенно не согласен(а);
2 – скорее нет, чем да;
3 – частично – да, частично – нет;
4 – скорее да, чем нет;
5 – полностью согласен
№ | Высказывания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Работа для меня – самое важное в жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Я мог(ла) бы продвинуться в профессии дальше, чем хотел(а) бы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Когда требуется, я работаю до изнеможения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Моя работа всегда должна быть выполнена безупречно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | После окончания рабочего дня я забываю о работе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Если я не добиваюсь успеха, я быстро сдаюсь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | По моему мнению, трудности существуют для того, чтобы их преодолевать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Меня нелегко вывести из состояния спокойствия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Моя прежняя профессиональная жизнь была весьма успешной | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | Я могу быть доволен(а) моей прошлой жизнью | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | Мой спутник/ моя спутница (с которым (ой) меня связывают тесные личные отношения) обнаруживает понимание моей работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12 | Работа значит для меня все | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13 | Профессиональная карьера значит для меня немного | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
14 | Во время работы я не щажу своих сил | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15 | Я лучше проверю еще несколько раз, чем сдам рабочий результат с ошибками | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
16 | Даже в свободное время мои мысли заняты также рабочими проблемами | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
17 | Мне очень тяжело справиться с неудачей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
18 | Если у меня что-то не получается, то я говорю себе: «Нет, попробую еще раз!» | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
19 | Я беспокойный человек | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
20 | На моем прежнем профессиональном пути я переживал больше успехов, чем поражений (неудач) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
21 | В общем и целом я счастлив(а) и доволен(а) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
22 | Моя семья не очень интересуется моими проблемами по работе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
23 | Я мог(ла) бы быть совершенно счастлив(а) и без моей работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
24 | Я считаю себя достаточно честолюбивым(ой) в том, что касается моего профессионального развития | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
25 | Пожалуй, я работаю больше, чем нужно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
26 | Для вопрос чести не сделать на работе ни одной ошибки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
27 | После работы я могу легко от всего отключиться | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
28 | Профессиональные провалы могут легко отбить у меня всякое желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
29 | Неудачи меня не обескураживают, а побуждают еще к большим усилиям | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
30 | Я думаю, что я человек достаточно импульсивный | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
31 | Пока у меня еще не было настоящих профессиональных достижений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
32 | У меня есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
33 | Со стороны моего спутника/ моей спутницы (с которым(ой) меня связывают тесные личные отношения) я хотел(а) бы большей заинтересованности моими профессиональными задачами и проблемами | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
34 | Работа мне нужна как воздух | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
35 | Я стремлюсь к более высоким профессиональным целям, чем большинство других | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
36 | Я склонен(а) к тому, чтобы работать на пределе своих сил | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
37 | Что бы я ни делал(а), это должно быть (сделано) безупречно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
38 | Конец рабочего дня есть конец рабочего дня, и после этого я не растрачиваю себя уже на мысли о работе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
39 | Если у меня что-то не получается по работе, то это меня сильно угнетает | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
40 | Я уверен(а), что смогу хорошо справиться со всеми требованиями, которые мне предъявит в будущем жизнь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
41 | Я думаю, что для окружающих я источник спокойствия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
42 | В моем профессиональном развитии мне практически все удавалось | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
43 | Я не могу ни в чем пожаловаться на свою жизнь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
44 | В моей семье я всегда нахожу поддержку | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
45 | Я не знаю, как бы я жил(а) без работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
46 | У меня большие планы на мое профессиональное будущее | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
47 | Режим моего дня характеризуется постоянной нехваткой времени | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
48 | Для меня работа выполнена только тогда, когда я полностью удовлетворен(а) результатом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
49 | Рабочие проблемы занимают меня в течение всего дня, до самой ночи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
50 | Я легко падаю духом, если, несмотря на мои усилия, не достигаю успеха | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
51 | Неудача может пробудить во мне новые силы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
52 | Практически во всех ситуациях я могу оставаться спокойным(ой) и рассудительным(ой) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
53 | Моя прежняя жизнь характеризуется профессиональными успехами | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
54 | Некоторыми сторонами жизни я изрядно разочарован(а) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
55 | Иногда мне хотелось бы больше поддержки со стороны окружающих меня людей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
56 | В жизни есть вещи важнее работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
57 | Профессиональный успех является для меня важной жизненной целью | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
58 | Я все свои силы отдаю работе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
59 | Мне неприятно, если я должен(а) закончить работу, которая могла бы быть сделана еще лучше | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
60 | Мои мысли почти все время крутятся вокруг работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
61 | Если я с чем-то не справился(лась), то это отбивает у меня желание работать дальше | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
62 | Если мне что-либо не удается, я упорствую и прилагаю все усилия, чтобы добиться успеха | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
63 | Стрессовые ситуации и волнение вокруг меня оставляют меня равнодушным(ой) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
64 | Мои профессиональные достижения говорят сами за себя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
65 | Найдется совсем немного таких счастливых людей, как я | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
66 | Когда мне нужны совет или помощь, всегда кто-нибудь оказывается рядом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 350.